Доход ломбарда
Подборка наиболее важных документов по запросу Доход ломбарда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль3. ВЫРУЧКА ЛОМБАРДОВ КАК ДОХОД ОТ РЕАЛИЗАЦИИ
Вопрос: О применении ломбардами символов доходов и расходов отчета о финансовых результатах с 01.01.2025.
(Письмо Банка России от 26.12.2024 N 17-1-5/628)Вопрос: У ломбардов возникают вопросы по применению с 01.01.2025 Приложения 2 к Положению N 612-П <1>.
(Письмо Банка России от 26.12.2024 N 17-1-5/628)Вопрос: У ломбардов возникают вопросы по применению с 01.01.2025 Приложения 2 к Положению N 612-П <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.07.2007 N 196-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О ломбардах"5. Ломбард по обращению заемщика или поклажедателя в случае, если такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства в размере, определяемом в соответствии с частью 4 настоящей статьи, и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае, если в течение указанного срока заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.
(ред. от 28.12.2024)
"О ломбардах"5. Ломбард по обращению заемщика или поклажедателя в случае, если такое обращение поступило в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи, обязан выдать ему денежные средства в размере, определяемом в соответствии с частью 4 настоящей статьи, и предоставить соответствующий расчет размера этих средств. В случае, если в течение указанного срока заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, документ, содержащий отчет о деятельности ломбарда, дополнен подразделом 4.2 "Иные займы", а также строками для указаний доменного имени веб-сервиса (информационного ресурса), используемого ломбардом, и сведений о доходах от реализации невостребованных вещей.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, документ, содержащий отчет о деятельности ломбарда, дополнен подразделом 4.2 "Иные займы", а также строками для указаний доменного имени веб-сервиса (информационного ресурса), используемого ломбардом, и сведений о доходах от реализации невостребованных вещей.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в случае если в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи соответствующего обращения заемщика или поклажедателя за получением причитающихся ему денежных средств не последовало, то такие денежные средства обращаются в доход ломбарда (первоначальный вариант проекта комментируемого Закона предусматривал перечисление таких денежных средств в доход федерального бюджета).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)в случае если в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи соответствующего обращения заемщика или поклажедателя за получением причитающихся ему денежных средств не последовало, то такие денежные средства обращаются в доход ломбарда (первоначальный вариант проекта комментируемого Закона предусматривал перечисление таких денежных средств в доход федерального бюджета).
Статья: Ломбарды в Российской Федерации и методика анализа их деятельности
(Захаров И.В., Барабанов Н.Н.)
("Аудитор", 2025, N 9)- динамику состава и структуры доходов ломбардов;
(Захаров И.В., Барабанов Н.Н.)
("Аудитор", 2025, N 9)- динамику состава и структуры доходов ломбардов;
Статья: Исполнительная надпись нотариуса как правовое средство защиты корпоративных прав
(Цветкова Е.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Важным является вопрос относительно налогообложения корпораций при реализации имущества, находящегося в залоге, на основании исполнительной надписи нотариуса. На практике возникают ситуации вынесения решений налоговыми органами по факту неуплаты НДС при реализации не востребованных в срок залогов на аукционах на основании исполнительной надписи нотариуса. Однако в соответствии с действующим налоговым законодательством налог на доход при совершении исполнительных надписей нотариуса не подлежит уплате <8>. Дело в том, что подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения НДС признает операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога. Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 (п. 1 ст. 247 НК РФ). Касаемо совершения исполнительных надписей считается, что организация-взыскатель не получает доход ввиду того, что по смыслу подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ реализация заложенного имущества при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов. Данная позиция также нашла свое подтверждение в письме УФНС РФ по г. Москве от 22 ноября 2011 г. N 16-15/112959@ "Об определении доходов ломбарда по налогу на прибыль при реализации не востребованного заемщиком предмета залога". Однако на практике недобросовестные стороны могут использовать исполнительную надпись нотариуса с целью сокрытия налогов для прикрытия иной сделки по реализации имущества корпорации. В юридической литературе сложилось противоречивое мнение относительно оперативности исполнения организациями налогового обязательства по исполнительной надписи нотариуса. По мнению А.В. Красюкова, "представляется, что... порядок обращения взыскания на заложенное имущество - как судебный, так и посредством исполнительной надписи нотариуса - не отвечает требованию оперативности исполнения налогового обязательства" <9>. Данная позиция представляется не совсем верной ввиду того, что исполнительная надпись нотариуса сама по себе выступает ускоренным упрощенным механизмом исполнения обязательств, а внесение предлагаемых изменений в налоговое законодательство уменьшит привлекательность применения данного правового средства защиты прав среди корпораций и иных организаций.
(Цветкова Е.С.)
("Хозяйство и право", 2023, N 5)Важным является вопрос относительно налогообложения корпораций при реализации имущества, находящегося в залоге, на основании исполнительной надписи нотариуса. На практике возникают ситуации вынесения решений налоговыми органами по факту неуплаты НДС при реализации не востребованных в срок залогов на аукционах на основании исполнительной надписи нотариуса. Однако в соответствии с действующим налоговым законодательством налог на доход при совершении исполнительных надписей нотариуса не подлежит уплате <8>. Дело в том, что подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ в качестве объекта налогообложения НДС признает операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе по реализации предметов залога. Согласно п. 1 ст. 246 НК РФ налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские организации. Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 (п. 1 ст. 247 НК РФ). Касаемо совершения исполнительных надписей считается, что организация-взыскатель не получает доход ввиду того, что по смыслу подп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ реализация заложенного имущества при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов. Данная позиция также нашла свое подтверждение в письме УФНС РФ по г. Москве от 22 ноября 2011 г. N 16-15/112959@ "Об определении доходов ломбарда по налогу на прибыль при реализации не востребованного заемщиком предмета залога". Однако на практике недобросовестные стороны могут использовать исполнительную надпись нотариуса с целью сокрытия налогов для прикрытия иной сделки по реализации имущества корпорации. В юридической литературе сложилось противоречивое мнение относительно оперативности исполнения организациями налогового обязательства по исполнительной надписи нотариуса. По мнению А.В. Красюкова, "представляется, что... порядок обращения взыскания на заложенное имущество - как судебный, так и посредством исполнительной надписи нотариуса - не отвечает требованию оперативности исполнения налогового обязательства" <9>. Данная позиция представляется не совсем верной ввиду того, что исполнительная надпись нотариуса сама по себе выступает ускоренным упрощенным механизмом исполнения обязательств, а внесение предлагаемых изменений в налоговое законодательство уменьшит привлекательность применения данного правового средства защиты прав среди корпораций и иных организаций.
"Постатейный комментарий к главе 21 Налогового кодекса Российской Федерации "Налог на добавленную стоимость"
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На основании пунктов 4 и 5 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" в случае, если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю соответствующую разницу. При этом в случае, если в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.
(Лермонтов Ю.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)На основании пунктов 4 и 5 статьи 13 Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" в случае, если после продажи невостребованной вещи сумма обязательств заемщика или поклажедателя перед ломбардом оказалась ниже суммы, вырученной при реализации невостребованной вещи, либо суммы ее оценки, ломбард обязан возвратить заемщику или поклажедателю соответствующую разницу. При этом в случае, если в течение трех лет со дня продажи невостребованной вещи заемщик или поклажедатель не обратился за получением причитающихся ему денежных средств, такие денежные средства обращаются в доход ломбарда.
Вопрос: Об отражении в форме 0420890 "Отчет о деятельности ломбарда" суммы оценки вещей, принятых в залог, в рамках информации о страховании рисков и сведений о чистой прибыли, доходах и расходах ломбарда.
(Письмо Банка России от 02.04.2024 N 44-13/903)Вопрос: Возникли вопросы по заполнению формы Отчета о деятельности ломбарда, (форма ОКУД 0420890 <1>).
(Письмо Банка России от 02.04.2024 N 44-13/903)Вопрос: Возникли вопросы по заполнению формы Отчета о деятельности ломбарда, (форма ОКУД 0420890 <1>).
Статья: Совершенствование методики учета налога на добавленную стоимость в экономических субъектах ломбардной деятельности
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].
(Кучеренко С.А., Сериков В.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 23)На сегодняшний день деятельность ломбардов осуществляется на основании Федерального закона от 19.07.2007 N 196-ФЗ [4]. Регулирование и надзор производит Банк России, он же ведет государственный реестр ломбардов. Согласно действующему законодательству осуществление ломбардной деятельности может вестись с применением исключительно общей системы налогообложения, из чего следует, что действующие ломбарды, находящиеся в реестре ЦБ, в обязательном порядке должны являться плательщиками налога на добавленную стоимость и налога на прибыль. Следует отметить, что согласно положениям Закона N 196-ФЗ под ломбардной деятельностью понимается предоставление гражданам краткосрочных займов под залог их движимого имущества и хранение имущества, переданного в залог, а также оказание информационных и консультационных услуг. Это позволяет говорить о том, что основной оборот ломбарда, обеспеченный доходом от процентов по займам и составляющий порядка 80 - 90% от удельного веса ломбардного оборота, не является объектом обложения НДС, что, в свою очередь, свидетельствует о целесообразности применения льготы по НДС в части оставшейся доли выручки, полученной по факту хранения имущества и оказания консультационных услуг. Это вытекает из п. 1 ст. 145 НК РФ, "организации... имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей" [2]. При незначительности объемов таких услуг субъект экономической деятельности, в том числе и предоставляющий услуги ломбарда, может быть освобожден от НДС. Подобная ситуация является типичной для большинства ломбардов, имеющих незначительные обороты от деятельности, сопутствующей финансовой. До внедрения Единого плана счетов при использовании положения п. 1 ст. 145 НК РФ в учете ломбарда сумма "входящего" НДС выделялась на счете 19 "НДС по приобретенным ценностям". Де-факто такое выделение имело смысл только для мониторинга суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три последовательных месяца: "исходящий" НДС не уменьшал показателей выручки в отчете о финансовых результатах, а "входящий" - полностью списывался на затраты, не увеличивая своими остатками сумму второго раздела бухгалтерского баланса. Если же ломбардная организация не применяла освобождение от НДС, то имела место необходимость раздельного учета операций с НДС и без него, где, посредством расчета, величина "входящего" НДС частично списывалась на затраты (в части деятельности, не облагаемой НДС), а частично принималась к вычету (в части деятельности, облагаемой НДС) в зависимости от выбранной в учетной политике базы распределения [7].