Доходы не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль
Подборка наиболее важных документов по запросу Доходы не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Материалами дела подтверждается факт владения материнской компанией долей уставного капитала налогоплательщика более 50%. Таким образом, дочерняя организация безвозмездно получила в собственность денежные средства, которые были переданы материнской компанией путем отказа от их истребования. Следовательно, соблюдены положения налогового законодательства о доходах, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Материалами дела подтверждается факт владения материнской компанией долей уставного капитала налогоплательщика более 50%. Таким образом, дочерняя организация безвозмездно получила в собственность денежные средства, которые были переданы материнской компанией путем отказа от их истребования. Следовательно, соблюдены положения налогового законодательства о доходах, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")СТАТЬЯ 251 "ДОХОДЫ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")СТАТЬЯ 251 "ДОХОДЫ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыльДОХОДЫ, НЕ УЧИТЫВАЕМЫЕ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ
Готовое решение: Как облагаются налогом на прибыль доходы иностранных организаций
(КонсультантПлюс, 2025)Не включаются в расчет прибыли доходы, не учитываемые при определении налоговой базы согласно ст. 251 НК РФ либо на основании действующих международных соглашений, с учетом Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налоговой базы, ратифицированной Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ (при ее применении) (ст. 7 НК РФ, Информационное сообщение Минфина России).
(КонсультантПлюс, 2025)Не включаются в расчет прибыли доходы, не учитываемые при определении налоговой базы согласно ст. 251 НК РФ либо на основании действующих международных соглашений, с учетом Многосторонней конвенции по противодействию размыванию налоговой базы, ратифицированной Федеральным законом от 01.05.2019 N 79-ФЗ (при ее применении) (ст. 7 НК РФ, Информационное сообщение Минфина России).
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменяются перечни доходов и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (01.01.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Изменяются перечни доходов и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (01.01.2025)
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей главы 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2023)
(ред. от 25.04.2025)В соответствии с подпунктом 33 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и (или) реализации судов, зарегистрированных в РМРС. Для целей главы 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
"Уставный капитал акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью: стереотипы и их преодоление. Экономический анализ норм корпоративного права"
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Согласно подп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы налога на прибыль не учитываются доходы организации "в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации.
(Глушецкий А.А.)
("Статут", 2023)Согласно подп. 11.1 п. 1 ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы налога на прибыль не учитываются доходы организации "в виде денежных средств, полученных организацией безвозмездно от хозяйственного общества или товарищества, акционером (участником) которых такая организация является, в пределах суммы ее вклада (вкладов) в имущество в виде денежных средств, ранее полученных хозяйственным обществом или товариществом от такой организации.
Статья: Финансово-экономические аспекты защиты упаковки и дизайна продукта
(Егорычева Е.В., Сухарева Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 1)Еще одним важным финансово-экономическим аспектом управления НМА является наличие возможности осуществлять их инвентаризацию и переоценку. Отметим, что в настоящее время действует льгота по налогу на прибыль в отношении прав на РИД, выявленных в процессе инвентаризации. Подпунктом 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации могут не учитывать доходы в виде имущественных прав на РИД.
(Егорычева Е.В., Сухарева Д.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2024, N 1)Еще одним важным финансово-экономическим аспектом управления НМА является наличие возможности осуществлять их инвентаризацию и переоценку. Отметим, что в настоящее время действует льгота по налогу на прибыль в отношении прав на РИД, выявленных в процессе инвентаризации. Подпунктом 3.6 п. 1 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации могут не учитывать доходы в виде имущественных прав на РИД.
Статья: Какие налоговые последствия влечет изъятие земли и недвижимости для госнужд
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)В комментируемом письме специалисты финансового ведомства указали, что исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен в ст. 251 НК РФ. И поскольку в нем доходы в виде компенсации, полученной в связи с изъятием земельного участка и объекта недвижимого имущества, не поименованы, эти доходы учитываются в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. В то же время организация вправе учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли любые затраты при условии, что они соответствуют критериям ст. 252 НК РФ. Поэтому если сумма доходов в виде денежной компенсации не превышает сумму расходов, на компенсацию которых она предоставляется (в том числе остаточную стоимость соответствующего имущества), то получение упомянутой компенсации не увеличивает совокупного обязательства по уплате налога на прибыль. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 31.03.2025 N 03-03-06/1/31384.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 27)В комментируемом письме специалисты финансового ведомства указали, что исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, установлен в ст. 251 НК РФ. И поскольку в нем доходы в виде компенсации, полученной в связи с изъятием земельного участка и объекта недвижимого имущества, не поименованы, эти доходы учитываются в составе доходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль в общеустановленном порядке. В то же время организация вправе учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли любые затраты при условии, что они соответствуют критериям ст. 252 НК РФ. Поэтому если сумма доходов в виде денежной компенсации не превышает сумму расходов, на компенсацию которых она предоставляется (в том числе остаточную стоимость соответствующего имущества), то получение упомянутой компенсации не увеличивает совокупного обязательства по уплате налога на прибыль. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 31.03.2025 N 03-03-06/1/31384.
Статья: Юридический дайджест: практика Конституционного Суда РФ по вопросам банкротства
(Фокин Е.А.)
("Цивилист", 2024, N 6)Конституционный Суд РФ выявил, что налоговое законодательство содержит пробелы. В частности, существует правовая неопределенность в вопросе, относятся ли доходы, полученные от реализации имущества банкрота и входящего в конкурсную массу, к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Кроме того, значение имеет и вопрос определения очередности удовлетворения требования об уплате налога на прибыль. В силу действующих подходов налогового и банкротного законодательства (и, как следствие, формируемых на их основе подходов судебной практики) могут усматриваться основания для отнесения данного обязательного платежа к текущим, а именно к пятой очереди таковых в качестве требования по иным текущим платежам. Однако такой подход не учитывает, что по общему правилу реализация имущества в процедурах банкротства в первую очередь преследует цель формирования конкурсной массы с тем, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредиторов.
(Фокин Е.А.)
("Цивилист", 2024, N 6)Конституционный Суд РФ выявил, что налоговое законодательство содержит пробелы. В частности, существует правовая неопределенность в вопросе, относятся ли доходы, полученные от реализации имущества банкрота и входящего в конкурсную массу, к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Кроме того, значение имеет и вопрос определения очередности удовлетворения требования об уплате налога на прибыль. В силу действующих подходов налогового и банкротного законодательства (и, как следствие, формируемых на их основе подходов судебной практики) могут усматриваться основания для отнесения данного обязательного платежа к текущим, а именно к пятой очереди таковых в качестве требования по иным текущим платежам. Однако такой подход не учитывает, что по общему правилу реализация имущества в процедурах банкротства в первую очередь преследует цель формирования конкурсной массы с тем, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредиторов.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)был установлен ряд норм, предусматривающих снижение налоговых издержек от операций по безвозмездной передаче (получению) имущества, предназначенного для диагностики и лечения коронавируса, предупреждения и предотвращения его распространения. Послабления применяются в ситуациях, когда имущество передается некоммерческим медицинским организациям, государственным и (или) муниципальным органам (учреждениям, унитарным предприятиям), органам публичной власти федеральной территории "Сириус". При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде безвозмездно полученного из госказны РФ имущества (кроме денежных средств), предназначенного для предупреждения, предотвращения распространения, диагностики и лечения COVID-19 (пп. 5.1 п. 2 ст. 146, пп. 2 п. 3 ст. 170, п. 2.3 ст. 171, пп. 11.3, 11.4 п. 1 ст. 251, пп. 19.5 п. 1 ст. 265, пп. 24.1 п. 2 ст. 346.5, пп. 23.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.08.2020 N 03-03-07/75251);
(КонсультантПлюс, 2025)был установлен ряд норм, предусматривающих снижение налоговых издержек от операций по безвозмездной передаче (получению) имущества, предназначенного для диагностики и лечения коронавируса, предупреждения и предотвращения его распространения. Послабления применяются в ситуациях, когда имущество передается некоммерческим медицинским организациям, государственным и (или) муниципальным органам (учреждениям, унитарным предприятиям), органам публичной власти федеральной территории "Сириус". При определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде безвозмездно полученного из госказны РФ имущества (кроме денежных средств), предназначенного для предупреждения, предотвращения распространения, диагностики и лечения COVID-19 (пп. 5.1 п. 2 ст. 146, пп. 2 п. 3 ст. 170, п. 2.3 ст. 171, пп. 11.3, 11.4 п. 1 ст. 251, пп. 19.5 п. 1 ст. 265, пп. 24.1 п. 2 ст. 346.5, пп. 23.1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, Письмо Минфина России от 27.08.2020 N 03-03-07/75251);
Статья: Особенности правового регулирования налогообложения денежного возмещения, выплачиваемого собственнику при изъятии земельного участка (объекта недвижимости, расположенного на нем) для государственных нужд
(Данилов К.С., Агабабян К.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Приоритет позиций высших судов был признан еще в письме Министерства финансов Российской Федерации от 7 ноября 2013 года N 03-01-13/01/47571, в котором указано, что в случае, когда письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации (рекомендации, разъяснения Федеральной налоговой службы) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов. Однако впоследствии, несмотря на то что Постановление N 2019/09, имевшее приоритет, не было изменено или отменено, исполнительные органы начали придерживаться принципиально другого подхода, который по своей сути идет вразрез с Постановлением N 2019/09. Так, уже согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной, в частности, в письмах от 21 августа 2020 года N 03-03-06/1/73368, от 9 апреля 2018 года N 03-03-06/1/23095 и от 17 февраля 2016 года N 03-07-11/8736, средства, полученные в качестве возмещения за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 НК РФ (доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций) не поименованы, в связи с чем они подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке <1>.
(Данилов К.С., Агабабян К.К.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Приоритет позиций высших судов был признан еще в письме Министерства финансов Российской Федерации от 7 ноября 2013 года N 03-01-13/01/47571, в котором указано, что в случае, когда письменные разъяснения Министерства финансов Российской Федерации (рекомендации, разъяснения Федеральной налоговой службы) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов. Однако впоследствии, несмотря на то что Постановление N 2019/09, имевшее приоритет, не было изменено или отменено, исполнительные органы начали придерживаться принципиально другого подхода, который по своей сути идет вразрез с Постановлением N 2019/09. Так, уже согласно позиции Министерства финансов Российской Федерации, изложенной, в частности, в письмах от 21 августа 2020 года N 03-03-06/1/73368, от 9 апреля 2018 года N 03-03-06/1/23095 и от 17 февраля 2016 года N 03-07-11/8736, средства, полученные в качестве возмещения за изымаемый земельный участок, а также в погашение убытка (включая упущенную выгоду), полученного в результате изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в статье 251 НК РФ (доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций) не поименованы, в связи с чем они подлежат учету в целях налогообложения прибыли организаций в общеустановленном порядке <1>.