Должностное лицо юридического лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Должностное лицо юридического лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 5 - 7, 11 и 16 статьи 7.30.3, статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.30.1 - 7.30.3, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.4, частью 7.2 статьи 19.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 10 и 11 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 5 - 7, 11 и 16 статьи 7.30.3, статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.30.1 - 7.30.3, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.4, частью 7.2 статьи 19.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 10 и 11 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
(ред. от 17.11.2025)Примечания. 1. Должностными лицами в статьях настоящей главы признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях, публично-правовых компаниях, на государственных и муниципальных унитарных предприятиях, в хозяйственных обществах, в высшем органе управления которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право прямо или косвенно (через подконтрольных им лиц) распоряжаться более чем пятьюдесятью процентами голосов либо в которых Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имеет право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более пятидесяти процентов состава коллегиального органа управления, в акционерных обществах, в отношении которых используется специальное право на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований в управлении такими акционерными обществами ("золотая акция"), а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
Статья: Административное правонарушение: понятие, признаки, состав
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)К субъективным элементам состава относятся признаки, характеризующие субъекта административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса - гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения.
Статья: Иногда за одно валютное нарушение могут наказать и должностное лицо, и организацию
("Главная книга", 2023, N 20)- привлечено ли к административной ответственности виновное должностное лицо юрлица за это нарушение.
("Главная книга", 2023, N 20)- привлечено ли к административной ответственности виновное должностное лицо юрлица за это нарушение.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (февраль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Должностное лицо заказчика наравне с юридическим лицом несет ответственность за неисполнение предписания контролирующего органа в срок, установленный в предписании.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Должностное лицо заказчика наравне с юридическим лицом несет ответственность за неисполнение предписания контролирующего органа в срок, установленный в предписании.
Ситуация: Что такое порубочный билет и как его получить?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Повреждение, а также незаконное уничтожение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц. В то же время за невыполнение условий порубочного билета ответственность установлена для должностных лиц и юридических лиц (ст. ст. 4.18, 4.19, 4.22 КоАП г. Москвы).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Повреждение, а также незаконное уничтожение зеленых насаждений влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц. В то же время за невыполнение условий порубочного билета ответственность установлена для должностных лиц и юридических лиц (ст. ст. 4.18, 4.19, 4.22 КоАП г. Москвы).
Статья: Санитарно-защитные зоны
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 8 Правил установления санитарно-защитных зон исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) (в т.ч. для создания проектов санитарно-защитных зон) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. 8 Правил установления санитарно-защитных зон исследования (измерения) химических, физических и биологических факторов, а также экспертизы результатов таких исследований (измерений) (в т.ч. для создания проектов санитарно-защитных зон) осуществляются должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, экспертами, имеющими право на их проведение в соответствии с законодательством РФ.
Статья: О некоторых проблемах административной ответственности юридических лиц
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Размеры административного штрафа установлены в ст. 3.5 КоАП РФ. Они дифференцируются в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, а также от категории субъекта правонарушения (физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо). Важно отметить, что основными принципами установления размеров административных штрафов являются соразмерность, справедливость, наличие предупредительного эффекта.
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Размеры административного штрафа установлены в ст. 3.5 КоАП РФ. Они дифференцируются в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, а также от категории субъекта правонарушения (физическое лицо, должностное лицо, юридическое лицо). Важно отметить, что основными принципами установления размеров административных штрафов являются соразмерность, справедливость, наличие предупредительного эффекта.
Готовое решение: Как заполнить и представить форму N П-4 (НЗ)
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель юрлица назначает должностных лиц, уполномоченных представлять статотчетность (п. 2 Указаний N 338, п. 1 Указаний N 394).
(КонсультантПлюс, 2025)Руководитель юрлица назначает должностных лиц, уполномоченных представлять статотчетность (п. 2 Указаний N 338, п. 1 Указаний N 394).
Статья: Надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха в Арктической зоне
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)В ходе проверок устанавливаются полнота и своевременность выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предоставленных полномочий, возложенных на них функций и обязанностей в области охраны атмосферного воздуха.
(Зиновьев И.Л.)
("Законность", 2025, N 1)В ходе проверок устанавливаются полнота и своевременность выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями предоставленных полномочий, возложенных на них функций и обязанностей в области охраны атмосферного воздуха.
Готовое решение: По каким основаниям заказчик может расторгнуть государственный или муниципальный контракт
(КонсультантПлюс, 2025)по соглашению сторон при условии согласия заказчика с предложением поставщика о расторжении контракта. Однако при этом важно учесть, что у вас сохраняется обязанность взыскать неустойку по контракту. Кроме того, если контрактом определена обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, но контракт расторгнут по соглашению сторон, заказчику может грозить административная ответственность. Так, за нарушение порядка одностороннего расторжения контракта предусмотрено предупреждение или штраф в отношении должностного лица, штраф в отношении юрлица. За ненаправление сведений о поставщике в контрольный орган для внесения сведений о нем в РНП указанные меры ответственности установлены только в отношении должностных лиц (ч. 9 ст. 7.30.1, ч. 9 ст. 7.30.2 КоАП РФ, ч. 7, 8 ст. 34, ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Также существует риск обращения контрольных (надзорных) органов в суд с требованием о признании соглашения о расторжении контракта недействительным. Так, например, обратиться в арбитражный суд с подобным иском может прокурор (абз. 3 ч. 1 ст. 52 АПК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)по соглашению сторон при условии согласия заказчика с предложением поставщика о расторжении контракта. Однако при этом важно учесть, что у вас сохраняется обязанность взыскать неустойку по контракту. Кроме того, если контрактом определена обязанность заказчика отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, но контракт расторгнут по соглашению сторон, заказчику может грозить административная ответственность. Так, за нарушение порядка одностороннего расторжения контракта предусмотрено предупреждение или штраф в отношении должностного лица, штраф в отношении юрлица. За ненаправление сведений о поставщике в контрольный орган для внесения сведений о нем в РНП указанные меры ответственности установлены только в отношении должностных лиц (ч. 9 ст. 7.30.1, ч. 9 ст. 7.30.2 КоАП РФ, ч. 7, 8 ст. 34, ч. 16 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). Также существует риск обращения контрольных (надзорных) органов в суд с требованием о признании соглашения о расторжении контракта недействительным. Так, например, обратиться в арбитражный суд с подобным иском может прокурор (абз. 3 ч. 1 ст. 52 АПК РФ).
"Обзоры судебной практики за период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2024 г., представленные в Классификаторе постановлений президиума Суда по интеллектуальным правам"
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Между тем положения Методических рекомендаций N 197 не содержат обязательных для исполнения органами, осуществляющими публичные полномочия, и их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.
(Кольздорф М.А., Осадчая О.А., Куликова (Ульянова) Е.В., Оганесян А.Н., Алимурадова И.К., Капырина Н.И., Аристова Я.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Между тем положения Методических рекомендаций N 197 не содержат обязательных для исполнения органами, осуществляющими публичные полномочия, и их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.