Доступность медицинской помощи
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступность медицинской помощи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 10 "Доступность и качество медицинской помощи" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"СТАТЬЯ 10 "ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ"
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 10 "Доступность и качество медицинской помощи" Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации""К таковым критериям наряду с организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, с наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации, с возможностью выбора медицинской помощи и врача, применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижении, с возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента федеральный законодатель относит предоставление медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (пункт 5 статьи 10)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу об обеспечении доступности медицинской помощи органами местного самоуправления
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9
(Усманова Р.М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 9
Статья: Обеспечение доступности медицинской помощи как новелла конституционно-правового статуса института местного самоуправления в Российской Федерации: кадры, инфраструктура, территории
(Чуб Н.В., Петров Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
(Чуб Н.В., Петров Н.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи
(ред. от 23.07.2025)
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи
Постановление Правительства РФ от 16.03.2020 N 287
(ред. от 27.06.2025)
"Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу"5. Создание на базе Курчатовского института новейшего отечественного научно-образовательного медицинского центра ядерной медицины и адронной терапии, включающего в себя такие уникальные научные установки, как экспериментально-клинический комплекс ионной лучевой терапии на действующем ускорительном комплексе У-70 ("ЛУЧ У-70"), прототип типового отечественного клинического центра ионной (углеродной) терапии ("ЛУЧ-ТИП-ИОН"), онкоофтальмологический комплекс ("ЛУЧ-ОКО"), радиоизотопный комплекс для получения широкого спектра радиоизотопов для диагностики и терапии онкологических, сердечно-сосудистых, неврологических и офтальмологических заболеваний ("ИЗОТОП"), комплекс протонной лучевой терапии ("ЛУЧ-ПРОТОН"), обеспечивающие наработку широкого спектра медицинских радионуклидов для создания радиофармпрепаратов и отработки технологий для диагностики и терапии онкологических заболеваний, болезней глаза и его придаточного аппарата, болезней системы кровообращения, болезней нервной системы и иных заболеваний в целях их внедрения в субъектах Российской Федерации для обеспечения доступности медицинской помощи, разработка типовых требований к центрам ядерной медицины и адронной терапии
(ред. от 27.06.2025)
"Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития синхротронных и нейтронных исследований и исследовательской инфраструктуры на период до 2030 года и дальнейшую перспективу"5. Создание на базе Курчатовского института новейшего отечественного научно-образовательного медицинского центра ядерной медицины и адронной терапии, включающего в себя такие уникальные научные установки, как экспериментально-клинический комплекс ионной лучевой терапии на действующем ускорительном комплексе У-70 ("ЛУЧ У-70"), прототип типового отечественного клинического центра ионной (углеродной) терапии ("ЛУЧ-ТИП-ИОН"), онкоофтальмологический комплекс ("ЛУЧ-ОКО"), радиоизотопный комплекс для получения широкого спектра радиоизотопов для диагностики и терапии онкологических, сердечно-сосудистых, неврологических и офтальмологических заболеваний ("ИЗОТОП"), комплекс протонной лучевой терапии ("ЛУЧ-ПРОТОН"), обеспечивающие наработку широкого спектра медицинских радионуклидов для создания радиофармпрепаратов и отработки технологий для диагностики и терапии онкологических заболеваний, болезней глаза и его придаточного аппарата, болезней системы кровообращения, болезней нервной системы и иных заболеваний в целях их внедрения в субъектах Российской Федерации для обеспечения доступности медицинской помощи, разработка типовых требований к центрам ядерной медицины и адронной терапии
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)1. К комментируемой статье ВК РФ непосредственное отношение имеет ст. 132 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)1. К комментируемой статье ВК РФ непосредственное отношение имеет ст. 132 Конституции РФ в редакции Закона РФ о поправке Конституции РФ от 14 марта 2020 г. N 1-ФКЗ, согласно которой органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения, а также в соответствии с федеральным законом обеспечивают в пределах своей компетенции доступность медицинской помощи.
Ситуация: Что делать, если отказали в госпитализации?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также с вопросом по доступности и качеству медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, можно обратиться по телефону региональной горячей линии Минздрава России. Номер телефона региональной горячей линии доступен на официальном сайте Минздрава России после выбора посетителем сайта соответствующего региона (п. 14 Инструкции, утв. Приказом Минздрава России от 28.07.2015 N 493н).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Также с вопросом по доступности и качеству медицинской помощи, оказываемой в рамках ОМС, можно обратиться по телефону региональной горячей линии Минздрава России. Номер телефона региональной горячей линии доступен на официальном сайте Минздрава России после выбора посетителем сайта соответствующего региона (п. 14 Инструкции, утв. Приказом Минздрава России от 28.07.2015 N 493н).
Статья: Медосмотры сотрудников: неочевидные вопросы с ответами
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Ответ на этот вопрос дал Роструд на сайте "Онлайнинспекция.рф". Да, медосмотр нужен, если предполагается, что сотрудник будет выполнять работы в особых географических регионах, там, где транспортная доступность медицинских учреждений, оказывающих помощь в экстренной форме, превышает 60 минут.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 6)Ответ на этот вопрос дал Роструд на сайте "Онлайнинспекция.рф". Да, медосмотр нужен, если предполагается, что сотрудник будет выполнять работы в особых географических регионах, там, где транспортная доступность медицинских учреждений, оказывающих помощь в экстренной форме, превышает 60 минут.
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Наиболее изученными являются вопросы правового регулирования здравоохранения в Арктической зоне: в 1981 г. создан (в 1998 г. начал взаимодействовать с Арктическим советом <1>) Международный союз циркумполярного здоровья (включающий пять специальных организаций, в том числе Сибирское отделение Российской академии медицинских наук) <2>, который издает Международный журнал циркумполярного здоровья <3>, в рамках научных мероприятий и исследований акцентируется внимание на географическом аспекте доступности медицинской помощи <4>.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Наиболее изученными являются вопросы правового регулирования здравоохранения в Арктической зоне: в 1981 г. создан (в 1998 г. начал взаимодействовать с Арктическим советом <1>) Международный союз циркумполярного здоровья (включающий пять специальных организаций, в том числе Сибирское отделение Российской академии медицинских наук) <2>, который издает Международный журнал циркумполярного здоровья <3>, в рамках научных мероприятий и исследований акцентируется внимание на географическом аспекте доступности медицинской помощи <4>.
Ситуация: Что делать в случае навязывания платных медицинских услуг?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, пациент или его представитель имеет право подать жалобу в СМО относительно доступности медицинской помощи в медицинской организации с требованием провести по этой жалобе медико-экономическую экспертизу (п. 14, пп. 2 п. 22 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н; п. 6.8 Методических рекомендаций).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Кроме того, пациент или его представитель имеет право подать жалобу в СМО относительно доступности медицинской помощи в медицинской организации с требованием провести по этой жалобе медико-экономическую экспертизу (п. 14, пп. 2 п. 22 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 19.03.2021 N 231н; п. 6.8 Методических рекомендаций).
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 10. Доступность и качество медицинской помощи
Статья: Административно-правовые инструменты повышения доступности и качества медицинской помощи на малых и удаленных территориях
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8
(Даунгли А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Преимуществом системы ОМС, или всеобщего (публичного) медицинского страхования, является то, что она обеспечивает 100%-ный охват всего населения. Тем самым решается проблема доступности медицинской помощи даже для малоимущих граждан, с которой сталкиваются страны с исключительно частным (коммерческим) медицинским страхованием <1>. Однако при попытке наполнить программу гарантированной медицинской помощи широким спектром медицинских услуг неизбежно возникает дефицит средств в фонде обязательного медицинского страхования. Медицинские организации, участвующие в реализации программы ОМС, вынуждены укладываться в те нормативы расходов на медицинскую помощь, которые определены страховщиками, либо в судебном порядке добиваться полной оплаты всех фактически оказанных медицинских услуг. Показательны следующие примеры.
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Преимуществом системы ОМС, или всеобщего (публичного) медицинского страхования, является то, что она обеспечивает 100%-ный охват всего населения. Тем самым решается проблема доступности медицинской помощи даже для малоимущих граждан, с которой сталкиваются страны с исключительно частным (коммерческим) медицинским страхованием <1>. Однако при попытке наполнить программу гарантированной медицинской помощи широким спектром медицинских услуг неизбежно возникает дефицит средств в фонде обязательного медицинского страхования. Медицинские организации, участвующие в реализации программы ОМС, вынуждены укладываться в те нормативы расходов на медицинскую помощь, которые определены страховщиками, либо в судебном порядке добиваться полной оплаты всех фактически оказанных медицинских услуг. Показательны следующие примеры.