Дополнительные тарифы страховых взносов в 2016 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительные тарифы страховых взносов в 2016 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Московского городского суда от 30.05.2024 по делу N 33-18864/2024 (УИД 77RS0013-02-2023-005278-46)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, решением пенсионного органа ему отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа, при этом в специальный стаж не были включены периоды работы, что истец считает незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Как указано в решении Филиала N 2 ОСФР по г. Москве и Московской области от 02.02.2023 N 230000007697/1775974/22, из специального стажа исключены периоды: с 09.08.1991 по 29.06.2001 - документально не подтверждается непосредственное осуществление организации перевозок и обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте; с 02.07.2001 по 30.09.2016 - согласно Акту документальной проверки на предмет определения права на досрочное назначение пенсии N 312 от 20.12.2016, правом на досрочное назначение пенсии пользуются составители поездов с 01.10.2016; постоянная занятость составителя поездов за период до 01.10.2016 документально не подтверждается; уплата дополнительного тарифа по страховым взносам производится с 01.10.2016.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости, решением пенсионного органа ему отказано в установлении пенсии ввиду отсутствия необходимого специального стажа, при этом в специальный стаж не были включены периоды работы, что истец считает незаконным.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Как указано в решении Филиала N 2 ОСФР по г. Москве и Московской области от 02.02.2023 N 230000007697/1775974/22, из специального стажа исключены периоды: с 09.08.1991 по 29.06.2001 - документально не подтверждается непосредственное осуществление организации перевозок и обеспечение безопасности движения на железнодорожном транспорте; с 02.07.2001 по 30.09.2016 - согласно Акту документальной проверки на предмет определения права на досрочное назначение пенсии N 312 от 20.12.2016, правом на досрочное назначение пенсии пользуются составители поездов с 01.10.2016; постоянная занятость составителя поездов за период до 01.10.2016 документально не подтверждается; уплата дополнительного тарифа по страховым взносам производится с 01.10.2016.
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2024 по делу N 88-18191/2024 (УИД 64RS0018-01-2023-000669-15)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом в специальный стаж истца ответчиком не включены спорные периоды его работы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что за период работы истца с 1 апреля 2015 г. по 30 июня 2016 г. работодателем не были уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, не свидетельствуют о необоснованности выводов судебных инстанций, поскольку судом на основании предоставленных работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом особых условий труда, справки, уточняющей характер работы, установлено, что в данный период истец осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию; 3) О включении периодов работы в специальный стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что решением ответчика истцу отказано в назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. При этом в специальный стаж истца ответчиком не включены спорные периоды его работы.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части.Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что за период работы истца с 1 апреля 2015 г. по 30 июня 2016 г. работодателем не были уплачены страховые взносы по дополнительному тарифу, не свидетельствуют о необоснованности выводов судебных инстанций, поскольку судом на основании предоставленных работодателем сведений индивидуального (персонифицированного) учета с кодом особых условий труда, справки, уточняющей характер работы, установлено, что в данный период истец осуществлял трудовую деятельность в тяжелых условиях, что дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)245. Указание Центрального банка РФ от 12 марта 2024 г. N 6689-У "О порядке направления Банком России в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" сведений о соответствии банка - участника системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации критериям уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)245. Указание Центрального банка РФ от 12 марта 2024 г. N 6689-У "О порядке направления Банком России в государственную корпорацию "Агентство по страхованию вкладов" сведений о соответствии банка - участника системы обязательного страхования вкладов в банках Российской Федерации критериям уплаты повышенной дополнительной ставки страховых взносов".
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно положениям Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации в течение 2016 - 2030 гг. планируется:
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно положениям Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации в течение 2016 - 2030 гг. планируется:
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2019)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о наличии у общества обязанности начислять и уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат, произведенных в 2014 - 2016 гг. работникам общества, занятым на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), а с 1 января 2015 г. - в пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), аттестации рабочих мест.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019)Основанием для принятия указанного решения послужил вывод налогового органа о наличии у общества обязанности начислять и уплачивать дополнительные тарифы страховых взносов, предусмотренные ч. 2 ст. 58.3 Закона N 212-ФЗ, в отношении выплат, произведенных в 2014 - 2016 гг. работникам общества, занятым на видах работ, указанных в подп. 2 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ), а с 1 января 2015 г. - в пп. 2 - 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), условия труда на рабочих местах которых признаны допустимыми по результатам проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ), аттестации рабочих мест.
Решение Верховного Суда РФ от 19.02.2020 N АКПИ19-935
<Об отказе в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250) Федеральный закон о страховых взносах с 1 января 2017 г. признан утратившим силу (пункт 5 статьи 18), а НК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" дополнен разделом XI, в котором статьей 427 для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения (пункт 8 статьи 2).
<Об отказе в удовлетворении заявления о частичном оспаривании Письма ФНС России от 28.05.2019 N БС-4-11/10247@>Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Федеральный закон N 250) Федеральный закон о страховых взносах с 1 января 2017 г. признан утратившим силу (пункт 5 статьи 18), а НК РФ Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" дополнен разделом XI, в котором статьей 427 для организаций и индивидуальных предпринимателей, получивших статус резидента ТОСЭР в соответствии с Федеральным законом N 473-ФЗ, установлены пониженные тарифы страховых взносов в совокупном размере 7,6%, а также особенности их применения (пункт 8 статьи 2).
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Необходимо отметить, что в течение последних лет наблюдается постепенный отход от "списочного" принципа установления продолжительности специального стажа, когда полное соответствие профессии, должности, специальности работника, указанное в трудовой книжке и иных документах подтверждающего характера, давало ему право на назначение досрочной пенсии по старости. В настоящее время, согласно п. 6 ст. 30 Закона 400-ФЗ, периоды работы в особых условиях труда (в том числе Списки 1 и 2), имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в специальный стаж: во-первых, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда; во-вторых, при условии начисления страхователем за таких работников дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам (они определены ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)Необходимо отметить, что в течение последних лет наблюдается постепенный отход от "списочного" принципа установления продолжительности специального стажа, когда полное соответствие профессии, должности, специальности работника, указанное в трудовой книжке и иных документах подтверждающего характера, давало ему право на назначение досрочной пенсии по старости. В настоящее время, согласно п. 6 ст. 30 Закона 400-ФЗ, периоды работы в особых условиях труда (в том числе Списки 1 и 2), имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в специальный стаж: во-первых, если класс условий труда на рабочих местах соответствует вредному или опасному, установленному по результатам специальной оценки условий труда; во-вторых, при условии начисления страхователем за таких работников дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам (они определены ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Для целей применения дополнительных тарифов страховых взносов не имеет значения, что занятый на работах с особыми условиями труда работник:
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Для целей применения дополнительных тарифов страховых взносов не имеет значения, что занятый на работах с особыми условиями труда работник:
Готовое решение: Как начислить на выплаты по гражданско-правовым договорам страховые взносы на ОПС, ОМС и ВНиМ
(КонсультантПлюс, 2025)Да, пониженные тарифы для ИТ-компаний применяются к выплатам по договорам ГПХ. Такой вывод основан на том, что база для расчета страховых взносов определяется исходя из выплат и по трудовым договорам, и по договорам ГПХ. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к виду договора (трудовой или гражданско-правовой), по которому осуществляется выплата, для применения пониженных тарифов. Это следует из п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 421, пп. 3 п. 1, п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ, Писем Минфина России от 17.08.2018 N 03-15-06/58587, от 23.12.2016 N 03-04-12/77644. Разъяснения Минфина России основаны на недействующей редакции Налогового кодекса РФ, но в части применения ИТ-компаниями пониженных тарифов страховых взносов к выплатам по договорам ГПХ они актуальны и сейчас.
(КонсультантПлюс, 2025)Да, пониженные тарифы для ИТ-компаний применяются к выплатам по договорам ГПХ. Такой вывод основан на том, что база для расчета страховых взносов определяется исходя из выплат и по трудовым договорам, и по договорам ГПХ. Налоговый кодекс РФ не содержит требований к виду договора (трудовой или гражданско-правовой), по которому осуществляется выплата, для применения пониженных тарифов. Это следует из п. 1 ст. 420, п. 1 ст. 421, пп. 3 п. 1, п. 2.2-1 ст. 427 НК РФ, Писем Минфина России от 17.08.2018 N 03-15-06/58587, от 23.12.2016 N 03-04-12/77644. Разъяснения Минфина России основаны на недействующей редакции Налогового кодекса РФ, но в части применения ИТ-компаниями пониженных тарифов страховых взносов к выплатам по договорам ГПХ они актуальны и сейчас.