Допуск сро заказчик
Подборка наиболее важных документов по запросу Допуск сро заказчик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о неправомерном применении вычетов по НДС по сделкам с рядом контрагентов по договорам субподряда на устройство автомобильных дорог. Суд признал доначисление обоснованным. Суд установил, что контрагенты имеют признаки технических компаний, документооборот носит формальный характер. Привлечение субподрядчиков не было предусмотрено основным договором налогоплательщика и заказчика, контрагенты не состояли в СРО и не имели допусков на выполнение работ, из представленных актов и счетов-фактур невозможно определить объем выполненных работ. Суд указал, что отсутствие в акте о приемке конкретных видов работ приводит к невозможности соотнесения их с работами, переданными по "цепочке отношений" контрагенты - общество - основные заказчики. Следовательно, применение налоговой реконструкции является невозможным. Суд также указал, что реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами не может быть подтверждена только наличием счета-фактуры, принятием спорных работ основными заказчиками, поскольку в подтверждение обоснованности заявленных вычетов по НДС налогоплательщик должен представить документы, отвечающие критериям ст. ст. 169, 171 НК РФ и подтверждающие наличие реальных операций. Суд пришел к выводу, что спорные работы выполнены самим налогоплательщиком, следовательно, НДС не подлежит принятию к вычету.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил обществу НДС, сделав вывод о неправомерном применении вычетов по НДС по сделкам с рядом контрагентов по договорам субподряда на устройство автомобильных дорог. Суд признал доначисление обоснованным. Суд установил, что контрагенты имеют признаки технических компаний, документооборот носит формальный характер. Привлечение субподрядчиков не было предусмотрено основным договором налогоплательщика и заказчика, контрагенты не состояли в СРО и не имели допусков на выполнение работ, из представленных актов и счетов-фактур невозможно определить объем выполненных работ. Суд указал, что отсутствие в акте о приемке конкретных видов работ приводит к невозможности соотнесения их с работами, переданными по "цепочке отношений" контрагенты - общество - основные заказчики. Следовательно, применение налоговой реконструкции является невозможным. Суд также указал, что реальность хозяйственных операций со спорными контрагентами не может быть подтверждена только наличием счета-фактуры, принятием спорных работ основными заказчиками, поскольку в подтверждение обоснованности заявленных вычетов по НДС налогоплательщик должен представить документы, отвечающие критериям ст. ст. 169, 171 НК РФ и подтверждающие наличие реальных операций. Суд пришел к выводу, что спорные работы выполнены самим налогоплательщиком, следовательно, НДС не подлежит принятию к вычету.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка строительного контроля по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.
(КонсультантПлюс, 2025)...лицо, осуществляющее строительный контроль, должно обладать специальными познаниями, наличие которых и возможность реализации которых при осуществлении строительного контроля подтверждается свидетельством о допуске к такому виду работ, выданному саморегулируемой организацией.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик установил требование о наличии у участников закупки не только свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, но и лицензии на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Данное требование признано антимонопольным органом незаконным.
Можно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ требовать от участников иметь лицензию МЧС России, если предусмотренные ею работы объединены со строительными работами
(КонсультантПлюс, 2025)Обстоятельства дела: Заказчик установил требование о наличии у участников закупки не только свидетельства СРО о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, но и лицензии на проведение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Данное требование признано антимонопольным органом незаконным.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Объединение в один лот товаров, работ, услуг при закупке по Закону N 44-ФЗ.
Правомерно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ объединять в один лот работы по проектированию и инженерным изысканиям
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод и обоснование суда: Действия заказчика признаны незаконными. Требования прокурора удовлетворены. Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что потенциальный участник конкурса должен иметь два свидетельства на осуществление разных видов деятельности - на проектирование и на выполнение инженерных изысканий. Требование о наличии отдельных допусков СРО на проектные и изыскательские работы подтверждает, что это самостоятельные виды работ, объединенные объектом строительства, но не связанные технологически.
Правомерно ли при закупке по Закону N 44-ФЗ объединять в один лот работы по проектированию и инженерным изысканиям
(КонсультантПлюс, 2025)Вывод и обоснование суда: Действия заказчика признаны незаконными. Требования прокурора удовлетворены. Суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к выводу, что потенциальный участник конкурса должен иметь два свидетельства на осуществление разных видов деятельности - на проектирование и на выполнение инженерных изысканий. Требование о наличии отдельных допусков СРО на проектные и изыскательские работы подтверждает, что это самостоятельные виды работ, объединенные объектом строительства, но не связанные технологически.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 07.02.2024 N 132
(ред. от 08.07.2025)
"Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"60. Функции кадрового подразделения при оформлении допуска к государственной тайне арбитражного управляющего (руководителя саморегулируемой организации) выполняют кадровые подразделения территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
(ред. от 08.07.2025)
"Об утверждении Правил допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне"60. Функции кадрового подразделения при оформлении допуска к государственной тайне арбитражного управляющего (руководителя саморегулируемой организации) выполняют кадровые подразделения территориальных органов Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"1.1. До 1 июля 2017 года индивидуальные предприниматели и юридические лица при отсутствии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, имеют право выполнять:
(ред. от 26.12.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"1.1. До 1 июля 2017 года индивидуальные предприниматели и юридические лица при отсутствии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, имеют право выполнять:
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в закупке свидетельства о регистрации электролаборатории в Ростехнадзоре, свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность эксплуатации объектов капитального строительства, лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о предоставлении в составе вторых частей заявок на участие в закупке свидетельства о регистрации электролаборатории в Ростехнадзоре, свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность эксплуатации объектов капитального строительства, лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
"Обзор судебной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о представлении в составе вторых частей заявок на участие в закупке свидетельства о регистрации электролаборатории в Ростехнадзоре, свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность эксплуатации объектов капитального строительства, лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования о представлении в составе вторых частей заявок на участие в закупке свидетельства о регистрации электролаборатории в Ростехнадзоре, свидетельства СРО о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность эксплуатации объектов капитального строительства, лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (ноябрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Согласно части 1 статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Готовое решение: Как обжаловать в ФАС России действия заказчика по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, подать жалобу может только участник, чьи права и законные интересы нарушены. Такого нарушения нет, если, например, участник не обладает необходимой по условиям закупки специальной правоспособностью - правом заниматься отдельными видами деятельности на основании специального разрешения (лицензии), членства в СРО или свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО. Условия для подачи жалобы отсутствуют и в случае, если участник не соответствует доптребованиям, установленным заказчиком (Письмо ФАС России от 29.12.2023 N МШ/112518/23, п. п. 1, 1.1 Информационного письма Минфина России от 20.10.2023 N 24-01-07/100177).
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, подать жалобу может только участник, чьи права и законные интересы нарушены. Такого нарушения нет, если, например, участник не обладает необходимой по условиям закупки специальной правоспособностью - правом заниматься отдельными видами деятельности на основании специального разрешения (лицензии), членства в СРО или свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного СРО. Условия для подачи жалобы отсутствуют и в случае, если участник не соответствует доптребованиям, установленным заказчиком (Письмо ФАС России от 29.12.2023 N МШ/112518/23, п. п. 1, 1.1 Информационного письма Минфина России от 20.10.2023 N 24-01-07/100177).
Статья: Требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Особенности предъявления требований в документах закупки
(Наумов С.В.)
("Сайт Петербургского правового портала", 2023)Так, по мнению Московского УФАС России, допускается отклонять заявку, если заказчик выяснит, например, по информации из ЕИС, что совокупный размер обязательств по действующим договорам участника больше, чем предусмотрено уровнем ответственности члена СРО, либо станет больше в результате заключения контракта (Решения Московского УФАС России от 25.08.2020 по делу N 077/06/57-13837/2020 и от 10.06.2020 по делу N 077/06/57-9679/2020).
(Наумов С.В.)
("Сайт Петербургского правового портала", 2023)Так, по мнению Московского УФАС России, допускается отклонять заявку, если заказчик выяснит, например, по информации из ЕИС, что совокупный размер обязательств по действующим договорам участника больше, чем предусмотрено уровнем ответственности члена СРО, либо станет больше в результате заключения контракта (Решения Московского УФАС России от 25.08.2020 по делу N 077/06/57-13837/2020 и от 10.06.2020 по делу N 077/06/57-9679/2020).
Вопрос: Как оформить договор подряда с бригадой монтажников: заключить договоры с каждым членом бригады или заключить один договор с бригадиром?
(Консультация эксперта, 2025)Однако для выполнения работ (на основании договоров строительного подряда, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором) по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства юридическим лицам и ИП не нужно иметь свидетельства о допуске, а необходимо являться членом СРО, если иное не предусмотрено ГрК РФ (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Однако для выполнения работ (на основании договоров строительного подряда, заключенных с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором) по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, сносу объектов капитального строительства юридическим лицам и ИП не нужно иметь свидетельства о допуске, а необходимо являться членом СРО, если иное не предусмотрено ГрК РФ (ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Как правило, деятельность по оказанию услуг требует от исполнителя специальных навыков или профессиональной подготовки, поэтому осуществление подавляющего большинства услуг возможно только при наличии у исполнителя лицензии или при обязательном членстве исполнителя в профильной СРО. В ряде случаев необходимы и лицензия, и членство в СРО. Так, лицензия необходима для оказания услуг связи, медицинских, образовательных услуг, услуг по проведению организованных торгов. Обязательное членство в СРО предусмотрено для лиц, оказывающих аудиторские услуги, услуги по оценке и инвестиционному консультированию. Для оказания брокерских, депозитарных услуг, услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг исполнителю необходимо иметь лицензию и быть членом профильной СРО.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Как правило, деятельность по оказанию услуг требует от исполнителя специальных навыков или профессиональной подготовки, поэтому осуществление подавляющего большинства услуг возможно только при наличии у исполнителя лицензии или при обязательном членстве исполнителя в профильной СРО. В ряде случаев необходимы и лицензия, и членство в СРО. Так, лицензия необходима для оказания услуг связи, медицинских, образовательных услуг, услуг по проведению организованных торгов. Обязательное членство в СРО предусмотрено для лиц, оказывающих аудиторские услуги, услуги по оценке и инвестиционному консультированию. Для оказания брокерских, депозитарных услуг, услуг по ведению реестра владельцев ценных бумаг исполнителю необходимо иметь лицензию и быть членом профильной СРО.
Статья: Налоговые риски, связанные с арендой персонала: проблемы, судебная практика и рекомендации банкам
(Зобнина С., Петрачков О.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 12)- отсутствие у исполнителя или его персонала необходимых допусков, статуса члена СРО и т.п.;
(Зобнина С., Петрачков О.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2023, N 12)- отсутствие у исполнителя или его персонала необходимых допусков, статуса члена СРО и т.п.;
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Важным результатом тенденции по снижению степени давления государства на участников предпринимательских отношений явилось создание иного механизма регулирования отношений, связанных с допуском предпринимателей к осуществлению строительства. Участие в саморегулируемой организации строителей для исполнителей подобных работ не является обязательным, но влияет на возможность привлечения их к выполнению работ на объектах капитального строительства. Наряду с этим на возможность подрядчиков осуществлять строительство на объектах капитального строительства оказывает влияние целый ряд других факторов: правовой статус заказчика, цена договора, организационно-правовая форма лица, осуществляющего строительство, доля участия публично-правовых образований в капитале юридического лица и др. (см. ст. 52 ГрК РФ). Так, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы на объектах капитального строительства по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО строителей, если иное не установлено настоящей статьей.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Важным результатом тенденции по снижению степени давления государства на участников предпринимательских отношений явилось создание иного механизма регулирования отношений, связанных с допуском предпринимателей к осуществлению строительства. Участие в саморегулируемой организации строителей для исполнителей подобных работ не является обязательным, но влияет на возможность привлечения их к выполнению работ на объектах капитального строительства. Наряду с этим на возможность подрядчиков осуществлять строительство на объектах капитального строительства оказывает влияние целый ряд других факторов: правовой статус заказчика, цена договора, организационно-правовая форма лица, осуществляющего строительство, доля участия публично-правовых образований в капитале юридического лица и др. (см. ст. 52 ГрК РФ). Так, согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы на объектах капитального строительства по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами СРО строителей, если иное не установлено настоящей статьей.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, учитывая, что в составе заявки ООО "С" содержится выписка из реестра СРО, а также Заказчик явку представителей не обеспечил и не представил сведений, свидетельствующих о несоответствии заявки требованиям документации о Запросе предложений, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, выразившиеся в отказе ООО "С" в допуске к участию в Запросе предложений, нарушают часть 18 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, учитывая, что в составе заявки ООО "С" содержится выписка из реестра СРО, а также Заказчик явку представителей не обеспечил и не представил сведений, свидетельствующих о несоответствии заявки требованиям документации о Запросе предложений, должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение настоящего дела об административном правонарушении, приходит к выводу о том, что действия Единой комиссии, выразившиеся в отказе ООО "С" в допуске к участию в Запросе предложений, нарушают часть 18 статьи 83.1 Закона о контрактной системе.