Донный грунт
Подборка наиболее важных документов по запросу Донный грунт (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Основные понятия" Федерального закона "Об отходах производства и потребления""Так, статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает лишь один общий вид отходов (который подразделяется лишь на критерии опасности), этот вид - "отходы производства и потребления" - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства. выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится только донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 52.3. Использование донного грунта
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Статья 52.3. Использование донного грунта
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Минтранса России от 1 февраля 2022 г. N 23
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Минтранса России от 1 февраля 2022 г. N 23
Нормативные акты
"Водный кодекс Российской Федерации" от 03.06.2006 N 74-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 52.3. Использование донного грунта
(ред. от 31.07.2025)Статья 52.3. Использование донного грунта
"Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации" от 07.03.2001 N 24-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, в том числе донный.
(ред. от 24.06.2025)использовать безвозмездно для проведения указанных в настоящем пункте работ грунт, в том числе донный.
Статья: Ввод объектов в эксплуатацию
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об искусственных земельных участках) искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 19.07.2011 N 246-ФЗ "Об искусственных земельных участках, созданных на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об искусственных земельных участках) искусственный земельный участок, созданный на водном объекте, находящемся в федеральной собственности (далее также - искусственный земельный участок, искусственно созданный земельный участок), - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком.
Статья: Комплексное развитие территорий - перспективы правового регулирования
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Искусственные земельные участки (далее - ИЗУ) создаются, по сути, строятся в соответствии с одноименным Федеральным законом "Об искусственных земельных участках..." <7> (далее - Федеральный закон об ИЗУ). В соответствии со статьей 1 этого Закона он регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства. Связь с законодательством о градостроительной деятельности прежде всего проявляется в понятии ИЗУ - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части посредством намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком (ч. 1 ст. 3 Федерального закона об ИЗУ). Основными правовыми средствами создания ИЗУ являются:
(Волков Г.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Искусственные земельные участки (далее - ИЗУ) создаются, по сути, строятся в соответствии с одноименным Федеральным законом "Об искусственных земельных участках..." <7> (далее - Федеральный закон об ИЗУ). В соответствии со статьей 1 этого Закона он регулирует отношения, связанные с созданием на водных объектах, находящихся в федеральной собственности, искусственных земельных участков для целей строительства на них зданий, сооружений и (или) их комплексного освоения в целях строительства. Связь с законодательством о градостроительной деятельности прежде всего проявляется в понятии ИЗУ - сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части посредством намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком (ч. 1 ст. 3 Федерального закона об ИЗУ). Основными правовыми средствами создания ИЗУ являются:
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящегося в федеральной собственности, или его части дано в п. 1 ст. 3 указанного Закона. В частности, он определяется как сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Следует учитывать, что на основании п. 6 ст. 12 Закона N 246-ФЗ со дня выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию он признается также земельным участком, использование и оборот которого осуществляются также в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Понятие искусственного земельного участка, созданного на водном объекте, находящегося в федеральной собственности, или его части дано в п. 1 ст. 3 указанного Закона. В частности, он определяется как сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком. Следует учитывать, что на основании п. 6 ст. 12 Закона N 246-ФЗ со дня выдачи разрешения на ввод искусственно созданного земельного участка в эксплуатацию он признается также земельным участком, использование и оборот которого осуществляются также в соответствии с гражданским законодательством и земельным законодательством.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- к отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах";
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- к отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах";
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Сфера обращения с отходами базируется на императивном методе, согласно которому "один субъект отношения наделяется властью применительно к другому субъекту правоотношения и вследствие этого приобретает возможность предопределять поведение другого субъекта только в силу занимаемого этим субъектом властного положения" <20>. Формулировка "запрещено все, что не разрешено" подтверждает невозможность без определенной регламентации классифицировать вещества в качестве побочного продукта. Исключение составляют те виды веществ, в отношении которых законодатель прямо указал на невозможность их классификации в качестве отходов. Так, например, донный грунт в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, не относится к отходам (ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ). В отношении побочного продукта животноводства установлено самостоятельное регулирование <21>, чему предшествовало формирование судебной практики <22> по вопросу классификации отходов сельского хозяйства в качестве побочного продукта.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Сфера обращения с отходами базируется на императивном методе, согласно которому "один субъект отношения наделяется властью применительно к другому субъекту правоотношения и вследствие этого приобретает возможность предопределять поведение другого субъекта только в силу занимаемого этим субъектом властного положения" <20>. Формулировка "запрещено все, что не разрешено" подтверждает невозможность без определенной регламентации классифицировать вещества в качестве побочного продукта. Исключение составляют те виды веществ, в отношении которых законодатель прямо указал на невозможность их классификации в качестве отходов. Так, например, донный грунт в порядке, определенном законодательством Российской Федерации, не относится к отходам (ст. 1 Федерального закона N 89-ФЗ). В отношении побочного продукта животноводства установлено самостоятельное регулирование <21>, чему предшествовало формирование судебной практики <22> по вопросу классификации отходов сельского хозяйства в качестве побочного продукта.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Некоторые земельные участки могут быть объектами самовольного строительства. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ <1> определяет искусственно созданный земельный участок (далее - ИЗУ) как "сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком". Из этого определения можно заключить, что, с одной стороны, ИЗУ - это сооружение, на которое с определенными оговорками и дополнениями распространяется градостроительное законодательство в части получения разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию (ч. 5 ст. 4 ГрК). С другой стороны, после ввода в эксплуатацию это сооружение признается земельным участком, подлежащим кадастровому учету (ст. 45 Закона о регистрации). При таком законодательном решении нет никаких оснований исключать ИЗУ из числа объектов, которые могут быть СП. Вместе с тем нужно иметь в виду, что это единственный предусмотренный законом случай, когда земельный участок может быть отнесен к вновь созданным объектам и СП.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)Некоторые земельные участки могут быть объектами самовольного строительства. Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ <1> определяет искусственно созданный земельный участок (далее - ИЗУ) как "сооружение, создаваемое на водном объекте, находящемся в федеральной собственности, или его части путем намыва или отсыпки донного грунта либо использования иных технологий и признаваемое после ввода его в эксплуатацию также земельным участком". Из этого определения можно заключить, что, с одной стороны, ИЗУ - это сооружение, на которое с определенными оговорками и дополнениями распространяется градостроительное законодательство в части получения разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию (ч. 5 ст. 4 ГрК). С другой стороны, после ввода в эксплуатацию это сооружение признается земельным участком, подлежащим кадастровому учету (ст. 45 Закона о регистрации). При таком законодательном решении нет никаких оснований исключать ИЗУ из числа объектов, которые могут быть СП. Вместе с тем нужно иметь в виду, что это единственный предусмотренный законом случай, когда земельный участок может быть отнесен к вновь созданным объектам и СП.
Статья: Отходы производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в абз. 2 п. 1 содержит определение понятия "отходы производства и потребления". Под ними понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством РФ, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах) в абз. 2 п. 1 содержит определение понятия "отходы производства и потребления". Под ними понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с Законом об отходах. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством РФ, а также вскрышные и вмещающие горные породы, которые подлежат использованию в соответствии с Законом РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах".