Достопримечательное место
Подборка наиболее важных документов по запросу Достопримечательное место (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое рекламная конструкция и какие требования к ней предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)нельзя размещать наружную рекламу на объектах культурного наследия, которые включены в соответствующий реестр (кроме территорий достопримечательных мест). Здесь можно рекламировать только проводимые мероприятия и, при соблюдении условий, их спонсора. Требования по размещению рекламных конструкций на территории достопримечательных мест устанавливает орган охраны объектов культурного наследия (ст. 35.1 Закона об объектах культурного наследия).
(КонсультантПлюс, 2025)нельзя размещать наружную рекламу на объектах культурного наследия, которые включены в соответствующий реестр (кроме территорий достопримечательных мест). Здесь можно рекламировать только проводимые мероприятия и, при соблюдении условий, их спонсора. Требования по размещению рекламных конструкций на территории достопримечательных мест устанавливает орган охраны объектов культурного наследия (ст. 35.1 Закона об объектах культурного наследия).
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи особый правовой режим установлен в отношении земельных участков, относящихся к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, зонам с особыми условиями использования территорий. В этом случае должны учитываться специальные правовые акты. Речь, в частности, идет о ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)5. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи особый правовой режим установлен в отношении земельных участков, относящихся к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, зонам с особыми условиями использования территорий. В этом случае должны учитываться специальные правовые акты. Речь, в частности, идет о ст. 59 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой историческим поселением являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. К землям историко-культурного назначения относятся земли:
Статья: Конституционные обязанности
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры возложена не только на государство, но и на граждан (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ). Объектами культурного наследия согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" признаются памятники, ансамбли, достопримечательные места. Многие культурные ценности находятся в частной собственности, что предполагает активные действия собственников по обеспечению их надлежащего содержания. Выполнение рассматриваемой обязанности включает обеспечение физической сохранности, недопущение порчи культурных ценностей, осуществление мероприятий по их реставрации и т.п.
(Нарутто С.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Конституционная обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры возложена не только на государство, но и на граждан (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ). Объектами культурного наследия согласно ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" признаются памятники, ансамбли, достопримечательные места. Многие культурные ценности находятся в частной собственности, что предполагает активные действия собственников по обеспечению их надлежащего содержания. Выполнение рассматриваемой обязанности включает обеспечение физической сохранности, недопущение порчи культурных ценностей, осуществление мероприятий по их реставрации и т.п.
Статья: Сотрудничество государств в сфере правовой охраны Мирового океана от загрязнения и сохранения биоразнообразия морской среды
(Авхадеев В.Р., Боброва Ю.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Согласно положениям Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. культурное и природное наследие является бесценным и невосполнимым достоянием не только каждого народа мира, но и всего человечества в целом. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения обедняет наследие всех народов мира. В ст. 1 Конвенции представлено определение культурного наследия, под которым понимаются памятники, достопримечательные места; в ст. 2 - природного наследия, включающего природные памятники, а также геологические и физиографические образования; природные достопримечательные места. Статьей 8 Конвенции предусмотрено учреждение Межправительственного комитета по охране культурного и природного наследия всеобщего выдающегося значения, именуемого Комитетом всемирного наследия. Согласно ст. 15 Конвенции учрежден Фонд охраны всемирного культурного и природного наследия, имеющего выдающуюся универсальную ценность <11>.
(Авхадеев В.Р., Боброва Ю.В.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 5)Согласно положениям Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г. культурное и природное наследие является бесценным и невосполнимым достоянием не только каждого народа мира, но и всего человечества в целом. Утрата любой его части вследствие разрушения или исчезновения обедняет наследие всех народов мира. В ст. 1 Конвенции представлено определение культурного наследия, под которым понимаются памятники, достопримечательные места; в ст. 2 - природного наследия, включающего природные памятники, а также геологические и физиографические образования; природные достопримечательные места. Статьей 8 Конвенции предусмотрено учреждение Межправительственного комитета по охране культурного и природного наследия всеобщего выдающегося значения, именуемого Комитетом всемирного наследия. Согласно ст. 15 Конвенции учрежден Фонд охраны всемирного культурного и природного наследия, имеющего выдающуюся универсальную ценность <11>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)"Решением Думы муниципального образования до момента утверждения требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места администрации муниципального образования предписано прекратить утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; направление уведомлений при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений; принятие решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)"Решением Думы муниципального образования до момента утверждения требований к градостроительным регламентам в границах территории достопримечательного места администрации муниципального образования предписано прекратить утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений; утверждение правил землепользования и застройки поселений; утверждение документации по планировке территории в случаях, предусмотренных ГрК РФ; выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территориях поселений; направление уведомлений при осуществлении строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства, садовых домов на земельных участках, расположенных на территориях поселений; принятие решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; принятие решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства" <1>.
Статья: Некоторые проблемы развития экологического права в отношении природных объектов - объектов недвижимости
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)объекты природного наследия - природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, подпадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия;
(Шпаковский Ю.Г.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)объекты природного наследия - природные объекты, природные памятники, геологические и физиографические образования и строго ограниченные зоны, природные достопримечательные места, подпадающие под критерии выдающейся универсальной ценности и определенные Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия;
Статья: Споры, возникающие из охранных обязательств
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Охранные обязательства не утверждаются в отношении выявленных объектов культурного наследия, достопримечательных мест, объектов культурного наследия, являющихся отдельными захоронениями, некрополями.
(Александрова М.А., Киселев А.В.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)Охранные обязательства не утверждаются в отношении выявленных объектов культурного наследия, достопримечательных мест, объектов культурного наследия, являющихся отдельными захоронениями, некрополями.
Статья: К вопросу о договорном возложении инфраструктурной нагрузки на девелоперов
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Поскольку законодательство об обязательствах, возникающих из договора о КРТ, не возлагает на застройщика риск невозможности исполнения обязательств публичного образования, постольку обязанность исполнять договор без встречного предоставления со стороны публичного образования, по сути, превращала бы предоставление застройщика в дарение. Так, в деле, рассмотренном Верховным Судом РФ, застройщик был обязан передать жилые помещения в собственность муниципалитета, а также провести работы по благоустройству на прилегающей территории, однако в силу наличия зоны с особым условием использования территории - зоны охраны достопримечательного места регионального значения строительство было невозможно. Верховный Суд посчитал, что обязательства инвестора по передаче помещений и проведению работ по благоустройству зависят от выполнения обязательств публичным образованием и в случае невозможности исполнения, в том числе из-за градостроительных ограничений, по общим правилам прекращаются. В связи с этим публичное образование не вправе требовать от инвестора-застройщика исполнения в натуре - передачи в муниципальную собственность объектов недвижимости <26>.
(Шемякин К.Н.)
("Закон", 2025, N 3)Поскольку законодательство об обязательствах, возникающих из договора о КРТ, не возлагает на застройщика риск невозможности исполнения обязательств публичного образования, постольку обязанность исполнять договор без встречного предоставления со стороны публичного образования, по сути, превращала бы предоставление застройщика в дарение. Так, в деле, рассмотренном Верховным Судом РФ, застройщик был обязан передать жилые помещения в собственность муниципалитета, а также провести работы по благоустройству на прилегающей территории, однако в силу наличия зоны с особым условием использования территории - зоны охраны достопримечательного места регионального значения строительство было невозможно. Верховный Суд посчитал, что обязательства инвестора по передаче помещений и проведению работ по благоустройству зависят от выполнения обязательств публичным образованием и в случае невозможности исполнения, в том числе из-за градостроительных ограничений, по общим правилам прекращаются. В связи с этим публичное образование не вправе требовать от инвестора-застройщика исполнения в натуре - передачи в муниципальную собственность объектов недвижимости <26>.
Статья: Порядок регулирования охраны памятников истории и культуры
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места. В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли.
Статья: Объекты культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- достопримечательные места - творения, созданные человеком, или совместные творения человека и природы, в том числе места традиционного бытования народных художественных промыслов; центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории РФ, историческими (в том числе военными) событиями, жизнью выдающихся исторических личностей; объекты археологического наследия; места совершения религиозных обрядов; места захоронений жертв массовых репрессий; религиозно-исторические места.
Статья: Список всемирного наследия, находящегося под угрозой, как природоохранный инструмент
(Колобов Р.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<25> Куршская коса внесена в Список всемирного наследия как культурный ландшафт, поэтому экспертное содействие в отношении этого ОВПН осуществляет Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Такой подход был вызван необходимостью достижения компромисса между консультативными органами и ЮНЕСКО в 1992 г., когда возможность включения в Список культурных ландшафтов была впервые закреплена в Руководстве [12, p. 495].
(Колобов Р.Ю.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 2)<25> Куршская коса внесена в Список всемирного наследия как культурный ландшафт, поэтому экспертное содействие в отношении этого ОВПН осуществляет Международный совет по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС). Такой подход был вызван необходимостью достижения компромисса между консультативными органами и ЮНЕСКО в 1992 г., когда возможность включения в Список культурных ландшафтов была впервые закреплена в Руководстве [12, p. 495].
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд пришел к выводу о том, что не установлены ограничения по использованию принадлежащих административному истцу земельных участков, включенных в границы территории достопримечательного места, позволяющие в силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченному органу принимать решения об отказе в выдаче разрешения на строительство на спорных земельных участках по данному основанию.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Суд пришел к выводу о том, что не установлены ограничения по использованию принадлежащих административному истцу земельных участков, включенных в границы территории достопримечательного места, позволяющие в силу ч. 13 ст. 51 ГрК РФ уполномоченному органу принимать решения об отказе в выдаче разрешения на строительство на спорных земельных участках по данному основанию.