Дотации на обеспечение сбалансированности
Подборка наиболее важных документов по запросу Дотации на обеспечение сбалансированности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)1. Дотации на обеспечение сбалансированности
(КонсультантПлюс, 2025)1. Дотации на обеспечение сбалансированности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Следовательно, отдельной оценки потребуют стимулирующие дотации. Для стимулирующих трансфертов мы предполагаем проведение количественной оценки эффективности их предоставления на основе степени достижения получателями тех целей, которые поощрялись данным видом трансфертов. Оценку их эффективности мы рекомендуем проводить с помощью показателей, характеризующих рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, уровень налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, получение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. По нашему мнению, получатели стимулирующих трансфертов не должны нуждаться в дополнительных средствах для обеспечения бюджетной сбалансированности.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Следовательно, отдельной оценки потребуют стимулирующие дотации. Для стимулирующих трансфертов мы предполагаем проведение количественной оценки эффективности их предоставления на основе степени достижения получателями тех целей, которые поощрялись данным видом трансфертов. Оценку их эффективности мы рекомендуем проводить с помощью показателей, характеризующих рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, уровень налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, получение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. По нашему мнению, получатели стимулирующих трансфертов не должны нуждаться в дополнительных средствах для обеспечения бюджетной сбалансированности.
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса дотации характеризуют такие черты, как безвозмездный, безвозвратный и нецелевой характер их предоставления. Перечисляемые из бюджета субъекта РФ в бюджеты муниципальных образований дотации бывают двух видов: на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов и по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Дотации по обеспечению сбалансированности местных бюджетов призваны покрыть несоответствие между расходами и доходами бюджетов. Дотации на выравнивание предоставляются муниципалитетам в целях обеспечения равенства финансовых возможностей всех муниципальных образований на территории региона по осуществлению публично-правовых функций. Другими словами, целью применения данного инструмента межбюджетных отношений является обеспечение выполнения некоего расчетного "социального стандарта" на всей территории субъекта РФ.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса дотации характеризуют такие черты, как безвозмездный, безвозвратный и нецелевой характер их предоставления. Перечисляемые из бюджета субъекта РФ в бюджеты муниципальных образований дотации бывают двух видов: на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов и по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Дотации по обеспечению сбалансированности местных бюджетов призваны покрыть несоответствие между расходами и доходами бюджетов. Дотации на выравнивание предоставляются муниципалитетам в целях обеспечения равенства финансовых возможностей всех муниципальных образований на территории региона по осуществлению публично-правовых функций. Другими словами, целью применения данного инструмента межбюджетных отношений является обеспечение выполнения некоего расчетного "социального стандарта" на всей территории субъекта РФ.
Нормативные акты
Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 5-ФКЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3. В течение переходного периода предоставление из федерального бюджета бюджету Донецкой Народной Республики дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Донецкой Народной Республики производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития Донецкой Народной Республики.
(ред. от 26.12.2024)
"О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики"3. В течение переходного периода предоставление из федерального бюджета бюджету Донецкой Народной Республики дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета Донецкой Народной Республики производится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социально-экономического развития Донецкой Народной Республики.
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 138.4. Дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)Статья 138.4. Дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 7 октября 2019 г. N 2316-р "О предоставлении в 2019 году из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации";
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 7 октября 2019 г. N 2316-р "О предоставлении в 2019 году из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации";
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, к иным межбюджетным трансфертам можно отнести дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Так, к иным межбюджетным трансфертам можно отнести дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством из бюджета субъектов РФ местным бюджетам предоставляются: дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты. Все предоставляемые из бюджета субъекта РФ дотации делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам. Лишь только дотации, предоставляемые федеральным бюджетом через региональный бюджет, применяются для финансирования конкретных целевых расходов местных бюджетов в рамках поощрения социально-экономического развития муниципальных образований. Субъект РФ распределяет указанные дотации посредством утверждаемой им методики. Например, в Ленинградской области такие дотации называют грантами, которые направляются в местный бюджет муниципальных образований в соответствии с результатами комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов <5>.
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством из бюджета субъектов РФ местным бюджетам предоставляются: дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты. Все предоставляемые из бюджета субъекта РФ дотации делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам. Лишь только дотации, предоставляемые федеральным бюджетом через региональный бюджет, применяются для финансирования конкретных целевых расходов местных бюджетов в рамках поощрения социально-экономического развития муниципальных образований. Субъект РФ распределяет указанные дотации посредством утверждаемой им методики. Например, в Ленинградской области такие дотации называют грантами, которые направляются в местный бюджет муниципальных образований в соответствии с результатами комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов <5>.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Е.А. Бочкаревой справедливо отмечается высокий управленческий потенциал межбюджетных трансфертов. Автор указывает на такие законодательные "подвижки" в правовом механизме предоставления дотаций, как появление двух новых типов дотаций - на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ (абз. первый п. 11 ст. 131 БК РФ) и иные дотации (абз. второй п. 11 ст. 131 БК РФ) - наравне с традиционным типом дотаций - на выравнивание бюджетной обеспеченности <19>. Расширение финансово-правового инструментария <20> бюджетного регулирования происходит постоянно, поскольку Российская Федерация стремится адаптировать финансово-правовой механизм межбюджетных отношений под текущую социально-экономическую ситуацию. Введение новых типов дотаций не является исключением, однако отмеченный выше правовой признак - отсутствие направления использования дотации - остается неизменным. Законодательные изменения, указанные Е.А. Бочкаревой, "вписанные" в текущую финансово-правовую парадигму межбюджетных трансфертов, направлены на поиск оптимального сочетания сдерживающих и побуждающих финансово-правовых средств, поскольку одновременно с законодательным закреплением дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, имеющих поощрительный характер, расчет которых основан на показателях эффективности управления публичными финансовыми ресурсами в регионе, были скорректированы ограничительные бюджетно-правовые нормы в части условий предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. С позиции правового воздействия нормы ограничительного характера также имеют побуждающий характер - они способствуют повышению качества системы управления публичными финансами на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, однако в отличие от поощрительных норм, регулирующих предоставление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов, по правовому воздействию ближе к нормам-"санкциям".
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)Е.А. Бочкаревой справедливо отмечается высокий управленческий потенциал межбюджетных трансфертов. Автор указывает на такие законодательные "подвижки" в правовом механизме предоставления дотаций, как появление двух новых типов дотаций - на обеспечение сбалансированности бюджетов субъектов РФ (абз. первый п. 11 ст. 131 БК РФ) и иные дотации (абз. второй п. 11 ст. 131 БК РФ) - наравне с традиционным типом дотаций - на выравнивание бюджетной обеспеченности <19>. Расширение финансово-правового инструментария <20> бюджетного регулирования происходит постоянно, поскольку Российская Федерация стремится адаптировать финансово-правовой механизм межбюджетных отношений под текущую социально-экономическую ситуацию. Введение новых типов дотаций не является исключением, однако отмеченный выше правовой признак - отсутствие направления использования дотации - остается неизменным. Законодательные изменения, указанные Е.А. Бочкаревой, "вписанные" в текущую финансово-правовую парадигму межбюджетных трансфертов, направлены на поиск оптимального сочетания сдерживающих и побуждающих финансово-правовых средств, поскольку одновременно с законодательным закреплением дотаций на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов, имеющих поощрительный характер, расчет которых основан на показателях эффективности управления публичными финансовыми ресурсами в регионе, были скорректированы ограничительные бюджетно-правовые нормы в части условий предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. С позиции правового воздействия нормы ограничительного характера также имеют побуждающий характер - они способствуют повышению качества системы управления публичными финансами на уровне субъектов РФ и муниципальных образований, однако в отличие от поощрительных норм, регулирующих предоставление дотаций на обеспечение сбалансированности бюджетов, по правовому воздействию ближе к нормам-"санкциям".
Статья: О проблеме публично-правового регулирования реализации статуса вынужденных мигрантов в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)<16> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2024 г. N 973-р "О выделении Минфину России в 2024 г. на предоставление бюджету Белгородской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2024. N 18. Ст. 2470; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2024 г. N 2113-р "О выделении Минфину России в 2024 г. бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на предоставление бюджету Курской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ" (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2024. N 33 (часть II). Ст. 5217.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)<16> См.: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2024 г. N 973-р "О выделении Минфину России в 2024 г. на предоставление бюджету Белгородской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2024. N 18. Ст. 2470; Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2024 г. N 2113-р "О выделении Минфину России в 2024 г. бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации на предоставление бюджету Курской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ" (с изменениями и дополнениями) // СЗ РФ. 2024. N 33 (часть II). Ст. 5217.