Договор подряда с привлечением субподрядчиков
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор подряда с привлечением субподрядчиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечение субподрядчиков (договор подряда с множественностью лиц на стороне подрядчика)
(КонсультантПлюс, 2025)Привлечение субподрядчиков (договор подряда с множественностью лиц на стороне подрядчика)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое договоры генерального подряда и субподряда, как их составить
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие условия, связанные с привлечением субподрядчиков, можно включить в договор генерального подряда
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие условия, связанные с привлечением субподрядчиков, можно включить в договор генерального подряда
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Рекомендации по заключению договора6.1. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДА
Путеводитель по ИБ "Корреспонденция счетов"Учет у подрядчика в случае привлечения им к исполнению договора подряда субподрядчиков >>>
Статья: Договор субподряда: комментарий к ст. 706 ГК РФ
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)В российской судебной практике рассмотрено множество судебных дел по государственным контрактам на выполнение работ по договорам подряда, заключенным по результатам торгов в части порядка применения положений ст. 706 ГК РФ. Часто государственный заказчик настаивает на том, что государственный контракт имеет ряд особенностей в сравнении с обычным договором подряда. В качестве общего вывода из анализа судебной практики можно сказать, что положения ст. 706 ГК РФ действуют одинаково как для обычных договоров подряда с привлечением субподрядчика, так и для государственных контрактов.
(Зикун И.И.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 4)В российской судебной практике рассмотрено множество судебных дел по государственным контрактам на выполнение работ по договорам подряда, заключенным по результатам торгов в части порядка применения положений ст. 706 ГК РФ. Часто государственный заказчик настаивает на том, что государственный контракт имеет ряд особенностей в сравнении с обычным договором подряда. В качестве общего вывода из анализа судебной практики можно сказать, что положения ст. 706 ГК РФ действуют одинаково как для обычных договоров подряда с привлечением субподрядчика, так и для государственных контрактов.
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)<2> Например, по правилам п. 2 ст. 706 ГК РФ подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений п. 1 настоящей статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)<2> Например, по правилам п. 2 ст. 706 ГК РФ подрядчик, который привлек к исполнению договора подряда субподрядчика в нарушение положений п. 1 настоящей статьи или договора, несет перед заказчиком ответственность за убытки, причиненные участием субподрядчика в исполнении договора.
Статья: Субдоговоры в гражданском праве: к вопросу о природе, видах и структуре договорной связи и возможности аналогии закона
(Филиппова С.Ю.)
("Закон", 2024, N 5)Гражданскому законодательству известна договорная конструкция так называемых субдоговоров. Сущность ее состоит в том, что сторона договорного обязательства привлекает третьих лиц к исполнению основного обязательства или, напротив, предоставляет третьему лицу права, полученные по основному договору. Примерами использования законодателем такой договорной конструкции являются субаренда (ст. 615 ГК РФ), субподряд (ст. 706), субкомиссия (ст. 994), субагентирование (ст. 1009), субконцессия (ст. 1029), сублицензионный договор (ст. 1238) и др. На первый взгляд, исходя из терминологического сходства, такие договоры (субаренда, субподряд, субкомиссия, сублицензия) представляют собой единый правовой феномен. В судебной практике возникают сложности в определении судьбы договора субподряда или субкомиссии при прекращении договора подряда или комиссии, и при отсутствии прямого законодательного регулирования появляется соблазн применить по аналогии закона правила о субаренде, где прямо установлено прекращение субаренды при прекращении аренды. Однако насколько обоснованным является такое решение? Для ответа на этот вопрос необходимо установить, имеется ли достаточная степень сходства между названными договорами для того, чтобы применять по аналогии закона законодательство о другом договорном виде. В юридической доктрине можно встретить попытки построения единой теории "взаимосвязанных договоров, связь между которыми происходит на уровне так называемой кондициональной синаллагмы" <1>. Ряд исследований посвящены отдельным проблемам построения "комплексного учения о субдоговоре" <2>. И все это базируется на постулате существования единого понятия "субдоговор", объединяющего в себе различные договоры. Однако при тщательном рассмотрении оказывается, что такое обобщение не вполне корректно. При этом данный вопрос не является теоретическим - из области высоких рассуждений о сущности права. Весьма часто на практике возникают вопросы, связанные с последствиями расторжения договора подряда по инициативе заказчика для договоров субподряда, заключенных генеральным подрядчиком со своими субподрядчиками. Планируя свою деятельность исходя из предположения действительности и обязательности заключенного им договора подряда, генеральный подрядчик разрабатывает систему договоров, в которой отдельные обязанности выполняются специально привлеченными субподрядчиками. При этом логика и последовательность привлечения таких субподрядчиков обосновываются требованиями экономической целесообразности. Если основной договор расторгается, то встает вопрос о судьбе субподрядных договоров. Так, в одном из судебных споров рассматривалась проблема, связанная с заключенным договором строительства ангара. Через год после заключения договора у заказчика отпала необходимость в строительстве ангара, поскольку он приобрел себе в собственность готовый. Договор подряда был расторгнут. В свою очередь, генеральный подрядчик в период действия договора подряда привлек субподрядчика на проведение изыскательских работ и разработку технической документации, в связи с чем уплатил привлеченному субподрядчику 2 млн руб. в качестве аванса. Субподрядчик провел исследования и подготовил документацию, однако заказчик не согласовал государственную экспертизу проектной документации, поскольку более не нуждался в проекте строительства. Возник вопрос о том, как должна производиться оплата работ субподрядчика в ситуации, когда основной договор уже расторгнут к моменту окончания работ по субподрядному договору. Прямого ответа на этот вопрос в законе нет. Логика заказчика состояла в том, что он не согласовывал привлечение субподрядчика и уплату ему аванса, он не обязан согласовывать проектную документацию после отпадения интереса в объекте. Логика генерального подрядчика состояла в том, что он оплачивает работы субподрядчиков из средств, полученных от заказчика, и поскольку договор подряда был расторгнут, а субподрядчик завершил работы уже после окончания действия основного договора, то и обязанности по оплате работы субподрядчика он не несет. В свою очередь, субподрядчик полагал, что судьба его договора не зависит от основного договора, он выполнил работу и имеет право на оплату по договору <3>. Зависит ли судьба субподряда от судьбы основного договора подряда?
(Филиппова С.Ю.)
("Закон", 2024, N 5)Гражданскому законодательству известна договорная конструкция так называемых субдоговоров. Сущность ее состоит в том, что сторона договорного обязательства привлекает третьих лиц к исполнению основного обязательства или, напротив, предоставляет третьему лицу права, полученные по основному договору. Примерами использования законодателем такой договорной конструкции являются субаренда (ст. 615 ГК РФ), субподряд (ст. 706), субкомиссия (ст. 994), субагентирование (ст. 1009), субконцессия (ст. 1029), сублицензионный договор (ст. 1238) и др. На первый взгляд, исходя из терминологического сходства, такие договоры (субаренда, субподряд, субкомиссия, сублицензия) представляют собой единый правовой феномен. В судебной практике возникают сложности в определении судьбы договора субподряда или субкомиссии при прекращении договора подряда или комиссии, и при отсутствии прямого законодательного регулирования появляется соблазн применить по аналогии закона правила о субаренде, где прямо установлено прекращение субаренды при прекращении аренды. Однако насколько обоснованным является такое решение? Для ответа на этот вопрос необходимо установить, имеется ли достаточная степень сходства между названными договорами для того, чтобы применять по аналогии закона законодательство о другом договорном виде. В юридической доктрине можно встретить попытки построения единой теории "взаимосвязанных договоров, связь между которыми происходит на уровне так называемой кондициональной синаллагмы" <1>. Ряд исследований посвящены отдельным проблемам построения "комплексного учения о субдоговоре" <2>. И все это базируется на постулате существования единого понятия "субдоговор", объединяющего в себе различные договоры. Однако при тщательном рассмотрении оказывается, что такое обобщение не вполне корректно. При этом данный вопрос не является теоретическим - из области высоких рассуждений о сущности права. Весьма часто на практике возникают вопросы, связанные с последствиями расторжения договора подряда по инициативе заказчика для договоров субподряда, заключенных генеральным подрядчиком со своими субподрядчиками. Планируя свою деятельность исходя из предположения действительности и обязательности заключенного им договора подряда, генеральный подрядчик разрабатывает систему договоров, в которой отдельные обязанности выполняются специально привлеченными субподрядчиками. При этом логика и последовательность привлечения таких субподрядчиков обосновываются требованиями экономической целесообразности. Если основной договор расторгается, то встает вопрос о судьбе субподрядных договоров. Так, в одном из судебных споров рассматривалась проблема, связанная с заключенным договором строительства ангара. Через год после заключения договора у заказчика отпала необходимость в строительстве ангара, поскольку он приобрел себе в собственность готовый. Договор подряда был расторгнут. В свою очередь, генеральный подрядчик в период действия договора подряда привлек субподрядчика на проведение изыскательских работ и разработку технической документации, в связи с чем уплатил привлеченному субподрядчику 2 млн руб. в качестве аванса. Субподрядчик провел исследования и подготовил документацию, однако заказчик не согласовал государственную экспертизу проектной документации, поскольку более не нуждался в проекте строительства. Возник вопрос о том, как должна производиться оплата работ субподрядчика в ситуации, когда основной договор уже расторгнут к моменту окончания работ по субподрядному договору. Прямого ответа на этот вопрос в законе нет. Логика заказчика состояла в том, что он не согласовывал привлечение субподрядчика и уплату ему аванса, он не обязан согласовывать проектную документацию после отпадения интереса в объекте. Логика генерального подрядчика состояла в том, что он оплачивает работы субподрядчиков из средств, полученных от заказчика, и поскольку договор подряда был расторгнут, а субподрядчик завершил работы уже после окончания действия основного договора, то и обязанности по оплате работы субподрядчика он не несет. В свою очередь, субподрядчик полагал, что судьба его договора не зависит от основного договора, он выполнил работу и имеет право на оплату по договору <3>. Зависит ли судьба субподряда от судьбы основного договора подряда?
Готовое решение: Как согласовать порядок выполнения работы в договоре подряда
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, в договоре подряда, который предусматривает привлечение субподрядчика, не требуется согласовывать порядок, в котором заказчик проконтролирует, как субподрядчик выполняет порученные ему работы. Глава 37 ГК РФ о подряде, в том числе ст. 706 ГК РФ о генеральном подрядчике и субподрядчике, не обязывает включать в договор генерального подряда такое условие. Более того, из анализа п. 3 ст. 706 ГК РФ можно сделать вывод, что заказчик и субподрядчик, как правило, не взаимодействуют непосредственно между собой. Гражданско-правовые отношения между заказчиком и генподрядчиком, а также между генподрядчиком и субподрядчиком по общему правилу самостоятельны и не зависят друг от друга. Так, если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком (п. 3 ст. 706 ГК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Нет, в договоре подряда, который предусматривает привлечение субподрядчика, не требуется согласовывать порядок, в котором заказчик проконтролирует, как субподрядчик выполняет порученные ему работы. Глава 37 ГК РФ о подряде, в том числе ст. 706 ГК РФ о генеральном подрядчике и субподрядчике, не обязывает включать в договор генерального подряда такое условие. Более того, из анализа п. 3 ст. 706 ГК РФ можно сделать вывод, что заказчик и субподрядчик, как правило, не взаимодействуют непосредственно между собой. Гражданско-правовые отношения между заказчиком и генподрядчиком, а также между генподрядчиком и субподрядчиком по общему правилу самостоятельны и не зависят друг от друга. Так, если иное не предусмотрено законом или договором, заказчик и субподрядчик не вправе предъявлять друг другу требования, связанные с нарушением договоров, заключенных каждым из них с генеральным подрядчиком (п. 3 ст. 706 ГК РФ).
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Риски заказчика при заключении договора6.1. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДА
Путеводитель по договорной работе. Подряд. Риски подрядчика при заключении договора5.1. УСЛОВИЯ ДОГОВОРА ГЕНЕРАЛЬНОГО ПОДРЯДА
Вопрос: По договору подряда для выполнения работ можно привлечь субподрядчиков с разрешения заказчика. После принятия работ заказчиком стало известно, что работы выполнены субподрядчиками, привлеченными без его согласия и имеющими признаки фирм-однодневок. Есть ли у заказчика риски в части расходов по налогу на прибыль и НДС?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2024)Вопрос: По договору подряда для выполнения работ можно привлечь субподрядчиков с разрешения заказчика. После принятия работ заказчиком стало известно, что работы выполнены субподрядчиками, привлеченными без его согласия и имеющими признаки фирм-однодневок. Есть ли у заказчика риски в части расходов по налогу на прибыль и НДС?
(Консультация эксперта, УФНС России по Курганской обл., 2024)Вопрос: По договору подряда для выполнения работ можно привлечь субподрядчиков с разрешения заказчика. После принятия работ заказчиком стало известно, что работы выполнены субподрядчиками, привлеченными без его согласия и имеющими признаки фирм-однодневок. Есть ли у заказчика риски в части расходов по налогу на прибыль и НДС?