Договор преподавательских услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор преподавательских услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 112 "Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ доначислил страховые взносы, сделав вывод, что заключенные учреждением гражданско-правовые договоры на оказание преподавательских услуг являются трудовыми. Суд признал доначисление страховых взносов обоснованным, но снизил штраф в 10 раз, приняв во внимание социальную направленность деятельности учреждения и компенсацию потерь бюджету за счет уплаты пеней.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")ФСС РФ доначислил страховые взносы, сделав вывод, что заключенные учреждением гражданско-правовые договоры на оказание преподавательских услуг являются трудовыми. Суд признал доначисление страховых взносов обоснованным, но снизил штраф в 10 раз, приняв во внимание социальную направленность деятельности учреждения и компенсацию потерь бюджету за счет уплаты пеней.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2023 N 11АП-11189/2023 по делу N А65-5398/2022
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции также установлено, что в материалах дела имеются доказательства наличия у ответчика возможности оказать спорные услуги: сведения о владении ответчиком необходимыми помещениями для оказания услуг, о наличии преподавательского состава для обучения. В материалы дела также представлена электронная переписка между сторонами, приложенная ответчиком к отчетам об оказании услуг. В деле также имеются договоры и государственные контракты, заключенные истцом с третьими лицами на проведение обучения, непосредственным исполнителем по которым являлся ответчик.
Требование: О взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции также установлено, что в материалах дела имеются доказательства наличия у ответчика возможности оказать спорные услуги: сведения о владении ответчиком необходимыми помещениями для оказания услуг, о наличии преподавательского состава для обучения. В материалы дела также представлена электронная переписка между сторонами, приложенная ответчиком к отчетам об оказании услуг. В деле также имеются договоры и государственные контракты, заключенные истцом с третьими лицами на проведение обучения, непосредственным исполнителем по которым являлся ответчик.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности в заключении гражданско-правового договора с преподавателем образовательной организации
(КонсультантПлюс, 2025)Действует ли законодательство о закупках при заключении договора оказания услуг с преподавателем
(КонсультантПлюс, 2025)Действует ли законодательство о закупках при заключении договора оказания услуг с преподавателем
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Регулируются ли договоры о размещении терминалов за плату одним лицом в помещениях другого лица нормами о договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку из содержания договора следует, что его предметом является обязательство по возмездному оказанию ответчиком услуг по размещению торговых аппаратов в целях обеспечения преподавателей и студентов напитками и продуктами питания, суд сделал вывод о том, что торговые аппараты для производства напитков установлены на территории университета в интересах государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (п. 5 ст. 51 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Регулируются ли договоры о размещении терминалов за плату одним лицом в помещениях другого лица нормами о договоре аренды
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку из содержания договора следует, что его предметом является обязательство по возмездному оказанию ответчиком услуг по размещению торговых аппаратов в целях обеспечения преподавателей и студентов напитками и продуктами питания, суд сделал вывод о том, что торговые аппараты для производства напитков установлены на территории университета в интересах государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования (п. 5 ст. 51 Закона от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании").
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В отмененной части судом апелляционной инстанции принято новое решение, которым признан незаконным отказ колледжа от 30 января 2023 г. в приеме на работу Е. на должность преподавателя. С колледжа в пользу Е. взысканы компенсация морального вреда, расходы на оплату юридических услуг, почтовые расходы. В остальной части (об отказе в удовлетворении исковых требований Е. о возложении на колледж обязанности заключить с ней трудовой договор) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)В отмененной части судом апелляционной инстанции принято новое решение, которым признан незаконным отказ колледжа от 30 января 2023 г. в приеме на работу Е. на должность преподавателя. С колледжа в пользу Е. взысканы компенсация морального вреда, расходы на оплату юридических услуг, почтовые расходы. В остальной части (об отказе в удовлетворении исковых требований Е. о возложении на колледж обязанности заключить с ней трудовой договор) решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.2012 N 34-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Соответственно, несовместимая в силу статьи 97 (часть 3) Конституции Российской Федерации с мандатом депутата Государственной Думы другая - помимо депутатской, которую парламентарии осуществляют на профессиональной постоянной основе, - оплачиваемая деятельность (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) не сводится с точки зрения ее юридической квалификации в действующем правовом регулировании в его системном единстве исключительно к работе в рамках трудового договора (служебного контракта), в том числе на государственной или муниципальной службе, либо гражданско-правовых договоров, связанных с выполнением работ, оказанием услуг, но подразумевает и другую не запрещенную законом направленную на получение дохода экономическую деятельность, включая предпринимательскую, занятие которой может привести к коллизии имущественных интересов депутата и публичных интересов.
"По делу о проверке конституционности положений пункта "в" части первой и части пятой статьи 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы"Соответственно, несовместимая в силу статьи 97 (часть 3) Конституции Российской Федерации с мандатом депутата Государственной Думы другая - помимо депутатской, которую парламентарии осуществляют на профессиональной постоянной основе, - оплачиваемая деятельность (кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности) не сводится с точки зрения ее юридической квалификации в действующем правовом регулировании в его системном единстве исключительно к работе в рамках трудового договора (служебного контракта), в том числе на государственной или муниципальной службе, либо гражданско-правовых договоров, связанных с выполнением работ, оказанием услуг, но подразумевает и другую не запрещенную законом направленную на получение дохода экономическую деятельность, включая предпринимательскую, занятие которой может привести к коллизии имущественных интересов депутата и публичных интересов.
Статья: Нормативное регулирование труда преподавателей: проблемы реализации и пути их решения
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)В силу ст. 779 ГК РФ договор возмездного оказания услуг действительно может применяться в сфере обучения. Однако речь может идти исключительно о договоре между обучающим и обучаемым, а не о договоре между организацией, организующей обучение, и лицом, привлекаемым в качестве обучающего (преподавателя).
(Неверов А.Я.)
("Российская юстиция", 2023, N 11)В силу ст. 779 ГК РФ договор возмездного оказания услуг действительно может применяться в сфере обучения. Однако речь может идти исключительно о договоре между обучающим и обучаемым, а не о договоре между организацией, организующей обучение, и лицом, привлекаемым в качестве обучающего (преподавателя).
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)5. Наконец, самостоятельного внимания и принципиального решения требует проблема заключения с преподавателями вузов гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Эта проблема носит системный характер. С 2013 г. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит порядок признания гражданско-правовых отношений трудовыми, что позволило сформироваться соответствующей судебной практике (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2024 N 43-КГ23-8-К6, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2023 N 18-КГ23-157-К4, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2023 N 58-КГ22-14-К9). Но эта практика пока что не ориентирована на правовые отношения между педагогами и их работодателями. В этом видится принципиальная проблема: при заключении с педагогом гражданско-правового договора (обычно это договор возмездного оказания услуг) последний не приобретает средств защиты, гарантируемых трудовым законодательством. Есть и сопутствующие проблемы: у педагога-"почасовика" (как его называют на практике) нет ощущения стабильности, принадлежности к профессорско-преподавательскому составу и тем более научной школе, в высшем учебном заведении он ощущает себя "на птичьих правах". Очевидно, что о защите ценностных основ статуса педагога в данном случае говорить не приходится. Данная проблема не может быть решена Конституционным Судом РФ, так как признание гражданско-правовых отношений трудовыми не входит в его компетенцию. Если такие жалобы и доходят до органа конституционного контроля, то он отказывает в их принятии [см., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 892-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мезака Эрнеста Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 19.1 и 282 Трудового кодекса Российской Федерации" // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision759710.pdf (дата обращения: 03.10.2024)]. Поэтому видится необходимой подготовка новых руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, например на уровне его Пленума.
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)5. Наконец, самостоятельного внимания и принципиального решения требует проблема заключения с преподавателями вузов гражданско-правовых договоров вместо трудовых. Эта проблема носит системный характер. С 2013 г. Трудовой кодекс Российской Федерации содержит порядок признания гражданско-правовых отношений трудовыми, что позволило сформироваться соответствующей судебной практике (см., напр., Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 06.02.2024 N 43-КГ23-8-К6, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2023 N 18-КГ23-157-К4, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 03.04.2023 N 58-КГ22-14-К9). Но эта практика пока что не ориентирована на правовые отношения между педагогами и их работодателями. В этом видится принципиальная проблема: при заключении с педагогом гражданско-правового договора (обычно это договор возмездного оказания услуг) последний не приобретает средств защиты, гарантируемых трудовым законодательством. Есть и сопутствующие проблемы: у педагога-"почасовика" (как его называют на практике) нет ощущения стабильности, принадлежности к профессорско-преподавательскому составу и тем более научной школе, в высшем учебном заведении он ощущает себя "на птичьих правах". Очевидно, что о защите ценностных основ статуса педагога в данном случае говорить не приходится. Данная проблема не может быть решена Конституционным Судом РФ, так как признание гражданско-правовых отношений трудовыми не входит в его компетенцию. Если такие жалобы и доходят до органа конституционного контроля, то он отказывает в их принятии [см., напр.: Определение Конституционного Суда РФ от 25.04.2024 N 892-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мезака Эрнеста Александровича на нарушение его конституционных прав статьями 19.1 и 282 Трудового кодекса Российской Федерации" // Официальный сайт Конституционного Суда РФ. URL: http://doc.ksrf.ru/decision/KSRFDecision759710.pdf (дата обращения: 03.10.2024)]. Поэтому видится необходимой подготовка новых руководящих разъяснений Верховного Суда РФ, например на уровне его Пленума.
Статья: Правовые возможности урегулирования конфликтов в системе высшего образования
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 1)С точки зрения субъектного состава в образовательном процессе конфликтные ситуации могут возникать в отношениях "работник - работодатель", "образовательная организация - обучающийся", "образовательная организация как исполнитель - заказчик по договору оказания платных образовательных услуг" <1>, "преподаватель - студент" и др. По своему характеру конфликты могут носить чисто правовой характер (например, трудовые или гражданско-правовые споры), организационный или административный характер (разногласия, связанные с расписанием занятий, выделением аудиторий, использованием учебного оборудования, распределением нагрузки и пр.) или межличностный характер. Зачастую конфликт может быть смешанным: внешне выглядеть как правовой или организационный, но в основе содержать межличностные отношения.
(Носырева Е.И., Фильченко Д.Г.)
("Третейский суд", 2021, N 1)С точки зрения субъектного состава в образовательном процессе конфликтные ситуации могут возникать в отношениях "работник - работодатель", "образовательная организация - обучающийся", "образовательная организация как исполнитель - заказчик по договору оказания платных образовательных услуг" <1>, "преподаватель - студент" и др. По своему характеру конфликты могут носить чисто правовой характер (например, трудовые или гражданско-правовые споры), организационный или административный характер (разногласия, связанные с расписанием занятий, выделением аудиторий, использованием учебного оборудования, распределением нагрузки и пр.) или межличностный характер. Зачастую конфликт может быть смешанным: внешне выглядеть как правовой или организационный, но в основе содержать межличностные отношения.
Статья: Некоторые правовые аспекты договора оказания репродуктивных услуг
(Демкина Е.А.)
("Гражданское право", 2021, N 3)НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА
(Демкина Е.А.)
("Гражданское право", 2021, N 3)НЕКОТОРЫЕ ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ДОГОВОРА
Статья: Высшее образование в России. "Что ты такое?!"
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Едва ли можно сомневаться, что образовательные отношения в вузе, образовательная деятельность, осуществляемая в соответствии с ФГОС, очень далеки во всех смыслах от договора бытового подряда, а работа преподавателей вуза не выдерживает аналогии с изготовлением шкафа или ремонтом обуви. Набор услуг для личных, домашних и тому подобных нужд, который может понадобиться в ходе жизни (отели, рестораны, техническое обслуживание, охрана, клининг, туризм и пр.), не соотносим с образовательным процессом и деятельностью вузов ни по форме, ни по содержанию, а также по статусу исполнителя <22>.
(Тай Ю.В., Смола А.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)Едва ли можно сомневаться, что образовательные отношения в вузе, образовательная деятельность, осуществляемая в соответствии с ФГОС, очень далеки во всех смыслах от договора бытового подряда, а работа преподавателей вуза не выдерживает аналогии с изготовлением шкафа или ремонтом обуви. Набор услуг для личных, домашних и тому подобных нужд, который может понадобиться в ходе жизни (отели, рестораны, техническое обслуживание, охрана, клининг, туризм и пр.), не соотносим с образовательным процессом и деятельностью вузов ни по форме, ни по содержанию, а также по статусу исполнителя <22>.
Статья: Закупки у единственного поставщика в рамках Закона N 223-ФЗ
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)- "Закупка работ (услуг), выполняемых студентами, аспирантами, ординаторами заказчика, а также преподавательских и консультационных услуг, оказываемых физическими лицами, по договорам гражданско-правового характера";
(Чагин К.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 2)- "Закупка работ (услуг), выполняемых студентами, аспирантами, ординаторами заказчика, а также преподавательских и консультационных услуг, оказываемых физическими лицами, по договорам гражданско-правового характера";
Статья: Практика применения коллективных административных исков
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Причиной недовольства студентов ведущего вуза страны была неготовность его руководства идти на уступки в оплате образовательных услуг в связи с вынужденным переходом на дистанционный формат обучения в период пандемии коронавируса. По мнению студентов, они не могли посещать лекции, пользоваться библиотекой и были лишены личных контактов с преподавателями, в то время как договором на оказание образовательных услуг была предусмотрена очная форма обучения.
(Рябчиков Г.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 5)Причиной недовольства студентов ведущего вуза страны была неготовность его руководства идти на уступки в оплате образовательных услуг в связи с вынужденным переходом на дистанционный формат обучения в период пандемии коронавируса. По мнению студентов, они не могли посещать лекции, пользоваться библиотекой и были лишены личных контактов с преподавателями, в то время как договором на оказание образовательных услуг была предусмотрена очная форма обучения.
Статья: Защита профессиональных прав адвокатов в Российской Федерации: "адвокат" без статуса адвоката
(Волосова Н.Ю.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)В частности, мной было изучено и проанализировано содержание порядка 60 сайтов организаций, оказывающих юридические услуги (изучалась выборочная информация по Оренбургской, Самарской, Рязанской областям). Информация на 19 из них, что составляет практически 30% всех изученных сайтов, содержала сведения о наличии возможности предоставить услуги в качестве адвоката по уголовным делам; другие указывали на своем сайте, что в их штате имеются такие специалисты, как медицинские, корпоративные юристы, автоюристы, адвокаты по уголовным и гражданским делам. Прежде всего в этих рекламных сообщениях настораживает тот факт, что в штате таких организаций имеются адвокаты - высококвалифицированные, профессиональные, имеющие большой опыт работы. Возникает вполне правомерный вопрос: а может ли адвокат осуществлять свою деятельность в таких организациях, оказывающих профессиональные юридические услуги в рамках трудового договора и являющихся коммерческими организациями? Конечно же нет! Это вытекает из ст. 2 Закона, которая запрещает адвокату работать по найму в каких-либо организациях и учреждениях; этот запрет распространяется также на возможность адвоката занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности. Исключение составляет только преподавательская, научная, а также иная творческая деятельность, которой может заниматься адвокат.
(Волосова Н.Ю.)
("Адвокатская практика", 2021, N 2)В частности, мной было изучено и проанализировано содержание порядка 60 сайтов организаций, оказывающих юридические услуги (изучалась выборочная информация по Оренбургской, Самарской, Рязанской областям). Информация на 19 из них, что составляет практически 30% всех изученных сайтов, содержала сведения о наличии возможности предоставить услуги в качестве адвоката по уголовным делам; другие указывали на своем сайте, что в их штате имеются такие специалисты, как медицинские, корпоративные юристы, автоюристы, адвокаты по уголовным и гражданским делам. Прежде всего в этих рекламных сообщениях настораживает тот факт, что в штате таких организаций имеются адвокаты - высококвалифицированные, профессиональные, имеющие большой опыт работы. Возникает вполне правомерный вопрос: а может ли адвокат осуществлять свою деятельность в таких организациях, оказывающих профессиональные юридические услуги в рамках трудового договора и являющихся коммерческими организациями? Конечно же нет! Это вытекает из ст. 2 Закона, которая запрещает адвокату работать по найму в каких-либо организациях и учреждениях; этот запрет распространяется также на возможность адвоката занимать государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, должности государственной службы и муниципальные должности. Исключение составляет только преподавательская, научная, а также иная творческая деятельность, которой может заниматься адвокат.