Доходы от штрафов в бюджетном учреждении
Подборка наиболее важных документов по запросу Доходы от штрафов в бюджетном учреждении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ различные виды выплат
(КонсультантПлюс, 2025)Сумма штрафа за нарушение работником ПДД, который наложили на работодателя - собственника транспортного средства, НДФЛ не облагается. Поскольку к ответственности привлекается именно собственник ТС, дохода у работника не возникает и НДФЛ удерживать не нужно. При этом не важно, будет ли возмещен виновным работником ущерб в сумме уплаченного работодателем штрафа (Письма Минфина России от 02.12.2020 N 03-04-07/105532 (направлено Письмом ФНС России от 04.12.2020 N БС-4-11/19985@), ФНС России от 18.04.2013 N ЕД-4-3/7135@).
(КонсультантПлюс, 2025)Сумма штрафа за нарушение работником ПДД, который наложили на работодателя - собственника транспортного средства, НДФЛ не облагается. Поскольку к ответственности привлекается именно собственник ТС, дохода у работника не возникает и НДФЛ удерживать не нужно. При этом не важно, будет ли возмещен виновным работником ущерб в сумме уплаченного работодателем штрафа (Письма Минфина России от 02.12.2020 N 03-04-07/105532 (направлено Письмом ФНС России от 04.12.2020 N БС-4-11/19985@), ФНС России от 18.04.2013 N ЕД-4-3/7135@).
Готовое решение: Как рассчитать и взыскать неустойку по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойка, взысканная заказчиком, не всегда является его доходом. Так, если заказчик - казенное учреждение или бюджетное (автономное) учреждение, осуществляющее отдельные бюджетные полномочия ПБС от имени государства, субъекта РФ или муниципального образования, взысканные в его пользу суммы неустойки перечисляются в доход соответствующего бюджета. Задолженность перед бюджетом по штрафным санкциям, возникшим из госконтракта, заключенного бюджетным (автономным) учреждением от имени госзаказчика, начисляет орган, от имени которого заключен этот госконтракт. Такой вывод можно сделать из Письма Минфина России от 17.04.2020 N 02-06-10/31887.
(КонсультантПлюс, 2025)Неустойка, взысканная заказчиком, не всегда является его доходом. Так, если заказчик - казенное учреждение или бюджетное (автономное) учреждение, осуществляющее отдельные бюджетные полномочия ПБС от имени государства, субъекта РФ или муниципального образования, взысканные в его пользу суммы неустойки перечисляются в доход соответствующего бюджета. Задолженность перед бюджетом по штрафным санкциям, возникшим из госконтракта, заключенного бюджетным (автономным) учреждением от имени госзаказчика, начисляет орган, от имени которого заключен этот госконтракт. Такой вывод можно сделать из Письма Минфина России от 17.04.2020 N 02-06-10/31887.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации"администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом;
Федеральный закон от 05.08.2000 N 116-ФЗ
(ред. от 30.09.2017)
"О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
(ред. от 30.09.2017)
"О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации"доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
Готовое решение: Как казенному учреждению отразить в бюджетном учете расчеты по суммам штрафов, пеней, неустоек, возмещений ущерба на счете 0 205 40 000
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 205 40 000 учреждения - администраторы доходов отражают администрируемые учреждением поступления от штрафов, пеней, неустоек, конфискаций, сумм возмещения ущерба имуществу (кроме страховых возмещений). Он детализирован следующими аналитическими счетами (п. 77 Инструкции N 162н):
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 205 40 000 учреждения - администраторы доходов отражают администрируемые учреждением поступления от штрафов, пеней, неустоек, конфискаций, сумм возмещения ущерба имуществу (кроме страховых возмещений). Он детализирован следующими аналитическими счетами (п. 77 Инструкции N 162н):
Статья: По материалам проверок: ошибки, искажающие отчетность
(Малова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Ошибка: штраф (пеня, неустойка) не учтен в доходах
(Малова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 5)Ошибка: штраф (пеня, неустойка) не учтен в доходах
Готовое решение: Как учреждению списать кредиторскую задолженность
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу сумма кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, учитывается в составе внереализационных доходов учреждения. Исключение составляет, в частности, задолженность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней (п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу сумма кредиторской задолженности, списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, учитывается в составе внереализационных доходов учреждения. Исключение составляет, в частности, задолженность по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней (п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Готовое решение: Как учреждения-налогоплательщики исчисляют налог на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Внереализационные доходы учреждения в виде признанных должником или подлежащих уплате им по вступившему в силу решению суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, подлежат учету в общей сумме доходов при расчете доли доходов для применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль медицинскими и образовательными учреждениями (п. 3 ст. 250, п. 1 ст. 284.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.04.2022 N 03-03-07/32979).
(КонсультантПлюс, 2025)Внереализационные доходы учреждения в виде признанных должником или подлежащих уплате им по вступившему в силу решению суда штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба, подлежат учету в общей сумме доходов при расчете доли доходов для применения налоговой ставки 0% по налогу на прибыль медицинскими и образовательными учреждениями (п. 3 ст. 250, п. 1 ст. 284.1 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.04.2022 N 03-03-07/32979).
Готовое решение: Как учреждению восстановить ошибочно списанную кредиторскую задолженность
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу сумма кредиторской задолженности, списанная по истечении срока исковой давности или по другим основаниям, учитывается в составе внереализационных доходов учреждения, за исключением, в частности, задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней (п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)По общему правилу сумма кредиторской задолженности, списанная по истечении срока исковой давности или по другим основаниям, учитывается в составе внереализационных доходов учреждения, за исключением, в частности, задолженности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней (п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Готовое решение: Какие КБК установлены для налогов, страховых взносов, сборов, пеней и штрафов по ним
(КонсультантПлюс, 2025)Какие КБК установлены для налогов, страховых взносов, сборов, пеней и штрафов по ним
(КонсультантПлюс, 2025)Какие КБК установлены для налогов, страховых взносов, сборов, пеней и штрафов по ним
Статья: О негативных последствиях представления недостоверных сведений (информации)
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)За представление недостоверных сведений о доходах физлиц в Приложении 1 к расчету 6-НДФЛ учреждению - налоговому агенту грозит штраф в размере 500 руб. за каждый документ, представленный с недостоверными сведениями (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)За представление недостоверных сведений о доходах физлиц в Приложении 1 к расчету 6-НДФЛ учреждению - налоговому агенту грозит штраф в размере 500 руб. за каждый документ, представленный с недостоверными сведениями (п. 1 ст. 126.1 НК РФ).
Статья: Взыскание с работника учреждения ущерба, причиненного в результате ДТП
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 1)На основании п. 9.4.4 Порядка N 209н <4> доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу учреждения относятся на подстатью 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ. Подстатья 144 КОСГУ применяется в увязке со статьей 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.4 Порядка N 82н <5>).
(Суворова Т.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 1)На основании п. 9.4.4 Порядка N 209н <4> доходы от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба имуществу учреждения относятся на подстатью 144 "Возмещение ущерба имуществу (за исключением страховых возмещений)" КОСГУ. Подстатья 144 КОСГУ применяется в увязке со статьей 140 "Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба" аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.4 Порядка N 82н <5>).
Готовое решение: Что учесть в связи с изменением с 2025 г. ставок налога на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, если вы сознательно не учли расходы 2024 г. в налоговой базе за этот год, а перенесли их на 2025 г., то указанное выше положение п. 1 ст. 54 НК РФ не применяется и налоговый орган вправе пересчитать налоговую базу за 2025 г., исключив из нее спорные расходы. Учет расходов, относящихся к прошлым периодам, в которых ставка налога была ниже, в текущем периоде, когда ее размер повысился, является искажением налоговых обязательств. На это указал Минфин России и сделал вывод о недопустимости подобного способа корректировки налоговой базы (Письмо от 15.05.2025 N 03-03-06/1/47786). Если вы учтете соответствующие расходы в 2025 г., это может привести к доначислению налога за 2025 г., а также начислению пеней и штрафа.
(КонсультантПлюс, 2025)Полагаем, если вы сознательно не учли расходы 2024 г. в налоговой базе за этот год, а перенесли их на 2025 г., то указанное выше положение п. 1 ст. 54 НК РФ не применяется и налоговый орган вправе пересчитать налоговую базу за 2025 г., исключив из нее спорные расходы. Учет расходов, относящихся к прошлым периодам, в которых ставка налога была ниже, в текущем периоде, когда ее размер повысился, является искажением налоговых обязательств. На это указал Минфин России и сделал вывод о недопустимости подобного способа корректировки налоговой базы (Письмо от 15.05.2025 N 03-03-06/1/47786). Если вы учтете соответствующие расходы в 2025 г., это может привести к доначислению налога за 2025 г., а также начислению пеней и штрафа.
Типовая ситуация: Как учесть штрафы и пени по договорам, уплаченные контрагенту (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Для целей налога на прибыль санкции за нарушение договора (штрафы, пени (далее - неустойка)) в рамках приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения надо учесть во внереализационных расходах на дату, когда вы признали свое обязательство по их выплате (п. 1 ст. 330 ГК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 265, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). Например, направили контрагенту письмо, гарантирующее уплату неустойки. Или на дату вступления в силу решения суда о взыскании с вас неустойки (Письма Минфина от 07.02.2018 N 03-03-06/1/7312, от 20.03.2017 N 03-03-06/2/15657).
(Издательство "Главная книга", 2025)Для целей налога на прибыль санкции за нарушение договора (штрафы, пени (далее - неустойка)) в рамках приносящей доход деятельности бюджетного (автономного) учреждения надо учесть во внереализационных расходах на дату, когда вы признали свое обязательство по их выплате (п. 1 ст. 330 ГК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 265, пп. 8 п. 7 ст. 272 НК РФ). Например, направили контрагенту письмо, гарантирующее уплату неустойки. Или на дату вступления в силу решения суда о взыскании с вас неустойки (Письма Минфина от 07.02.2018 N 03-03-06/1/7312, от 20.03.2017 N 03-03-06/2/15657).