Дотации из федерального бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Дотации из федерального бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)...Минфином России и Правительством Республики... заключено Соглашение о предоставлении... бюджету Республики... дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации...
(КонсультантПлюс, 2025)...Минфином России и Правительством Республики... заключено Соглашение о предоставлении... бюджету Республики... дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности налогообложения в юго-западных субъектах Российской Федерации
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Однако для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) налоговые условия в ближайшие несколько лет будут существенно мягче, чем в целом по Российской Федерации. Для сравнения выбрана Республика Тыва - субъект Российской Федерации, имеющий аналогичный уровень дотационности - более 40%, т.е. доля дотаций из федерального бюджета составляет более 40% объема собственных доходов региона. В этой группе, помимо новых субъектов Российской Федерации, Республика Тыва, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика.
(Пьянова М.В.)
("Налоги" (журнал), 2024, N 3)Однако для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП) налоговые условия в ближайшие несколько лет будут существенно мягче, чем в целом по Российской Федерации. Для сравнения выбрана Республика Тыва - субъект Российской Федерации, имеющий аналогичный уровень дотационности - более 40%, т.е. доля дотаций из федерального бюджета составляет более 40% объема собственных доходов региона. В этой группе, помимо новых субъектов Российской Федерации, Республика Тыва, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Чеченская Республика.
Статья: Материальные меры поощрения муниципальных образований как основа их устойчивого развития
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством из бюджета субъектов РФ местным бюджетам предоставляются: дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты. Все предоставляемые из бюджета субъекта РФ дотации делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам. Лишь только дотации, предоставляемые федеральным бюджетом через региональный бюджет, применяются для финансирования конкретных целевых расходов местных бюджетов в рамках поощрения социально-экономического развития муниципальных образований. Субъект РФ распределяет указанные дотации посредством утверждаемой им методики. Например, в Ленинградской области такие дотации называют грантами, которые направляются в местный бюджет муниципальных образований в соответствии с результатами комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов <5>.
(Нигметзянов А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Таким образом, в соответствии с бюджетным законодательством из бюджета субъектов РФ местным бюджетам предоставляются: дотации, субсидии, субвенции и иные трансферты. Все предоставляемые из бюджета субъекта РФ дотации делятся на дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов и иные дотации местным бюджетам. Лишь только дотации, предоставляемые федеральным бюджетом через региональный бюджет, применяются для финансирования конкретных целевых расходов местных бюджетов в рамках поощрения социально-экономического развития муниципальных образований. Субъект РФ распределяет указанные дотации посредством утверждаемой им методики. Например, в Ленинградской области такие дотации называют грантами, которые направляются в местный бюджет муниципальных образований в соответствии с результатами комплексной оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа и муниципальных районов <5>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Раздел I. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"Раздел I. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету города Байконура
"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 131. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета
(ред. от 31.07.2025)Статья 131. Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета
Статья: Применение принципа субсидиарности при формировании региональных расходных обязательств
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Запрет устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации <22> и федеральными законами к полномочиям органов власти субъектов РФ, установлен для субъектов РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (пп. 1 п. 3 ст. 130 БК РФ), а также к субъекту РФ, отнесенному к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости (п. 8 ст. 107.1 БК РФ). Применение данного запрета приостановлено с 1 апреля 2020 г. до 1 января 2023 г. <23> в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также иных расходных обязательств, определенных высшим исполнительным органом субъекта РФ.
(Андреечев И.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Запрет устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации <22> и федеральными законами к полномочиям органов власти субъектов РФ, установлен для субъектов РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних лет превышала 10 процентов объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ (пп. 1 п. 3 ст. 130 БК РФ), а также к субъекту РФ, отнесенному к группе заемщиков со средним уровнем долговой устойчивости (п. 8 ст. 107.1 БК РФ). Применение данного запрета приостановлено с 1 апреля 2020 г. до 1 января 2023 г. <23> в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, а также иных расходных обязательств, определенных высшим исполнительным органом субъекта РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)б) перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральным государственным учреждениям, дотаций федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов (перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС).
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)б) перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования федеральным государственным учреждениям, дотаций федеральному бюджету из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в целях предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ и бюджетных ассигнований бюджетов субъектов (перечень видов ВМП, не включенных в базовую программу ОМС).
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)<40> В 2022 г. из 85 субъектов РФ только 23 не являются получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; в бюджетах 37 доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ; в 6 регионах доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта; в 34 региональных бюджетах расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта. Приказ Минфина России от 11 ноября 2021 г. N 493 (ред. от 14.12.2021) "Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п. 5 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)<40> В 2022 г. из 85 субъектов РФ только 23 не являются получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; в бюджетах 37 доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ; в 6 регионах доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 40% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта; в 34 региональных бюджетах расчетная доля межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта. Приказ Минфина России от 11 ноября 2021 г. N 493 (ред. от 14.12.2021) "Об утверждении перечней субъектов Российской Федерации в соответствии с положениями п. 5 ст. 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 7 октября 2019 г. N 2316-р "О предоставлении в 2019 году из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации";
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- от 7 октября 2019 г. N 2316-р "О предоставлении в 2019 году из федерального бюджета бюджету Еврейской автономной области дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации";
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Субъекты РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, в том числе автономные округа, в состав которых входят муниципальные образования, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет бюджетов краев, областей, начиная с очередного финансового года не имеют права:
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Субъекты РФ, в бюджетах которых доля дотаций из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, в том числе автономные округа, в состав которых входят муниципальные образования, являющиеся в очередном финансовом году получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований за счет бюджетов краев, областей, начиная с очередного финансового года не имеют права: