Доклад о правоприменительной практике
Подборка наиболее важных документов по запросу Доклад о правоприменительной практике (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательные требования по соблюдению миграционного законодательства РФ работодателем либо заказчиком работ (услуг) при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан указаны в таблице, включенной в Доклад по результатам правоприменительной практики, статистике типовых и массовых нарушений, а также руководства по соблюдению обязательных требований в сфере миграции (утв. МВД России 21.12.2018).
(КонсультантПлюс, 2025)Обязательные требования по соблюдению миграционного законодательства РФ работодателем либо заказчиком работ (услуг) при привлечении к трудовой деятельности иностранных граждан указаны в таблице, включенной в Доклад по результатам правоприменительной практики, статистике типовых и массовых нарушений, а также руководства по соблюдению обязательных требований в сфере миграции (утв. МВД России 21.12.2018).
Статья: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Примеры привлечения к ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства в электроэнергетике приведены в Докладе по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением <21>. Так, например, 19 июля 2016 г. Арбитражный суд г. Москвы признал законным решение и предписание ФАС России в деле против группы лиц в составе ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "Нурэнерго", ОАО "Каббалкэнерго", ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго", ОАО "Ингушэнерго" и ОАО "Севкавказэнерго". Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения. Указанные гарантирующие поставщики существенно завышали плановые объемы потребления электроэнергии относительно фактических. Вследствие таких действий происходил необоснованный рост цены на электрическую энергию для остальных потребителей Первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности), что является признаком ограничения конкуренции. ФАС России признала компании нарушившими ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и приняла решение о выдаче предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в суммарном по всем компаниям размере более 1,2 млрд руб.
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)Примеры привлечения к ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства в электроэнергетике приведены в Докладе по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с разъяснением <21>. Так, например, 19 июля 2016 г. Арбитражный суд г. Москвы признал законным решение и предписание ФАС России в деле против группы лиц в составе ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "Нурэнерго", ОАО "Каббалкэнерго", ОАО "Карачаево-Черкесскэнерго", ОАО "Ингушэнерго" и ОАО "Севкавказэнерго". Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения. Указанные гарантирующие поставщики существенно завышали плановые объемы потребления электроэнергии относительно фактических. Вследствие таких действий происходил необоснованный рост цены на электрическую энергию для остальных потребителей Первой ценовой зоны оптового рынка электрической энергии (мощности), что является признаком ограничения конкуренции. ФАС России признала компании нарушившими ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции и приняла решение о выдаче предписания о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства, в суммарном по всем компаниям размере более 1,2 млрд руб.
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике).
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"2. По итогам обобщения правоприменительной практики контрольный (надзорный) орган обеспечивает подготовку доклада, содержащего результаты обобщения правоприменительной практики контрольного (надзорного) органа (далее - доклад о правоприменительной практике).
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководством по соблюдению обязательных требований, утвержденные МЧС России 24 апреля 2024 г. // СПС "КонсультантПлюс".
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)<1> См.: Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководством по соблюдению обязательных требований, утвержденные МЧС России 24 апреля 2024 г. // СПС "КонсультантПлюс".
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Еще одно исключение в рассматриваемой сфере связано с возложением полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере электронной подписи на Минцифры России. На то, что эти полномочия не свойственны, даже чужды федеральному министерству, указывает отсутствие на сайте Минцифры России какой-либо информации из предусмотренной Федеральным законом N 248-ФЗ. Минцифры России не рассматривает контроль (надзор) как направление своей деятельности, не осуществляет профилактические мероприятия, не информирует об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении мероприятий по контролю (надзору) <524>. При этом в СПС "КонсультантПлюс" размещено два приказа Минцифры России, касающихся применения индикативных показателей при осуществлении государственного контроля (надзора), и доклад о правоприменительной практике министерства, согласно которому в 2022 г. федеральный государственный контроль (надзор) в сфере электронной подписи не осуществлялся.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Еще одно исключение в рассматриваемой сфере связано с возложением полномочий по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в сфере электронной подписи на Минцифры России. На то, что эти полномочия не свойственны, даже чужды федеральному министерству, указывает отсутствие на сайте Минцифры России какой-либо информации из предусмотренной Федеральным законом N 248-ФЗ. Минцифры России не рассматривает контроль (надзор) как направление своей деятельности, не осуществляет профилактические мероприятия, не информирует об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется при проведении мероприятий по контролю (надзору) <524>. При этом в СПС "КонсультантПлюс" размещено два приказа Минцифры России, касающихся применения индикативных показателей при осуществлении государственного контроля (надзора), и доклад о правоприменительной практике министерства, согласно которому в 2022 г. федеральный государственный контроль (надзор) в сфере электронной подписи не осуществлялся.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Контрольно-надзорные органы могут довольно существенно отличаться друг от друга по организационно-правовой форме (министерство, служба или агентство, государственное учреждение), по набору осуществляемых функций (возможно разное сочетание функций, перечисленных в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), по целям и задачам (по представлению руководителей органа о его миссии), по степени открытости и публичности деятельности, характеру требований, предъявляемых руководителями подчиненным, по механизмам оценки эффективности и результативности деятельности как органа в целом, так и его подразделений и территориальных органов, должностных лиц. Статистические данные показывают, что органы контроля (надзора) демонстрируют различную динамику сокращения плановых и внеплановых проверок, внедрения мер профилактики нарушений обязательных требований. Далеко не все контрольно-надзорные органы замещают сокращение планов проведения проверок повышенной интенсивностью внеплановых проверок или переходят на рейдовые осмотры и контрольные закупки, на не учитываемые с точки зрения продвижения реформы регуляторной политики показатели. Контрольно-надзорные органы по-разному подходят к исполнению требований в отношении открытости своей деятельности даже в той части, которая определена Законом N 248-ФЗ как обязательная в рамках профилактики нарушений обязательных требований, - органы должны размещать на своих сайтах руководства по соблюдению указанных требований, исчерпывающий перечень сведений, которые они могут запрашивать у контролируемых лиц, доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики, доклады о государственном контроле (надзоре). При этом обобщению подлежат в том числе данные о типичных нарушениях обязательных требований, а также о распространенных причинах и условиях, способствующих нарушениям.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Контрольно-надзорные органы могут довольно существенно отличаться друг от друга по организационно-правовой форме (министерство, служба или агентство, государственное учреждение), по набору осуществляемых функций (возможно разное сочетание функций, перечисленных в Указе Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"), по целям и задачам (по представлению руководителей органа о его миссии), по степени открытости и публичности деятельности, характеру требований, предъявляемых руководителями подчиненным, по механизмам оценки эффективности и результативности деятельности как органа в целом, так и его подразделений и территориальных органов, должностных лиц. Статистические данные показывают, что органы контроля (надзора) демонстрируют различную динамику сокращения плановых и внеплановых проверок, внедрения мер профилактики нарушений обязательных требований. Далеко не все контрольно-надзорные органы замещают сокращение планов проведения проверок повышенной интенсивностью внеплановых проверок или переходят на рейдовые осмотры и контрольные закупки, на не учитываемые с точки зрения продвижения реформы регуляторной политики показатели. Контрольно-надзорные органы по-разному подходят к исполнению требований в отношении открытости своей деятельности даже в той части, которая определена Законом N 248-ФЗ как обязательная в рамках профилактики нарушений обязательных требований, - органы должны размещать на своих сайтах руководства по соблюдению указанных требований, исчерпывающий перечень сведений, которые они могут запрашивать у контролируемых лиц, доклады, содержащие результаты обобщения правоприменительной практики, доклады о государственном контроле (надзоре). При этом обобщению подлежат в том числе данные о типичных нарушениях обязательных требований, а также о распространенных причинах и условиях, способствующих нарушениям.
Статья: Цифровой надзор за применением ККТ и точечная поддержка бизнеса: как новые правила изменят проверки и отчетность
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 35)2. Утверждение ежегодного доклада ФНС о правоприменительной практике перенесено с 1 на 20 марта.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 35)2. Утверждение ежегодного доклада ФНС о правоприменительной практике перенесено с 1 на 20 марта.
Готовое решение: Какие основания привлечения к административной ответственности руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время законодательство об административных правонарушениях не запрещает привлекать к ответственности нескольких лиц за одно и то же нарушение. Поэтому на практике вы можете столкнуться с ситуацией, когда к ответственности привлекут и руководителя, и других должностных лиц (см., например, п. 18 подраздела 1.2 разд. I Докладов с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований, утвержденных МЧС России 16.10.2017).
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время законодательство об административных правонарушениях не запрещает привлекать к ответственности нескольких лиц за одно и то же нарушение. Поэтому на практике вы можете столкнуться с ситуацией, когда к ответственности привлекут и руководителя, и других должностных лиц (см., например, п. 18 подраздела 1.2 разд. I Докладов с обобщением правоприменительной практики, типовых и массовых нарушений обязательных требований, утвержденных МЧС России 16.10.2017).
Статья: Практика образования в области прав человека: опыт Совета Европы и Российской Федерации
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В этом же году был опубликован подготовленный рабочей группой Экспертного совета при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ под редакцией А.Ю. Сунгурова доклад "Правоприменительная практика в области гражданского образования и просвещения в области прав человека" <20>.
(Гараев Р.Р.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 11)В этом же году был опубликован подготовленный рабочей группой Экспертного совета при Комитете по образованию и науке Государственной Думы РФ под редакцией А.Ю. Сунгурова доклад "Правоприменительная практика в области гражданского образования и просвещения в области прав человека" <20>.
Статья: Как выглядит проводимая трудинспекцией профилактика
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 8)- обобщение Рострудом правоприменительной практики. Оно помогает формировать единые подходы к применению ТК РФ у работодателей и у инспекторов. Доклад Роструда о правоприменительной практике обычно размещается на официальном сайте ведомства не позднее 1 июня текущего года <2>;
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 8)- обобщение Рострудом правоприменительной практики. Оно помогает формировать единые подходы к применению ТК РФ у работодателей и у инспекторов. Доклад Роструда о правоприменительной практике обычно размещается на официальном сайте ведомства не позднее 1 июня текущего года <2>;