Доходы от аренды бюджетного учреждения
Подборка наиболее важных документов по запросу Доходы от аренды бюджетного учреждения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 13.08.2024 N 88а-24542/2024 (УИД 34RS0019-01-2023-003013-82)
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: О признании недействительным постановления судебного пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Обстоятельства: Постановлением судебного пристава-исполнителя отказано в возбуждении исполнительного производства в отношении должника, так как в исполнительном документе не указан уникальный идентификатор начисления (УИН) и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
Решение: Отказано.Удовлетворяя частично требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, согласившись с доводами административного истца о том, что в рассматриваемом случае указание в исполнительном листе УИН не требуется. При этом, суд исходил из того, что исполнительный лист не содержит требований о взыскании задолженности по платежам в бюджет, комитет является казенным учреждением, а не бюджетным. Взыскивая неполученные доходы от арендаторов (должников), комитет единолично перечисляет данные денежные средства в доход бюджета городского округа - город Камышин в соответствии с частью 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отсутствие в исполнительном документе сведений, требуемых законом об исполнительном производстве, но не требуемых соответствующим ведомственным федеральным законом, не может являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: О признании недействительным постановления судебного пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Обстоятельства: Постановлением судебного пристава-исполнителя отказано в возбуждении исполнительного производства в отношении должника, так как в исполнительном документе не указан уникальный идентификатор начисления (УИН) и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
Решение: Отказано.Удовлетворяя частично требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, согласившись с доводами административного истца о том, что в рассматриваемом случае указание в исполнительном листе УИН не требуется. При этом, суд исходил из того, что исполнительный лист не содержит требований о взыскании задолженности по платежам в бюджет, комитет является казенным учреждением, а не бюджетным. Взыскивая неполученные доходы от арендаторов (должников), комитет единолично перечисляет данные денежные средства в доход бюджета городского округа - город Камышин в соответствии с частью 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отсутствие в исполнительном документе сведений, требуемых законом об исполнительном производстве, но не требуемых соответствующим ведомственным федеральным законом, не может являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 06.03.2024 по делу N 33а-2771/2024 (УИД 34RS0019-01-2023-003013-82)
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: О признании недействительным постановления судебного пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Обстоятельства: Постановлением судебного пристава-исполнителя отказано в возбуждении исполнительного производства в отношении должника, так как в исполнительном документе не указан уникальный идентификатор начисления (УИН) и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
Решение: Отказано.Разрешая административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, согласившись с доводами административного истца о том, что в рассматриваемом случае указание в исполнительном листе УИН не требуется. При этом исходил из того, что исполнительный лист не содержит требований о взыскании задолженности по платежам в бюджет, комитет является казенным учреждением, а не бюджетным. Взыскивая неполученные доходы от арендаторов (должников), комитет единолично перечисляет данные денежные средства в доход бюджета городского округа - город Камышин в соответствии с частью 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отсутствие исполнительном документе сведений, требуемых Законом об исполнительном производстве, но не требуемых соответствующим ведомственным федеральным законом, не может являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования взыскателя: О признании недействительным постановления судебного пристава об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Обстоятельства: Постановлением судебного пристава-исполнителя отказано в возбуждении исполнительного производства в отношении должника, так как в исполнительном документе не указан уникальный идентификатор начисления (УИН) и информация, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов, предусмотренными законодательством Российской Федерации о национальной платежной системе.
Решение: Отказано.Разрешая административный иск, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления судебного пристава-исполнителя, согласившись с доводами административного истца о том, что в рассматриваемом случае указание в исполнительном листе УИН не требуется. При этом исходил из того, что исполнительный лист не содержит требований о взыскании задолженности по платежам в бюджет, комитет является казенным учреждением, а не бюджетным. Взыскивая неполученные доходы от арендаторов (должников), комитет единолично перечисляет данные денежные средства в доход бюджета городского округа - город Камышин в соответствии с частью 3 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Отсутствие исполнительном документе сведений, требуемых Законом об исполнительном производстве, но не требуемых соответствующим ведомственным федеральным законом, не может являться основанием для отказа в возбуждении исполнительного производства.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие внереализационные доходы облагаются НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Облагаются НДС следующие внереализационные доходы, которые прямо указаны в ст. 250 НК РФ:
(КонсультантПлюс, 2025)Облагаются НДС следующие внереализационные доходы, которые прямо указаны в ст. 250 НК РФ:
Готовое решение: Аренда парковочных мест для сотрудников: налог на прибыль и НДС
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, аренда организацией парковочных мест для личных автомобилей своих работников влечет негативные налоговые последствия.
(КонсультантПлюс, 2025)Как правило, аренда организацией парковочных мест для личных автомобилей своих работников влечет негативные налоговые последствия.
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, а также средства от продажи имущества субъекта Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, и доходы от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)4. Доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, а также средства от продажи имущества субъекта Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, и доходы от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"3) порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности;
(ред. от 24.06.2025)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"3) порядок и направления использования бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, являющимися получателями бюджетных средств, и казенными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными бюджетными учреждениями, являющимися получателями бюджетных средств, и муниципальными казенными учреждениями) доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) и переданного в оперативное управление указанным учреждениям, и (или) полученных ими средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, в том числе добровольных пожертвований, средств от иной приносящей доходы деятельности;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 21.12.2021 N 414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 4 данной статьи доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, а также средства от продажи имущества субъекта Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, и доходы от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
(постатейный)
(Краснов Ю.К., Шкатулла В.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Согласно ч. 4 данной статьи доходы от использования имущества субъекта Российской Федерации, за исключением доходов, получаемых в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, а также средства от продажи имущества субъекта Российской Федерации, за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений субъекта Российской Федерации, имущества государственных унитарных предприятий субъекта Российской Федерации, в том числе казенных, и доходы от приватизации имущества субъекта Российской Федерации поступают в бюджет субъекта Российской Федерации.
Статья: Кадастровая стоимость объектов недвижимости: особенности определения, применения и соотношение с рыночной стоимостью
(Крештопов А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Допускается дифференциация ставок по видам объектов недвижимости. Например, на территории Нижегородской области для гостиниц установлена ставка налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости, а для всех остальных объектов, подпадающих под действие статьи 378.2, - в размере 2 процентов. К остальным относятся объекты, предназначенные для размещения офисов, предприятий общественного питания, организаций по оказанию торговых и бытовых услуг населению, придорожного сервиса. Согласно Методическим указаниям [2] в отчетах государственных бюджетных учреждений всех регионов эти объекты объединены в группу 4 "Предпринимательство". Они часто выступают как приносящие доход в виде арендной платы объекты недвижимости.
(Крештопов А.Д.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 1)Допускается дифференциация ставок по видам объектов недвижимости. Например, на территории Нижегородской области для гостиниц установлена ставка налога в размере 1 процента от кадастровой стоимости, а для всех остальных объектов, подпадающих под действие статьи 378.2, - в размере 2 процентов. К остальным относятся объекты, предназначенные для размещения офисов, предприятий общественного питания, организаций по оказанию торговых и бытовых услуг населению, придорожного сервиса. Согласно Методическим указаниям [2] в отчетах государственных бюджетных учреждений всех регионов эти объекты объединены в группу 4 "Предпринимательство". Они часто выступают как приносящие доход в виде арендной платы объекты недвижимости.
Готовое решение: По какому КВР и каким статьям аналитической группы подвида доходов бюджетов и КОСГУ отражаются операции по договору аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение-арендодатель отражает доходы по соответствующим подстатьям статьи 120 КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов 120. НДС по договору аренды начисляйте на те коды КОСГУ, по которым поступили доходы, а уплачивайте по подстатье 189 КОСГУ. Доходы от возмещения налога на имущество отражайте по подстатье 134 КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов 130.
(КонсультантПлюс, 2025)Учреждение-арендодатель отражает доходы по соответствующим подстатьям статьи 120 КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов 120. НДС по договору аренды начисляйте на те коды КОСГУ, по которым поступили доходы, а уплачивайте по подстатье 189 КОСГУ. Доходы от возмещения налога на имущество отражайте по подстатье 134 КОСГУ в увязке со статьей аналитической группы подвида доходов бюджетов 130.
Готовое решение: Как учесть доходы на УСН
(КонсультантПлюс, 2025)арендная плата (если она не является доходом от реализации);
(КонсультантПлюс, 2025)арендная плата (если она не является доходом от реализации);
Статья: Предоставление помещения в аренду на краткосрочный период
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)Начисление подлежащих признанию в текущем году доходов от аренды имущества бюджетного учреждения, переданного в рамках операционной аренды арендаторам по заключенным договорам, отражается по дебету счета 2 205 21 56X и кредиту счета 2 401 41 121 (п. 93 Инструкции N 174н <8>).
(Зарипова М.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 10)Начисление подлежащих признанию в текущем году доходов от аренды имущества бюджетного учреждения, переданного в рамках операционной аренды арендаторам по заключенным договорам, отражается по дебету счета 2 205 21 56X и кредиту счета 2 401 41 121 (п. 93 Инструкции N 174н <8>).
Готовое решение: Как учитывать доходы и расходы, связанные с арендой, при УСН
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как арендатор на УСН учитывает расходы на аренду
(КонсультантПлюс, 2025)2. Как арендатор на УСН учитывает расходы на аренду
Статья: Классификация доходов учреждений в виде грантов
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)<4> "О бухучете операций с НДС с доходов бюджетного учреждения от аренды имущества, со средствами грантов физлиц, с долговыми обязательствами; о формировании номеров счетов нефинансовых активов".
(Зотов Г.)
("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 4)<4> "О бухучете операций с НДС с доходов бюджетного учреждения от аренды имущества, со средствами грантов физлиц, с долговыми обязательствами; о формировании номеров счетов нефинансовых активов".
Статья: Арендуем землю: что с бухучетом и налогами
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 8)Но заметим: если муниципальный земельный участок вам сдает в аренду бюджетное или автономное учреждение, за которым он закреплен на праве оперативного управления, то операция облагается НДС в общем порядке. То есть НДС исчисляет и уплачивает арендодатель, а арендатор не должен выполнять функции налогового агента <21>. В таком случае арендная плата будет облагаться НДС, а вы получите от арендодателя счет-фактуру (УПД) с выделенным налогом, который можно учесть в составе налоговых расходов при УСН с объектом "доходы минус расходы". Тогда НДС-декларацию из-за такой аренды вы не должны будете сдавать.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2024, N 8)Но заметим: если муниципальный земельный участок вам сдает в аренду бюджетное или автономное учреждение, за которым он закреплен на праве оперативного управления, то операция облагается НДС в общем порядке. То есть НДС исчисляет и уплачивает арендодатель, а арендатор не должен выполнять функции налогового агента <21>. В таком случае арендная плата будет облагаться НДС, а вы получите от арендодателя счет-фактуру (УПД) с выделенным налогом, который можно учесть в составе налоговых расходов при УСН с объектом "доходы минус расходы". Тогда НДС-декларацию из-за такой аренды вы не должны будете сдавать.