Договор об антарктиде
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор об антарктиде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2017 N 303-ЭС17-10117 по делу N А51-2996/2016
Об удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки на уплату госпошлины и об отказе в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов.Судья Верховного Суда Российской Федерации Р.А. Хатыпова, рассмотрев ходатайство общества с ограниченной ответственностью "БК Приморье" (далее - общество "БК Приморье") об отсрочке уплаты государственной пошлины на подачу кассационной жалобы, ходатайство о приостановлении исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 и постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2017 по делу Арбитражного суда Приморского края N А51-2996/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Антарктида" к обществу "БК Приморье" о взыскании 6 091 907 руб. 09 коп. основного долга за выполненные работы, 1 247 658 руб. 18 коп. стоимости приобретенных (давальческих) материалов по договору,
Об удовлетворении ходатайства о предоставлении отсрочки на уплату госпошлины и об отказе в удовлетворении ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов.Судья Верховного Суда Российской Федерации Р.А. Хатыпова, рассмотрев ходатайство общества с ограниченной ответственностью "БК Приморье" (далее - общество "БК Приморье") об отсрочке уплаты государственной пошлины на подачу кассационной жалобы, ходатайство о приостановлении исполнения постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2016 и постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27.03.2017 по делу Арбитражного суда Приморского края N А51-2996/2016 по иску общества с ограниченной ответственностью "Антарктида" к обществу "БК Приморье" о взыскании 6 091 907 руб. 09 коп. основного долга за выполненные работы, 1 247 658 руб. 18 коп. стоимости приобретенных (давальческих) материалов по договору,
Определение Верховного Суда РФ от 03.08.2017 N 303-ЭС17-10117 по делу N А51-2996/2016
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга за выполненные общестроительные, отделочные работы, работы по отоплению, по благоустройству системы водоснабжения, канализации, стоимости приобретенных (давальческих) материалов по договору подряда.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как договор подряда и соглашения к нему признаны заключенными, подтверждено выполнение подрядчиком спорных работ и приобретение материалов, объект эксплуатируется, что свидетельствует о потребительской ценности выполненных работ для заказчика.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, учитывая факт предоставления обществу "Антарктида" доступа в помещение для выполнения работ и их частичную оплату, сложившуюся между сторонами практику обмена электронными сообщениями, указание в электронной переписке на конкретные работы, совпадающие с работами, отраженными в проекте договора и дополнительных соглашениях к нему, наличие в материалах дела дефектных ведомостей, оформленных на бланках общества "БК Приморье" и имеющих печать организации, свидетельствующих о наличии у заказчика интереса в выполняемых истцом работ, руководствуясь статьями 432, 434, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что между сторонами сложились подрядные отношения.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании долга за выполненные общестроительные, отделочные работы, работы по отоплению, по благоустройству системы водоснабжения, канализации, стоимости приобретенных (давальческих) материалов по договору подряда.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, так как договор подряда и соглашения к нему признаны заключенными, подтверждено выполнение подрядчиком спорных работ и приобретение материалов, объект эксплуатируется, что свидетельствует о потребительской ценности выполненных работ для заказчика.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Исследовав и оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции, учитывая факт предоставления обществу "Антарктида" доступа в помещение для выполнения работ и их частичную оплату, сложившуюся между сторонами практику обмена электронными сообщениями, указание в электронной переписке на конкретные работы, совпадающие с работами, отраженными в проекте договора и дополнительных соглашениях к нему, наличие в материалах дела дефектных ведомостей, оформленных на бланках общества "БК Приморье" и имеющих печать организации, свидетельствующих о наличии у заказчика интереса в выполняемых истцом работ, руководствуясь статьями 432, 434, 438 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", пришел к выводу о том, что между сторонами сложились подрядные отношения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Территориальный аспект юрисдикции и суверенитета государства в киберпространстве
(Терентьева Л.В.)
("Lex russica", 2019, N 4)По мере исторического развития содержание понятия "территория государства" не являлось статичным. В результате воздействия политических, экономических, географических, а также технологических факторов понятие территории эволюционировало. Еще в начале XX в. определение данного понятия ограничивали исключительно земной поверхностью. Территорию как "пространство земли и воды, подчиненное исключительно верховной власти государства" определял Ф.Ф. Мартенс <23>. На последующих этапах исторического развития территория государства стала охватывать воздушное пространство, пространство континентального шельфа, были определены правовые основания пользования территориями с международным режимом (водные пространства за пределами исключительных экономических зон, Антарктида), со специальным международным режимом на основе международного договора (Антарктика, открытое море, космическое пространство) и т.п. Так, А.К. Мирзоевым была справедливо отмечена неодинаковость в разных политико-экономических формациях как содержания юридической природы территориального верховенства, так и правовых оснований пользования и распоряжения территорией <24>. В этой связи эволюционирование содержательных аспектов территории за счет воздушного, морского и космического пространства предполагает дальнейшее включение в понятие территории и иных новых виртуальных пространственных рубежей, а именно киберпространства, трактовка которого в доктрине предлагается в качестве "фрагмента, явления социальной действительности, в пределах которых возникают общественные отношения" <25>.
(Терентьева Л.В.)
("Lex russica", 2019, N 4)По мере исторического развития содержание понятия "территория государства" не являлось статичным. В результате воздействия политических, экономических, географических, а также технологических факторов понятие территории эволюционировало. Еще в начале XX в. определение данного понятия ограничивали исключительно земной поверхностью. Территорию как "пространство земли и воды, подчиненное исключительно верховной власти государства" определял Ф.Ф. Мартенс <23>. На последующих этапах исторического развития территория государства стала охватывать воздушное пространство, пространство континентального шельфа, были определены правовые основания пользования территориями с международным режимом (водные пространства за пределами исключительных экономических зон, Антарктида), со специальным международным режимом на основе международного договора (Антарктика, открытое море, космическое пространство) и т.п. Так, А.К. Мирзоевым была справедливо отмечена неодинаковость в разных политико-экономических формациях как содержания юридической природы территориального верховенства, так и правовых оснований пользования и распоряжения территорией <24>. В этой связи эволюционирование содержательных аспектов территории за счет воздушного, морского и космического пространства предполагает дальнейшее включение в понятие территории и иных новых виртуальных пространственных рубежей, а именно киберпространства, трактовка которого в доктрине предлагается в качестве "фрагмента, явления социальной действительности, в пределах которых возникают общественные отношения" <25>.
"Комментарий к Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности"
(постатейный)
(Шевораков А.Н., Смушкин А.Б., Федорук Е.О., Слобцов И.А., Киселев С.И.)
(под ред. И.К. Киселева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)- договоры, сдерживающие и запрещающие развитие ядерных вооружений в пространстве: Вашингтонский договор об Антарктиде (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о запрещении размещения ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) (1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раротонга) (1985 г.);
(постатейный)
(Шевораков А.Н., Смушкин А.Б., Федорук Е.О., Слобцов И.А., Киселев С.И.)
(под ред. И.К. Киселева)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009)- договоры, сдерживающие и запрещающие развитие ядерных вооружений в пространстве: Вашингтонский договор об Антарктиде (1959 г.), Договор о нераспространении ядерного оружия (1968 г.), Договор о запрещении размещения ядерного оружия в Латинской Америке (Договор Тлателолко) (1967 г.), Договор о безъядерной зоне в южной части Тихого океана (Договор Раротонга) (1985 г.);
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 30.10.2010 N 1926-р
<О Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу>Существенным является географическое расположение антарктических станций и полевых баз, позволяющее организовать научные исследования в различных природно-ландшафтных комплексах Антарктиды и континентальный мониторинг состояния окружающей среды, а также наблюдение за деятельностью иностранных антарктических экспедиций, что предусмотрено Договором об Антарктике.
<О Стратегии развития деятельности Российской Федерации в Антарктике на период до 2020 года и на более отдаленную перспективу>Существенным является географическое расположение антарктических станций и полевых баз, позволяющее организовать научные исследования в различных природно-ландшафтных комплексах Антарктиды и континентальный мониторинг состояния окружающей среды, а также наблюдение за деятельностью иностранных антарктических экспедиций, что предусмотрено Договором об Антарктике.
Указ Президента РФ от 31.07.2022 N 512
(ред. от 13.08.2024)
"Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации"2) всестороннее содействие сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике;
(ред. от 13.08.2024)
"Об утверждении Морской доктрины Российской Федерации"2) всестороннее содействие сохранению и прогрессивному развитию системы Договора об Антарктике;
"Российское и международное морское право (публичное и частное)"
(Гуцуляк В.Н.)
("Граница", 2017)Под Антарктикой понимается район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и ограниченный параллелью 60° южной широты. Он включает в себя материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Площадь Антарктики в целом составляет около 10% площади нашей планеты.
(Гуцуляк В.Н.)
("Граница", 2017)Под Антарктикой понимается район земного шара, расположенный вокруг Южного полюса и ограниченный параллелью 60° южной широты. Он включает в себя материк Антарктиду, прилегающие к нему острова, а также части Атлантического, Тихого и Индийского океанов. Площадь Антарктики в целом составляет около 10% площади нашей планеты.
"Комментарий к Закону об авторском праве и смежных правах"
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Гаврилов Э.П.)
("Экзамен", 2005)При этом если произведение еще не было обнародовано, то использованию его на территории России всегда предшествует поступление этого произведения на территорию России. Поэтому содержащаяся в подп. 3 п. 1 ст. 5 норма, которая устанавливает, что необнародованное произведение, находящееся за рубежом, охраняется в России только на основе международного договора, оказывается не совсем точной: такое произведение охраняется во всех случаях его последующего (первого) использования на территории России.
(постатейный)
(4-е издание, переработанное и дополненное)
(Гаврилов Э.П.)
("Экзамен", 2005)При этом если произведение еще не было обнародовано, то использованию его на территории России всегда предшествует поступление этого произведения на территорию России. Поэтому содержащаяся в подп. 3 п. 1 ст. 5 норма, которая устанавливает, что необнародованное произведение, находящееся за рубежом, охраняется в России только на основе международного договора, оказывается не совсем точной: такое произведение охраняется во всех случаях его последующего (первого) использования на территории России.
Статья: Генезис понятия международного органа: международно-правовые аспекты
(Адзинба К.Г.)
("Административное и муниципальное право", 2012, N 9)Другим видом международного органа являются международные комиссии и комитеты. Они впервые стали функционировать значительно позже первых международных конференций. Основная цель деятельности комиссий и комитетов связана с обеспечением судоходства и рыболовства на международных реках. Наряду с международными конференциями, международные комиссии и комитеты были наиболее простой и удобной организационно-правовой формой международного сотрудничества, предшествовавшей международным организациям. Сегодня подобные комиссии и комитеты создаются на паритетных началах, например, в соответствии с Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктиды 1980 г., или Соглашением Российской Федерации и Марокко о создании Межправительственной смешанной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
(Адзинба К.Г.)
("Административное и муниципальное право", 2012, N 9)Другим видом международного органа являются международные комиссии и комитеты. Они впервые стали функционировать значительно позже первых международных конференций. Основная цель деятельности комиссий и комитетов связана с обеспечением судоходства и рыболовства на международных реках. Наряду с международными конференциями, международные комиссии и комитеты были наиболее простой и удобной организационно-правовой формой международного сотрудничества, предшествовавшей международным организациям. Сегодня подобные комиссии и комитеты создаются на паритетных началах, например, в соответствии с Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктиды 1980 г., или Соглашением Российской Федерации и Марокко о создании Межправительственной смешанной комиссии по экономическому и научно-техническому сотрудничеству.
Статья: Правовое регулирование международных воздушных перевозок пассажиров и грузов
(Выгодянский А.В.)
("Юрист", 2013, N 2)Большое влияние на международное воздушное право оказывают другие взаимодействующие с ним отрасли права. Так, в частности, международные конвенции по морскому праву определяют режим воздушного пространства над открытым морем, экономическими зонами, международными проливами и архипелажными водами. Договор по Антарктиде определяет режим полетов в этом регионе. Конвенции по вопросам перевозок опасных грузов, борьбы с распространением наркотиков, борьбы с инфекционными болезнями и тому подобные также затрагивают интересы авиаперевозчиков [2, с. 90].
(Выгодянский А.В.)
("Юрист", 2013, N 2)Большое влияние на международное воздушное право оказывают другие взаимодействующие с ним отрасли права. Так, в частности, международные конвенции по морскому праву определяют режим воздушного пространства над открытым морем, экономическими зонами, международными проливами и архипелажными водами. Договор по Антарктиде определяет режим полетов в этом регионе. Конвенции по вопросам перевозок опасных грузов, борьбы с распространением наркотиков, борьбы с инфекционными болезнями и тому подобные также затрагивают интересы авиаперевозчиков [2, с. 90].
"Полярное право: Монография"
(Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А.)
(под ред. А.С. Скаридова)
("Юстиция", 2017)Главная идея Соглашения заключается в том, что Антарктида <1> должна использоваться исключительно в мирных целях, здесь запрещены любые мероприятия военного характера, включая учреждения военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых типов оружия (статья 1). Договор запрещает:
(Мордвинова Т.Б., Скаридов А.С., Скаридова М.А.)
(под ред. А.С. Скаридова)
("Юстиция", 2017)Главная идея Соглашения заключается в том, что Антарктида <1> должна использоваться исключительно в мирных целях, здесь запрещены любые мероприятия военного характера, включая учреждения военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания любых типов оружия (статья 1). Договор запрещает:
Статья: Международное право между фрагментацией и интеграцией: вызовы для теории и практики
(Флек Д.)
("Российский юридический журнал", 2011, N 6)В определенных случаях обращение к сравнительному анализу других отраслей международного права представляется не только полезным, но и необходимым для достижения действительно убедительных результатов. Так, из ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в соответствии с которой "открытое море должно использоваться только для мирных целей", было бы ошибочно делать вывод о том, что даже обычные военные действия на море, вне зависимости от степени причинения вреда окружающей среде, запрещены. Ложность данного вывода доказывается тем, что нормы Конвенции ООН по морскому праву являются lex generalis и уступают нормам lex specialis права вооруженных конфликтов <46>. Этот аргумент применим и в случае, если рассматривать нормы Конвенции как lex specialis по сравнению с положениями международного экологического права, поскольку отнесение норм к специальным осуществляется исходя из их смысла, а не из содержания более широкой отрасли, к которой они относятся. Статья 88 Конвенции должна толковаться в совокупности с другими международными договорами, а ее понимание не следует ограничивать содержанием ст. 301 Конвенции, где, казалось бы, сделана попытка уточнить и разъяснить содержание упомянутой статьи. Анализ ст. 2 (4) Устава ООН, а также сравнительный анализ положений Международного договора об Антарктиде 1959 г., Договора о космосе 1967 г., Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. позволяют заметить тот факт, что термин "использование в мирных целях", который в договорах об Антарктиде и небесных телах понимается как "использование в невоенных целях", имеет более узкое значение в договорах об открытом море и космосе, где понимается как "использование в неагрессивных целях" <47>.
(Флек Д.)
("Российский юридический журнал", 2011, N 6)В определенных случаях обращение к сравнительному анализу других отраслей международного права представляется не только полезным, но и необходимым для достижения действительно убедительных результатов. Так, из ст. 88 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в соответствии с которой "открытое море должно использоваться только для мирных целей", было бы ошибочно делать вывод о том, что даже обычные военные действия на море, вне зависимости от степени причинения вреда окружающей среде, запрещены. Ложность данного вывода доказывается тем, что нормы Конвенции ООН по морскому праву являются lex generalis и уступают нормам lex specialis права вооруженных конфликтов <46>. Этот аргумент применим и в случае, если рассматривать нормы Конвенции как lex specialis по сравнению с положениями международного экологического права, поскольку отнесение норм к специальным осуществляется исходя из их смысла, а не из содержания более широкой отрасли, к которой они относятся. Статья 88 Конвенции должна толковаться в совокупности с другими международными договорами, а ее понимание не следует ограничивать содержанием ст. 301 Конвенции, где, казалось бы, сделана попытка уточнить и разъяснить содержание упомянутой статьи. Анализ ст. 2 (4) Устава ООН, а также сравнительный анализ положений Международного договора об Антарктиде 1959 г., Договора о космосе 1967 г., Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. позволяют заметить тот факт, что термин "использование в мирных целях", который в договорах об Антарктиде и небесных телах понимается как "использование в невоенных целях", имеет более узкое значение в договорах об открытом море и космосе, где понимается как "использование в неагрессивных целях" <47>.
"Собственность и право собственности"
(3-е издание, дополненное)
(Тархов В.А., Рыбаков В.А.)
("Юрист", 2007)Из вещей объектами собственности способны быть все, допускающие их обособление, иначе акватории, территории и воздушное пространство могут быть объектами суверенитета, но не собственности. Прежние представления, что границы земельного участка определяют также собственность на все, находящееся в их пределах вниз до центра Земли и вверх до бесконечности, за исключением не представляющего интереса для собственника <1>, давно оставлены. Мир согласился с доступностью для всех Антарктиды и космоса.
(3-е издание, дополненное)
(Тархов В.А., Рыбаков В.А.)
("Юрист", 2007)Из вещей объектами собственности способны быть все, допускающие их обособление, иначе акватории, территории и воздушное пространство могут быть объектами суверенитета, но не собственности. Прежние представления, что границы земельного участка определяют также собственность на все, находящееся в их пределах вниз до центра Земли и вверх до бесконечности, за исключением не представляющего интереса для собственника <1>, давно оставлены. Мир согласился с доступностью для всех Антарктиды и космоса.
Статья: Роль деклараций о сотрудничестве государств в Арктике и международное право
(Авхадеев В.Р.)
("Журнал российского права", 2014, N 10)<3> Напомним, Договор об Антарктике предусматривает демилитаризацию района Антарктиды, ее использование только в мирных целях (превращение исключительно в зону, свободную от ядерного оружия) и обеспечивает использование Антарктики в интересах всего человечества (см.: Россия в глобальном мире: 2000 - 2011 / Под общ. ред. И.С. Иванова. С. 470).
(Авхадеев В.Р.)
("Журнал российского права", 2014, N 10)<3> Напомним, Договор об Антарктике предусматривает демилитаризацию района Антарктиды, ее использование только в мирных целях (превращение исключительно в зону, свободную от ядерного оружия) и обеспечивает использование Антарктики в интересах всего человечества (см.: Россия в глобальном мире: 2000 - 2011 / Под общ. ред. И.С. Иванова. С. 470).
"Международное экологическое право: Учебник"
(отв. ред. Р.М. Валеев)
("Статут", 2012)При этом ст. 1(7) Конвенции определяет "освоение минеральных ресурсов Антарктики" как "поиск, разведку или разработку, но не включает научные исследования, как они понимаются в ст. III Договора об Антарктике".
(отв. ред. Р.М. Валеев)
("Статут", 2012)При этом ст. 1(7) Конвенции определяет "освоение минеральных ресурсов Антарктики" как "поиск, разведку или разработку, но не включает научные исследования, как они понимаются в ст. III Договора об Антарктике".
Статья: Соотношение международно-правового статуса Антарктики и концепции общего наследия человечества
(Авхадеев В.Р.)
("Туризм: право и экономика", 2006, N 5)Как будут развиваться события после окончания срока действия Протокола <16>, предсказать тем более трудно. Известно, что семь стран, подписавших Договор об Антарктиде (Аргентина, Норвегия, Чили, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания и Франция), до сих пор имеют на Антарктиду официальные территориальные претензии. Например, Австралия претендует на земли в Антарктиде общей площадью 6120 тыс. кв. км, что, однако, пока не признается участниками договора об Антарктике 1959 г.
(Авхадеев В.Р.)
("Туризм: право и экономика", 2006, N 5)Как будут развиваться события после окончания срока действия Протокола <16>, предсказать тем более трудно. Известно, что семь стран, подписавших Договор об Антарктиде (Аргентина, Норвегия, Чили, Австралия, Новая Зеландия, Великобритания и Франция), до сих пор имеют на Антарктиду официальные территориальные претензии. Например, Австралия претендует на земли в Антарктиде общей площадью 6120 тыс. кв. км, что, однако, пока не признается участниками договора об Антарктике 1959 г.