Доступ к экологической информации
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к экологической информации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)27. Волков К.В. Правовое регулирование доступа к экологической информации: сравнительно-правовой анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / К.В. Волков; ИГП РАН. М., 2009. 26 с.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)27. Волков К.В. Правовое регулирование доступа к экологической информации: сравнительно-правовой анализ [Текст]: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / К.В. Волков; ИГП РАН. М., 2009. 26 с.
Статья: Проблемы правового определения экологической информации
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В статье анализируется понятие "информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)", исследованы вопросы правового регулирования, связанные с отнесением конкретных сведений к такой информации. Сделан вывод о необходимости устранения закрепленного в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" формального ограничения доступа к экологической информации в части информации ограниченного доступа. В смежных отраслях законодательства экологическая информация выведена за рамки информации ограниченного доступа, и экологическое законодательство должно учесть эти правовые нормы. Также посредством развития правового регулирования важно исключить вариант применения правовых норм, при котором как экологическую станет возможным рассматривать только ту информацию, сведения о которой включены в специальный акт, утверждаемый Правительством РФ. Для разрешения спорных ситуаций должна быть прямо предусмотрена возможность установления факта, что те или иные сведения относятся к экологической информации, судебным решением.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2023, N 3)В статье анализируется понятие "информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация)", исследованы вопросы правового регулирования, связанные с отнесением конкретных сведений к такой информации. Сделан вывод о необходимости устранения закрепленного в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" формального ограничения доступа к экологической информации в части информации ограниченного доступа. В смежных отраслях законодательства экологическая информация выведена за рамки информации ограниченного доступа, и экологическое законодательство должно учесть эти правовые нормы. Также посредством развития правового регулирования важно исключить вариант применения правовых норм, при котором как экологическую станет возможным рассматривать только ту информацию, сведения о которой включены в специальный акт, утверждаемый Правительством РФ. Для разрешения спорных ситуаций должна быть прямо предусмотрена возможность установления факта, что те или иные сведения относятся к экологической информации, судебным решением.
Нормативные акты
"Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам защиты права лица на жизнь"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Деградация окружающей среды, изменение климата и неустойчивое развитие представляют собой ряд наиболее насущных и серьезных угроз для возможности нынешнего и будущих поколений пользоваться правом на жизнь. Таким образом, обязательства государств-участников по международному праву окружающей среды следует толковать в свете содержания статьи 6 Пакта, а обязательство государств-участников уважать и обеспечивать право на жизнь - также в свете их соответствующих обязательств по международному праву окружающей среды. Осуществление обязательства уважать и обеспечивать право на жизнь, и особенно достойную жизнь, зависит, в частности, от мер, принимаемых государствами-участниками для сохранения окружающей среды и ее защиты от ущерба, загрязнения и изменения климата в результате деятельности государственных и частных субъектов. Поэтому государствам-участникам следует обеспечивать устойчивое использование природных ресурсов, разработку и применение существенных экологических стандартов, проведение оценок воздействия на окружающую среду и консультации с соответствующими государствами по вопросам деятельности, которая может оказывать значительное воздействие на окружающую среду, представление уведомлений другим государствам о стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях и сотрудничество с ними, предоставление надлежащего доступа к информации об экологических угрозах и должный учет подхода, основанного на принципе предосторожности (пункт 62 Замечания общего порядка N 36 "Статья 6: право на жизнь". Принято Комитетом по правам человека. Размещено 3 сентября 2019 года. CCPR/C/GC/36).
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Деградация окружающей среды, изменение климата и неустойчивое развитие представляют собой ряд наиболее насущных и серьезных угроз для возможности нынешнего и будущих поколений пользоваться правом на жизнь. Таким образом, обязательства государств-участников по международному праву окружающей среды следует толковать в свете содержания статьи 6 Пакта, а обязательство государств-участников уважать и обеспечивать право на жизнь - также в свете их соответствующих обязательств по международному праву окружающей среды. Осуществление обязательства уважать и обеспечивать право на жизнь, и особенно достойную жизнь, зависит, в частности, от мер, принимаемых государствами-участниками для сохранения окружающей среды и ее защиты от ущерба, загрязнения и изменения климата в результате деятельности государственных и частных субъектов. Поэтому государствам-участникам следует обеспечивать устойчивое использование природных ресурсов, разработку и применение существенных экологических стандартов, проведение оценок воздействия на окружающую среду и консультации с соответствующими государствами по вопросам деятельности, которая может оказывать значительное воздействие на окружающую среду, представление уведомлений другим государствам о стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях и сотрудничество с ними, предоставление надлежащего доступа к информации об экологических угрозах и должный учет подхода, основанного на принципе предосторожности (пункт 62 Замечания общего порядка N 36 "Статья 6: право на жизнь". Принято Комитетом по правам человека. Размещено 3 сентября 2019 года. CCPR/C/GC/36).
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), предоставляется доступ к информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного экологического контроля (надзора), предоставляется доступ к информации, содержащейся в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.
Статья: К вопросу о предмете экологического права
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Нормы предмета экологического права работают на выполнение конституционного требования о том, что "каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58 Основного Закона России). Несмотря на существование императивных экологических обязанностей, также имеют место "императивные права", в частности, "каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды". Как отмечает Л.Е. Коробка, "в экологическом праве действует принцип свободного доступа к экологической информации" [12, с. 36]. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет, что "информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ" (ст. 4.3).
(Куракин А.В., Елбаева Н.А., Козырева Ю.Н., Калинина Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 12)Нормы предмета экологического права работают на выполнение конституционного требования о том, что "каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58 Основного Закона России). Несмотря на существование императивных экологических обязанностей, также имеют место "императивные права", в частности, "каждый имеет право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды". Как отмечает Л.Е. Коробка, "в экологическом праве действует принцип свободного доступа к экологической информации" [12, с. 36]. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определяет, что "информация о состоянии окружающей среды (экологическая информация) является общедоступной информацией, к которой не может быть ограничен доступ" (ст. 4.3).
Статья: Индивидуализация и дифференциация конституционных экологических прав и обязанностей
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 3)С 29 по 31 мая 2000 г. в г. Мальме (Швеция) на первом глобальном форуме по окружающей среде с целью рассмотрения появляющихся экологических проблем была принята Мальменская декларация, которая, в свою очередь, закрепляет норму о том, что "гражданское общество играет ключевую роль в доведении возникающих экологических вопросов до сведения директивных органов, повышении осведомленности общественности. Помимо этого, указывается, что необходимо повышать роль гражданского общества путем создания свободного доступа к экологической информации, к органам правосудия, имеющим цель разрешение экологических конфликтов..." <6>.
(Юн Л.В.)
("Администратор суда", 2025, N 3)С 29 по 31 мая 2000 г. в г. Мальме (Швеция) на первом глобальном форуме по окружающей среде с целью рассмотрения появляющихся экологических проблем была принята Мальменская декларация, которая, в свою очередь, закрепляет норму о том, что "гражданское общество играет ключевую роль в доведении возникающих экологических вопросов до сведения директивных органов, повышении осведомленности общественности. Помимо этого, указывается, что необходимо повышать роль гражданского общества путем создания свободного доступа к экологической информации, к органам правосудия, имеющим цель разрешение экологических конфликтов..." <6>.
Статья: Цифровая трансформация в области обращения с отходами потребления: теоретико-правовые аспекты
(Коробка Л.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Область обращения с отходами потребления выступает одним из наиболее актуальных направлений государственной экологической политики, которое развивается путем внедрения современных инновационных цифровых технологий. Цифровые технологии способствуют формированию нового условия для обеспечения доступа к экологической информации в области обращения с отходами потребления - цифрового пространства. В связи с этим установленная документами стратегического планирования задача по цифровой трансформации в экологической сфере повлекла за собой множество спорных вопросов как на доктринальном, так и на законодательном уровне. В целях восполнения пробелов в правовом поле исследование цифровой трансформации в области обращения с отходами потребления предлагается проводить через призму нового для теоретического осмысления научного подхода - правовой диффузии. В статье раскрываются фундаментальные положения, способствующие правовой диффузии. Показаны реальные и потенциальные последствия применения данного научного подхода. Выявлена перспективная парадигма восприятия условий взаимодействия участников правоотношений по обеспечению доступа к экологической информации в области обращения с отходами потребления - транспарентность.
(Коробка Л.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Область обращения с отходами потребления выступает одним из наиболее актуальных направлений государственной экологической политики, которое развивается путем внедрения современных инновационных цифровых технологий. Цифровые технологии способствуют формированию нового условия для обеспечения доступа к экологической информации в области обращения с отходами потребления - цифрового пространства. В связи с этим установленная документами стратегического планирования задача по цифровой трансформации в экологической сфере повлекла за собой множество спорных вопросов как на доктринальном, так и на законодательном уровне. В целях восполнения пробелов в правовом поле исследование цифровой трансформации в области обращения с отходами потребления предлагается проводить через призму нового для теоретического осмысления научного подхода - правовой диффузии. В статье раскрываются фундаментальные положения, способствующие правовой диффузии. Показаны реальные и потенциальные последствия применения данного научного подхода. Выявлена перспективная парадигма восприятия условий взаимодействия участников правоотношений по обеспечению доступа к экологической информации в области обращения с отходами потребления - транспарентность.
Статья: Обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду Республики Крым
(Пасечник О.С., Рышкова Л.В.)
("Юрист", 2024, N 3)Традиционно обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду рассматривается через призму возмещения вреда, причиненного окружающей среде, жизни и здоровью человека и права на доступ к экологической информации. Однако анализ экологического, земельного и градостроительного законодательства позволяет сделать вывод, что не менее важной составляющей права на благоприятную окружающую среду является удовлетворение эстетических, научных, культурных потребностей.
(Пасечник О.С., Рышкова Л.В.)
("Юрист", 2024, N 3)Традиционно обеспечение прав граждан на благоприятную окружающую среду рассматривается через призму возмещения вреда, причиненного окружающей среде, жизни и здоровью человека и права на доступ к экологической информации. Однако анализ экологического, земельного и градостроительного законодательства позволяет сделать вывод, что не менее важной составляющей права на благоприятную окружающую среду является удовлетворение эстетических, научных, культурных потребностей.
Статья: Проблемы преемственности и новаторства в конституционном развитии: латиноамериканская практика
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)В конституциях данных стран предусматриваются как содержательные, так и процедурные положения в области прав человека. Первые закрепляют комплекс прав на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду <60>, вторые регламентируют доступ к экологической информации, участие в принятии решений в данной сфере, судебную защиту соответствующих прав <61>.
(Васильева Т.А.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2024, N 4)В конституциях данных стран предусматриваются как содержательные, так и процедурные положения в области прав человека. Первые закрепляют комплекс прав на здоровую и экологически сбалансированную окружающую среду <60>, вторые регламентируют доступ к экологической информации, участие в принятии решений в данной сфере, судебную защиту соответствующих прав <61>.
Статья: Правовое основание применения данных дистанционного зондирования Земли для оценки качества атмосферного воздуха
(Плачинда М.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)<4> См.: Мисник Г.А. Право на доступ к экологической информации // Журнал российского права. 2007. N 2. С. 83 - 92.
(Плачинда М.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)<4> См.: Мисник Г.А. Право на доступ к экологической информации // Журнал российского права. 2007. N 2. С. 83 - 92.
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Так, Орхусская конвенция (Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участию общественности и правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды, 1998) посвящена праву доступа к экологической информации и участию общественности в охране природы. И хотя в ней прямо не упоминается принцип "загрязнитель платит", Конвенция закрепляет, что окружающая среда должна эффективно охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений, а бремя негативных последствий должно возлагаться на виновных, с доступом граждан к такой информации (ст. 5). Тем самым Конвенция развивает идею о возложении ответственности на загрязнителя, что согласуется с Принципом 16 Декларации Рио-де-Жанейро 1992 года.
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)Так, Орхусская конвенция (Конвенция ЕЭК ООН о доступе к информации, участию общественности и правосудию в вопросах, касающихся окружающей среды, 1998) посвящена праву доступа к экологической информации и участию общественности в охране природы. И хотя в ней прямо не упоминается принцип "загрязнитель платит", Конвенция закрепляет, что окружающая среда должна эффективно охраняться в интересах нынешнего и будущих поколений, а бремя негативных последствий должно возлагаться на виновных, с доступом граждан к такой информации (ст. 5). Тем самым Конвенция развивает идею о возложении ответственности на загрязнителя, что согласуется с Принципом 16 Декларации Рио-де-Жанейро 1992 года.
Статья: О концепции формирования комплексного информационного ресурса в целях повышения эффективности деятельности по охране озера Байкал
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В 2021 г. указанный Федеральный закон был дополнен ст. 4.3, посвященной вопросам обеспечения доступа к экологической информации <8>. Также было введено понятие информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), о необходимости закрепления которого долго писали в науке <9>. В контексте проводимого исследования особый интерес представляют положения п. 3 указанной статьи, где закреплена обязанность органов публичной власти или уполномоченных ими организаций размещать экологическую информацию в сети Интернет на официальных сайтах или с помощью государственных или муниципальных информационных систем. Конкретизация этих положений (в том числе в части состава такой информации) содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2314 (далее - Постановление) <10>.
(Дицевич Я.Б., Колобов Р.Ю.)
("Экологическое право", 2023, N 1)В 2021 г. указанный Федеральный закон был дополнен ст. 4.3, посвященной вопросам обеспечения доступа к экологической информации <8>. Также было введено понятие информации о состоянии окружающей среды (экологической информации), о необходимости закрепления которого долго писали в науке <9>. В контексте проводимого исследования особый интерес представляют положения п. 3 указанной статьи, где закреплена обязанность органов публичной власти или уполномоченных ими организаций размещать экологическую информацию в сети Интернет на официальных сайтах или с помощью государственных или муниципальных информационных систем. Конкретизация этих положений (в том числе в части состава такой информации) содержится в Постановлении Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2021 г. N 2314 (далее - Постановление) <10>.
Статья: Актуальные задачи охраны земельных и других природных ресурсов в новых субъектах Российской Федерации
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Но не только. В целях обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие необходимо выработать и реализовать комплекс организационно-правовых мер, направленных на реализацию требований экологического законодательства по нормированию качества окружающей среды. В этих целях уже в настоящее время следует определить места нахождения эталонных земельных и иных участков для ведения наблюдений природного фона, сбора соответствующих данных о состоянии окружающей среды (отбора проб, измерений химических, физических и др. показателей). Это необходимо и в целях внесения таких сведений в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и иные государственные информационные ресурсы <15>. Такой подход призван обеспечить реализацию конституционного права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции России <16>) и в целом на доступ к экологической информации не только для жителей новых субъектов Федерации, но и для всех граждан России.
(Харьков В.Н.)
("Экологическое право", 2024, N 1)Но не только. В целях обеспечения реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие необходимо выработать и реализовать комплекс организационно-правовых мер, направленных на реализацию требований экологического законодательства по нормированию качества окружающей среды. В этих целях уже в настоящее время следует определить места нахождения эталонных земельных и иных участков для ведения наблюдений природного фона, сбора соответствующих данных о состоянии окружающей среды (отбора проб, измерений химических, физических и др. показателей). Это необходимо и в целях внесения таких сведений в единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и иные государственные информационные ресурсы <15>. Такой подход призван обеспечить реализацию конституционного права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции России <16>) и в целом на доступ к экологической информации не только для жителей новых субъектов Федерации, но и для всех граждан России.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Право на информацию о состоянии окружающей среды относится к широко признанным правам. Предоставление общественности доступа к экологической информации способствует большей осведомленности о проблемах, влияющих на окружающую среду, что помогает расширить участие граждан в решении экологических проблем. Также это делает действия и решения государственных органов более прозрачными. Следовательно, экологическая информация является эффективным средством для реализации и защиты своих прав гражданами.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Право на информацию о состоянии окружающей среды относится к широко признанным правам. Предоставление общественности доступа к экологической информации способствует большей осведомленности о проблемах, влияющих на окружающую среду, что помогает расширить участие граждан в решении экологических проблем. Также это делает действия и решения государственных органов более прозрачными. Следовательно, экологическая информация является эффективным средством для реализации и защиты своих прав гражданами.