Дотации местным бюджетам
Подборка наиболее важных документов по запросу Дотации местным бюджетам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскивают в местный бюджет дотации на сбалансированность за прошлые годы, если из-за их непоступления расходные обязательства были исполнены не в полном объеме (например, по перечислению необходимых средств учреждениям)
(КонсультантПлюс, 2025)Взыскивают в местный бюджет дотации на сбалансированность за прошлые годы, если из-за их непоступления расходные обязательства были исполнены не в полном объеме (например, по перечислению необходимых средств учреждениям)
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 242.2 "Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, и о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" БК РФСсылка заявителя кассационной жалобы на то обстоятельство, что бюджет муниципального образования является дотационным и имеются иные направления расходования бюджетных средств, не связанные с исполнением судебного акта по настоящему делу, как верно отмечено судами, не может являться достаточным основанием для предоставления отсрочки исполнения судебного акта в отсутствие доказательств недостаточности денежных средств, предусмотренных бюджетом муниципального образования на цели исполнения решения суда по обращению взыскания на средства местного бюджета, и доказательств принятия всех возможных организационно-технических мер по перераспределению бюджетных средств после получения исполнительного листа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством из бюджета субъектов РФ местным бюджетам предоставляются: дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты. Все предоставляемые из бюджета субъекта РФ дотации делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам. Лишь только дотации, предоставляемые федеральным бюджетом через региональный бюджет, применяются для финансирования конкретных целевых расходов местных бюджетов в рамках поощрения социально-экономического развития муниципальных образований. Субъект РФ распределяет указанные дотации посредством утверждаемой им методики. Например, в Ленинградской области такие дотации называют грантами, которые направляются в местный бюджет муниципальных образований в соответствии с результатами комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов <5>.
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством из бюджета субъектов РФ местным бюджетам предоставляются: дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты. Все предоставляемые из бюджета субъекта РФ дотации делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам. Лишь только дотации, предоставляемые федеральным бюджетом через региональный бюджет, применяются для финансирования конкретных целевых расходов местных бюджетов в рамках поощрения социально-экономического развития муниципальных образований. Субъект РФ распределяет указанные дотации посредством утверждаемой им методики. Например, в Ленинградской области такие дотации называют грантами, которые направляются в местный бюджет муниципальных образований в соответствии с результатами комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов <5>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 72. Субсидии, дотации и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"Статья 72. Субсидии, дотации и иные межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 138.4. Дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
(ред. от 31.07.2025)Статья 138.4. Дотации местным бюджетам на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- при расчете дотаций местным бюджетам в части реализации дополнительных общеобразовательных программ.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- при расчете дотаций местным бюджетам в части реализации дополнительных общеобразовательных программ.
Статья: Отражение в бухгалтерском учете расчетов по НДС при получении субсидий в сельском хозяйстве
(Клычова Г.С., Мухамедзянов К.З., Парфенова К.А., Камалова Г.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)<5> Иволгин А. Бюджеты городов России: доходы, расходы, дефицит и дотации: Рейтинг городов России по расходам и доходам местных бюджетов // Тинькофф-журнал. Статистика. 22.02.2024. URL: https://journal.tinkoff.ru/city-budget-2024/.
(Клычова Г.С., Мухамедзянов К.З., Парфенова К.А., Камалова Г.И.)
("Международный бухгалтерский учет", 2024, N 11)<5> Иволгин А. Бюджеты городов России: доходы, расходы, дефицит и дотации: Рейтинг городов России по расходам и доходам местных бюджетов // Тинькофф-журнал. Статистика. 22.02.2024. URL: https://journal.tinkoff.ru/city-budget-2024/.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Следовательно, отдельной оценки потребуют стимулирующие дотации. Для стимулирующих трансфертов мы предполагаем проведение количественной оценки эффективности их предоставления на основе степени достижения получателями тех целей, которые поощрялись данным видом трансфертов. Оценку их эффективности мы рекомендуем проводить с помощью показателей, характеризующих рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, уровень налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, получение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. По нашему мнению, получатели стимулирующих трансфертов не должны нуждаться в дополнительных средствах для обеспечения бюджетной сбалансированности.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)Следовательно, отдельной оценки потребуют стимулирующие дотации. Для стимулирующих трансфертов мы предполагаем проведение количественной оценки эффективности их предоставления на основе степени достижения получателями тех целей, которые поощрялись данным видом трансфертов. Оценку их эффективности мы рекомендуем проводить с помощью показателей, характеризующих рост налоговых и неналоговых доходов бюджета, уровень налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, получение дотаций на обеспечение сбалансированности бюджета. По нашему мнению, получатели стимулирующих трансфертов не должны нуждаться в дополнительных средствах для обеспечения бюджетной сбалансированности.
Статья: Налог на профессиональный доход - пять лет эксперимента: промежуточные итоги
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)В случае зачисления НПД в региональный бюджет субъект РФ может часть налога передать на муниципальный уровень или предоставлять муниципальным образованиям межбюджетные трансферты для стимулирования роста численности самозанятых. Так, в Челябинской области предусмотрено выделение дотаций из областного бюджета муниципальным образованиям на стимулирование увеличения числа самозанятых граждан и поступлений НПД <11>. Каждый квартал УФНС по Челябинской области предоставляет в Министерство финансов Челябинской области информацию о поступлениях НПД по каждому муниципальному образованию. Размер предоставляемой дотации рассчитывается исходя из поступивших сумм налога <12>. По данным губернатора Челябинской области, если в 2021 г. муниципальным образованиям было предоставлено таких дотаций на сумму 85 миллионов рублей, в 2022 г. - на 350 миллионов рублей, то в 2023 г. - уже более 500 миллионов рублей <13>.
(Миронова С.М.)
("Финансовое право", 2023, N 12)В случае зачисления НПД в региональный бюджет субъект РФ может часть налога передать на муниципальный уровень или предоставлять муниципальным образованиям межбюджетные трансферты для стимулирования роста численности самозанятых. Так, в Челябинской области предусмотрено выделение дотаций из областного бюджета муниципальным образованиям на стимулирование увеличения числа самозанятых граждан и поступлений НПД <11>. Каждый квартал УФНС по Челябинской области предоставляет в Министерство финансов Челябинской области информацию о поступлениях НПД по каждому муниципальному образованию. Размер предоставляемой дотации рассчитывается исходя из поступивших сумм налога <12>. По данным губернатора Челябинской области, если в 2021 г. муниципальным образованиям было предоставлено таких дотаций на сумму 85 миллионов рублей, в 2022 г. - на 350 миллионов рублей, то в 2023 г. - уже более 500 миллионов рублей <13>.
Статья: Конституционная природа муниципальной власти
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Давно назрела потребность в создании стратегии возрождения нерентабельной муниципальной экономики, позволяющей обеспечивать формирование местных бюджетов без дотаций из региональных финансовых центров. Решению этого актуального вопроса может способствовать расширение числа местных налогов. Каких-либо конституционных препятствий для воплощения в жизнь идеи реальной самостоятельности муниципальной власти нет. Предлагаемые меры позитивно отразились бы на укреплении муниципальной власти, повышении ее роли в упорядочении жизнедеятельности местных сообществ и способствовали бы реализации конституционной новеллы 2020 г., на основании которой органы местного самоуправления и органы государственной власти должны осуществлять взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения муниципальных образований.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Давно назрела потребность в создании стратегии возрождения нерентабельной муниципальной экономики, позволяющей обеспечивать формирование местных бюджетов без дотаций из региональных финансовых центров. Решению этого актуального вопроса может способствовать расширение числа местных налогов. Каких-либо конституционных препятствий для воплощения в жизнь идеи реальной самостоятельности муниципальной власти нет. Предлагаемые меры позитивно отразились бы на укреплении муниципальной власти, повышении ее роли в упорядочении жизнедеятельности местных сообществ и способствовали бы реализации конституционной новеллы 2020 г., на основании которой органы местного самоуправления и органы государственной власти должны осуществлять взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения муниципальных образований.
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса дотации характеризуют такие черты, как безвозмездный, безвозвратный и нецелевой характер их предоставления. Перечисляемые из бюджета субъекта РФ в бюджеты муниципальных образований дотации бывают двух видов: на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов и по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Дотации по обеспечению сбалансированности местных бюджетов призваны покрыть несоответствие между расходами и доходами бюджетов. Дотации на выравнивание предоставляются муниципалитетам в целях обеспечения равенства финансовых возможностей всех муниципальных образований на территории региона по осуществлению публично-правовых функций. Другими словами, целью применения данного инструмента межбюджетных отношений является обеспечение выполнения некоего расчетного "социального стандарта" на всей территории субъекта РФ.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса дотации характеризуют такие черты, как безвозмездный, безвозвратный и нецелевой характер их предоставления. Перечисляемые из бюджета субъекта РФ в бюджеты муниципальных образований дотации бывают двух видов: на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов и по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований. Дотации по обеспечению сбалансированности местных бюджетов призваны покрыть несоответствие между расходами и доходами бюджетов. Дотации на выравнивание предоставляются муниципалитетам в целях обеспечения равенства финансовых возможностей всех муниципальных образований на территории региона по осуществлению публично-правовых функций. Другими словами, целью применения данного инструмента межбюджетных отношений является обеспечение выполнения некоего расчетного "социального стандарта" на всей территории субъекта РФ.