Дополнительные работы по муниципальному контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Дополнительные работы по муниципальному контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 1102 ГК РФ "Обязанность возвратить неосновательное обогащение"2.2.4.5. Выполнение подрядчиком дополнительных работ, не предусмотренных условиями государственного (муниципального) контракта, не является основанием для взыскания с заказчика неосновательного обогащения (позиция ВС РФ) >>>
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Предписания контрольно-счетного органа
(КонсультантПлюс, 2025)...Счетной палатой в отношении учреждения проведено контрольное мероприятие, в ходе которого выявлены нарушения в части увеличения объемов по отдельным видам работ, уменьшения объемов по отдельным видам работ, исключения отдельных видов работ путем заключения дополнительного соглашения... к муниципальному контракту...
(КонсультантПлюс, 2025)...Счетной палатой в отношении учреждения проведено контрольное мероприятие, в ходе которого выявлены нарушения в части увеличения объемов по отдельным видам работ, уменьшения объемов по отдельным видам работ, исключения отдельных видов работ путем заключения дополнительного соглашения... к муниципальному контракту...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как поставщику (подрядчику, исполнителю) исполнить государственный (муниципальный) контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе исполнения государственного контракта возникла необходимость произвести дополнительные работы, уведомите об этом заказчика и предложите заключить дополнительное соглашение для включения таких работ в контракт. Если ваша ситуация подпадает под случаи, когда допускается менять существенные условия контракта, заказчик вправе заключить с вами такое соглашение.
(КонсультантПлюс, 2025)Если в ходе исполнения государственного контракта возникла необходимость произвести дополнительные работы, уведомите об этом заказчика и предложите заключить дополнительное соглашение для включения таких работ в контракт. Если ваша ситуация подпадает под случаи, когда допускается менять существенные условия контракта, заказчик вправе заключить с вами такое соглашение.
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Взыскание суммы неосновательного обогащения при отсутствии контракта по Закону N 44-ФЗ.
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 4: Взыскание правомерно в пределах 10% от цены контракта, если заказчик согласился на проведение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг).
Можно ли взыскать стоимость работ, услуг, не предусмотренных контрактом, заключенным по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Подход судов 4: Взыскание правомерно в пределах 10% от цены контракта, если заказчик согласился на проведение дополнительных работ (оказание дополнительных услуг).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)По другому делу суд удовлетворил требование об оплате согласованных с заказчиком дополнительных строительных работ по государственному контракту, отметив, что следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)По другому делу суд удовлетворил требование об оплате согласованных с заказчиком дополнительных строительных работ по государственному контракту, отметив, что следует учитывать специфику отношений, складывающихся в сфере строительства, которая уже в силу своего существа создает возможность выявления в ходе исполнения обязательства дополнительных работ и в связи с этим обуславливает приоритетное необходимость применения норм статьи 743 ГК РФ наряду с положениями Закона о контрактной системе.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Суды особенно пристально изучают баланс интересов в сфере государственных и муниципальных закупок, учитывая разъяснения ВС РФ, данные в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, в котором указано, что "стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом. Дополнительное соглашение, предусматривающее изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным" <1>. Таким образом, в указанной сфере злоупотребление правом на освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ) направлено на причинение вреда прежде всего публичному интересу.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Суды особенно пристально изучают баланс интересов в сфере государственных и муниципальных закупок, учитывая разъяснения ВС РФ, данные в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017, в котором указано, что "стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом. Дополнительное соглашение, предусматривающее изменение сроков исполнения контракта, является ничтожным" <1>. Таким образом, в указанной сфере злоупотребление правом на освобождение от ответственности за неисполнение обязательств по государственному (муниципальному) контракту вследствие непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ) направлено на причинение вреда прежде всего публичному интересу.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по делам о признании недействительными государственных и муниципальных контрактов
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Исходя из п. 1 ст. 766 ГК РФ срок окончания работ является существенным условием государственного (муниципального) контракта. Как отражено в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
(Курц Н.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2020, N 6)Исходя из п. 1 ст. 766 ГК РФ срок окончания работ является существенным условием государственного (муниципального) контракта. Как отражено в п. 9 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, стороны не вправе дополнительным соглашением изменять сроки выполнения работ по государственному (муниципальному) контракту, если иное не установлено законом и заключенным в соответствии с ним контрактом.
Статья: Изменение государственного (муниципального) контракта и свобода договора
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)В настоящей статье рассматриваются вопросы изменения государственных (муниципальных) контрактов, в том числе оснований и пределов таких изменений. Изучение динамики государственных (муниципальных) контрактов было бы неполным без системного взгляда на допустимые изменения контрактов с учетом как положений Гражданского кодекса РФ, основных начал гражданского законодательства, Закона о контрактной системе, так и особенностей предмета отдельных видов контрактов. Особое внимание уделено контрактам на выполнение подрядных работ как самому распространенному и наиболее часто подверженному изменениям виду государственных (муниципальных) контрактов. Изучены вопросы порядка выполнения дополнительных работ, допустимости включения условия о цене с НДС в контракт и изменения такого условия, влияния лимита бюджетных средств, предоставленных заказчику, на изменение условий контракта, а также антимонопольные риски изменения контрактов, заключенных по результатам торгов, запросов котировок цен на товары, запросов предложений. В завершение рассматриваются вопросы о форме соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта и об ответственности за нарушение правил его изменения.
(Сироткина А.А.)
("Закон", 2021, N 8)В настоящей статье рассматриваются вопросы изменения государственных (муниципальных) контрактов, в том числе оснований и пределов таких изменений. Изучение динамики государственных (муниципальных) контрактов было бы неполным без системного взгляда на допустимые изменения контрактов с учетом как положений Гражданского кодекса РФ, основных начал гражданского законодательства, Закона о контрактной системе, так и особенностей предмета отдельных видов контрактов. Особое внимание уделено контрактам на выполнение подрядных работ как самому распространенному и наиболее часто подверженному изменениям виду государственных (муниципальных) контрактов. Изучены вопросы порядка выполнения дополнительных работ, допустимости включения условия о цене с НДС в контракт и изменения такого условия, влияния лимита бюджетных средств, предоставленных заказчику, на изменение условий контракта, а также антимонопольные риски изменения контрактов, заключенных по результатам торгов, запросов котировок цен на товары, запросов предложений. В завершение рассматриваются вопросы о форме соглашения об изменении государственного (муниципального) контракта и об ответственности за нарушение правил его изменения.
Вопрос: О возможности увеличения количества товаров, объема работ, услуг, если оплата осуществляется в размере, не превышающем максимального значения цены контракта.
(Письмо Минфина России от 30.06.2020 N 24-03-08/56248)В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями, установленными Законом N 44-ФЗ.
(Письмо Минфина России от 30.06.2020 N 24-03-08/56248)В случае возникновения необходимости в видах работ, не предусмотренных контрактом, такую закупку следует осуществить конкурентными способами определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с требованиями, установленными Законом N 44-ФЗ.