Дороги муниципальная собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Дороги муниципальная собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 263 "Застройка земельного участка" ГК РФСуд указал, что включение этих дорог в муниципальную собственность является нарушением требований статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации. Данный земельный участок принадлежит товариществу, что исключает признание права собственности на объекты недвижимости, размещенные на данном земельном участке силами и средствами истца, за другими субъектами.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Полномочия администрации муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отсутствие у спорного проезда, являющегося территорией общего пользования, признаков сооружения (автомобильной дороги), невключение его в реестр муниципальной собственности не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обеспечить его надлежащее содержание в целях использования для осуществления дорожного движения или построить в соответствии с действующим законодательством автомобильную дорогу..."
(КонсультантПлюс, 2025)"...Отсутствие у спорного проезда, являющегося территорией общего пользования, признаков сооружения (автомобильной дороги), невключение его в реестр муниципальной собственности не освобождает органы местного самоуправления от обязанности обеспечить его надлежащее содержание в целях использования для осуществления дорожного движения или построить в соответствии с действующим законодательством автомобильную дорогу..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие организации освобождены от уплаты земельного налога
(КонсультантПлюс, 2025)Местные дороги, которые находятся в собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, к государственным не относятся, поэтому льгота на них не распространяется. Это следует из пп. 2 п. 1 ст. 395 НК РФ, ст. 215 ГК РФ, ч. 1, 8 - 10 ст. 6 Закона об автодорогах.
(КонсультантПлюс, 2025)Местные дороги, которые находятся в собственности поселений, городских округов, муниципальных районов, муниципальных округов, к государственным не относятся, поэтому льгота на них не распространяется. Это следует из пп. 2 п. 1 ст. 395 НК РФ, ст. 215 ГК РФ, ч. 1, 8 - 10 ст. 6 Закона об автодорогах.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно приведенной в ст. 5 классификации автомобильных дорог выделяются автомобильные дороги местного значения (п. 3). В соответствии с ч. 1 ст. 6 автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6). К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6). К собственности муниципального района отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (ч. 10 ст. 6). В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона N 257-ФЗ владельцем соответствующих автомобильных дорог является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Частью 3 ст. 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивают уполномоченные органы местного самоуправления.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Согласно приведенной в ст. 5 классификации автомобильных дорог выделяются автомобильные дороги местного значения (п. 3). В соответствии с ч. 1 ст. 6 автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности. К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта РФ, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 8 ст. 6). К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч. 9 ст. 6). К собственности муниципального района отнесены автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта РФ, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог (ч. 10 ст. 6). В соответствии с п. 7 ст. 3 Закона N 257-ФЗ владельцем соответствующих автомобильных дорог является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования). Частью 3 ст. 15 Закона осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивают уполномоченные органы местного самоуправления.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 24. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог
(ред. от 31.07.2025)
"Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 24. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения автомобильных дорог
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
Статья: Принцип добросовестности в муниципальных правоотношениях
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)В рамках публичных правоотношений конкретизирующая функция принципа добросовестности может заключаться также в уточнении перечня действий, прямо не предусмотренных законом, но необходимых для эффективного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования. Думается, что в данном случае добросовестность органа или должностного лица местного самоуправления подразумевает выбор такого способа реализации полномочий, который позволяет в наибольшей мере и в кратчайший срок удовлетворить публичные интересы. В качестве примера можно привести спор между органом прокуратуры и местного самоуправления о перечне полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, рассмотренный Верховным Судом РФ (Постановление N 44-АД22-20-К7 от 09.02.2023). Соглашаясь с позицией контролирующего органа, Суд указал на то, что даже в условиях отсутствия автомобильной дороги между населенными пунктами как инженерного сооружения, и, соответственно, в перечне объектов собственности муниципального района, именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность предварительного осуществления действий по включению соответствующего объекта в документы территориального планирования муниципального образования, межеванию дороги, постановке на кадастровый учет и принятию в муниципальную собственность с целью обеспечения содержания дороги <12>. Таким образом, исходя из принципа добросовестности, для уяснения содержания правила поведения, выводимого из нормы, необходимо учитывать права населения муниципального образования на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также на получение медицинской и иной помощи за счет обеспечения доступа в населенный пункт экстренных служб.
(Полякова Н.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 10)В рамках публичных правоотношений конкретизирующая функция принципа добросовестности может заключаться также в уточнении перечня действий, прямо не предусмотренных законом, но необходимых для эффективного решения органами местного самоуправления вопросов местного значения в интересах населения муниципального образования. Думается, что в данном случае добросовестность органа или должностного лица местного самоуправления подразумевает выбор такого способа реализации полномочий, который позволяет в наибольшей мере и в кратчайший срок удовлетворить публичные интересы. В качестве примера можно привести спор между органом прокуратуры и местного самоуправления о перечне полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, рассмотренный Верховным Судом РФ (Постановление N 44-АД22-20-К7 от 09.02.2023). Соглашаясь с позицией контролирующего органа, Суд указал на то, что даже в условиях отсутствия автомобильной дороги между населенными пунктами как инженерного сооружения, и, соответственно, в перечне объектов собственности муниципального района, именно на орган местного самоуправления возлагается обязанность предварительного осуществления действий по включению соответствующего объекта в документы территориального планирования муниципального образования, межеванию дороги, постановке на кадастровый учет и принятию в муниципальную собственность с целью обеспечения содержания дороги <12>. Таким образом, исходя из принципа добросовестности, для уяснения содержания правила поведения, выводимого из нормы, необходимо учитывать права населения муниципального образования на свободный доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также на получение медицинской и иной помощи за счет обеспечения доступа в населенный пункт экстренных служб.
Статья: История одного дела, или Как противостоять захвату дороги
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)1. Две дороги являются дорогами общего пользования и находятся в муниципальной собственности, ими распоряжается администрация городского округа.
(Колесниченко Т.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 8)1. Две дороги являются дорогами общего пользования и находятся в муниципальной собственности, ими распоряжается администрация городского округа.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги;
Статья: Правовые основы организации транспортных систем на примере автомобильного транспорта в Российской Федерации
(Гоц Е.В.)
("Транспортное право", 2022, N 4)В Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7> (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги также подразделяются по принадлежности к определенной форме собственности на дороги федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и собственности физических или юридических лиц (частная собственность). К сожалению, во многих регионах имеются затруднения с разработкой соответствующих критериев, что связано, прежде всего, с отсутствием соответствующей научно обоснованной методологии разграничения региональных и местных автодорог на виды <8>.
(Гоц Е.В.)
("Транспортное право", 2022, N 4)В Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <7> (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильные дороги также подразделяются по принадлежности к определенной форме собственности на дороги федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности и собственности физических или юридических лиц (частная собственность). К сожалению, во многих регионах имеются затруднения с разработкой соответствующих критериев, что связано, прежде всего, с отсутствием соответствующей научно обоснованной методологии разграничения региональных и местных автодорог на виды <8>.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет);
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с железнодорожными путями общего пользования на земельных участках, находящихся в государственной собственности, в границах полос отвода железных дорог, а также устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей с автомобильными дорогами или примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в границах полосы отвода автомобильной дороги (на срок от 10 до 49 лет);
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 23.09.2025 N 03-03-08/91987 <Налог при выплате компенсации в связи с переносом объекта ОС>
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)3) цель выплаты - финансирование работ по переносу, переустройству объектов основных средств, которые принадлежат компании на праве собственности или оперативного управления. Работы должны быть вызваны созданием или реконструкцией другого объекта капитального строительства (стадиона, больницы, иного объекта государственной или муниципальной собственности) или линейного объекта (дороги, трубопровода и пр.), который финансируется из бюджета.
(Фатахова Н.Ю.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 20)3) цель выплаты - финансирование работ по переносу, переустройству объектов основных средств, которые принадлежат компании на праве собственности или оперативного управления. Работы должны быть вызваны созданием или реконструкцией другого объекта капитального строительства (стадиона, больницы, иного объекта государственной или муниципальной собственности) или линейного объекта (дороги, трубопровода и пр.), который финансируется из бюджета.