Досрочная поставка товара по контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Досрочная поставка товара по контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как изменить срок государственного и муниципального контракта
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно отметим, что по общему правилу поставщик вправе поставить товар досрочно, если заказчик согласен на это (ст. 315, п. 2 ст. 457, п. 3 ст. 508 ГК РФ). Вы можете предусмотреть такое условие на этапе подготовки проекта контракта.
(КонсультантПлюс, 2025)Дополнительно отметим, что по общему правилу поставщик вправе поставить товар досрочно, если заказчик согласен на это (ст. 315, п. 2 ст. 457, п. 3 ст. 508 ГК РФ). Вы можете предусмотреть такое условие на этапе подготовки проекта контракта.
Статья: Проблема усмотрения суда по делам о взыскании убытков по замещающей сделке: на примере государственных заказчиков
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)На первый взгляд ситуация с обращением в суд для взыскания убытков в связи с досрочным расторжением государственного контракта и заключением взамен него нового по более высокой цене, когда количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг известен, является очевидной и не вызывающей спорных вопросов, однако дело обстоит иначе в связи с необходимостью для суда установить наличие признаков замещающей сделки, которые были ранее обозначены, и зачастую неоднородностью обстоятельств каждой ситуации. Если процесс установления разумности цены и схожести предмета государственных контрактов не должен вызывать трудности, хотя в отдельных моментах и не исключены особенности, то наиболее неоднозначным, как представляется, остается как раз вопрос установления разумного срока. Разумный характер цены вновь заключенного государственного контракта всегда будет подразумеваться, если ответчик не воспользовался своим правом и не представил обоснованные доказательства ее неразумности в связи с существенным завышением.
(Юсупов М.-Б.Р.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)На первый взгляд ситуация с обращением в суд для взыскания убытков в связи с досрочным расторжением государственного контракта и заключением взамен него нового по более высокой цене, когда количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг известен, является очевидной и не вызывающей спорных вопросов, однако дело обстоит иначе в связи с необходимостью для суда установить наличие признаков замещающей сделки, которые были ранее обозначены, и зачастую неоднородностью обстоятельств каждой ситуации. Если процесс установления разумности цены и схожести предмета государственных контрактов не должен вызывать трудности, хотя в отдельных моментах и не исключены особенности, то наиболее неоднозначным, как представляется, остается как раз вопрос установления разумного срока. Разумный характер цены вновь заключенного государственного контракта всегда будет подразумеваться, если ответчик не воспользовался своим правом и не представил обоснованные доказательства ее неразумности в связи с существенным завышением.
Нормативные акты
Федеральный закон от 30.11.2024 N 419-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"3) расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, грантов в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным и автономным учреждениям), предоставляемых в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставляемых в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения и (или) бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
(ред. от 04.11.2025)
"О федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов"3) расчетов по государственным (муниципальным) контрактам о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более для обеспечения государственных нужд субъекта Российской Федерации (муниципальных нужд), расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму 100 000,0 тыс. рублей и более бюджетными и автономными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципальными бюджетными и автономными учреждениями), субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъекта Российской Федерации, муниципальным бюджетным и автономным учреждениям) и индивидуальным предпринимателям, грантов в форме субсидий бюджетным и автономным учреждениям субъектов Российской Федерации (муниципальным бюджетным и автономным учреждениям), предоставляемых в соответствии с пунктом 4 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, бюджетных инвестиций юридическим лицам, предоставляемых в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидий на финансовое обеспечение затрат в соответствии с концессионными соглашениями и соглашениями о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), бюджетных инвестиций в соответствии с концессионными соглашениями, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), источником финансового обеспечения которых являются предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения и (или) бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, а также расчетов по контрактам (договорам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым на сумму более 3000,0 тыс. рублей исполнителями и соисполнителями в рамках исполнения указанных государственных (муниципальных) контрактов (контрактов, договоров) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, договоров (соглашений) о предоставлении субсидий (бюджетных инвестиций), концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве);
Инструкция Внешторгбанка СССР от 25.12.1985 N 1
(ред. от 05.02.1991)
"О порядке совершения банковских операций по международным расчетам"5. Продавец отгрузил товар ранее установленного контрактом срока без согласия покупателя или же до наступления срока поставки получил платеж за товар, в отношении которого покупатель дал согласие на досрочную поставку, предупредив о своем несогласии на досрочный платеж.
(ред. от 05.02.1991)
"О порядке совершения банковских операций по международным расчетам"5. Продавец отгрузил товар ранее установленного контрактом срока без согласия покупателя или же до наступления срока поставки получил платеж за товар, в отношении которого покупатель дал согласие на досрочную поставку, предупредив о своем несогласии на досрочный платеж.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Самым трудоемким является процесс взыскания задолженности по госконтракту, который был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. Такие ситуации возникают, например, когда заказчик более не заинтересован в поставке товаров или выполнении работ, предусмотренных контрактом. При этом он отказывается платить за товар, который был поставлен до расторжения договора, или работы, выполненные за этот период.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Самым трудоемким является процесс взыскания задолженности по госконтракту, который был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке. Такие ситуации возникают, например, когда заказчик более не заинтересован в поставке товаров или выполнении работ, предусмотренных контрактом. При этом он отказывается платить за товар, который был поставлен до расторжения договора, или работы, выполненные за этот период.
Вопрос: Правомерен ли отказ заказчика учитывать при оценке заявок по критерию "квалификация участника закупки" контракт, который не был исполнен в полном объеме в связи с его расторжением по соглашению сторон?
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Согласно подп. "в" п. 24 Положения об оценке заявок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение N 2604), для оценки квалификации участника может применяться показатель "наличие опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта". При этом п. 28 указанного Положения требует, чтобы подтверждающими документами являлись в т.ч. исполненный договор и акты приемки. Иными словами, при оценке контракта как исполненного ключевым критерием является фактическое исполнение обязательств на определенную сумму, подтвержденное соответствующими актами.
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 9)Согласно подп. "в" п. 24 Положения об оценке заявок, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 (далее - Положение N 2604), для оценки квалификации участника может применяться показатель "наличие опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта". При этом п. 28 указанного Положения требует, чтобы подтверждающими документами являлись в т.ч. исполненный договор и акты приемки. Иными словами, при оценке контракта как исполненного ключевым критерием является фактическое исполнение обязательств на определенную сумму, подтвержденное соответствующими актами.
Вопрос: О включении в концессионное соглашение условий о выплате финансовых (денежных) обязательств концедента в пользу третьего лица (банка).
(Письмо Минфина России от 16.01.2025 N 02-13-09/2976)В частности, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642, предусмотрено, что концессионное соглашение, для софинансирования обязательств по которому предоставляется федеральная субсидия, должно содержать обязанность концедента выплатить концессионеру или в случаях, предусмотренных прямым соглашением (при его заключении), напрямую кредитору с учетом соблюдения предусмотренного бюджетным законодательством Российской Федерации порядка сумму возмещения в случае досрочного прекращения концессионного соглашения.
(Письмо Минфина России от 16.01.2025 N 02-13-09/2976)В частности, Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам отдельных субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, предусматривающих создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 N 1642, предусмотрено, что концессионное соглашение, для софинансирования обязательств по которому предоставляется федеральная субсидия, должно содержать обязанность концедента выплатить концессионеру или в случаях, предусмотренных прямым соглашением (при его заключении), напрямую кредитору с учетом соблюдения предусмотренного бюджетным законодательством Российской Федерации порядка сумму возмещения в случае досрочного прекращения концессионного соглашения.
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Срок исполнения контракта - это дата или истечение периода времени, который может исчисляться годами, месяцами, неделями, днями или часами. В этот срок вам нужно исполнить свое основное обязательство и представить заказчику (сформировать в ЕИС, подписать и разместить в ней - в случаях, предусмотренных ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ) документы для приемки, если в самом контракте не установлен для этого иной срок. Таким образом, в срок исполнения контракта включаются все действия, необходимые для его исполнения, в том числе приемка и оплата поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) (ст. 190 ГК РФ, ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-07/43394).
(КонсультантПлюс, 2025)Срок исполнения контракта - это дата или истечение периода времени, который может исчисляться годами, месяцами, неделями, днями или часами. В этот срок вам нужно исполнить свое основное обязательство и представить заказчику (сформировать в ЕИС, подписать и разместить в ней - в случаях, предусмотренных ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ) документы для приемки, если в самом контракте не установлен для этого иной срок. Таким образом, в срок исполнения контракта включаются все действия, необходимые для его исполнения, в том числе приемка и оплата поставленного товара (выполненной работы, оказанной услуги) (ст. 190 ГК РФ, ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минфина России от 12.05.2022 N 24-06-07/43394).
Статья: Аутсорсинг как средство сохранения устойчивости деятельности коммерческой организации в условиях экономического кризиса
(Сандырева Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Если договор аутсорсинга заключен по результатам конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о государственных (муниципальных) закупках, как своеобразную форму гражданско-правовой ответственности, специфическую санкцию за нарушение обязательств по договору аутсорсинга следует рассматривать включение виновных в ненадлежащем исполнении обязательств организаций в реестр недобросовестных поставщиков. Данная санкция является крайней мерой и, согласно законодательству, может быть применена в двух случаях: 1) в случае отказа организации, признанной победителем конкурса, от заключения контракта; 2) в случае досрочного расторжения государственного контракта вследствие ненадлежащего исполнения его условий стороной, признанной победителем конкурса <7>.
(Сандырева Е.В.)
("Юрист", 2021, N 3)Если договор аутсорсинга заключен по результатам конкурентных процедур, предусмотренных законодательством о государственных (муниципальных) закупках, как своеобразную форму гражданско-правовой ответственности, специфическую санкцию за нарушение обязательств по договору аутсорсинга следует рассматривать включение виновных в ненадлежащем исполнении обязательств организаций в реестр недобросовестных поставщиков. Данная санкция является крайней мерой и, согласно законодательству, может быть применена в двух случаях: 1) в случае отказа организации, признанной победителем конкурса, от заключения контракта; 2) в случае досрочного расторжения государственного контракта вследствие ненадлежащего исполнения его условий стороной, признанной победителем конкурса <7>.
Статья: Разъяснения Минфина по заполнению отчетов (ф. 0503127, 0503128)
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)Согласно п. 72.1 Инструкции N 191н принятые денежные обязательства в составе обязательств финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом в случаях, обусловленных положениями соответствующих контрактов по оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг за счет лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, в том числе при досрочной поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в текущем финансовом году, отражаются в разд. 3 отчета (ф. 0503128).
(Мухин С.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)Согласно п. 72.1 Инструкции N 191н принятые денежные обязательства в составе обязательств финансовых годов, следующих за текущим (отчетным) финансовым годом в случаях, обусловленных положениями соответствующих контрактов по оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг за счет лимитов бюджетных обязательств очередного финансового года, в том числе при досрочной поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг в текущем финансовом году, отражаются в разд. 3 отчета (ф. 0503128).
Вопрос: О перечислении средств по договору, подлежащему казначейскому сопровождению и заключенному в рамках госконтракта, источником финансового обеспечения которого является специальный казначейский кредит.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 02-14-08/23238)Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, направленное письмом от 15 февраля 2024 г., по вопросу возможности применения положений части 4 статьи 10 Федерального закона N 448-ФЗ <1> при исполнении договора о поставке товара, заключенного в рамках исполнения государственного контракта, источником финансового обеспечения которого является бюджетный кредит, предоставленный за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование им по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения (далее - специальный казначейский кредит), и сообщает.
(Письмо Минфина России от 15.03.2024 N 02-14-08/23238)Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, направленное письмом от 15 февраля 2024 г., по вопросу возможности применения положений части 4 статьи 10 Федерального закона N 448-ФЗ <1> при исполнении договора о поставке товара, заключенного в рамках исполнения государственного контракта, источником финансового обеспечения которого является бюджетный кредит, предоставленный за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование им по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения (далее - специальный казначейский кредит), и сообщает.
Статья: Практика признания сделок раздробленными и применения последствий признания таких сделок недействительными
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Правовая оценка суда: контракты заключались хотя и с разницей в один день, но с использованием электронной открытой торговой площадки, т.е. в ответ на публичный запрос заказчика на поставку соответствующих товаров. Сведения о проведении закупок были доступны широкому кругу потенциальных участников. С учетом изложенного выводы судов о наличии правовых оснований для признания оспариваемых контрактов недействительными являются преждевременными, подлежащими дополнительному исследованию <6>.
(Хидиров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 8)Правовая оценка суда: контракты заключались хотя и с разницей в один день, но с использованием электронной открытой торговой площадки, т.е. в ответ на публичный запрос заказчика на поставку соответствующих товаров. Сведения о проведении закупок были доступны широкому кругу потенциальных участников. С учетом изложенного выводы судов о наличии правовых оснований для признания оспариваемых контрактов недействительными являются преждевременными, подлежащими дополнительному исследованию <6>.