Доходы от принудительного изъятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Доходы от принудительного изъятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 02.07.2025 N 33-15737/2025 (УИД 78RS0002-01-2024-020212-03)
Процессуальные вопросы: Принято определение о передаче дела по подсудности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы прокурора о том, что по делу N 2-64/2022, которое имеет преюдициальное значение, ранее Выборгским районным судом Санкт-Петербург также было принято определение о возвращении иска прокурору в связи с неподсудностью ввиду нахождения спорного земельного участка на территории юрисдикции Всеволожского городского суда Ленинградской области, которое в последующем отменено определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не свидетельствует о незаконности выводов суда первой инстанции, поскольку обстоятельств, с которыми Федеральный закон от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" связывает возможность принудительного изъятия земельного участка ответчика, прокурором в обоснование иска не изложено.
Процессуальные вопросы: Принято определение о передаче дела по подсудности.
Решение: Определение оставлено без изменения.Доводы прокурора о том, что по делу N 2-64/2022, которое имеет преюдициальное значение, ранее Выборгским районным судом Санкт-Петербург также было принято определение о возвращении иска прокурору в связи с неподсудностью ввиду нахождения спорного земельного участка на территории юрисдикции Всеволожского городского суда Ленинградской области, которое в последующем отменено определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не свидетельствует о незаконности выводов суда первой инстанции, поскольку обстоятельств, с которыми Федеральный закон от 03 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" связывает возможность принудительного изъятия земельного участка ответчика, прокурором в обоснование иска не изложено.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 16.02.2024 по делу N 33-2297/2024
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О взыскании в бюджет РФ денежных средств, полученных в результате совершения противоправных действий.
Обстоятельства: Прокурор указал, что по результатам уголовного расследования установлено получение руководителем таможенного органа взяток, денежных средств за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о том, что не указание ответчиком полученных денежных средств в предоставляемых работодателю сведениях о доходах не может являться основанием для их принудительного изъятия, не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О взыскании в бюджет РФ денежных средств, полученных в результате совершения противоправных действий.
Обстоятельства: Прокурор указал, что по результатам уголовного расследования установлено получение руководителем таможенного органа взяток, денежных средств за разглашение сведений, составляющих налоговую тайну.
Решение: Удовлетворено.Доводы апелляционной жалобы о том, что не указание ответчиком полученных денежных средств в предоставляемых работодателю сведениях о доходах не может являться основанием для их принудительного изъятия, не свидетельствуют о неправильности выводов суда первой инстанции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовое право в межотраслевом институте достоинства личности
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Поскольку основным правовым средством формирования публичных фондов денежных средств является позитивное обязывание в правовой форме денежной обязанности, представляющее собой принудительно-властное изъятие части доходов личности и передачу их в публичную собственность государства или муниципальных образований, очевидно необходимо рассуждать о праве личности на защиту минимума доходов от изъятия для целей самостоятельного обеспечения достойных условий жизни.
(Омелехина Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 11)Поскольку основным правовым средством формирования публичных фондов денежных средств является позитивное обязывание в правовой форме денежной обязанности, представляющее собой принудительно-властное изъятие части доходов личности и передачу их в публичную собственность государства или муниципальных образований, очевидно необходимо рассуждать о праве личности на защиту минимума доходов от изъятия для целей самостоятельного обеспечения достойных условий жизни.
Статья: Конфискация транспортных средств военнослужащих, совершивших преступления в сфере безопасности дорожного движения в состоянии опьянения: по материалам практики военных судов
(Мингалимова М.Ф.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)Приведем пример. 14 марта 2023 г. Биробиджанским гарнизонным военным судом осужден Ч., проходящий военную службу по контракту, по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ к штрафу в размере 200 тыс. руб. с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года 6 месяцев. Кроме этого, приговором суда транспортное средство - автомобиль марки "УАЗ-3909" конфисковано в доход государства. Судом установлено, что автомобиль, признанный по уголовному делу вещественным доказательством, на момент совершения преступления принадлежал подсудимому Ч. и использовался им при совершении инкриминируемого преступления. С учетом изложенного суд, основываясь на положениях п. "д" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, принял решение о принудительном изъятии транспортного средства в доход государства <12>. После апелляционного обжалования приговор гарнизонного военного суда вступил в законную силу без изменений <13>.
(Мингалимова М.Ф.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 3)Приведем пример. 14 марта 2023 г. Биробиджанским гарнизонным военным судом осужден Ч., проходящий военную службу по контракту, по ч. 1 ст. 264.1 УК РФ к штрафу в размере 200 тыс. руб. с лишением права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами, на срок 2 года 6 месяцев. Кроме этого, приговором суда транспортное средство - автомобиль марки "УАЗ-3909" конфисковано в доход государства. Судом установлено, что автомобиль, признанный по уголовному делу вещественным доказательством, на момент совершения преступления принадлежал подсудимому Ч. и использовался им при совершении инкриминируемого преступления. С учетом изложенного суд, основываясь на положениях п. "д" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, принял решение о принудительном изъятии транспортного средства в доход государства <12>. После апелляционного обжалования приговор гарнизонного военного суда вступил в законную силу без изменений <13>.
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 23.12.2010 N 183н
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)суммы начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения отражаются по дебету счета 020945560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от прочих сумм принудительного изъятия" и кредиту счета 040110145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия";
(ред. от 05.05.2023)
"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011 N 19713)суммы начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо необоснованного получения или сбережения отражаются по дебету счета 020945560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от прочих сумм принудительного изъятия" и кредиту счета 040110145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия";
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2009 N 28
(ред. от 15.05.2018)
"О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.12.2022)6. По поступившему в суд уголовному делу судье в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 228 УПК РФ следует выяснять, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества, в том числе по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте "а" части 1 статьи 104.1 УК РФ, предусматривающем принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства по приговору суда денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, а также любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
(ред. от 15.05.2018)
"О применении судами норм уголовно-процессуального законодательства, регулирующих подготовку уголовного дела к судебному разбирательству"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 15.12.2022)6. По поступившему в суд уголовному делу судье в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 228 УПК РФ следует выяснять, приняты ли меры по обеспечению возмещения вреда, причиненного преступлением, и возможной конфискации имущества, в том числе по уголовным делам о преступлениях, указанных в пункте "а" части 1 статьи 104.1 УК РФ, предусматривающем принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства по приговору суда денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, а также любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу.
Готовое решение: Как учитывать на счете 401 10 доходы текущего финансового года от необменных операций
(КонсультантПлюс, 2025)На соответствующих счетах аналитического учета счета 0 401 10 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" учитывайте доходы текущего финансового года от прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, которые относятся на подстатью 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ (п. п. 295, 298 Инструкции N 157н, п. 119 Инструкции N 162н, п. 149 Инструкции N 174н, п. 177 Инструкции N 183н, п. 9.4.5 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)На соответствующих счетах аналитического учета счета 0 401 10 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" учитывайте доходы текущего финансового года от прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба, причиненного в результате незаконного или нецелевого использования бюджетных средств, иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг, иных денежных взысканий (штрафов), от конфискаций, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, которые относятся на подстатью 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ (п. п. 295, 298 Инструкции N 157н, п. 119 Инструкции N 162н, п. 149 Инструкции N 174н, п. 177 Инструкции N 183н, п. 9.4.5 Порядка N 209н).
Статья: Какие налоговые последствия влечет изъятие земли и недвижимости для госнужд
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Для целей налогообложения переход права собственности считается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Если исходить только из этого, получается, что при изъятии имущества для госнужд происходит его реализация и сумма компенсации является доходом от реализации и подлежит включению в налоговую базу по НДС. Однако изъятие происходит помимо воли прежнего владельца, в принудительном порядке. И выплачиваемая ему компенсация направлена не на получение прежним владельцем прибыли, а на возмещение ему убытков, причиненных изъятием. В связи с этим возникает вопрос по поводу того, как полученная за изъятие имущества для госнужд компенсация должна учитываться у прежнего владельца в целях налога на прибыль и НДС.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)Для целей налогообложения переход права собственности считается реализацией (п. 1 ст. 39 НК РФ). Если исходить только из этого, получается, что при изъятии имущества для госнужд происходит его реализация и сумма компенсации является доходом от реализации и подлежит включению в налоговую базу по НДС. Однако изъятие происходит помимо воли прежнего владельца, в принудительном порядке. И выплачиваемая ему компенсация направлена не на получение прежним владельцем прибыли, а на возмещение ему убытков, причиненных изъятием. В связи с этим возникает вопрос по поводу того, как полученная за изъятие имущества для госнужд компенсация должна учитываться у прежнего владельца в целях налога на прибыль и НДС.
"Комментарий к Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В установлении поступления подобных доходов в бюджет проявляются экономические интересы государства. Государство как прямыми, так и косвенными способами вмешивается в экономические отношения. Однако существуют виды доходов бюджета, формированием которых государство напрямую не преследует цель пополнить бюджет. Например, обособлены среди других доходов бюджета средства, поступающие в результате применения органами власти мер гражданско-правовой, уголовной, административной ответственности в виде штрафов и иных сумм принудительного изъятия, предусмотренные п. 3 ст. 41 БК. Поступление доходов от таких источников носит характер государственного регулирования общественной жизни, охраны правопорядка.
(постатейный)
(Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Баранов И.В., Гудцова А.В., Долгов С.Г., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)В установлении поступления подобных доходов в бюджет проявляются экономические интересы государства. Государство как прямыми, так и косвенными способами вмешивается в экономические отношения. Однако существуют виды доходов бюджета, формированием которых государство напрямую не преследует цель пополнить бюджет. Например, обособлены среди других доходов бюджета средства, поступающие в результате применения органами власти мер гражданско-правовой, уголовной, административной ответственности в виде штрафов и иных сумм принудительного изъятия, предусмотренные п. 3 ст. 41 БК. Поступление доходов от таких источников носит характер государственного регулирования общественной жизни, охраны правопорядка.
Готовое решение: Как учреждению учитывать доходы будущих периодов в бухгалтерском (бюджетном) учете
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 401 40 145 "Прочие доходы будущих периодов от сумм принудительного изъятия" отражайте доходы будущих периодов от прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба до вступления в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определений арбитражного суда о принятии искового заявления к производству арбитражного суда, например иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, которые относятся на подстатью 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ (п. 301 Инструкции N 157н, п. 9.4.5 Порядка N 209н).
(КонсультантПлюс, 2025)На счете 0 401 40 145 "Прочие доходы будущих периодов от сумм принудительного изъятия" отражайте доходы будущих периодов от прочих поступлений от денежных взысканий (штрафов), налагаемых в возмещение ущерба до вступления в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определений арбитражного суда о принятии искового заявления к производству арбитражного суда, например иных денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства в области финансов, компенсаций, пеней, неустоек и сумм принудительного изъятия, которые относятся на подстатью 145 "Прочие доходы от сумм принудительного изъятия" КОСГУ (п. 301 Инструкции N 157н, п. 9.4.5 Порядка N 209н).
Статья: Правовые основы видов бюджетной безопасности
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Аккумуляция денежных средств в централизованный фонд осуществляется посредством привлечения государственных доходов, которые являются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований <6>. Стоит подчеркнуть, что сбор и формирование доходов бюджета происходит в рамках бюджетных правоотношений. Доходы бюджета формируются посредством налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений <7>. Налоговыми доходами бюджетов являются доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, суммы принудительного изъятия, средства самообложения граждан и др. К безвозмездным поступлениям относятся межбюджетные трансферты, поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
(Долматова Н.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Аккумуляция денежных средств в централизованный фонд осуществляется посредством привлечения государственных доходов, которые являются собственностью Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований <6>. Стоит подчеркнуть, что сбор и формирование доходов бюджета происходит в рамках бюджетных правоотношений. Доходы бюджета формируются посредством налоговых и неналоговых доходов, безвозмездных поступлений <7>. Налоговыми доходами бюджетов являются доходы от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также пеней и штрафов по ним. К неналоговым доходам бюджетов относятся доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, суммы принудительного изъятия, средства самообложения граждан и др. К безвозмездным поступлениям относятся межбюджетные трансферты, поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств.
Статья: Правовая природа последствий недействительности сделок должника при банкротстве
(Столярчук М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Вместе с тем, несмотря на очевидную несправедливость существующего положения, представляется важным отойти от терминов "конфискация", "конфискационная мера" и др. Конфискация как мера государственного принуждения известна уголовному праву. В частности, по смыслу ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ под конфискацией понимается принудительное безвозмездное изъятие или обращение имущества в собственность государства на основании приговора. Во-первых, следует обратить внимание, что конфискация предполагает обращение полученного в доход государства. В случае со ст. 61.6 Закона о банкротстве подобной санкции не обнаруживается. Во-вторых, важно отметить, что ранее конфискация имущества допускалась в качестве последствия недействительности для так называемых "антисоциальных сделок", однако в результате активного обсуждения и последующих изменений была фактически исключена из гражданского законодательства как рудимент социалистического права.
(Столярчук М.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Вместе с тем, несмотря на очевидную несправедливость существующего положения, представляется важным отойти от терминов "конфискация", "конфискационная мера" и др. Конфискация как мера государственного принуждения известна уголовному праву. В частности, по смыслу ч. 1 ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ под конфискацией понимается принудительное безвозмездное изъятие или обращение имущества в собственность государства на основании приговора. Во-первых, следует обратить внимание, что конфискация предполагает обращение полученного в доход государства. В случае со ст. 61.6 Закона о банкротстве подобной санкции не обнаруживается. Во-вторых, важно отметить, что ранее конфискация имущества допускалась в качестве последствия недействительности для так называемых "антисоциальных сделок", однако в результате активного обсуждения и последующих изменений была фактически исключена из гражданского законодательства как рудимент социалистического права.
Статья: Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства в сфере снабжения энергоресурсами: правоприменительная практика
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)К видам ответственности за нарушение антимонопольного законодательства относятся: а) административная (например, ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения") органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль); б) уголовная (например, ст. 178 "Ограничение конкуренции"); в) гражданско-правовая (например, взыскание убытков). В литературе также выделяется антимонопольная ответственность, предусмотренная в антимонопольном законодательстве <4>, при этом мерой юридической ответственности, предусмотренной непосредственно антимонопольным законодательством (антимонопольной ответственности), является перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Очевидно, что привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства возможно при наличии всех элементов юридической ответственности: правонарушения в форме действия или бездействия, противоправного характера деяния, наличия вреда, наличия вины, наличия причинной связи. Так, Конституционным Судом РФ по вопросу применения ст. 23, 37 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции", которыми определяются порядок и условия перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства <5>, отмечено, что данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.
(Салиева Р.Н., Салиев И.Р.)
("Конкурентное право", 2022, N 1)К видам ответственности за нарушение антимонопольного законодательства относятся: а) административная (например, ст. 19.5 "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения") органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора (должностного лица), органа (должностного лица), осуществляющего муниципальный контроль); б) уголовная (например, ст. 178 "Ограничение конкуренции"); в) гражданско-правовая (например, взыскание убытков). В литературе также выделяется антимонопольная ответственность, предусмотренная в антимонопольном законодательстве <4>, при этом мерой юридической ответственности, предусмотренной непосредственно антимонопольным законодательством (антимонопольной ответственности), является перечисление в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства. Очевидно, что привлечение к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства возможно при наличии всех элементов юридической ответственности: правонарушения в форме действия или бездействия, противоправного характера деяния, наличия вреда, наличия вины, наличия причинной связи. Так, Конституционным Судом РФ по вопросу применения ст. 23, 37 и 51 Федерального закона "О защите конкуренции", которыми определяются порядок и условия перечисления в федеральный бюджет дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства <5>, отмечено, что данная мера по основаниям и процедуре применения, а также по своим правовым последствиям является специфической формой принудительного воздействия на участников охраняемых антимонопольным законодательством общественных отношений. Она призвана обеспечивать восстановление баланса публичных и частных интересов путем изъятия доходов, полученных хозяйствующим субъектом в результате злоупотреблений, и компенсировать таким образом не подлежащие исчислению расходы государства, связанные с устранением негативных социально-экономических последствий нарушения антимонопольного законодательства.
Статья: Материальные нормы о гражданско-правовой ответственности за совершение правонарушений коррупционного характера в законодательстве России и Беларуси
(Резюк В.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 1)Вместе с тем, наряду с перечисленными общими нормами, в Кодекс включена и специальная антикоррупционная норма. Согласно подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ по решению суда допускается принудительное изъятие у собственника имущества, если по этому имуществу в установленном порядке не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - ФЗ о контроле за соответствием расходов), помимо прочего, устанавливает механизм обращения в доход государства имущества, в отношении которого не было представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы (в ст. 1 перечислены лица, расходы которых контролируются, в ст. 4 - основания контроля за расходами, в ст. 5 - уполномоченные на принятие решения о контроле должностные лица, в ст. 17 - правомочия прокурора и др.).
(Резюк В.И.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2022, N 1)Вместе с тем, наряду с перечисленными общими нормами, в Кодекс включена и специальная антикоррупционная норма. Согласно подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ по решению суда допускается принудительное изъятие у собственника имущества, если по этому имуществу в установленном порядке не представлены доказательства его приобретения на законные доходы. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" (далее - ФЗ о контроле за соответствием расходов), помимо прочего, устанавливает механизм обращения в доход государства имущества, в отношении которого не было представлено сведений, подтверждающих его приобретение на законные доходы (в ст. 1 перечислены лица, расходы которых контролируются, в ст. 4 - основания контроля за расходами, в ст. 5 - уполномоченные на принятие решения о контроле должностные лица, в ст. 17 - правомочия прокурора и др.).
Статья: Изъятие имущества для госнужд: будут ли налог на прибыль и НДС?
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)В то же время изъятие имущества для госнужд происходит принудительно, вне зависимости от воли прежнего владельца. Он не имеет цели получить от данной операции какую-то прибыль. И сумма возмещения, выплачиваемая прежнему владельцу при изъятии, направлена не на получение им экономической выгоды (дохода), а на возмещение причиненных изъятием убытков.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 34)В то же время изъятие имущества для госнужд происходит принудительно, вне зависимости от воли прежнего владельца. Он не имеет цели получить от данной операции какую-то прибыль. И сумма возмещения, выплачиваемая прежнему владельцу при изъятии, направлена не на получение им экономической выгоды (дохода), а на возмещение причиненных изъятием убытков.