Должности среднего и старшего начальствующего состава всех наименований подразделений патрульно-Постовой службы полиции

Подборка наиболее важных документов по запросу Должности среднего и старшего начальствующего состава всех наименований подразделений патрульно-Постовой службы полиции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу об эволюции квалификационных требований в форме "образовательного ценза" для сотрудников органов внутренних дел в процессе административной реформы МВД России
(Баньковский А.Е., Петухов А.П.)
("Административное право и процесс", 2020, N 6)
В сентябре 2016 года рассмотренный выше Приказ был отменен, а вместо него принят новый Приказ МВД России от 19 сентября 2016 года N 541 "О некоторых вопросах замещения должностей среднего и старшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, в число квалификационных требований к которым входит наличие высшего юридического образования" <6>, в котором был предусмотрен новый подход, отменивший требование об обязательности юридического образования для большинства должностей среднего и старшего начальствующего состава. Требование о наличии высшего юридического образования отныне закреплялось лишь для подразделений следствия, дознания, должностей в правовых и иных подразделениях, выполнение служебных обязанностей по которым предусматривает проведение правовых экспертиз и антикоррупционной деятельности. При этом было установлено, что в исключительных случаях на указанные выше должности могут назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования, при условии, что они обучаются в высших учебных заведениях по направлениям подготовки (специальностям): Юриспруденция, Правовое обеспечение национальной безопасности, Правоохранительная деятельность при наличии высшего образования, не являющегося юридическим, и имеют стаж службы в органах внутренних дел Российской Федерации не менее одного года. Подобный подход в современных условиях, по меньшей мере, выглядит спорно, так как качество работы, например, подразделения экономической безопасности и противодействия коррупции напрямую предполагает наличие высшего юридического или экономического образования в связи с тем, что сотрудникам таких подразделений необходимы глубокие знания в области гражданского, финансового, налогового права, в области бухгалтерского учета, банковской деятельности и многое другое. На основании изложенного возникает закономерный вопрос, с чем же связаны столь резкий поворот в сфере кадровой политики и отмена требований к наличию высшего юридического образования в системе МВД России. Одной из главных причин такого решения стал резкий рост некомплекта личного состава органов внутренних дел по всей территории Российской Федерации. Проанализируем ситуацию с ростом некомплекта личного состава на примере некоторых регионов Западной Сибири. Так, в первые годы после проведенной реформы некомплект личного состава органов внутренних дел был незначительным, что принято считать рабочим. Например, в 2012 году в Республике Алтай он составлял около 2% <7>, в Алтайском крае - около 3% <8>, в Новосибирской области - около 4,5% <9> и т.д. При этом на протяжении 2013 и 2014 годов эти цифры практически не менялись и находились в названных пределах с отклонением в 0,3% или 0,5%. Однако в 2015 и 2016 годах по всей стране начался резкий рост некомплекта личного состава органов внутренних дел: так, в Республике Алтай он возрос до 4,5%, в Алтайском крае - до 5%, в Новосибирской области - до 11%. В связи с этим в новых исторических и правовых реалиях для уменьшения некомплекта и так уже неоднократно сокращенных по численности органов внутренних дел, было принято решение об отмене "образовательного ценза" для лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, что и стало основанием для принятия вышеназванного Приказа. Следует отметить, что эффект от снижения "образовательного ценза" проявился практически сразу: так, новый Приказ, по сути, позволил совершенно субъективно трактовать положение ст. 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части наличия уровня образования, соответствующего направлению деятельности. По состоянию на 2017 год в Республике Алтай некомплект снизился до 3,5%, в Алтайском крае - до 4%, в Новосибирской области - до 8,5%. Однако данный эффект оказался краткосрочным, и, несмотря на то что на смену Приказу МВД России от 19 сентября 2016 года N 541 "О некоторых вопросах замещения должностей среднего и старшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, в число квалификационных требований к которым входит наличие высшего юридического образования" пришел новый Приказ МВД России от 1 февраля 2018 года N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации" <10>, который полностью воспроизвел требования к высшему юридическому образованию из предшествующего Приказа, разрешив принимать в органы внутренних дел лиц на подавляющее большинство должностей лиц без юридического образования, с 2018 года рост некомплекта после замедления в 2017 году продолжился. Соответственно, в настоящее время он увеличился и составляет в Республике Алтай по состоянию на 2018 год около 4%, а на текущий момент 2019 года - около 4,5%, в Алтайском крае по состоянию на 2018 год - около 6%, а на текущий момент 2019 года - около 7% (причем в отдельных районах края, например, МО МВД "Петропавловский" и МО МВД "Шипуновский" текущий некомплект составляет 15% и 13% соответственно), в Новосибирской области по состоянию на 2018 год - около 11%, а на текущий момент 2019 года - около 14%. Подобная статистика позволяет сделать вывод о неэффективности решений, направленных на снижение "образовательного ценза" для сотрудников органов внутренних дел, так как данная мера не приводит к остановке оттока кадров, а истинные причины складывающейся ситуации находятся в совершенно иной плоскости, связанной со снижением престижа службы в органах внутренних дел, длительной "заморозкой" индексации денежного довольствия, падением уровня социальной защищенности сотрудников органах внутренних дел, существенным ростом нагрузки и многими другими факторами, однако данные вопросы находятся в плоскости другого самостоятельного научного исследования и не предполагают изучения в настоящей статье.
Статья: Правовые основы организации управления профессиональной подготовкой в органах внутренних дел Российской Федерации
(Параносенков П.М., Корнеева М.П.)
("Административное право и процесс", 2019, N 2)
В силу того что нормативные правовые акты могут содержать в себе не только нормы, непосредственно регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности, связанной с профессиональной служебной и физической подготовкой, то по предметному действию они могут быть классифицированы на конкретно-ориентированные и общие. Так, Приказом МВД России от 30 апреля 2011 года N 333, решающим некоторые организационные вопросы и регулирующим структурное построение территориальных органов МВД России, среди прочих определен перечень должностей старшего и среднего начальствующего состава и соответствующих им предельных специальных званий в центре профессиональной подготовки, подразделениях профессиональной подготовки УРЛС <3>. К числу конкретно-ориентированных нормативных правовых актов относятся Типовое положение о территориальном органе по субъекту Российской Федерации, статусные нормативные правовые акты о центрах профессиональной подготовки, подразделениях профессиональной подготовки УРЛС соответствующих территориальных органов МВД России <4>. Исходя из изложенного основным элементом правовых основ организации начальником территориального органа МВД России деятельности подразделений профессиональной подготовки следует рассматривать правовые нормы. Их относимость к предмету правового регулирования установить легче, чем относимость нормативного правового акта, содержащего в себе правовые нормы, регулирующие иные общественные отношения.

Нормативные акты

Приказ МВД России от 16.12.2016 N 848
(ред. от 02.09.2020)
"О Перечне должностей федеральной государственной службы в Министерстве внутренних дел Российской Федерации и должностей в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, при замещении которых сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, федеральные государственные гражданские служащие и работники, а также граждане при назначении на должности в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей"
(Зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2017 N 45298)
7.2. Должности среднего и старшего начальствующего состава всех наименований подразделений патрульно-постовой службы полиции.