Договор с агрегатором такси
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор с агрегатором такси (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.15 "Порядок определения доходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией ИФНС. Согласно договорам с агрегаторами такси и непосредственными перевозчиками доходом налогоплательщика является процентное вознаграждение агента. ИФНС не опровергла доводы налогоплательщика о фактически двойном налогообложении платы за конкретную перевозку при условии, что он должен уплачивать налог со всей выручки, и в дальнейшем с той же суммы уплачивают налог непосредственные перевозчики.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией ИФНС. Согласно договорам с агрегаторами такси и непосредственными перевозчиками доходом налогоплательщика является процентное вознаграждение агента. ИФНС не опровергла доводы налогоплательщика о фактически двойном налогообложении платы за конкретную перевозку при условии, что он должен уплачивать налог со всей выручки, и в дальнейшем с той же суммы уплачивают налог непосредственные перевозчики.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.15 "Порядок определения доходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю единый налог, сделав вывод о налоговой базе по УСН. Суд установил, что предприниматель заключил договоры с агрегаторами такси, по условиям которых налогоплательщик получил доступ к программно-аппаратным комплексам, позволяющим размещать запросы физических лиц на услуги по перевозке. Кроме того, агрегаторы предоставляли предпринимателю услуги по сбору денежных средств от пассажиров и переводу их налогоплательщику за вычетом своего вознаграждения за предоставленные услуги. Также предпринимателем были заключены агентские договоры с водителями такси, по условиям которых налогоплательщик является агентом, а перевозчики - принципалами. В результате подключения водителей к системе сервисов заказа такси предприниматель получал денежные средства от агрегаторов в счет оплаты услуг водителей (принципалов по агентским договорам) и перечислял их водителям за вычетом суммы комиссии (агентского вознаграждения). Суд пришел к выводу, что доходом налогоплательщика является агентское вознаграждение, удерживаемое налогоплательщиком из суммы, перечисляемой агрегаторами такси на счет предпринимателя и в дальнейшем перечисляемой водителям как непосредственным исполнителям. Суд отклонил довод инспекции о том, что денежные средства, направленные непосредственным перевозчикам, являются расходами предпринимателя на организацию процесса перевозки. Суд указал, что предприниматель осуществлял посредническую деятельность по предоставлению доступа к программно-аппаратному комплексу агрегаторов такси водителям, которые уже имели разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и аккумулированию денежных средств за оказанные услуги перевозки. Содержание и правовая природа договоров между налогоплательщиком и агрегаторами не содержат условий, позволяющих признать суммы, перечисленные на счет предпринимателя для дальнейшего перечисления (после удержания агентского вознаграждения) их непосредственным исполнителям услуг по перевозке пассажиров, доходом налогоплательщика, который необходимо учитывать при формировании базы по единому налогу по УСН. Вывод налогового органа о том, что фактически предприниматель выступал перевозчиком, поэтому все денежные средства, полученные от агрегаторов, надлежит относить в доходы для целей исчисления по УСН, был отклонен судом. Суд признал доначисление единого налога неправомерным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил предпринимателю единый налог, сделав вывод о налоговой базе по УСН. Суд установил, что предприниматель заключил договоры с агрегаторами такси, по условиям которых налогоплательщик получил доступ к программно-аппаратным комплексам, позволяющим размещать запросы физических лиц на услуги по перевозке. Кроме того, агрегаторы предоставляли предпринимателю услуги по сбору денежных средств от пассажиров и переводу их налогоплательщику за вычетом своего вознаграждения за предоставленные услуги. Также предпринимателем были заключены агентские договоры с водителями такси, по условиям которых налогоплательщик является агентом, а перевозчики - принципалами. В результате подключения водителей к системе сервисов заказа такси предприниматель получал денежные средства от агрегаторов в счет оплаты услуг водителей (принципалов по агентским договорам) и перечислял их водителям за вычетом суммы комиссии (агентского вознаграждения). Суд пришел к выводу, что доходом налогоплательщика является агентское вознаграждение, удерживаемое налогоплательщиком из суммы, перечисляемой агрегаторами такси на счет предпринимателя и в дальнейшем перечисляемой водителям как непосредственным исполнителям. Суд отклонил довод инспекции о том, что денежные средства, направленные непосредственным перевозчикам, являются расходами предпринимателя на организацию процесса перевозки. Суд указал, что предприниматель осуществлял посредническую деятельность по предоставлению доступа к программно-аппаратному комплексу агрегаторов такси водителям, которые уже имели разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси и аккумулированию денежных средств за оказанные услуги перевозки. Содержание и правовая природа договоров между налогоплательщиком и агрегаторами не содержат условий, позволяющих признать суммы, перечисленные на счет предпринимателя для дальнейшего перечисления (после удержания агентского вознаграждения) их непосредственным исполнителям услуг по перевозке пассажиров, доходом налогоплательщика, который необходимо учитывать при формировании базы по единому налогу по УСН. Вывод налогового органа о том, что фактически предприниматель выступал перевозчиком, поэтому все денежные средства, полученные от агрегаторов, надлежит относить в доходы для целей исчисления по УСН, был отклонен судом. Суд признал доначисление единого налога неправомерным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговые обязательства при работе с агрегатором и водителями
(Герасимова Н.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Общество является таксомоторным парком, имеет в собственности транспортные средства. С водителями заключены агентские договоры. Услуги легкового такси оказываются через агрегаторов ("Яндекс", "Ситимобил"), с ними также заключен агентский договор. Вознаграждение поступает обществу за вычетом комиссии агрегатора. В свою очередь, общество перечисляет денежные средства водителям за вычетом своего вознаграждения. Оно учитывает в целях налогообложения прибыли только свое вознаграждение, страховые взносы и НДФЛ с доходов водителей (принципалов) не исчисляет. Может ли налоговый орган всю сумму, полученную от агрегаторов, включить в доходную часть по налогу на прибыль общества, доначислить НДФЛ и страховые взносы? Правомерно ли это?
(Герасимова Н.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Общество является таксомоторным парком, имеет в собственности транспортные средства. С водителями заключены агентские договоры. Услуги легкового такси оказываются через агрегаторов ("Яндекс", "Ситимобил"), с ними также заключен агентский договор. Вознаграждение поступает обществу за вычетом комиссии агрегатора. В свою очередь, общество перечисляет денежные средства водителям за вычетом своего вознаграждения. Оно учитывает в целях налогообложения прибыли только свое вознаграждение, страховые взносы и НДФЛ с доходов водителей (принципалов) не исчисляет. Может ли налоговый орган всю сумму, полученную от агрегаторов, включить в доходную часть по налогу на прибыль общества, доначислить НДФЛ и страховые взносы? Правомерно ли это?
Статья: Статус работника цифровой платформы: в поисках критериев определения
(Сидоренко Э.Л.)
("Мировой судья", 2022, N 7)В России вопрос о разграничении работников и самозанятых рассматривается сквозь призму деятельности агрегаторов такси. Они разработали собственную бизнес-модель, основанную на заключении агентского договора. Агрегаторы такси ассоциируют себя с посредниками, оказывающими информационные услуги заказчику и исполнителю услуги.
(Сидоренко Э.Л.)
("Мировой судья", 2022, N 7)В России вопрос о разграничении работников и самозанятых рассматривается сквозь призму деятельности агрегаторов такси. Они разработали собственную бизнес-модель, основанную на заключении агентского договора. Агрегаторы такси ассоциируют себя с посредниками, оказывающими информационные услуги заказчику и исполнителю услуги.
Статья: Расходы при УСН: какие, когда и как учесть
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 19)У предпринимателя без сотрудников основной вид деятельности - услуги такси. Предприниматель работает с агрегатором такси по посредническому договору, по условиям которого интернет-платформа предоставляет ему доступ к информации о заказах. В свою очередь, ИП в качестве посредника (по предоставлению информационных услуг, координации поездок и распределению заказов) заключает агентские договоры с несколькими водителями-перевозчиками, которые на своих автомобилях непосредственно по этим заказам и работают. Может ли предприниматель включить в расходы при УСН затраты на оплату полисов ОСАГО водителей-перевозчиков?
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 19)У предпринимателя без сотрудников основной вид деятельности - услуги такси. Предприниматель работает с агрегатором такси по посредническому договору, по условиям которого интернет-платформа предоставляет ему доступ к информации о заказах. В свою очередь, ИП в качестве посредника (по предоставлению информационных услуг, координации поездок и распределению заказов) заключает агентские договоры с несколькими водителями-перевозчиками, которые на своих автомобилях непосредственно по этим заказам и работают. Может ли предприниматель включить в расходы при УСН затраты на оплату полисов ОСАГО водителей-перевозчиков?
Статья: Без удовлетворения: новый Обзор решений по жалобам от ФНС (комментарий к Обзору правовых позиций, сформированных ФНС России по результатам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб) налогоплательщиков (направлен в налоговые инспекции Письмом ФНС от 21.06.2024 N КЧ-4-9/7026@ для использования в работе))
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 16)В другом споре налогоплательщик заключил с агрегатором такси агентский договор, по которому получил доступ к платформе, позволяющей принимать заказы физических лиц на услуги такси. Самостоятельно пассажиров ИП не перевозил. Фактически выступал посредником между агрегатором и водителями, выполняя роль диспетчерской службы - передавал доступ к платформе на основании агентских договоров, принимал и распределял деньги, поступавшие от пассажиров, за минусом своего агентского вознаграждения.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 16)В другом споре налогоплательщик заключил с агрегатором такси агентский договор, по которому получил доступ к платформе, позволяющей принимать заказы физических лиц на услуги такси. Самостоятельно пассажиров ИП не перевозил. Фактически выступал посредником между агрегатором и водителями, выполняя роль диспетчерской службы - передавал доступ к платформе на основании агентских договоров, принимал и распределял деньги, поступавшие от пассажиров, за минусом своего агентского вознаграждения.
Статья: Правовые подходы к ответственности владельцев агрегаторов такси перед потребителями
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)<11> См.: Маркелова А.А. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси: между договорным и деликтным правом // Цифровое право. 2021. N 2(4) С. 8 - 19.
(Миронова С.М., Кожемякин Д.В.)
("Цивилист", 2022, N 2)<11> См.: Маркелова А.А. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси: между договорным и деликтным правом // Цифровое право. 2021. N 2(4) С. 8 - 19.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией ИФНС. Согласно договорам с агрегаторами такси и непосредственными перевозчиками доходом налогоплательщика является процентное вознаграждение агента. ИФНС не опровергла доводы налогоплательщика о фактически двойном налогообложении платы за конкретную перевозку при условии, что он должен уплачивать налог со всей выручки, и в дальнейшем с той же суммы уплачивают налог непосредственные перевозчики.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 4)Суд, исследовав обстоятельства дела, не согласился с позицией ИФНС. Согласно договорам с агрегаторами такси и непосредственными перевозчиками доходом налогоплательщика является процентное вознаграждение агента. ИФНС не опровергла доводы налогоплательщика о фактически двойном налогообложении платы за конкретную перевозку при условии, что он должен уплачивать налог со всей выручки, и в дальнейшем с той же суммы уплачивают налог непосредственные перевозчики.
Статья: Актуальные вопросы защиты социально-трудовых прав работников профсоюзами на современном этапе
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Необходимо еще на стадии работы над законопроектами по регламентации таких форм занятости, как платформенная и самозанятость, решить вопрос об интеграции занятых в таких формах в российскую систему социального партнерства с целью обеспечения полноценной реализации профессиональными союзами своей защитной функции посредством, например, предоставления возможности самозанятым и платформенным занятым объединяться в профессиональные союзы системы Федерации независимых профсоюзов России. Сказанное относится не только к водителям такси, заключившим трудовой договор с перевозчиком, но и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки посредством такси самостоятельно при наличии соответствующего разрешения, и к физическим лицам, имеющим соответствующее разрешение и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", хотя последние и осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании гражданско-правового договора с агрегатором такси.
(Купреев Я.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2025, N 4)Необходимо еще на стадии работы над законопроектами по регламентации таких форм занятости, как платформенная и самозанятость, решить вопрос об интеграции занятых в таких формах в российскую систему социального партнерства с целью обеспечения полноценной реализации профессиональными союзами своей защитной функции посредством, например, предоставления возможности самозанятым и платформенным занятым объединяться в профессиональные союзы системы Федерации независимых профсоюзов России. Сказанное относится не только к водителям такси, заключившим трудовой договор с перевозчиком, но и к индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки посредством такси самостоятельно при наличии соответствующего разрешения, и к физическим лицам, имеющим соответствующее разрешение и применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", хотя последние и осуществляют деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на основании гражданско-правового договора с агрегатором такси.