Допрос иностранного гражданина
Подборка наиболее важных документов по запросу Допрос иностранного гражданина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.06.2024 N 77-1991/2024 (УИД 03RS0003-01-2022-010108-95)
Приговор: По п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Допрошенные в суде в качестве свидетелей С.М.С., Г.А.Р. и переводчик К.Д.А. подтвердили соблюдение процедуры допросов вышеуказанных граждан на предварительном следствии. Протоколы допросов этих иностранных граждан отвечают требованиям УПК РФ и обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами.
Приговор: По п. "а" ч. 2 ст. 322.1 УК РФ (организация незаконной миграции).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Допрошенные в суде в качестве свидетелей С.М.С., Г.А.Р. и переводчик К.Д.А. подтвердили соблюдение процедуры допросов вышеуказанных граждан на предварительном следствии. Протоколы допросов этих иностранных граждан отвечают требованиям УПК РФ и обоснованно признаны судом допустимыми доказательствами.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Переводчик в деле об административном правонарушении
(КонсультантПлюс, 2025)Не предоставляют переводчика в суде по делу об административном правонарушении свидетелю-иностранцу, если из представленных документов следует, что он владеет русским языком (давал показания или был переводчиком в другом деле, имел патент и т.п.)
(КонсультантПлюс, 2025)Не предоставляют переводчика в суде по делу об административном правонарушении свидетелю-иностранцу, если из представленных документов следует, что он владеет русским языком (давал показания или был переводчиком в другом деле, имел патент и т.п.)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дистанционное участие обвиняемого (подозреваемого) на стадии предварительного расследования как альтернатива приостановлению производства по уголовному делу
(Бондарцева О.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)В связи с этим есть точка зрения, что производство допроса подозреваемого, обвиняемого, иных граждан РФ, находящихся на территории иностранного государства, допустимо производить на территории дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, при условии получения разрешения на проведение следственного действия страны пребывания и согласия допрашиваемого лица <36>.
(Бондарцева О.Г.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)В связи с этим есть точка зрения, что производство допроса подозреваемого, обвиняемого, иных граждан РФ, находящихся на территории иностранного государства, допустимо производить на территории дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, при условии получения разрешения на проведение следственного действия страны пребывания и согласия допрашиваемого лица <36>.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения в 2019 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Например, в ходе рассмотрения Красноярским краевым судом дела об усыновлении гражданами Италии несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве свидетелей были допрошены родственники несовершеннолетних, а именно: их тетя по линии отца, которая пояснила, что не желает принимать племянников в свою семью в связи с тяжелым материальным положением, а также двоюродный брат, который также отказался от усыновления, сославшись на то, что временно не работает и имеет на иждивении маленького ребенка. Указанные родственники дали согласие на усыновление детей иностранными гражданами. Кроме того, по данному делу суд допросил бабушку несовершеннолетних по линии отца. При этом опрос был произведен посредством видеоконференц-связи ввиду удаленности ее места проживания и преклонного возраста. Бабушка детей пояснила, что в силу своего возраста и состояния здоровья не может взять внуков в семью и воспитывать их, однако она не возражает против усыновления детей иностранными гражданами, поскольку, по ее мнению, это будет соответствовать интересам детей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Заявление об усыновлении судом было удовлетворено.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)Например, в ходе рассмотрения Красноярским краевым судом дела об усыновлении гражданами Италии несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве свидетелей были допрошены родственники несовершеннолетних, а именно: их тетя по линии отца, которая пояснила, что не желает принимать племянников в свою семью в связи с тяжелым материальным положением, а также двоюродный брат, который также отказался от усыновления, сославшись на то, что временно не работает и имеет на иждивении маленького ребенка. Указанные родственники дали согласие на усыновление детей иностранными гражданами. Кроме того, по данному делу суд допросил бабушку несовершеннолетних по линии отца. При этом опрос был произведен посредством видеоконференц-связи ввиду удаленности ее места проживания и преклонного возраста. Бабушка детей пояснила, что в силу своего возраста и состояния здоровья не может взять внуков в семью и воспитывать их, однако она не возражает против усыновления детей иностранными гражданами, поскольку, по ее мнению, это будет соответствовать интересам детей, родители которых ведут асоциальный образ жизни. Заявление об усыновлении судом было удовлетворено.
"Обзор практики рассмотрения в 2021 году областными и равными им судами дел об усыновлении детей иностранными гражданами или лицами без гражданства, а также гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими за пределами территории Российской Федерации"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Так, в ходе рассмотрения Красноярским краевым судом дела об усыновлении иностранными гражданами несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, 2016 года рождения, в качестве свидетелей были допрошены родственники несовершеннолетнего для выяснения у них возможности и наличия желания взять на воспитание в свои семьи ребенка. Указанные лица подтвердили, что не желают принять ребенка на воспитание по состоянию здоровья и из-за отсутствия материальных условий.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.06.2022)Так, в ходе рассмотрения Красноярским краевым судом дела об усыновлении иностранными гражданами несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, 2016 года рождения, в качестве свидетелей были допрошены родственники несовершеннолетнего для выяснения у них возможности и наличия желания взять на воспитание в свои семьи ребенка. Указанные лица подтвердили, что не желают принять ребенка на воспитание по состоянию здоровья и из-за отсутствия материальных условий.
Статья: Цифровые технологии в уголовном судопроизводстве: проблемы внедрения
(Арестова Е.Н., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Представляется также возможным разрешить использование электронных документов при направлении запросов о международной правовой помощи по уголовным делам. Например, при совершении иностранным гражданином преступления на территории Российской Федерации следователи (дознаватели) в рамках изучения личности подозреваемого (обвиняемого) в порядке п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ направляют запросы о судимости в государство, гражданином которого он является. На получение ответа в настоящее время порой уходит несколько месяцев. Однако, даже если уголовно-процессуальное законодательство государства - адресата запроса предусматривает возможность электронного документооборота при производстве по уголовным делам, российский правоприменитель не может ею воспользоваться по причине правового запрета, установленного УПК РФ.
(Арестова Е.Н., Борбат А.В.)
("Российский следователь", 2021, N 7)Представляется также возможным разрешить использование электронных документов при направлении запросов о международной правовой помощи по уголовным делам. Например, при совершении иностранным гражданином преступления на территории Российской Федерации следователи (дознаватели) в рамках изучения личности подозреваемого (обвиняемого) в порядке п. 3 ч. 1 ст. 73 УПК РФ направляют запросы о судимости в государство, гражданином которого он является. На получение ответа в настоящее время порой уходит несколько месяцев. Однако, даже если уголовно-процессуальное законодательство государства - адресата запроса предусматривает возможность электронного документооборота при производстве по уголовным делам, российский правоприменитель не может ею воспользоваться по причине правового запрета, установленного УПК РФ.
Статья: Вызов физического лица для допроса на стадии предварительного расследования. Комментарий к статье 188 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Причем граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Причем граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)в) допускается, если заявитель является гражданином иностранного государства;
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)в) допускается, если заявитель является гражданином иностранного государства;
Статья: Проверка показаний на месте с участием разоблачаемого лица
(Желтобрюхов С.П.)
("Российский судья", 2023, N 1)Примером, когда возможно использование предлагаемой разновидности допроса, являются ситуации, когда свидетель подлежит призыву на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации; отправляется в зарубежную или иную длительную командировку, в дальнее плавание, геолого-разведочную экспедицию; работает вахтовым методом вне места постоянного проживания; является лицом без определенного места жительства, проживающим по различным случайным адресам; собирается ложиться на длительное стационарное лечение, препятствующее его присутствию на судебном заседании. Либо свидетель - иностранный гражданин, временно находится на территории Российской Федерации и обязан вернуться к себе домой.
(Желтобрюхов С.П.)
("Российский судья", 2023, N 1)Примером, когда возможно использование предлагаемой разновидности допроса, являются ситуации, когда свидетель подлежит призыву на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации; отправляется в зарубежную или иную длительную командировку, в дальнее плавание, геолого-разведочную экспедицию; работает вахтовым методом вне места постоянного проживания; является лицом без определенного места жительства, проживающим по различным случайным адресам; собирается ложиться на длительное стационарное лечение, препятствующее его присутствию на судебном заседании. Либо свидетель - иностранный гражданин, временно находится на территории Российской Федерации и обязан вернуться к себе домой.
Статья: Доказывание в судебном процессе
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, допускается с согласия сторон при неявке потерпевшего или свидетеля, а по ходатайству стороны - при наличии существенных противоречий между ранее данными показаниями и показаниями, данными в суде. При неявке в судебное заседание потерпевшего или свидетеля суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение об оглашении ранее данных ими показаний в случаях смерти потерпевшего или свидетеля; тяжелой болезни, препятствующей явке в суд; отказа потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда; стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке в суд; если в результате принятых мер установить место нахождения потерпевшего или свидетеля для вызова в судебное заседание не представилось возможным (ч. 1, 2 ст. 281 УПК РФ). Ходатайство об оглашении показаний, ранее данных этим лицом при производстве предварительного расследования или в суде, подлежит разрешению судом по завершении его допроса всеми участниками со стороны обвинения и защиты. Если суд удовлетворяет заявленное ходатайство, то после оглашения показаний лица сторонам должна быть предоставлена возможность задать ему дополнительные вопросы в той же последовательности, что и при первоначальном допросе.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, допускается с согласия сторон при неявке потерпевшего или свидетеля, а по ходатайству стороны - при наличии существенных противоречий между ранее данными показаниями и показаниями, данными в суде. При неявке в судебное заседание потерпевшего или свидетеля суд вправе по ходатайству стороны или по собственной инициативе принять решение об оглашении ранее данных ими показаний в случаях смерти потерпевшего или свидетеля; тяжелой болезни, препятствующей явке в суд; отказа потерпевшего или свидетеля, являющегося иностранным гражданином, явиться по вызову суда; стихийного бедствия или иных чрезвычайных обстоятельств, препятствующих явке в суд; если в результате принятых мер установить место нахождения потерпевшего или свидетеля для вызова в судебное заседание не представилось возможным (ч. 1, 2 ст. 281 УПК РФ). Ходатайство об оглашении показаний, ранее данных этим лицом при производстве предварительного расследования или в суде, подлежит разрешению судом по завершении его допроса всеми участниками со стороны обвинения и защиты. Если суд удовлетворяет заявленное ходатайство, то после оглашения показаний лица сторонам должна быть предоставлена возможность задать ему дополнительные вопросы в той же последовательности, что и при первоначальном допросе.
"Собирание электронных доказательств по уголовным делам на территории России и зарубежных стран: опыт и проблемы: монография"
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Статьи 2 - 3 УПК РФ предусматривают возможность самостоятельного проведения российскими органами предварительного расследования и судами по делам о любых экстратерриториальных преступлениях, подпадающих под юрисдикцию России (ст. 12 УК РФ), следственных и иных процессуальных действий за пределами территории Российской Федерации (также и не по месту совершения преступления), в том числе в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (включая подозреваемых и обвиняемых), в соответствии с нормами УПК РФ и наделяют юридической силой собираемые таким путем доказательства. В силу международного права эти действия по общему правилу требуют согласия иностранного государства, на территории которого они проводятся. Однако эти положения не касаются дел о преступлениях, совершенных в России.
(под общ. и науч. ред. С.П. Щербы)
("Проспект", 2022)Статьи 2 - 3 УПК РФ предусматривают возможность самостоятельного проведения российскими органами предварительного расследования и судами по делам о любых экстратерриториальных преступлениях, подпадающих под юрисдикцию России (ст. 12 УК РФ), следственных и иных процессуальных действий за пределами территории Российской Федерации (также и не по месту совершения преступления), в том числе в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (включая подозреваемых и обвиняемых), в соответствии с нормами УПК РФ и наделяют юридической силой собираемые таким путем доказательства. В силу международного права эти действия по общему правилу требуют согласия иностранного государства, на территории которого они проводятся. Однако эти положения не касаются дел о преступлениях, совершенных в России.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)1. Общий смысл части первой комментируемой статьи заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Российской Федерации привлекаются к уголовной ответственности по процедурным правилам, установленным УПК РФ. Данное положение может быть истолковано расширительно: следственные и судебные действия с участием указанных лиц (допросы, очные ставки, опознания, выемки, обыски и др.), когда они не связаны с привлечением к уголовной ответственности (например, допрос в качестве свидетеля), производятся также по правилам, установленным УПК, которым иностранные граждане и лица без гражданства обязаны подчиняться так же, как и российские граждане.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)1. Общий смысл части первой комментируемой статьи заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства на территории Российской Федерации привлекаются к уголовной ответственности по процедурным правилам, установленным УПК РФ. Данное положение может быть истолковано расширительно: следственные и судебные действия с участием указанных лиц (допросы, очные ставки, опознания, выемки, обыски и др.), когда они не связаны с привлечением к уголовной ответственности (например, допрос в качестве свидетеля), производятся также по правилам, установленным УПК, которым иностранные граждане и лица без гражданства обязаны подчиняться так же, как и российские граждане.
Статья: Расовое профилирование в Японии: всегда чужой
(Кочеткова И.В., Корнакова С.В., Осипова М.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)В последние годы в Японии увеличилось количество жалоб от иностранцев, которые неоднократно подвергались проверкам и допросам полиции, несмотря на отсутствие каких-либо обоснованных подозрений. Реальность такого рода системной практики в рядах полиции обусловлена тем фактом, что эта проблема в Японии уже много лет остается без внимания. Невзирая на то что Япония ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации <1> и Международный пакт о гражданских и политических правах <2>, дискриминационные действия разных форм в отношении иностранцев не являются редким явлением. Это касается аренды жилья, образования, трудоустройства, оплаты труда и т.д. <3> Причина подобных действий и отсутствие реакции на нее японских властей во многом имеют исторические корни, в основе которых лежит идеология этнического национализма, согласно которой Япония должна быть мононациональным государством. Любой иностранец, желающий влиться в японское общество, обязан вести себя по-японски. Однако в последнее десятилетие Япония столкнулась с серьезной нехваткой трудовых ресурсов из-за старения и сокращения населения, а также сложной демографической ситуации. Японские власти были вынуждены пойти на значительное смягчение требований для въезда иностранцев в страну, особенно неквалифицированных работников, чтобы удовлетворить нехватку рабочей силы. И несмотря на то что фактически Япония все меньше и меньше становится страной "одной этнической группы", а число видимых меньшинств, уже исчисляемое миллионами, продолжает расти, это смягчение никоим образом не коснулось реального отношения к иностранцам <4>.
(Кочеткова И.В., Корнакова С.В., Осипова М.А.)
("Международное публичное и частное право", 2024, N 3)В последние годы в Японии увеличилось количество жалоб от иностранцев, которые неоднократно подвергались проверкам и допросам полиции, несмотря на отсутствие каких-либо обоснованных подозрений. Реальность такого рода системной практики в рядах полиции обусловлена тем фактом, что эта проблема в Японии уже много лет остается без внимания. Невзирая на то что Япония ратифицировала Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации <1> и Международный пакт о гражданских и политических правах <2>, дискриминационные действия разных форм в отношении иностранцев не являются редким явлением. Это касается аренды жилья, образования, трудоустройства, оплаты труда и т.д. <3> Причина подобных действий и отсутствие реакции на нее японских властей во многом имеют исторические корни, в основе которых лежит идеология этнического национализма, согласно которой Япония должна быть мононациональным государством. Любой иностранец, желающий влиться в японское общество, обязан вести себя по-японски. Однако в последнее десятилетие Япония столкнулась с серьезной нехваткой трудовых ресурсов из-за старения и сокращения населения, а также сложной демографической ситуации. Японские власти были вынуждены пойти на значительное смягчение требований для въезда иностранцев в страну, особенно неквалифицированных работников, чтобы удовлетворить нехватку рабочей силы. И несмотря на то что фактически Япония все меньше и меньше становится страной "одной этнической группы", а число видимых меньшинств, уже исчисляемое миллионами, продолжает расти, это смягчение никоим образом не коснулось реального отношения к иностранцам <4>.