Доступ к ЕСИА
Подборка наиболее важных документов по запросу Доступ к ЕСИА (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Единая система идентификации и аутентификации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, обеспечивается путем доступа к единой системе идентификации и аутентификации. Рассмотрим понятие этой системы и порядок доступа к ней.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, обеспечивается путем доступа к единой системе идентификации и аутентификации. Рассмотрим понятие этой системы и порядок доступа к ней.
Готовое решение: Как заказчику зарегистрироваться в единой информационной системе для закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ЕСИА обеспечивает санкционированный доступ к сведениям, содержащимся в информационных системах (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ). Официальным сайтом ЕСИА является http://esia.gosuslugi.ru.
(КонсультантПлюс, 2025)ЕСИА обеспечивает санкционированный доступ к сведениям, содержащимся в информационных системах (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2022 N 572-ФЗ). Официальным сайтом ЕСИА является http://esia.gosuslugi.ru.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. Доступ пользователей к системе осуществляется через единую систему идентификации и аутентификации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об отходах производства и потребления"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)15. Доступ пользователей к системе осуществляется через единую систему идентификации и аутентификации.
Постановление Правительства РФ от 03.06.2019 N 710
(ред. от 17.11.2025)
"О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах"
(вместе с "Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах")I. Сведения, необходимые для проведения эксперимента в части предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, иными органами и организациями, являющимися обладателями и (или) источником сведений, физическим лицам (гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям доступа через единую систему идентификации и аутентификации к сведениям с возможностью их последующего предоставления кредитным организациям, страховым организациям, микрофинансовым организациям, операторам финансовых платформ, операторам связи и работодателям - юридическим лицам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевым инвестиционным фондам и негосударственным пенсионным фондам, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", бюро кредитных историй, акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", Центральному Банку Российской Федерации, перевозчикам, осуществляющим воздушные и железнодорожные перевозки пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации, и владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с использованием инфраструктуры цифрового профиля, специализированным депозитариям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, операторам инвестиционных платформ, операторам информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторам обмена цифровых финансовых активов
(ред. от 17.11.2025)
"О проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах"
(вместе с "Положением о проведении эксперимента по повышению качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных ресурсах")I. Сведения, необходимые для проведения эксперимента в части предоставления федеральными органами исполнительной власти, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, иными органами и организациями, являющимися обладателями и (или) источником сведений, физическим лицам (гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам, лицам без гражданства), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям доступа через единую систему идентификации и аутентификации к сведениям с возможностью их последующего предоставления кредитным организациям, страховым организациям, микрофинансовым организациям, операторам финансовых платформ, операторам связи и работодателям - юридическим лицам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, негосударственным пенсионным фондам, управляющим компаниям инвестиционных фондов, паевым инвестиционным фондам и негосударственным пенсионным фондам, государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", бюро кредитных историй, акционерному обществу "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства", Центральному Банку Российской Федерации, перевозчикам, осуществляющим воздушные и железнодорожные перевозки пассажиров в соответствии с законодательством Российской Федерации, и владельцам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования с использованием инфраструктуры цифрового профиля, специализированным депозитариям инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, операторам инвестиционных платформ, операторам информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и операторам обмена цифровых финансовых активов
Статья: Охрана труда: что изменилось с 2023 года?
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 15)Войти там можно через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). В личном кабинете можно предоставить доступ сотрудникам организации. Для этого пройдите в раздел "Администрирование" и заполните форму уведомления для внесения данных в реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, формируемый Минтрудом России.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 15)Войти там можно через единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). В личном кабинете можно предоставить доступ сотрудникам организации. Для этого пройдите в раздел "Администрирование" и заполните форму уведомления для внесения данных в реестр индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по обучению своих работников вопросам охраны труда, формируемый Минтрудом России.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)в) авторизованный доступ к реестру, осуществляемый с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)в) авторизованный доступ к реестру, осуществляемый с использованием единой системы идентификации и аутентификации;
Статья: Проблемы идентификации граждан при подаче обращений
(Степкин С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Идентификация граждан при подаче обращения исключит подачу обращений третьими лицами, не имеющими на это достаточных полномочий, в том числе недобросовестными гражданами и иностранными псевдозаявителями, в большинстве случаев приведет к более качественной обработке обращений граждан, так как позволит определять территориальную принадлежность и другую важную информацию. При этом лица, являющиеся представителями заявителя (законными либо по доверенности), могут подавать обращения от своего имени, прилагая к обращению документ, подтверждающий их полномочия действовать от имени другого лица. Идентификация для обращения в форме электронного документа могла бы быть реализована посредством авторизации через ЕСИА или подписания обращения квалифицированной электронной подписью, а для письменных обращений посредством обязательного указания в них одного из идентификаторов, которыми обладает заявитель (СНИЛС, ИНН, паспортных данных и др.). Например, идентификация резидентов США давно производится при помощи номера социального страхования (Social Security Number, или SSN). Обязательность указания одного из идентификаторов сегодня установлена в отношении заявления о вынесении судебного приказа <18>. Для реализации вышеуказанных предложений, безусловно, потребуется предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным организациям и учреждениям, осуществляющим публично значимые функции, доступа к ЕСИА и Единой биометрической системе с целью проверки этих данных, и если у большинства государственных и муниципальных органов доступ к ЕСИА уже есть в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, то его предоставление иным организациям и учреждениям, осуществляющим публично значимые функции, требует дополнительной детальной проработки, прежде всего с целью обеспечения безопасности данных о гражданах.
(Степкин С.П.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 6)Идентификация граждан при подаче обращения исключит подачу обращений третьими лицами, не имеющими на это достаточных полномочий, в том числе недобросовестными гражданами и иностранными псевдозаявителями, в большинстве случаев приведет к более качественной обработке обращений граждан, так как позволит определять территориальную принадлежность и другую важную информацию. При этом лица, являющиеся представителями заявителя (законными либо по доверенности), могут подавать обращения от своего имени, прилагая к обращению документ, подтверждающий их полномочия действовать от имени другого лица. Идентификация для обращения в форме электронного документа могла бы быть реализована посредством авторизации через ЕСИА или подписания обращения квалифицированной электронной подписью, а для письменных обращений посредством обязательного указания в них одного из идентификаторов, которыми обладает заявитель (СНИЛС, ИНН, паспортных данных и др.). Например, идентификация резидентов США давно производится при помощи номера социального страхования (Social Security Number, или SSN). Обязательность указания одного из идентификаторов сегодня установлена в отношении заявления о вынесении судебного приказа <18>. Для реализации вышеуказанных предложений, безусловно, потребуется предоставление органам государственной власти, органам местного самоуправления и иным организациям и учреждениям, осуществляющим публично значимые функции, доступа к ЕСИА и Единой биометрической системе с целью проверки этих данных, и если у большинства государственных и муниципальных органов доступ к ЕСИА уже есть в рамках оказания государственных и муниципальных услуг, то его предоставление иным организациям и учреждениям, осуществляющим публично значимые функции, требует дополнительной детальной проработки, прежде всего с целью обеспечения безопасности данных о гражданах.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13. Как следует из ч. 13 комментируемой статьи, федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 N 977. Указанная система (ЕСИА) обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; обеспечивает санкционированный доступ участников информационного взаимодействия к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах. Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что санкционированный доступ с использованием ЕСИА к информации, содержащейся в государственных, муниципальных и иных информационных системах, должен осуществляться посредством использования простых электронных подписей и усиленных квалифицированных электронных подписей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, следующими участниками информационного взаимодействия: в том числе с должностными лицами органов местного самоуправления, а также заявителями - физическими и юридическими лицами. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 25.01.2013 N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг", проверка подлинности простой электронной подписи, которой подписано обращение, осуществляется исполнителем услуги с использованием соответствующего сервиса единой системы идентификации и аутентификации. Таким образом, документ, поступивший в орган местного самоуправления с использованием электронной подписи, верифицируется системой ЕСИА и дополнительных действий не требует.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)13. Как следует из ч. 13 комментируемой статьи, федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", создана в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 N 977. Указанная система (ЕСИА) обеспечивает информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме; обеспечивает санкционированный доступ участников информационного взаимодействия к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах. Пунктом 3 указанного Постановления установлено, что санкционированный доступ с использованием ЕСИА к информации, содержащейся в государственных, муниципальных и иных информационных системах, должен осуществляться посредством использования простых электронных подписей и усиленных квалифицированных электронных подписей в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, следующими участниками информационного взаимодействия: в том числе с должностными лицами органов местного самоуправления, а также заявителями - физическими и юридическими лицами. Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с п. 23 Постановления Правительства РФ от 25.01.2013 N 33 "Об использовании простой электронной подписи при оказании государственных и муниципальных услуг", проверка подлинности простой электронной подписи, которой подписано обращение, осуществляется исполнителем услуги с использованием соответствующего сервиса единой системы идентификации и аутентификации. Таким образом, документ, поступивший в орган местного самоуправления с использованием электронной подписи, верифицируется системой ЕСИА и дополнительных действий не требует.
Ситуация: Как предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)через Портал госуслуг Московской области (далее - Портал) (при этом способе заполняется интерактивная форма запроса после авторизации на Портале посредством ЕСИА. Получить бесплатный доступ к Порталу для подачи запроса и документов в электронной форме можно через МФЦ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)через Портал госуслуг Московской области (далее - Портал) (при этом способе заполняется интерактивная форма запроса после авторизации на Портале посредством ЕСИА. Получить бесплатный доступ к Порталу для подачи запроса и документов в электронной форме можно через МФЦ).
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 указанного Постановления Федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в единой системе идентификации и аутентификации к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах. Санкционированный доступ к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, должен предоставляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно п. 1 указанного Постановления Федеральная государственная информационная система "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" должна обеспечивать санкционированный доступ участников информационного взаимодействия в единой системе идентификации и аутентификации к информации, содержащейся в государственных информационных системах, муниципальных информационных системах и иных информационных системах. Санкционированный доступ к информации, содержащейся в государственных и муниципальных информационных системах, должен предоставляться с использованием единой системы идентификации и аутентификации.