Доставление в полицию
Подборка наиболее важных документов по запросу Доставление в полицию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 20.1 "Мелкое хулиганство" КоАП РФ"Как усматривается из материалов дела и установлено судьей районного суда, 14 мая 2023 года в 03 час. 50 мин. Ш., находясь в общественном месте по адресу: адрес, у магазина "Цветы", совершила мелкое хулиганство, а именно: вела себя агрессивно, неадекватно, толкалась, раскидывала букеты цветов, выражалась нецензурной бранью в общественном месте, оскорбляла окружающих граждан, конфликтовала с продавцом магазина цветов, устроила драку в общественном месте, на неоднократные замечания прибывших на место сотрудников полиции не реагировала, продолжала выражаться нецензурной бранью и оскорблять граждан, также в ответ на требования сотрудников полиции оскорбляла их, угрожала проблемами по службе, выражалась в их адрес нецензурно в оскорбляющей форме, отказывалась выполнять законные требования сотрудников полиции проследовать в служебный автотранспорт для доставления в отдел полиции, размахивала руками и ногами, активно сопротивлялась сотрудникам полиции, тем самым совершила правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 20.1 КоАП РФ."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 20.1 "Мелкое хулиганство" КоАП РФ"В настоящем деле, санкция названной статьи предусматривает административный арест, составление протокола на месте выявления административного правонарушения с учетом конкретных обстоятельств дела было невозможно, применение мер обеспечения к Б.М. в виде доставления в отдел полиции и его задержание на срок менее 48 часов требованиям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не противоречило.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Генезис института административного принуждения в России
(Головина Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В первой половине XVIII в., отмечает В.В. Барашев, в качестве мер предупреждения правонарушений использовались: доведение до населения через полицию и приходских священников опровержений подложных указов и ложных слухов; поощрение доносов о готовящихся заговорах, измене, бунте и других противоправных действиях; запирание колоколен для избежания не санкционированного властями набатного звона; цензура печатных изданий; публичное уничтожение подметных писем и пасквилей. Для пресечения противоправных действий использовались: задержание и доставление в полицию или места заключения распространителей подложных указов, лживых слухов, авторов и распространителей подметных писем и пасквилей, организаторов массовых беспорядков и других правонарушителей; применение физической силы, оружия, а в случае необходимости армейских подразделений при подавлении крестьянских волнений, беспорядков в городах и при подавлении заговоров и бунтов; изъятие незаконной печатной продукции <6>.
(Головина Ю.П.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)В первой половине XVIII в., отмечает В.В. Барашев, в качестве мер предупреждения правонарушений использовались: доведение до населения через полицию и приходских священников опровержений подложных указов и ложных слухов; поощрение доносов о готовящихся заговорах, измене, бунте и других противоправных действиях; запирание колоколен для избежания не санкционированного властями набатного звона; цензура печатных изданий; публичное уничтожение подметных писем и пасквилей. Для пресечения противоправных действий использовались: задержание и доставление в полицию или места заключения распространителей подложных указов, лживых слухов, авторов и распространителей подметных писем и пасквилей, организаторов массовых беспорядков и других правонарушителей; применение физической силы, оружия, а в случае необходимости армейских подразделений при подавлении крестьянских волнений, беспорядков в городах и при подавлении заговоров и бунтов; изъятие незаконной печатной продукции <6>.
Статья: К вопросу о достаточности мер административного принуждения, применяемых полицией для обеспечения правопорядка и безопасности в современных условиях
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)При этом следует иметь в виду, в зависимости от конкретной цели и характера применения, одна и та же мера принуждения может быть отнесена к разным группам. Так, предусмотренное п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" доставление может выступать либо как мера пресечения правонарушения (участие в несанкционированном митинге, шествии, демонстрации), либо как мера обеспечения производства по делам об административном правонарушении (когда на месте невозможно установить личность гражданина и составить протокол об административном правонарушении). В научной и учебной литературе подобные меры принято называть мерами двойного назначения <8>.
(Кононов А.М.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)При этом следует иметь в виду, в зависимости от конкретной цели и характера применения, одна и та же мера принуждения может быть отнесена к разным группам. Так, предусмотренное п. 13 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" доставление может выступать либо как мера пресечения правонарушения (участие в несанкционированном митинге, шествии, демонстрации), либо как мера обеспечения производства по делам об административном правонарушении (когда на месте невозможно установить личность гражданина и составить протокол об административном правонарушении). В научной и учебной литературе подобные меры принято называть мерами двойного назначения <8>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О войсках национальной гвардии Российской Федерации"7) задерживать граждан, нарушивших правила комендантского часа, установленные в соответствии с федеральным законодательством, до его окончания, а лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, задерживать до установления их личности, но не более чем на срок, предусмотренный федеральным законодательством, с последующим их доставлением в полицию;
(ред. от 31.07.2025)
"О войсках национальной гвардии Российской Федерации"7) задерживать граждан, нарушивших правила комендантского часа, установленные в соответствии с федеральным законодательством, до его окончания, а лиц, не имеющих при себе документов, удостоверяющих их личность, задерживать до установления их личности, но не более чем на срок, предусмотренный федеральным законодательством, с последующим их доставлением в полицию;
Приказ МВД России от 30.04.2012 N 389
(ред. от 06.07.2020)
"Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24696)V. Порядок и формы контроля за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части
(ред. от 06.07.2020)
"Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан"
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.06.2012 N 24696)V. Порядок и формы контроля за исполнением обязанностей и реализацией прав полиции после доставления граждан в дежурные части
Статья: О правовой регламентации некоторых мер административного пресечения, применяемых правоохранительными органами: новации административного права
(Кайнов В.И., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 6)Еще одна мера административного пресечения, применяемая полицией, - доставление лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции <10>.
(Кайнов В.И., Шеншин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 6)Еще одна мера административного пресечения, применяемая полицией, - доставление лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции <10>.
Статья: Проблемы применения полицией мер административно-процессуального принуждения в сфере охраны общественного порядка
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Надо учитывать, что при доставлении лица могут возникнуть основания для применения физической силы или даже специальных средств в отношении доставляемого лица. Несмотря на это во всех случаях применения физического воздействия нужно соблюдать требования закона и не допускать чрезмерного физического воздействия. Перед началом процесса доставления сотрудник полиции должен установить личность доставляемого лица, а также осуществить его личный досмотр. Личный досмотр нужен для возможного обнаружения орудий или предметов правонарушения, для изъятия вещественных доказательств, а также для обеспечения личной без опасности сотрудника. При осуществлении досмотровых (процессуальных) мероприятий нужно учитывать все требования, которые определены в ст. 27.7 КоАП РФ. На необходимость проведения личного досмотра также указывает Приказ МВД России от 13.04.2021 N 212 "Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции": "Перед помещением лица в состоянии опьянения в салон транспортного средства в целях обнаружения у него предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, сотрудники полиции проводят личный досмотр доставляемого и досмотр вещей, находящихся при нем".
(Трегубов И.С.)
("Современное право", 2024, N 2)Надо учитывать, что при доставлении лица могут возникнуть основания для применения физической силы или даже специальных средств в отношении доставляемого лица. Несмотря на это во всех случаях применения физического воздействия нужно соблюдать требования закона и не допускать чрезмерного физического воздействия. Перед началом процесса доставления сотрудник полиции должен установить личность доставляемого лица, а также осуществить его личный досмотр. Личный досмотр нужен для возможного обнаружения орудий или предметов правонарушения, для изъятия вещественных доказательств, а также для обеспечения личной без опасности сотрудника. При осуществлении досмотровых (процессуальных) мероприятий нужно учитывать все требования, которые определены в ст. 27.7 КоАП РФ. На необходимость проведения личного досмотра также указывает Приказ МВД России от 13.04.2021 N 212 "Об утверждении Порядка доставления лиц, находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения, в медицинские организации или специализированные организации либо в служебные помещения территориальных органов или подразделений полиции": "Перед помещением лица в состоянии опьянения в салон транспортного средства в целях обнаружения у него предметов, которые могут быть использованы в качестве оружия, сотрудники полиции проводят личный досмотр доставляемого и досмотр вещей, находящихся при нем".
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных, лиц, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных, лиц, заключенных под стражу, осужденных к лишению свободы, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Подсудимый A, являясь лицом, в отношении которого установлен административный надзор сроком на три года, с применением к нему в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", нарушил следующие административные ограничения: запрет на выезд за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания; обязательная явка два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также, согласно решению... районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2019, на него возложены дополнительные ограничения, с применением к нему в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ следующих административных ограничений: запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрет пребывания в кафе, барах, ресторанах, игровых клубах, кинотеатрах, развлекательных центрах; запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания в ночное время с 21 часа до 6 часов; обязанность четыре раза в месяц являться в ОМВД России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Будучи лицом, ранее неоднократно привлекавшимся к административной ответственности в течение одного года за аналогичные деяния, а именно: 1) 05.11.2019 привлечен к административной ответственности за несоблюдение 31.10.2019 административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 2) 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за несоблюдение 26.12.2019 административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 3) также 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за неявку 30.12.2019 по вызову в ОУУП и ПДН УМВД России... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 4) также 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за неявки на регистрацию 4 раза в месяц в ОУУП и ПДН УМВД России... по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, - был 16.03.2020 привлечен мировым судьей судебного участка... к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ за повторное несоблюдение вышеуказанных ограничений. A умышленно нарушил административное ограничение в виде запрета пребывания вне места жительства в ночное время суток, покинув место своего жительства в неустановленное время... 23.08.2020, когда, находясь по адресу... совершил мелкое хулиганство - нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся выражением грубой нецензурной бранью в общественных местах, а именно выражался грубой нецензурной бранью в общественном месте - в месте массового скопления граждан, хватался за форменное обмундирование, пытался учинить драку, отказывался проследовать в патрульный автомобиль для доставления в отдел полиции, на замечания не реагировал, чем демонстративно нарушил общественный порядок и спокойствие граждан, в связи с чем 23.08.2020 привлечен к административной ответственности по ст. 20.1, ч. 2, КоАП РФ <301>.
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)Подсудимый A, являясь лицом, в отношении которого установлен административный надзор сроком на три года, с применением к нему в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", нарушил следующие административные ограничения: запрет на выезд за пределы муниципального образования по месту жительства или пребывания; обязательная явка два раза в месяц в ОВД по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также, согласно решению... районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия - Алания от 04.07.2019, на него возложены дополнительные ограничения, с применением к нему в соответствии со ст. 4 Федерального закона N 64-ФЗ следующих административных ограничений: запрет посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях; запрет пребывания в кафе, барах, ресторанах, игровых клубах, кинотеатрах, развлекательных центрах; запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося его местом жительства, пребывания в ночное время с 21 часа до 6 часов; обязанность четыре раза в месяц являться в ОМВД России по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации. Будучи лицом, ранее неоднократно привлекавшимся к административной ответственности в течение одного года за аналогичные деяния, а именно: 1) 05.11.2019 привлечен к административной ответственности за несоблюдение 31.10.2019 административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 2) 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за несоблюдение 26.12.2019 административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства в период... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 3) также 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за неявку 30.12.2019 по вызову в ОУУП и ПДН УМВД России... по ч. 2 ст. 19.24 КоАП РФ; 4) также 17.01.2020 привлечен к административной ответственности за неявки на регистрацию 4 раза в месяц в ОУУП и ПДН УМВД России... по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ, - был 16.03.2020 привлечен мировым судьей судебного участка... к административной ответственности по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ за повторное несоблюдение вышеуказанных ограничений. A умышленно нарушил административное ограничение в виде запрета пребывания вне места жительства в ночное время суток, покинув место своего жительства в неустановленное время... 23.08.2020, когда, находясь по адресу... совершил мелкое хулиганство - нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся выражением грубой нецензурной бранью в общественных местах, а именно выражался грубой нецензурной бранью в общественном месте - в месте массового скопления граждан, хватался за форменное обмундирование, пытался учинить драку, отказывался проследовать в патрульный автомобиль для доставления в отдел полиции, на замечания не реагировал, чем демонстративно нарушил общественный порядок и спокойствие граждан, в связи с чем 23.08.2020 привлечен к административной ответственности по ст. 20.1, ч. 2, КоАП РФ <301>.