Доход за право заключения контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Доход за право заключения контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расчет НМЦК при закупке услуг по перевозке
(КонсультантПлюс, 2025)"...комитетом опубликовано извещение о проведении запроса котировок... на право заключения... контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам...
(КонсультантПлюс, 2025)"...комитетом опубликовано извещение о проведении запроса котировок... на право заключения... контракта на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по регулируемым тарифам...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Изменение порядка оплаты по контракту
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, в данном случае изменение предусмотренного конкурсной документацией и контрактом порядка финансирования после заключения контракта привело к нарушению прав неопределенного круга лиц - организаций, которые могли претендовать на заключение данного контракта на более выгодных по отношению к указанным в конкурсной документации условиях, что, в свою очередь, повлекло нарушение конкуренции на данном рынке услуг..."
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, в данном случае изменение предусмотренного конкурсной документацией и контрактом порядка финансирования после заключения контракта привело к нарушению прав неопределенного круга лиц - организаций, которые могли претендовать на заключение данного контракта на более выгодных по отношению к указанным в конкурсной документации условиях, что, в свою очередь, повлекло нарушение конкуренции на данном рынке услуг..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (декабрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению функционирования, эксплуатации ИС "Администрирование доходов бюджета".
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению функционирования, эксплуатации ИС "Администрирование доходов бюджета".
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)суммы, поступающие в виде платы за право на заключение договоров, государственных (муниципальных) контрактов;
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)суммы, поступающие в виде платы за право на заключение договоров, государственных (муниципальных) контрактов;
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)22. Контракт может быть признан судом недействительным, в том числе по требованию контрольного органа в сфере закупок, если будет установлена личная заинтересованность руководителя заказчика, члена комиссии по осуществлению закупок, руководителя контрактной службы заказчика, контрактного управляющего в заключении и исполнении контракта. Такая заинтересованность заключается в возможности получения указанными должностными лицами заказчика доходов в виде денег, ценностей, иного имущества, в том числе имущественных прав, или услуг имущественного характера, а также иной выгоды для себя или третьих лиц.
Статья: Исключительное право на ноу-хау (секрет производства): сущность, границы, проблемы защиты
(Ворожевич А.С.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Истец и ответчик участвовали в конкурсе на поставку инновационных продуктов. Конкурс выиграл ответчик - нарушитель исключительных прав истца, заключивший и исполнивший контракт на 3,5 млн руб. Истец-патентообладатель обратился в суд с требованием о взыскании упущенной выгоды в сумме доходов, полученных истцом. Верховный Суд РФ поддержал в конечном итоге выводы первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с нарушителя убытков. При этом он исходил из того, что для взыскания упущенной выгоды следует установить реальную возможность получения упущенной выгоды и ее размер. Истец должен доказать, что допущенное нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим ему получить упущенную выгоду. В данном случае правообладатель должен был доказать, какие доходы он реально получил бы, не утрать он возможность использовать исключительное право при обычных условиях гражданского оборота. В частности, истцу следовало доказать наличие реальных условий для извлечения дохода: соответствующие приготовления, достижение договоренностей с контрагентами и пр. Между тем в рассматриваемом деле этого сделано не было <71>.
(Ворожевич А.С.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 3)Истец и ответчик участвовали в конкурсе на поставку инновационных продуктов. Конкурс выиграл ответчик - нарушитель исключительных прав истца, заключивший и исполнивший контракт на 3,5 млн руб. Истец-патентообладатель обратился в суд с требованием о взыскании упущенной выгоды в сумме доходов, полученных истцом. Верховный Суд РФ поддержал в конечном итоге выводы первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с нарушителя убытков. При этом он исходил из того, что для взыскания упущенной выгоды следует установить реальную возможность получения упущенной выгоды и ее размер. Истец должен доказать, что допущенное нарушение явилось единственным препятствием, не позволившим ему получить упущенную выгоду. В данном случае правообладатель должен был доказать, какие доходы он реально получил бы, не утрать он возможность использовать исключительное право при обычных условиях гражданского оборота. В частности, истцу следовало доказать наличие реальных условий для извлечения дохода: соответствующие приготовления, достижение договоренностей с контрагентами и пр. Между тем в рассматриваемом деле этого сделано не было <71>.
Статья: О рассмотрении военными судами дел в сфере обеспечения военнослужащих - участников НИС жилыми помещениями
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)Признавая данное решение ФГКУ "Северрегионжилье" незаконным, гарнизонный военный суд исходил из того, что с внесенными в редакцию ч. 7.1 ст. 5 Закона о НИС изменениями М., поступивший на военную службу из запаса и заключивший новый контракт, вправе претендовать на восстановление накоплений для жилищного обеспечения и инвестиционного дохода, начисленных ему за период до увольнения с военной службы. Однако такой вывод суда является ошибочным.
(Миронов В.С., Харитонов С.С.)
("Право в Вооруженных Силах", 2022, N 1)Признавая данное решение ФГКУ "Северрегионжилье" незаконным, гарнизонный военный суд исходил из того, что с внесенными в редакцию ч. 7.1 ст. 5 Закона о НИС изменениями М., поступивший на военную службу из запаса и заключивший новый контракт, вправе претендовать на восстановление накоплений для жилищного обеспечения и инвестиционного дохода, начисленных ему за период до увольнения с военной службы. Однако такой вывод суда является ошибочным.
Статья: Генезис теоретических представлений и правовых основ экономической свободы личности
(Плотникова И.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Президент США Р. Рейган, поддерживавший неоклассические модели свободного рынка, в послании от 03.07.1987 "Американский экономический билль о правах" отметил актуальность идей отцов - основателей США относительно экономической свободы, без которой не может быть и свободы политической. Он полагал, что граждане США нуждаются в новом экономическом билле о правах, который должен гарантировать им четыре основные свободы: свободу работать (как самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, не подвергаясь чрезмерному государственному регулированию и субсидируемой государственной конкуренции), свободу наслаждаться плодами своего труда (как сбережения своих доходов без чрезмерных государственных налогов и расходов), свободу владеть и контролировать свою собственность (как право сохранять и использовать свою собственность, свободную от государственного контроля посредством принудительного или конфискационного регулирования), свободу участвовать в свободном рынке (как право свободно заключать контракты на товары и услуги, реализовывать свой потенциал полностью, без ограничений со стороны правительства в отношении своих возможностей, экономической независимости и роста) <68>.
(Плотникова И.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 6)Президент США Р. Рейган, поддерживавший неоклассические модели свободного рынка, в послании от 03.07.1987 "Американский экономический билль о правах" отметил актуальность идей отцов - основателей США относительно экономической свободы, без которой не может быть и свободы политической. Он полагал, что граждане США нуждаются в новом экономическом билле о правах, который должен гарантировать им четыре основные свободы: свободу работать (как самостоятельно зарабатывать себе на жизнь, не подвергаясь чрезмерному государственному регулированию и субсидируемой государственной конкуренции), свободу наслаждаться плодами своего труда (как сбережения своих доходов без чрезмерных государственных налогов и расходов), свободу владеть и контролировать свою собственность (как право сохранять и использовать свою собственность, свободную от государственного контроля посредством принудительного или конфискационного регулирования), свободу участвовать в свободном рынке (как право свободно заключать контракты на товары и услуги, реализовывать свой потенциал полностью, без ограничений со стороны правительства в отношении своих возможностей, экономической независимости и роста) <68>.
Статья: Конституционно-правовое регулирование права на труд в отдельных зарубежных государствах
(Лавицкая М.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Помимо Испании, прямой, но несколько шире сформулированный, чем в испанском Основном Законе, где закреплен запрет дискриминации по признаку пола, запрет на какую-либо дискриминацию при получении равного вознаграждения за равный труд содержится в ч. 2 ст. 70-b Конституции Венгерской Республики <17> и ч. 1 ст. 22 греческой Конституции, однако сейчас, с широким распространением практики заключения индивидуальных контрактов, носящих тайный характер, это конституционное положение стало сложнореализуемо. На наш взгляд, затруднения в практическом воплощении есть и у другого принципа венгерской Конституции, зафиксированного в ч. 3 вышеупомянутой статьи: "Каждый трудящийся имеет право на доход, соответствующий количеству и качеству затраченного им труда", поскольку, во-первых, сложно подобрать критерии и четко определимые индикаторы-показатели для адекватного сравнения даже однородного труда, тем более труда творческого, а во-вторых, даже если такие критерии будут установлены, неясно, кто именно будет оценивать по объективным критериям. Если оценивать по условиям рынка, то надо отметить, что не все виды деятельности, требующие большого количества качественного труда, востребованы рынком, но тем не менее остаются социально важными; если будет оценивать руководящий состав, то оценка может быть далека от объективных критериев и иметь чисто субъективную подоплеку.
(Лавицкая М.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 7)Помимо Испании, прямой, но несколько шире сформулированный, чем в испанском Основном Законе, где закреплен запрет дискриминации по признаку пола, запрет на какую-либо дискриминацию при получении равного вознаграждения за равный труд содержится в ч. 2 ст. 70-b Конституции Венгерской Республики <17> и ч. 1 ст. 22 греческой Конституции, однако сейчас, с широким распространением практики заключения индивидуальных контрактов, носящих тайный характер, это конституционное положение стало сложнореализуемо. На наш взгляд, затруднения в практическом воплощении есть и у другого принципа венгерской Конституции, зафиксированного в ч. 3 вышеупомянутой статьи: "Каждый трудящийся имеет право на доход, соответствующий количеству и качеству затраченного им труда", поскольку, во-первых, сложно подобрать критерии и четко определимые индикаторы-показатели для адекватного сравнения даже однородного труда, тем более труда творческого, а во-вторых, даже если такие критерии будут установлены, неясно, кто именно будет оценивать по объективным критериям. Если оценивать по условиям рынка, то надо отметить, что не все виды деятельности, требующие большого количества качественного труда, востребованы рынком, но тем не менее остаются социально важными; если будет оценивать руководящий состав, то оценка может быть далека от объективных критериев и иметь чисто субъективную подоплеку.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Современные правоотношения постоянно изобретают новые варианты поведения, направленные на обход закона, например: обход закона как форма злоупотребления гражданскими правами при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью <1>; обход законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок в части выполнения дополнительных работ без заключения контракта и предшествующих этому процедур по определению подрядчика, что дает основания суду отказывать в судебной защите права, приобретенного в результате обхода закона <2>; обход законодательства о противодействии легализации преступных доходов посредством неоднократного открытия и закрытия разных счетов в банке с целью уклонения от соблюдения процедур обязательного контроля <3>; обход антимонопольного законодательства путем создания аукционными роботами картельных сговоров <4>; обход (уклонение от уплаты) налогов заключением сделки при отсутствии ее деловой цели (разумных коммерческих соображений) и др.
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Современные правоотношения постоянно изобретают новые варианты поведения, направленные на обход закона, например: обход закона как форма злоупотребления гражданскими правами при совершении крупных сделок и сделок с заинтересованностью <1>; обход законодательства в сфере государственных и муниципальных закупок в части выполнения дополнительных работ без заключения контракта и предшествующих этому процедур по определению подрядчика, что дает основания суду отказывать в судебной защите права, приобретенного в результате обхода закона <2>; обход законодательства о противодействии легализации преступных доходов посредством неоднократного открытия и закрытия разных счетов в банке с целью уклонения от соблюдения процедур обязательного контроля <3>; обход антимонопольного законодательства путем создания аукционными роботами картельных сговоров <4>; обход (уклонение от уплаты) налогов заключением сделки при отсутствии ее деловой цели (разумных коммерческих соображений) и др.
Статья: Возможные проблемы миноритарного участника при выходе из общества с ограниченной ответственностью и оценке действительной стоимости его доли
(Кравцова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Таким образом, проблема оценки действительной стоимости доли выходит за пределы выбора надлежащего способа оценки и соответствующего подхода. Часто эта проблема имеет юридический характер. Ее решение возможно посредством устранения пробелов в законодательстве - на законодательном уровне следует установить право участника на получение информации и доступ к документам дочерних обществ, обязанность общества формализовать стратегию и возможные будущие доходы, хотя бы по заключенным контрактам. В судебной практике также должен быть выработан иной подход к решению рассмотренной проблемы.
(Кравцова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)Таким образом, проблема оценки действительной стоимости доли выходит за пределы выбора надлежащего способа оценки и соответствующего подхода. Часто эта проблема имеет юридический характер. Ее решение возможно посредством устранения пробелов в законодательстве - на законодательном уровне следует установить право участника на получение информации и доступ к документам дочерних обществ, обязанность общества формализовать стратегию и возможные будущие доходы, хотя бы по заключенным контрактам. В судебной практике также должен быть выработан иной подход к решению рассмотренной проблемы.
Вопрос: Российская организация 1 заключила договор морской международной перевозки с организацией из Сингапура, заключившей договор морского агентирования с российской организацией 2. Организация 2 принимает суммы фрахта. Должна ли организация 2 удерживать налог на прибыль при перечислении сумм фрахта организации из Сингапура?
(Консультация эксперта, 2023)Зависимые агенты - это лица, которые на основании договорных отношений с иностранной организацией представляют ее интересы в России, действуют от ее имени, имеют и регулярно используют полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (п. 9 ст. 306 НК РФ). Такие представительства уплачивают налоги в случае получения дохода на территории РФ.
(Консультация эксперта, 2023)Зависимые агенты - это лица, которые на основании договорных отношений с иностранной организацией представляют ее интересы в России, действуют от ее имени, имеют и регулярно используют полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (п. 9 ст. 306 НК РФ). Такие представительства уплачивают налоги в случае получения дохода на территории РФ.
Ситуация: Какую материальную помощь можно получить в связи с трудной жизненной ситуацией?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Участникам проекта, получающим на день заключения контракта ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и приступившим к трудовой или иной приносящей доход деятельности, сохраняется, в частности, право на это пособие на весь период действия контракта, независимо от уровня дохода семьи и при условии прохождения ежегодной проверки уровня имущественной обеспеченности. Если по результатам такой проверки уровень имущественной обеспеченности превысит установленный уровень, выплата пособия прекращается без расторжения социального контракта с первого числа месяца, следующего за месяцем установления данного обстоятельства (п. 3.5.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы N 1224-ПП).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Участникам проекта, получающим на день заключения контракта ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и приступившим к трудовой или иной приносящей доход деятельности, сохраняется, в частности, право на это пособие на весь период действия контракта, независимо от уровня дохода семьи и при условии прохождения ежегодной проверки уровня имущественной обеспеченности. Если по результатам такой проверки уровень имущественной обеспеченности превысит установленный уровень, выплата пособия прекращается без расторжения социального контракта с первого числа месяца, следующего за месяцем установления данного обстоятельства (п. 3.5.1 Порядка, утв. Постановлением Правительства Москвы N 1224-ПП).
Статья: Роль криптовалюты в незаконной организации и проведении азартных игр с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет
(Абазехова З.И.)
("Уголовное право", 2025, N 3)Вопрос порядка определения дохода, полученного в ходе преступной деятельности, стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Постановление Конституционного Суда от 19 апреля 2023 г. N 19-П, касающееся заключения ограничивающего конкуренцию соглашения (ст. 178 УК РФ), содержит вывод о том, что понятие "доход" не допускает различного толкования, поскольку оно обозначает одну выделенную по функциональному назначению экономико-правовую категорию, которая в уголовно-правовом смысле служит индикатором достижения противоправного поведения той степени опасности, которая требует реализацию принудительного потенциала уголовного права; иное противоречило бы принципу правовой определенности. Судам под доходом, полученным в результате заключения ограничивающего конкуренцию соглашения, необходимо понимать цену контракта "без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в том числе произведенных или необходимых (планируемых) в связи с исполнением этого контракта, включая расходы по уплате обязательных публично-правовых платежей" <29>.
(Абазехова З.И.)
("Уголовное право", 2025, N 3)Вопрос порядка определения дохода, полученного в ходе преступной деятельности, стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Постановление Конституционного Суда от 19 апреля 2023 г. N 19-П, касающееся заключения ограничивающего конкуренцию соглашения (ст. 178 УК РФ), содержит вывод о том, что понятие "доход" не допускает различного толкования, поскольку оно обозначает одну выделенную по функциональному назначению экономико-правовую категорию, которая в уголовно-правовом смысле служит индикатором достижения противоправного поведения той степени опасности, которая требует реализацию принудительного потенциала уголовного права; иное противоречило бы принципу правовой определенности. Судам под доходом, полученным в результате заключения ограничивающего конкуренцию соглашения, необходимо понимать цену контракта "без ее уменьшения на размер каких-либо расходов, в том числе произведенных или необходимых (планируемых) в связи с исполнением этого контракта, включая расходы по уплате обязательных публично-правовых платежей" <29>.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Незаконность занижения заказчиком цены заключенного контракта в сравнении с той, которую предложил победитель электронного аукциона, свидетельствует о причинении последнему убытков в виде неполученных им доходов, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено <221>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Незаконность занижения заказчиком цены заключенного контракта в сравнении с той, которую предложил победитель электронного аукциона, свидетельствует о причинении последнему убытков в виде неполученных им доходов, которые он получил бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено <221>.