Долгосрочный прогноз РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Долгосрочный прогноз РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принцип федерализма как основа функционирования финансовой системы государства
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Вопросы федерализма в последнее время стали звучать довольно часто, поскольку затрагивают не только социальные вопросы, требующие особого финансирования, но и вопросы распределения и перераспределения финансовых ресурсов внутри государства, осуществления и выполнения других целей и задач. Термин "бюджетный федерализм" (в отличие от терминов "налоговый федерализм", "финансовый федерализм") активно используется законодателем <2>. К примеру, целью Программы развития бюджетного федерализма до 2005 г. <3> были заявлены формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Определено, что формирование и развитие бюджетного устройства являются стратегической целью развития бюджетного федерализма в России. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. говорится, что предстоит обеспечить эффективное разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти; будет сформирована сбалансированная модель бюджетного федерализма, снизится число дотационных регионов, повысится собственная налоговая обеспеченность региональных и муниципальных бюджетов <4>.
(Садовская Т.Д., Попкова Ж.Г., Рашидов О.Ш.)
("Финансовое право", 2023, N 11)Вопросы федерализма в последнее время стали звучать довольно часто, поскольку затрагивают не только социальные вопросы, требующие особого финансирования, но и вопросы распределения и перераспределения финансовых ресурсов внутри государства, осуществления и выполнения других целей и задач. Термин "бюджетный федерализм" (в отличие от терминов "налоговый федерализм", "финансовый федерализм") активно используется законодателем <2>. К примеру, целью Программы развития бюджетного федерализма до 2005 г. <3> были заявлены формирование и развитие системы бюджетного устройства, позволяющей органам власти субъектов и местного самоуправления проводить самостоятельную налогово-бюджетную политику в рамках законодательно установленного разграничения полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Определено, что формирование и развитие бюджетного устройства являются стратегической целью развития бюджетного федерализма в России. В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. говорится, что предстоит обеспечить эффективное разграничение полномочий между федеральным и региональным уровнями власти; будет сформирована сбалансированная модель бюджетного федерализма, снизится число дотационных регионов, повысится собственная налоговая обеспеченность региональных и муниципальных бюджетов <4>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Стратегия национальной безопасности Российской Федерации - документ в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, который разрабатывается Советом Безопасности Российской Федерации совместно с другими участниками стратегического планирования с учетом стратегического прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, не превышающий периода, на который разработан стратегический прогноз Российской Федерации, и корректируется каждые шесть лет.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ
(ред. от 13.07.2024)
"О стратегическом планировании в Российской Федерации"Статья 25. Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период
(ред. от 13.07.2024)
"О стратегическом планировании в Российской Федерации"Статья 25. Бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(разработан Минэкономразвития России)МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья: Стратегическое планирование и права человека в Российской Федерации: единство и борьба противоположностей?
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)6) на протяжении десяти лет после принятия данного Федерального закона не все закрепленные в нем документы СП приняты, что не вполне соответствует принципам СП (в ст. 7), прежде всего принципам единства и целостности. Так, до настоящего времени отсутствует единый системный акт СП высшего уровня - стратегия социально-экономического развития, в связи с чем обеспечить согласованность иных документов СП по их целям, задачам, мероприятиям и ожидаемым результатам затруднительно. Указанный акт совместно со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации является прообразом "верхнеуровневых" документов <14> СП в сфере целеполагания на федеральном уровне. На следующем этапе - прогнозирования - также отсутствуют стратегический прогноз Российской Федерации и бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период.
(Сабаева С.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)6) на протяжении десяти лет после принятия данного Федерального закона не все закрепленные в нем документы СП приняты, что не вполне соответствует принципам СП (в ст. 7), прежде всего принципам единства и целостности. Так, до настоящего времени отсутствует единый системный акт СП высшего уровня - стратегия социально-экономического развития, в связи с чем обеспечить согласованность иных документов СП по их целям, задачам, мероприятиям и ожидаемым результатам затруднительно. Указанный акт совместно со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации является прообразом "верхнеуровневых" документов <14> СП в сфере целеполагания на федеральном уровне. На следующем этапе - прогнозирования - также отсутствуют стратегический прогноз Российской Федерации и бюджетный прогноз Российской Федерации на долгосрочный период.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Составление проектов бюджетов подчиняется правилу долгосрочного бюджетного планирования. В соответствии со ст. 170.1 долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, а также бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период в случае, если представительный орган муниципального образования принял решение о его формировании в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы Российской Федерации, показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджеты (консолидированные бюджеты) бюджетной системы Российской Федерации, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Составление проектов бюджетов подчиняется правилу долгосрочного бюджетного планирования. В соответствии со ст. 170.1 долгосрочное бюджетное планирование осуществляется путем формирования бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период, бюджетного прогноза субъекта Российской Федерации на долгосрочный период, а также бюджетного прогноза муниципального образования на долгосрочный период в случае, если представительный орган муниципального образования принял решение о его формировании в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Под бюджетным прогнозом на долгосрочный период понимается документ, содержащий прогноз основных характеристик соответствующих бюджетов (консолидированных бюджетов) бюджетной системы Российской Федерации, показатели финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ на период их действия, иные показатели, характеризующие бюджеты (консолидированные бюджеты) бюджетной системы Российской Федерации, а также содержащий основные подходы к формированию бюджетной политики на долгосрочный период.
Статья: К вопросу об эффективности стратегического планирования
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)С одной стороны, совершенно закономерно разнонаправленное нормативное закрепление приоритетов стратегического планирования, с другой стороны, подобная избыточность административно-правового регулирования отрицательно сказывается на его практическом внедрении, учете результатов и определении показателей. В качестве одной из причин неэффективности проводимой государственной политики в России признается неверная содержательная база, основанная на наборе прогнозов (стратегический прогноз развития Российской Федерации (далее - РФ), прогноз социально-экономического развития РФ, прогноз научно-технологического развития РФ, бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период и др.), в то время как главным стержнем управления остается бюджет. Таким образом, в исследованиях предлагается снизить роль прогнозов, а целью государственной экономической политики в системе государственного регулирования считать показатели, заложенные в генеральном (стратегическом) плане социально-экономического развития страны <4>. Как справедливо утверждает член экспертного совета Минфина России профессор В.Ф. Шаров, "в настоящее время в Российской Федерации уже есть процесс стратегического планирования, но еще не создана система стратегического планирования, соответствующая современным задачам и целям управления экономикой, она не только далека от совершенства, но и в целом недостаточно совместима с требованиями модернизации экономики... Полезно посмотреть на нынешнюю финансово-экономическую политику с точки зрения государственного планирования. Уже практически 30 лет идут поиски управленческих структур, обеспечивающих становление и упрочение новой экономической системы. Происходят частые изменения формата экономических ведомств с далеко не всегда ясными функциями, не происходит подведения итогов выполнения принятых постановлений Правительства РФ и указов Президента России; госпрограммы, федеральные программы, национальные проекты не обладают должной прозрачностью и четко сформулированными системами целевых показателей, не проведен анализ достижения целей "Программы Грефа", "Стратегии-2020", "Прогноза-2030" <5>. В исследованиях авторы ссылаются на одни и те же комплексы фундаментальных проблем и ограничений, среди которых низкая эффективность правового регулирования этой сферы вплоть до систематического неисполнения требований закона и слабая интеграция документов стратегического планирования в систему текущего управления <6>.
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 9)С одной стороны, совершенно закономерно разнонаправленное нормативное закрепление приоритетов стратегического планирования, с другой стороны, подобная избыточность административно-правового регулирования отрицательно сказывается на его практическом внедрении, учете результатов и определении показателей. В качестве одной из причин неэффективности проводимой государственной политики в России признается неверная содержательная база, основанная на наборе прогнозов (стратегический прогноз развития Российской Федерации (далее - РФ), прогноз социально-экономического развития РФ, прогноз научно-технологического развития РФ, бюджетный прогноз РФ на долгосрочный период и др.), в то время как главным стержнем управления остается бюджет. Таким образом, в исследованиях предлагается снизить роль прогнозов, а целью государственной экономической политики в системе государственного регулирования считать показатели, заложенные в генеральном (стратегическом) плане социально-экономического развития страны <4>. Как справедливо утверждает член экспертного совета Минфина России профессор В.Ф. Шаров, "в настоящее время в Российской Федерации уже есть процесс стратегического планирования, но еще не создана система стратегического планирования, соответствующая современным задачам и целям управления экономикой, она не только далека от совершенства, но и в целом недостаточно совместима с требованиями модернизации экономики... Полезно посмотреть на нынешнюю финансово-экономическую политику с точки зрения государственного планирования. Уже практически 30 лет идут поиски управленческих структур, обеспечивающих становление и упрочение новой экономической системы. Происходят частые изменения формата экономических ведомств с далеко не всегда ясными функциями, не происходит подведения итогов выполнения принятых постановлений Правительства РФ и указов Президента России; госпрограммы, федеральные программы, национальные проекты не обладают должной прозрачностью и четко сформулированными системами целевых показателей, не проведен анализ достижения целей "Программы Грефа", "Стратегии-2020", "Прогноза-2030" <5>. В исследованиях авторы ссылаются на одни и те же комплексы фундаментальных проблем и ограничений, среди которых низкая эффективность правового регулирования этой сферы вплоть до систематического неисполнения требований закона и слабая интеграция документов стратегического планирования в систему текущего управления <6>.
"Параллельный импорт и исчерпание исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности. Сотрудничество в сфере развития национальной промышленности и импортозамещение: монография"
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 3524-р; Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р; Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации"; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.; Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. N 1693-р; Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 г., утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 758 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года". Основными целями государственной политики в сфере реализации Программы являются: защита государственных интересов Российской Федерации в области авиационной деятельности; повышение уровня транспортной доступности и связанности территорий Российской Федерации; обеспечение устойчивого развития российской авиационной промышленности и воздушного транспорта Российской Федерации; повышение уровня авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов; удовлетворение потребностей внутрироссийских перевозок за счет авиационной техники российского производства с достижением к 2030 г. долей самолетов и вертолетов российского производства в парке крупнейших российских авиаперевозчиков не менее 50% и 90% соответственно. Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере реализации Программы являются: повышение эффективности реализации принимаемых мер государственного регулирования в области развития авиации; постоянное обновление научно-технического задела по ключевым технологиям в отечественном авиастроении; расширение сфер применения авиационной техники в различных отраслях экономики (в сельском и лесном хозяйстве, в рыболовстве, в медицине, при спасательных операциях); развитие системы послепродажного обслуживания и ремонта авиационной техники российского производства; модернизация инфраструктуры воздушного транспорта федерального, регионального и местного значения в целях увеличения уровня транспортной доступности для населения всей территории Российской Федерации (включая отдаленные и труднодоступные местности).
(Шахназаров Б.А.)
("Проспект", 2023)Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2020 г. N 3524-р; Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 г. с прогнозом на период до 2035 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 г. N 3363-р; Федеральный закон "О государственном регулировании развития авиации"; Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г.; Комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2030 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2022 г. N 1693-р; Основы государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 г., утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2021 г. N 758 "Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период до 2030 года". Основными целями государственной политики в сфере реализации Программы являются: защита государственных интересов Российской Федерации в области авиационной деятельности; повышение уровня транспортной доступности и связанности территорий Российской Федерации; обеспечение устойчивого развития российской авиационной промышленности и воздушного транспорта Российской Федерации; повышение уровня авиационной безопасности и безопасности полетов воздушных судов; удовлетворение потребностей внутрироссийских перевозок за счет авиационной техники российского производства с достижением к 2030 г. долей самолетов и вертолетов российского производства в парке крупнейших российских авиаперевозчиков не менее 50% и 90% соответственно. Основными приоритетными направлениями государственной политики в сфере реализации Программы являются: повышение эффективности реализации принимаемых мер государственного регулирования в области развития авиации; постоянное обновление научно-технического задела по ключевым технологиям в отечественном авиастроении; расширение сфер применения авиационной техники в различных отраслях экономики (в сельском и лесном хозяйстве, в рыболовстве, в медицине, при спасательных операциях); развитие системы послепродажного обслуживания и ремонта авиационной техники российского производства; модернизация инфраструктуры воздушного транспорта федерального, регионального и местного значения в целях увеличения уровня транспортной доступности для населения всей территории Российской Федерации (включая отдаленные и труднодоступные местности).
Статья: Развитие экологического аудита в рамках реализации природоохранной политики России
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития России в 2013 г., в качестве приоритетных направлений в области экологического развития (разд. 8 "Охрана окружающей среды...") определяет: формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий; формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания и др. [28]. Реализация этих мероприятий обеспечит постепенный переход на рельсы "зеленого роста".
(Глущенко А.В., Кучерова Е.П.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 13)Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанный Минэкономразвития России в 2013 г., в качестве приоритетных направлений в области экологического развития (разд. 8 "Охрана окружающей среды...") определяет: формирование эффективной системы управления в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрения экологически эффективных инновационных технологий; формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания и др. [28]. Реализация этих мероприятий обеспечит постепенный переход на рельсы "зеленого роста".
Статья: Структура государственного бюджетного управления в Российской Федерации
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)- бюджетный прогноз (проект бюджетного прогноза, проект изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период, утверждается Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией);
(Лукин А.Г.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 2)- бюджетный прогноз (проект бюджетного прогноза, проект изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период, утверждается Правительством РФ (высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией);