Должностные и коррупционные преступления
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностные и коррупционные преступления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 204 "Коммерческий подкуп" УК РФ"Согласно п. 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2013 N 24 "О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях" совершение должностным лицом за взятку действий (бездействия), образующих самостоятельный состав преступления, не охватывается объективной стороной преступлений, предусмотренных статьей 290 и частями 5 - 8 статьи 204 УК РФ, в таких случаях содеянное взяткополучателем подлежит квалификации по совокупности преступлений как получение взятки за незаконные действия по службе и по соответствующей статье Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающей ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, служебный подлог, фальсификацию доказательств и т.п."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Уголовно-правовая характеристика преступлений коррупционной направленности по законодательству Федеративной Республики Германия
(Камышанский Д.Ю., Аксенов А.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 2)Бесспорно, высокий уровень коррупции требует достаточно полной и гибкой законодательной базы, где были бы предусмотрены составы преступлений коррупционной направленности и санкции за их совершение. Такой базой является в первую очередь глава 30 Особенной части УК ФРГ <6> "Должностные преступления". Среди должностных преступлений коррупционные действия занимают ведущее место по своей опасности для общества, хотя им посвящено всего пять параграфов (параграфы 331 - 335) из 23 действующих параграфов главы 30 УК ФРГ.
(Камышанский Д.Ю., Аксенов А.Н.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2024, N 2)Бесспорно, высокий уровень коррупции требует достаточно полной и гибкой законодательной базы, где были бы предусмотрены составы преступлений коррупционной направленности и санкции за их совершение. Такой базой является в первую очередь глава 30 Особенной части УК ФРГ <6> "Должностные преступления". Среди должностных преступлений коррупционные действия занимают ведущее место по своей опасности для общества, хотя им посвящено всего пять параграфов (параграфы 331 - 335) из 23 действующих параграфов главы 30 УК ФРГ.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 N 24
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"1. При разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее - должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".
(ред. от 24.12.2019)
"О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях"1. При разрешении вопроса о том, совершено ли коррупционное преступление должностным лицом, лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации либо государственную должность субъекта Российской Федерации, иностранным должностным лицом, должностным лицом публичной международной организации (далее - должностное лицо), а равно лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, судам следует руководствоваться примечаниями 1, 2 и 3 к статье 285, примечанием 2 к статье 290, примечанием 1 к статье 201 УК РФ, учитывая при этом соответствующие разъяснения, содержащиеся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий".
Приказ ФАС России от 08.08.2019 N 1073/19
"Об утверждении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации)")Учитывая, в числе прочих обстоятельств, что преступное ограничение конкуренции, как показывает практика, зачастую связано с должностными и коррупционными преступлениями, расследование которых осуществляется Следственным комитетом России 3 октября 2012 года председатель Следственного комитета А. Бастрыкин и руководитель Федеральной антимонопольной службы И. Артемьев подписали соглашение о взаимодействии ведомств <41>.
"Об утверждении методических рекомендаций"
(вместе с "Методическими рекомендациями об организации взаимодействия ФАС России с заинтересованными правоохранительными органами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с ограничением конкуренции (статья 178 Уголовного кодекса Российской Федерации)")Учитывая, в числе прочих обстоятельств, что преступное ограничение конкуренции, как показывает практика, зачастую связано с должностными и коррупционными преступлениями, расследование которых осуществляется Следственным комитетом России 3 октября 2012 года председатель Следственного комитета А. Бастрыкин и руководитель Федеральной антимонопольной службы И. Артемьев подписали соглашение о взаимодействии ведомств <41>.
Статья: Коррупционные преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Составы преступлений, перечисленные в Законе о противодействии коррупции, объединяют следующие признаки: умышленная форма вины; специальный субъект - физическое лицо, использующее свое должностное положение вопреки законным интересам общества и государства; связь деяния со служебным положением субъекта; корыстный мотив: корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера или иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"). Субъектом коррупционного преступления может выступать также лицо, заинтересованное в осуществлении определенных действий (бездействия) специальным субъектом.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Составы преступлений, перечисленные в Законе о противодействии коррупции, объединяют следующие признаки: умышленная форма вины; специальный субъект - физическое лицо, использующее свое должностное положение вопреки законным интересам общества и государства; связь деяния со служебным положением субъекта; корыстный мотив: корыстная заинтересованность - стремление должностного лица путем совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера или иная личная заинтересованность - стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п. (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"). Субъектом коррупционного преступления может выступать также лицо, заинтересованное в осуществлении определенных действий (бездействия) специальным субъектом.
Статья: Антикоррупционная политика США в условиях пандемии COVID-19: состояние и перспективы
(Кириакова М., Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)Последние доступные данные Министерства юстиции (26 января 2022 г.) показывают, что в течение 2021 финансового года правительство сообщило о 398 новых официальных судебных преследованиях за коррупцию. По данным Центра обмена информацией о транзакционных записях (TRAC) <7>, это число выросло на 16,4% по сравнению с прошлым финансовым годом, когда число судебных преследований составило 342. Сравнение числа обвиняемых в должностных коррупционных преступлениях основано на индивидуальной информации, полученной TRAC в соответствии с Законом о свободе информации от Исполнительного управления прокуроров Соединенных Штатов. По сравнению с пятью годами позже, когда их было 515, число судебных преследований такого рода в 2021 финансовом году сократилось на 22,7%. Число судебных преследований за прошедший год стало меньше, чем десять лет назад. В целом данные показывают, что количество подобных судебных преследований снизилось на 32% по сравнению с уровнем 585 (2011 г.) и на 39,8% по сравнению с уровнем 661 (2001 г.). Долгосрочная тенденция в преследовании должностных лиц за коррупцию по этим делам начиная с 2001 финансового года более четко показана на рисунке 1. Вертикальные полосы на рисунке 1 представляют количество официальных судебных преследований за коррупцию такого рода, зарегистрированных в каждом финансовом году. Каждая администрация президента отличается цветом полос.
(Кириакова М., Сухаренко А.Н., Трунцевский Ю.В.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)Последние доступные данные Министерства юстиции (26 января 2022 г.) показывают, что в течение 2021 финансового года правительство сообщило о 398 новых официальных судебных преследованиях за коррупцию. По данным Центра обмена информацией о транзакционных записях (TRAC) <7>, это число выросло на 16,4% по сравнению с прошлым финансовым годом, когда число судебных преследований составило 342. Сравнение числа обвиняемых в должностных коррупционных преступлениях основано на индивидуальной информации, полученной TRAC в соответствии с Законом о свободе информации от Исполнительного управления прокуроров Соединенных Штатов. По сравнению с пятью годами позже, когда их было 515, число судебных преследований такого рода в 2021 финансовом году сократилось на 22,7%. Число судебных преследований за прошедший год стало меньше, чем десять лет назад. В целом данные показывают, что количество подобных судебных преследований снизилось на 32% по сравнению с уровнем 585 (2011 г.) и на 39,8% по сравнению с уровнем 661 (2001 г.). Долгосрочная тенденция в преследовании должностных лиц за коррупцию по этим делам начиная с 2001 финансового года более четко показана на рисунке 1. Вертикальные полосы на рисунке 1 представляют количество официальных судебных преследований за коррупцию такого рода, зарегистрированных в каждом финансовом году. Каждая администрация президента отличается цветом полос.
Статья: Уголовная ответственность за подкуп арбитра (третейского судьи): критический анализ
(Косыгин В.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Неоднозначен в настоящее время вопрос о моменте окончания "подкупных" преступлений, в числе которых и подкуп арбитра (третейского судьи) (ст. 200.7 УК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 09.07.2013 N 24 связывает момент окончания коррупционных должностных преступлений с моментом принятия хотя бы части передаваемых ценностей. Однако в научной литературе существуют иные точки зрения. Например, А.Н. Каменева таковым признает момент передачи денежных средств вне зависимости от того, были ли доведены преступные действия стороны до конца, при фальсификации хода и результатов арбитража (третейского разбирательства) <33>. С позиции уголовного процесса, а именно с позиции доказывания, представляется, что более правильным является Пленума Верховного Суда РФ, поскольку в случае, если получатель не принял хотя бы часть предмета подкупа, будет сложно доказать, что у него вообще был умысел на получение незаконного вознаграждения.
(Косыгин В.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Неоднозначен в настоящее время вопрос о моменте окончания "подкупных" преступлений, в числе которых и подкуп арбитра (третейского судьи) (ст. 200.7 УК РФ). Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 09.07.2013 N 24 связывает момент окончания коррупционных должностных преступлений с моментом принятия хотя бы части передаваемых ценностей. Однако в научной литературе существуют иные точки зрения. Например, А.Н. Каменева таковым признает момент передачи денежных средств вне зависимости от того, были ли доведены преступные действия стороны до конца, при фальсификации хода и результатов арбитража (третейского разбирательства) <33>. С позиции уголовного процесса, а именно с позиции доказывания, представляется, что более правильным является Пленума Верховного Суда РФ, поскольку в случае, если получатель не принял хотя бы часть предмета подкупа, будет сложно доказать, что у него вообще был умысел на получение незаконного вознаграждения.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).
Статья: Самопремирование руководителя
(Багаутдинов Ф.Н., Мингалимова М.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Малозначительность сегодня признается судами и по должностным, коррупционным, экономическим преступлениям.
(Багаутдинов Ф.Н., Мингалимова М.Ф.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)Малозначительность сегодня признается судами и по должностным, коррупционным, экономическим преступлениям.
Статья: Специальный субъект в составах злоупотреблений и подкупа в сфере государственных и муниципальных закупок
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)Одна из основных проблем, которые встанут при уголовно-правовой оценке указанных преступлений, состоит в том, что в части описания специальных субъектов преступления нормы носят бланкетный характер. Это следует учитывать при разграничении преступлений, предусмотренных ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, и должностных преступлений коррупционной направленности (главным образом предусмотренных ст. 285, 286 и 290 УК РФ). Относительная новизна новых норм и неотработанная практика их применения определили фрагментарность научного осмысления рассматриваемой проблемы.
(Шурпаев Ш.М.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 4)Одна из основных проблем, которые встанут при уголовно-правовой оценке указанных преступлений, состоит в том, что в части описания специальных субъектов преступления нормы носят бланкетный характер. Это следует учитывать при разграничении преступлений, предусмотренных ст. 200.4 и 200.5 УК РФ, и должностных преступлений коррупционной направленности (главным образом предусмотренных ст. 285, 286 и 290 УК РФ). Относительная новизна новых норм и неотработанная практика их применения определили фрагментарность научного осмысления рассматриваемой проблемы.
"Уголовно наказуемое ограничение конкуренции: закон, теория, практика: монография"
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)При этом специфической чертой таких нарушений является частое участие в них представителей государственных органов, совершающих должностные и коррупционные преступления с целью сокрытия или обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений. Специфична для исследованных в работе нарушений и крайне высокая латентность (оцениваемая рядом экспертов в 99%), что с учетом объема государственных и муниципальных закупок, а также закупок с участием государственных компаний не может не поражать и приводит к самодетерминации таких посягательств на конкуренцию.
(Тесленко А.В.)
("Проспект", 2023)При этом специфической чертой таких нарушений является частое участие в них представителей государственных органов, совершающих должностные и коррупционные преступления с целью сокрытия или обеспечения заключения и исполнения антиконкурентных соглашений. Специфична для исследованных в работе нарушений и крайне высокая латентность (оцениваемая рядом экспертов в 99%), что с учетом объема государственных и муниципальных закупок, а также закупок с участием государственных компаний не может не поражать и приводит к самодетерминации таких посягательств на конкуренцию.
Статья: Соотношение понятий "коррупция", "коррупционные преступления" и "взяточничество" по законодательству Российской Федерации и Республики Казахстан
(Чекмезова Е.И., Ермекова З.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Ключевые слова: коррупция, взяточничество, коррупционные преступления, должностные лица, уголовная ответственность, статистические данные.
(Чекмезова Е.И., Ермекова З.Д.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Ключевые слова: коррупция, взяточничество, коррупционные преступления, должностные лица, уголовная ответственность, статистические данные.
Статья: Выявление незаконного вознаграждения в интересах юридического лица в результате изучения материалов оперативно-розыскной деятельности
(Багаутдинов Ф.Н., Бабешко В.А.)
("Законность", 2024, N 6)Традиционно основная часть административных дел по ст. 19.28 КоАП возбуждается по результатам изучения материалов уголовных дел о взяточничестве, коррупционных, должностных преступлениях. На практике незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица имело место при квалификации действий виновных лиц по ст. 290, 291, 291.2, 204, 285 УК РФ. Суды признавали наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, и в тех случаях, когда обвинение во взяточничестве переквалифицировалось на мошенничество, хотя и были противоположные решения в аналогичной ситуации.
(Багаутдинов Ф.Н., Бабешко В.А.)
("Законность", 2024, N 6)Традиционно основная часть административных дел по ст. 19.28 КоАП возбуждается по результатам изучения материалов уголовных дел о взяточничестве, коррупционных, должностных преступлениях. На практике незаконное вознаграждение от имени и в интересах юридического лица имело место при квалификации действий виновных лиц по ст. 290, 291, 291.2, 204, 285 УК РФ. Суды признавали наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП, и в тех случаях, когда обвинение во взяточничестве переквалифицировалось на мошенничество, хотя и были противоположные решения в аналогичной ситуации.
Статья: Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2024, N 4)Научные исследования последних лет и юридическая статистика преступности позволяют говорить об определенных ее тенденциях и закономерностях, общих и отличительных чертах. Общей чертой преступности второй половины XX - начала XXI века является то, что она в большинстве стран мира возрастает. В мире признано, что экономическая преступность представляет собой самую серьезную экономическую и политическую угрозу для общества. Она продолжает развиваться и трансформироваться, "переплетаясь" с преступлениями против собственности, с должностными, коррупционными преступлениями, наркобизнесом и иными корыстными посягательствами. Детальный анализ преступлений в сфере экономической деятельности дает основания сделать следующие выводы:
(Гримальская С.А.)
("Современное право", 2024, N 4)Научные исследования последних лет и юридическая статистика преступности позволяют говорить об определенных ее тенденциях и закономерностях, общих и отличительных чертах. Общей чертой преступности второй половины XX - начала XXI века является то, что она в большинстве стран мира возрастает. В мире признано, что экономическая преступность представляет собой самую серьезную экономическую и политическую угрозу для общества. Она продолжает развиваться и трансформироваться, "переплетаясь" с преступлениями против собственности, с должностными, коррупционными преступлениями, наркобизнесом и иными корыстными посягательствами. Детальный анализ преступлений в сфере экономической деятельности дает основания сделать следующие выводы: