Дополнительные забалансовые счета
Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительные забалансовые счета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть продажу имущества, не учитываемого на балансе
(КонсультантПлюс, 2025)1 Для учета "малоценных" ОС в рабочий план счетов можно ввести дополнительный забалансовый счет, например 012.
(КонсультантПлюс, 2025)1 Для учета "малоценных" ОС в рабочий план счетов можно ввести дополнительный забалансовый счет, например 012.
Готовое решение: Когда и как учитывать запасы на забалансовых счетах
(КонсультантПлюс, 2025)Запасы, учитываемые на забалансовых счетах для контроля за их сохранностью, спишите с дополнительных забалансовых счетов по причине невозможности их дальнейшего использования (физического износа, порчи) или иного выбытия (в результате хищения, пожара и т.д.). Списать с забалансового учета "малоценные" ОС, спецоснастку, спецодежду нужно на основании первичных документов (например, акта утилизации, инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей и др.).
(КонсультантПлюс, 2025)Запасы, учитываемые на забалансовых счетах для контроля за их сохранностью, спишите с дополнительных забалансовых счетов по причине невозможности их дальнейшего использования (физического износа, порчи) или иного выбытия (в результате хищения, пожара и т.д.). Списать с забалансового учета "малоценные" ОС, спецоснастку, спецодежду нужно на основании первичных документов (например, акта утилизации, инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей, сличительной ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей и др.).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)4. Автономное учреждение (централизованная бухгалтерия) вправе с учетом положений Инструкция по применению Единого плана счетов и настоящей Инструкции вводить при утверждении Рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды счетов и (или) дополнительные забалансовые счета, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности автономного учреждения, с учетом требований субъекта консолидированной отчетности по раскрытию информации при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности.
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)4. Автономное учреждение (централизованная бухгалтерия) вправе с учетом положений Инструкция по применению Единого плана счетов и настоящей Инструкции вводить при утверждении Рабочего плана счетов дополнительные аналитические коды счетов и (или) дополнительные забалансовые счета, обеспечивающие формирование в бухгалтерском учете информации, необходимой внутренним, внешним пользователям бухгалтерской отчетности автономного учреждения, с учетом требований субъекта консолидированной отчетности по раскрытию информации при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности.
Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов устанавливаются в рамках учетной политики субъекта учета (единой учетной политики при централизации учета) (далее при совместном упоминании - учетная политика) с учетом требований субъекта консолидированной отчетности по раскрытию информации при ведении бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(ред. от 27.04.2023)
"Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452)Дополнительные забалансовые счета и (или) аналитические коды синтетических счетов Единого плана счетов устанавливаются в рамках учетной политики субъекта учета (единой учетной политики при централизации учета) (далее при совместном упоминании - учетная политика) с учетом требований субъекта консолидированной отчетности по раскрытию информации при ведении бухгалтерского учета и в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Типовая ситуация: Переход на учет НМА по ФСБУ 14/2022 и ФСБУ 26/2020: учетная политика, корректировки, проводки
(Издательство "Главная книга", 2025)дополнить абзацем первым следующего содержания: "Объекты стоимостью не более 100 000 руб. списываются в расходы в момент принятия к учету и учитываются на забалансовом счете 013"
(Издательство "Главная книга", 2025)дополнить абзацем первым следующего содержания: "Объекты стоимостью не более 100 000 руб. списываются в расходы в момент принятия к учету и учитываются на забалансовом счете 013"
Статья: НДС при расчетах собственным векселем
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)Следует также отметить, что обеим сторонам необходимо дополнительно организовать забалансовый учет векселей на счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" у векселедателя и на счете 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" у векселедержателя.
(Луговая Н.Н.)
("НДС: проблемы и решения", 2023, N 6)Следует также отметить, что обеим сторонам необходимо дополнительно организовать забалансовый учет векселей на счете 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные" у векселедателя и на счете 008 "Обеспечения обязательств и платежей полученные" у векселедержателя.
Вопрос: Как ведется бухгалтерский учет в благотворительном фонде?
(Консультация эксперта, 2025)При отсутствии в ФСБУ способа ведения учета отдельных видов активов БФ вправе разработать по ним свой способ ведения учета, закрепив его в своей учетной политике (п. п. 4, 7.1 ПБУ 1/2008). Например, в отношении безвозмездно поступивших в БФ материальных ценностей (материалов, основных средств и др.), предназначенных специально для их дальнейшей безвозмездной передачи благополучателям в рамках благотворительных программ, можно применить забалансовый способ учета (в оценке, указанной передавшим их благотворителем), рассматривая их как транзитные ценности.
(Консультация эксперта, 2025)При отсутствии в ФСБУ способа ведения учета отдельных видов активов БФ вправе разработать по ним свой способ ведения учета, закрепив его в своей учетной политике (п. п. 4, 7.1 ПБУ 1/2008). Например, в отношении безвозмездно поступивших в БФ материальных ценностей (материалов, основных средств и др.), предназначенных специально для их дальнейшей безвозмездной передачи благополучателям в рамках благотворительных программ, можно применить забалансовый способ учета (в оценке, указанной передавшим их благотворителем), рассматривая их как транзитные ценности.
Готовое решение: Как провести инвентаризацию забалансовых счетов
(КонсультантПлюс, 2025)При инвентаризации трудовых книжек дополнительно сверьте их фактическое наличие и номера бланков с данными книги (журнала) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и данными ежемесячного отчета о наличии бланков трудовых книжек, который представляет в бухгалтерию лицо, ответственное за ведение трудовых книжек. Полученный результат сопоставьте с данными по забалансовому счету 006 (п. п. 40, 41 Порядка ведения и хранения трудовых книжек). Если в процессе инвентаризации вы обнаружите испорченные бланки трудовых книжек, не списанные своевременно, внесите информацию об этом в инвентаризационную опись.
(КонсультантПлюс, 2025)При инвентаризации трудовых книжек дополнительно сверьте их фактическое наличие и номера бланков с данными книги (журнала) по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее и данными ежемесячного отчета о наличии бланков трудовых книжек, который представляет в бухгалтерию лицо, ответственное за ведение трудовых книжек. Полученный результат сопоставьте с данными по забалансовому счету 006 (п. п. 40, 41 Порядка ведения и хранения трудовых книжек). Если в процессе инвентаризации вы обнаружите испорченные бланки трудовых книжек, не списанные своевременно, внесите информацию об этом в инвентаризационную опись.
Корреспонденция счетов: Как отражается в бухгалтерском учете и годовой бухгалтерской отчетности полученное организацией на основании лицензионного договора право на использование программного обеспечения для ЭВМ?..
(Консультация эксперта, 2023)В целях формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации на отчетную дату, необходимого пользователям этой отчетности для принятия ими экономических решений, в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию существенная информация о забалансовых статьях. При этом раскрываемая информация может являться существенной не только с точки зрения ее стоимостной оценки, но и характера ее взаимосвязи с существенными показателями, раскрываемыми в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах. В этом случае в бухгалтерскую отчетность должны быть включены дополнительные показатели и пояснения о забалансовых статьях (п. 6 ПБУ 4/99, п. 26 Информации Минфина России от 22.06.2011 N ПЗ-5/2011 "О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации").
(Консультация эксперта, 2023)В целях формирования достоверного и полного представления о финансовом положении организации на отчетную дату, необходимого пользователям этой отчетности для принятия ими экономических решений, в бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию существенная информация о забалансовых статьях. При этом раскрываемая информация может являться существенной не только с точки зрения ее стоимостной оценки, но и характера ее взаимосвязи с существенными показателями, раскрываемыми в бухгалтерском балансе и отчете о финансовых результатах. В этом случае в бухгалтерскую отчетность должны быть включены дополнительные показатели и пояснения о забалансовых статьях (п. 6 ПБУ 4/99, п. 26 Информации Минфина России от 22.06.2011 N ПЗ-5/2011 "О раскрытии информации о забалансовых статьях в годовой бухгалтерской отчетности организации").
Статья: Проблемные вопросы оценки интеллектуальной собственности и нематериальных активов в свете введения новых федеральных стандартов оценки и бухгалтерского учета
(Мамаджанов Х.А., Перепечко О.В., Малашенко Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 5, 6)Положительным моментом ФСБУ 14/2022 следует считать и возможность учета в составе НМА лицензии, то есть права использования объектов ИС, полученных организацией по лицензионным договорам. Раньше они учитывались на забалансовом учете, и в случае необходимости принятия инвестиционных решений возникали проблемы информационной открытости стоимости таких прав и привилегий в виде активов или обязательств организации. Теперь эта проблема решена. Дополнительно у организации появляется возможность капитализации затрат на приобретение таких лицензий через амортизацию их первоначальной стоимости.
(Мамаджанов Х.А., Перепечко О.В., Малашенко Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, NN 5, 6)Положительным моментом ФСБУ 14/2022 следует считать и возможность учета в составе НМА лицензии, то есть права использования объектов ИС, полученных организацией по лицензионным договорам. Раньше они учитывались на забалансовом учете, и в случае необходимости принятия инвестиционных решений возникали проблемы информационной открытости стоимости таких прав и привилегий в виде активов или обязательств организации. Теперь эта проблема решена. Дополнительно у организации появляется возможность капитализации затрат на приобретение таких лицензий через амортизацию их первоначальной стоимости.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Полагаем, что таким решением может быть отражение информации о предъявленных санкциях за балансом на дополнительном забалансовом счете (специальный забалансовый счет для таких целей не предусмотрен) и возможность при формировании акта сверки в ПО автоматически учесть эту информацию (или дополнить ею акт сверки вручную).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)Полагаем, что таким решением может быть отражение информации о предъявленных санкциях за балансом на дополнительном забалансовом счете (специальный забалансовый счет для таких целей не предусмотрен) и возможность при формировании акта сверки в ПО автоматически учесть эту информацию (или дополнить ею акт сверки вручную).
Вопрос: Как отражается в учете передача в аренду имущества, учитываемого на счете 10 "Материалы"?
(Консультация эксперта, 2025)Законодательством не предусматриваются отдельные забалансовые счета для организации учета сданных в аренду запасов. Организация вправе самостоятельно открыть дополнительный забалансовый счет, например счет 012 "Запасы, переданные в аренду", который будет служить для обобщения информации о материальных ценностях, сданных в аренду.
(Консультация эксперта, 2025)Законодательством не предусматриваются отдельные забалансовые счета для организации учета сданных в аренду запасов. Организация вправе самостоятельно открыть дополнительный забалансовый счет, например счет 012 "Запасы, переданные в аренду", который будет служить для обобщения информации о материальных ценностях, сданных в аренду.
"Бухгалтерский финансовый учет в сельском хозяйстве: Учебник"
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Земля служит основным средством производства, на которое оказывается воздействие в процессе труда. Важно обеспечить учет земельных ресурсов и вложений, осуществляемых для улучшения их качества. В условиях транзитивной экономики земельные ресурсы учитываются по-разному. Участки, находящиеся в собственности сельскохозяйственных организаций, отражаются в системе балансового учета; арендованные земли учитываются на забалансовых счетах; дополнительные вложения в землю с целью улучшения плодородия принято отражать в составе капитальных вложений и по окончании работ признавать в составе основных средств в качестве обособленных объектов инвентарного и неинвентарного характера. Такой порядок учета в определенной степени предполагает игнорирование принципа приоритета содержания над формой, особенно при организации забалансового учета земельных угодий с длительным сроком аренды. При формировании сведений о доходах и расходах следует иметь в виду, что при владении таким активом, как земля, предполагается два способа получение дохода: при непосредственном использовании в процессе производства сельскохозяйственной продукции или путем сдачи в аренду.
(Широбоков В.Г.)
("ИНФРА-М", 2024)Земля служит основным средством производства, на которое оказывается воздействие в процессе труда. Важно обеспечить учет земельных ресурсов и вложений, осуществляемых для улучшения их качества. В условиях транзитивной экономики земельные ресурсы учитываются по-разному. Участки, находящиеся в собственности сельскохозяйственных организаций, отражаются в системе балансового учета; арендованные земли учитываются на забалансовых счетах; дополнительные вложения в землю с целью улучшения плодородия принято отражать в составе капитальных вложений и по окончании работ признавать в составе основных средств в качестве обособленных объектов инвентарного и неинвентарного характера. Такой порядок учета в определенной степени предполагает игнорирование принципа приоритета содержания над формой, особенно при организации забалансового учета земельных угодий с длительным сроком аренды. При формировании сведений о доходах и расходах следует иметь в виду, что при владении таким активом, как земля, предполагается два способа получение дохода: при непосредственном использовании в процессе производства сельскохозяйственной продукции или путем сдачи в аренду.
Статья: Трансакционные издержки и участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Дополнительный драйвер роста социальных издержек - это неконтролируемое непрозрачное увеличение размера забалансовых обязательств, т.е. не учтенных в бюджете публично-правового образования денежных обязательств, возникающих на основании ГЧП-соглашений с течением времени <63>. Предвидеть общий размер таких денежных обязательств определенного публично-правового образования на определенном отрезке времени в будущем сложно, поскольку их возникновение зависит от различных обстоятельств <64>. К настоящему моменту организован общероссийский мониторинг таких обязательств силами Минэкономразвития России <65>, однако усилий одного государственного органа по мониторингу бюджетных рисков в масштабе всех публично-правовых образований может быть недостаточно для своевременного реагирования на возможную проблему с бюджетным финансированием: если в какой-то финансовый год расходы на исполнение ГЧП-соглашения окажутся существенными, то они могут повлиять на возможность расходования бюджетных средств на иные цели. Участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений на транспарентной основе помогло бы сдерживать рост забалансовых обязательств.
(Кулаков А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 12)Дополнительный драйвер роста социальных издержек - это неконтролируемое непрозрачное увеличение размера забалансовых обязательств, т.е. не учтенных в бюджете публично-правового образования денежных обязательств, возникающих на основании ГЧП-соглашений с течением времени <63>. Предвидеть общий размер таких денежных обязательств определенного публично-правового образования на определенном отрезке времени в будущем сложно, поскольку их возникновение зависит от различных обстоятельств <64>. К настоящему моменту организован общероссийский мониторинг таких обязательств силами Минэкономразвития России <65>, однако усилий одного государственного органа по мониторингу бюджетных рисков в масштабе всех публично-правовых образований может быть недостаточно для своевременного реагирования на возможную проблему с бюджетным финансированием: если в какой-то финансовый год расходы на исполнение ГЧП-соглашения окажутся существенными, то они могут повлиять на возможность расходования бюджетных средств на иные цели. Участие законодательного органа в заключении ГЧП-соглашений на транспарентной основе помогло бы сдерживать рост забалансовых обязательств.