Доказательства в административном производстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Доказательства в административном производстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность застройщика за включение в ДДУ условий, ущемляющих права потребителя, и за оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов...Следовательно, материалами административного производства не доказано событие правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.4 КоАП РФ, и у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения общества к административной ответственности..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 50 "Права и обязанности сторон исполнительного производства" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"В материалах дела не имеется ни сведений о том, что судебный пристав-исполнитель препятствовала ознакомлению с исполнительным производством, ни доказательств наступления для административного истца реальных неблагоприятных последствий от оспариваемого бездействия должностного лица, в связи с чем его права и законные интересы нельзя полагать нарушенными, требующими судебного восстановления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Представление доказательств участниками производства по делам об административных правонарушениях
(Чужакова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)"Административное право и процесс", 2025, N 8
(Чужакова Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 8)"Административное право и процесс", 2025, N 8
Статья: Проверка или юрисдикция: возвратный механизм административных процедур
(Федотов С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)При отсутствии акта государственного контроля возбуждение административного дела путем составления протокола не допускается. Следовательно, факт нарушения Управлением требований при проведении контрольного мероприятия является достаточным основанием для невозможности использования доказательств в административном производстве <13>.
(Федотов С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)При отсутствии акта государственного контроля возбуждение административного дела путем составления протокола не допускается. Следовательно, факт нарушения Управлением требований при проведении контрольного мероприятия является достаточным основанием для невозможности использования доказательств в административном производстве <13>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"Издержки производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек рассчитываются на основе учетных документов иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося объектом расследования, при условии, что такие документы соответствуют общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности в соответствующем иностранном государстве и отражают издержки, связанные с производством и продажей товара. Орган, проводящий расследования, учитывает все имеющиеся в его распоряжении доказательства правильности распределения издержек производства, административных, торговых и общих издержек при условии, что такое распределение издержек обычно практикуется иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования, в частности в отношении установления соответствующего периода амортизации, отчислений на капиталовложения и покрытие других расходов на развитие производства. При распределении издержек производства, административных, торговых и общих издержек в соответствии с настоящим абзацем такие издержки корректируются с учетом непериодических расходов, предназначенных для развития производства, или обстоятельств, при которых на издержки в период, охватываемый расследованием, оказывают воздействие операции, осуществляемые в период организации производства. Указанная корректировка издержек производства, административных, торговых и общих издержек в связи с воздействием на них операций, осуществляемых в период организации производства, должна отражать издержки в конце периода организации производства или, если этот период выходит за пределы периода, охватываемого расследованием, самые последние издержки, которые при наличии необходимых обоснований орган, проводящий расследования, учитывает в ходе расследования.
(ред. от 08.12.2020)
"О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров"Издержки производства на единицу товара с учетом административных, торговых и общих издержек рассчитываются на основе учетных документов иностранного экспортера или иностранного производителя товара, являющегося объектом расследования, при условии, что такие документы соответствуют общепринятым принципам и правилам бухгалтерского учета и отчетности в соответствующем иностранном государстве и отражают издержки, связанные с производством и продажей товара. Орган, проводящий расследования, учитывает все имеющиеся в его распоряжении доказательства правильности распределения издержек производства, административных, торговых и общих издержек при условии, что такое распределение издержек обычно практикуется иностранным экспортером или иностранным производителем товара, являющегося объектом расследования, в частности в отношении установления соответствующего периода амортизации, отчислений на капиталовложения и покрытие других расходов на развитие производства. При распределении издержек производства, административных, торговых и общих издержек в соответствии с настоящим абзацем такие издержки корректируются с учетом непериодических расходов, предназначенных для развития производства, или обстоятельств, при которых на издержки в период, охватываемый расследованием, оказывают воздействие операции, осуществляемые в период организации производства. Указанная корректировка издержек производства, административных, торговых и общих издержек в связи с воздействием на них операций, осуществляемых в период организации производства, должна отражать издержки в конце периода организации производства или, если этот период выходит за пределы периода, охватываемого расследованием, самые последние издержки, которые при наличии необходимых обоснований орган, проводящий расследования, учитывает в ходе расследования.
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)1. Фальсификация доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, а равно фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, -
(ред. от 17.11.2025)1. Фальсификация доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, а равно фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, -
Статья: Электронные доказательства в Китае
(Чжиюань Го, Сюнвэнь Чен)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Однако в Положении о процедурах рассмотрения административных дел органами общественной безопасности (2006) "электронные доказательства" наряду с аудиовизуальными материалами перечислены в качестве одного из видов доказательств, признаваемых в административном производстве.
(Чжиюань Го, Сюнвэнь Чен)
("Право и цифровая экономика", 2024, N 1)Однако в Положении о процедурах рассмотрения административных дел органами общественной безопасности (2006) "электронные доказательства" наряду с аудиовизуальными материалами перечислены в качестве одного из видов доказательств, признаваемых в административном производстве.
Статья: Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума ВС РФ от 4 марта 2021 года N 2 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства"
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Если антимонопольный орган в целях обеспечения охраняемого антимонопольным законодательством публичного интереса как властный субъект публичной администрации наделен специальными и широкими полномочиями, обеспеченными принудительной силой государства, не только обязан, но и имеет все необходимые возможности собрать достаточные доказательства для обоснования своего акта во внесудебном порядке, то лица, в чьих действиях выявляются нарушения, подчас сталкиваются с объективными и субъективными препятствиями представления необходимых доказательств в установленные сроки. Например, объективные трудности возникают в связи с необходимостью быстро отреагировать - собрать и представить надлежащие доказательства в антимонопольном административном производстве - на доводы, приведенные в заключении об обстоятельствах дела, в связи с установленным антимонопольным законодательством минимальным сроком в пять дней для представления возражений и соответствующих доказательств. Закон не гарантирует, что этот срок будет продлеваться в качестве общего правила. В целом отсутствие у многих обвиняемых в нарушениях субъектов властных полномочий и в силу этого достаточного ресурса объективно затрудняет сбор и представление доказательств, ввиду чего доказательства могут не быть представленными или принятыми к рассмотрению по независящим от таких лиц причинам.
(Алексеева А.А., Борзило Е.Ю., Корнеев В.А., Писенко К.А., Разгильдеев А.В., Сафонов В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, NN 5, 6, 7)Если антимонопольный орган в целях обеспечения охраняемого антимонопольным законодательством публичного интереса как властный субъект публичной администрации наделен специальными и широкими полномочиями, обеспеченными принудительной силой государства, не только обязан, но и имеет все необходимые возможности собрать достаточные доказательства для обоснования своего акта во внесудебном порядке, то лица, в чьих действиях выявляются нарушения, подчас сталкиваются с объективными и субъективными препятствиями представления необходимых доказательств в установленные сроки. Например, объективные трудности возникают в связи с необходимостью быстро отреагировать - собрать и представить надлежащие доказательства в антимонопольном административном производстве - на доводы, приведенные в заключении об обстоятельствах дела, в связи с установленным антимонопольным законодательством минимальным сроком в пять дней для представления возражений и соответствующих доказательств. Закон не гарантирует, что этот срок будет продлеваться в качестве общего правила. В целом отсутствие у многих обвиняемых в нарушениях субъектов властных полномочий и в силу этого достаточного ресурса объективно затрудняет сбор и представление доказательств, ввиду чего доказательства могут не быть представленными или принятыми к рассмотрению по независящим от таких лиц причинам.
"Преступления против правосудия: монография"
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)1. Фальсификация доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, а равно фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, -
(Чекмезова Е.И.)
("Сибирский юридический университет", 2024)1. Фальсификация доказательств по гражданскому, административному делу лицом, участвующим в деле, или его представителем, а равно фальсификация доказательств по делу об административном правонарушении участником производства по делу об административном правонарушении или его представителем, а равно фальсификация доказательств должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, либо должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, -
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В науке процессуального права сложилось узкое и широкое понимание предмета доказывания. Важно то, что КАС РФ выбрал (вслед за АПК РФ, ГПК РФ) широкий подход к определению предмета доказывания: не только обстоятельства, которые обосновывают позицию сторон спора, но и иные обстоятельства важны для разрешения дела. К этим иным обстоятельствам принято относить доказательственные факты, которые не входят в предмет доказывания по делу, но их установление может снимать вопрос, например, о возможности ответчика совершить те или иные действия в определенный временной отрезок (так называемое алиби). Иные обстоятельства могут относиться к локальным предметам доказывания, обстоятельства по которым требуется установить для разрешения ходатайств по делу: истребование доказательств, проведение экспертизы, обеспечение административного иска, приостановление производства по делу и пр. Иные обстоятельства бывают важны для проверки основных фактов, образующих предмет доказывания по делу.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В науке процессуального права сложилось узкое и широкое понимание предмета доказывания. Важно то, что КАС РФ выбрал (вслед за АПК РФ, ГПК РФ) широкий подход к определению предмета доказывания: не только обстоятельства, которые обосновывают позицию сторон спора, но и иные обстоятельства важны для разрешения дела. К этим иным обстоятельствам принято относить доказательственные факты, которые не входят в предмет доказывания по делу, но их установление может снимать вопрос, например, о возможности ответчика совершить те или иные действия в определенный временной отрезок (так называемое алиби). Иные обстоятельства могут относиться к локальным предметам доказывания, обстоятельства по которым требуется установить для разрешения ходатайств по делу: истребование доказательств, проведение экспертизы, обеспечение административного иска, приостановление производства по делу и пр. Иные обстоятельства бывают важны для проверки основных фактов, образующих предмет доказывания по делу.