Доступ к объекту культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к объекту культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны объектов культурного наследия, водных объектов, земельных участков, недр, животного мира, а также в области управления и пользования жилым фондом: Организация (Гражданин, Должностное лицо, ИП) обжалует привлечение к ответственности за уничтожение или повреждение объектов культурного наследия народов РФ или объектов, составляющих предмет охраны исторического поселения
(КонсультантПлюс, 2025)установлено уничтожение или повреждение (демонтаж, ненадлежащее содержание, свободный доступ посторонних лиц и т.п.) объектов культурного наследия (в том числе вновь выявленных)
(КонсультантПлюс, 2025)установлено уничтожение или повреждение (демонтаж, ненадлежащее содержание, свободный доступ посторонних лиц и т.п.) объектов культурного наследия (в том числе вновь выявленных)
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 47.3 "Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации""По смыслу статьи 47.1 вышеуказанного Федерального закона в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, устанавливаются ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на такие объекты культурного наследия. Такими ограничениями (обременениями) являются: 1) требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, и выявленных объектов культурного наследия, установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ; 2) требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Охранное обязательство объекта культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия (в соответствии со ст. 47.4 Закона об объектах культурного наследия);
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия (в соответствии со ст. 47.4 Закона об объектах культурного наследия);
Статья: О популяризации объектов культурного наследия
(Кудряшова В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)Так, в некоторых субъектах РФ к мероприятиям по популяризации отнесены: обеспечение доступа к объектам культурного наследия и установка на них информационных надписей.
(Кудряшова В.В.)
("Юрист", 2024, N 10)Так, в некоторых субъектах РФ к мероприятиям по популяризации отнесены: обеспечение доступа к объектам культурного наследия и установка на них информационных надписей.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 47.5. Приостановление доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)Статья 47.5. Приостановление доступа к объекту культурного наследия, включенному в реестр
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй квартал 2023 года"Как отметил Конституционный Суд, отсутствие согласия граждан на посещение и обследование должностными лицами органов охраны объектов культурного наследия находящихся в их собственности жилых помещений на основании решения соответствующего органа исполнительной власти исключает возможность реализации полномочий указанных должностных лиц, предусмотренных оспоренными положениями. Это, однако, не означает, что в подобного рода случаях указанные должностные лица полностью утрачивают право посещения и обследования жилых помещений, находящихся в собственности граждан, при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований, предъявляемых к сохранению, содержанию, использованию и обеспечению доступа к объектам культурного наследия, в том числе в отношении многоквартирных домов.
Статья: Правовое регулирование популяризации объектов культурного наследия на цифровых платформах как средство развития туризма в России
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 4)Правовое регулирование отношений в области популяризации, сохранения, использования объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <2>. Согласно статье 47.4 этого Федерального закона при осуществлении туристской и экскурсионной деятельности, наряду с научной, культурно-просветительной, образовательной и (или) религиозной, гражданам гарантируется доступ к объектам культурного наследия для реализации их права на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия.
(Иванова Ж.Б.)
("Туризм: право и экономика", 2022, N 4)Правовое регулирование отношений в области популяризации, сохранения, использования объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" <2>. Согласно статье 47.4 этого Федерального закона при осуществлении туристской и экскурсионной деятельности, наряду с научной, культурно-просветительной, образовательной и (или) религиозной, гражданам гарантируется доступ к объектам культурного наследия для реализации их права на доступ к культурным ценностям, популяризации объекта культурного наследия.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со ст. 47.4 данного Закона;
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)3) обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со ст. 47.4 данного Закона;
Статья: Порядок регулирования охраны памятников истории и культуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, требования к сохранению объекта культурного наследия, требования к обеспечению доступа к объекту культурного наследия;
Статья: К вопросу о возможности обогащения гражданского судопроизводства России новыми участниками
(Туманов Д.А., Ионова Д.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Однако в вопросе о праве граждан на обращение в суд с требованиями, касающимися неких общих благ, не все так однозначно. Например, суды беспрепятственно принимают к рассмотрению иски граждан об оспаривании отказа во включении определенных зданий, строений, сооружений в перечень объектов культурного наследия; о признании незаконными действий по реконструкции таких объектов с их существенной модификацией и т.д. Интересно, что в таких случаях граждане признаются истцами, защищающими свои право и интерес. Такой подход судов основан на том, что в ст. 7 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определено, что каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия, каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия и т.д. Поэтому при рассмотрении указанных дел суды исходят из защиты указанных прав граждан.
(Туманов Д.А., Ионова Д.Ю.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 4)Однако в вопросе о праве граждан на обращение в суд с требованиями, касающимися неких общих благ, не все так однозначно. Например, суды беспрепятственно принимают к рассмотрению иски граждан об оспаривании отказа во включении определенных зданий, строений, сооружений в перечень объектов культурного наследия; о признании незаконными действий по реконструкции таких объектов с их существенной модификацией и т.д. Интересно, что в таких случаях граждане признаются истцами, защищающими свои право и интерес. Такой подход судов основан на том, что в ст. 7 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" определено, что каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия, каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия и т.д. Поэтому при рассмотрении указанных дел суды исходят из защиты указанных прав граждан.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Особый режим использования водного объекта согласно Закону об объектах культурного наследия предполагает обеспечение водопользователем не только сохранности объекта археологического наследия как объекта культурного наследия, но и доступа граждан к нему (ст. 47.4, 47.5), а также обеспечение проведения археологических полевых работ (ст. 45.1).
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Особый режим использования водного объекта согласно Закону об объектах культурного наследия предполагает обеспечение водопользователем не только сохранности объекта археологического наследия как объекта культурного наследия, но и доступа граждан к нему (ст. 47.4, 47.5), а также обеспечение проведения археологических полевых работ (ст. 45.1).