Договор о стационарном социальном обслуживании
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор о стационарном социальном обслуживании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 149 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, сделав вывод о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения в отношении услуг, связанных с проживанием и питанием в пансионате. Суд установил, что налогоплательщик заключал договоры о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания, а также договоры возмездного оказания комплекса услуг, связанных с проживанием постояльцев в пансионате и обеспечением их питанием. Суд указал, что для применения освобождения от налогообложения по НДС на основании подп. 3 п. 2 ст. 149 НК РФ налогоплательщик должен доказать факт оказания услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, представить заключения компетентных организаций о необходимости ухода за такими лицами. Оказание таких услуг должно быть обусловлено необходимостью ухода за больными, инвалидами и престарелыми. Вместе с тем в представленных обществом в качестве доказательств договорах не было предусмотрено оказание услуг по уходу за больными, инвалидами, престарелыми. В договорах отсутствовали ссылки на документы, определяющие положение постояльца как больного, инвалида или престарелого. Общество представило акты оказания услуг по договорам, согласно которым постояльцам был оказан комплекс услуг по пребыванию в пансионате, в них были указаны количество суток пребывания и стоимость. При этом в актах отсутствовала расшифровка комплекса оказанных услуг, в том числе содержащихся в приложении социальных услуг. Доказательства в виде справок, подтверждающих факт установления инвалидности ряду постояльцев, также не содержали заключений о необходимости предоставления инвалидам услуг по уходу и были представлены без выписок из актов освидетельствования граждан, признанных инвалидами, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Предъявленные суду индивидуальные программы реабилитации или абилитации инвалида также не были признаны свидетельствующими о признании гражданина нуждающимся в уходе. Суд указал, что эти документы не являются заключением компетентного органа, подтверждающим необходимость ухода. Индивидуальные программы предоставления социальных услуг относились лишь к договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания. В отношении договоров возмездного оказания услуг соответствующие индивидуальные программы предоставления социальных услуг представлены не были. Исходя из совокупности обстоятельств, суд признал обоснованным вывод инспекции о возможности применения освобождения от налогообложения НДС согласно подп. 14.1 п. 2 ст. 149 НК РФ в части реализации услуг по договорам о предоставлении социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания и о необоснованности применения освобождения в отношении предоставления услуг по проживанию и питанию в пансионате на основании договоров возмездного оказания услуг.
Апелляционное определение Московского городского суда от 07.05.2024 по делу N 33-13973/2024 (УИД 77RS0025-02-2022-003839-25)
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования исполнителя: 1) О взыскании задолженности; 2) О расторжении договора.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком обязательства по оплате оказываемых по договору услуг надлежащим образом не исполняются, в результате чего образовалась задолженность.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Разрешая ходатайство ответчика о взыскании с истца компенсацию за фактическую потерю времени в порядке ст. 99 ГПК РФ, суд первой инстанции указал, что действия истца по предъявлению иска к Г.Т. о взыскании задолженности за социальное обслуживание в форме стационарного социального обслуживания, расторжении договора и выселении, учитывая установленные судом обстоятельства, не свидетельствует о его недобросовестном поведении, о заявлении им неосновательного иска, доказательств, подтверждающих виновные действия истца в отношении ответчика, суду не представлено, фактов систематического противодействия истцом правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела не установлено, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявления о взыскании компенсации за фактическую потерю времени.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования исполнителя: 1) О взыскании задолженности; 2) О расторжении договора.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком обязательства по оплате оказываемых по договору услуг надлежащим образом не исполняются, в результате чего образовалась задолженность.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины - удовлетворено.Разрешая ходатайство ответчика о взыскании с истца компенсацию за фактическую потерю времени в порядке ст. 99 ГПК РФ, суд первой инстанции указал, что действия истца по предъявлению иска к Г.Т. о взыскании задолженности за социальное обслуживание в форме стационарного социального обслуживания, расторжении договора и выселении, учитывая установленные судом обстоятельства, не свидетельствует о его недобросовестном поведении, о заявлении им неосновательного иска, доказательств, подтверждающих виновные действия истца в отношении ответчика, суду не представлено, фактов систематического противодействия истцом правильному и своевременному рассмотрению и разрешению дела не установлено, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявления о взыскании компенсации за фактическую потерю времени.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- пенсионеры, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и работающие по трудовому договору (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) - 30 календарных дней;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- пенсионеры, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и работающие по трудовому договору (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) - 30 календарных дней;
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- пенсионеры, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и работающие по трудовому договору (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), - 30 календарных дней;
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)- пенсионеры, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и работающие по трудовому договору (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет), - 30 календарных дней;
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)19. Поставщики социальных услуг в субъекте Российской Федерации, предоставляющие гражданам на основании договора социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в рамках длящихся правоотношений, возникших до 1 января 2015 года, не вправе увеличивать размер ежемесячной платы за эти услуги по сравнению с тем, каким он был для этих граждан по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми, которые были установлены до введения с 1 января 2015 года нового правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)19. Поставщики социальных услуг в субъекте Российской Федерации, предоставляющие гражданам на основании договора социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания, в рамках длящихся правоотношений, возникших до 1 января 2015 года, не вправе увеличивать размер ежемесячной платы за эти услуги по сравнению с тем, каким он был для этих граждан по состоянию на 31 декабря 2014 года, а также ухудшать условия предоставления социальных услуг по сравнению с теми, которые были установлены до введения с 1 января 2015 года нового правового регулирования отношений в сфере социального обслуживания.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов"59. Если совершеннолетним лицам, получающим алименты, предоставлены социальные услуги в стационарной форме в организациях социального обслуживания бесплатно (например, когда они проживают в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в иных организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание) либо такие лица переданы на обеспечение (попечение) общественной или других организаций или граждан (в частности, в случае заключения с ними договоров пожизненного содержания с иждивением), то указанные обстоятельства могут явиться основаниями для освобождения плательщика алиментов от их уплаты, если отсутствуют исключительные обстоятельства, делающие необходимыми дополнительные расходы (особый уход, лечение, питание и т.п.), поскольку в силу абзаца четвертого пункта 2 статьи 120 СК РФ право на получение содержания утрачивается в случае прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов.
"О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов"59. Если совершеннолетним лицам, получающим алименты, предоставлены социальные услуги в стационарной форме в организациях социального обслуживания бесплатно (например, когда они проживают в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в иных организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание) либо такие лица переданы на обеспечение (попечение) общественной или других организаций или граждан (в частности, в случае заключения с ними договоров пожизненного содержания с иждивением), то указанные обстоятельства могут явиться основаниями для освобождения плательщика алиментов от их уплаты, если отсутствуют исключительные обстоятельства, делающие необходимыми дополнительные расходы (особый уход, лечение, питание и т.п.), поскольку в силу абзаца четвертого пункта 2 статьи 120 СК РФ право на получение содержания утрачивается в случае прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов.
Статья: Механизм межотраслевого взаимодействия норм о договоре института социального обслуживания и общих положений о договоре гражданского права
(Казакова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Пример того, в каком порядке должно происходить межотраслевое взаимодействие, демонстрирует Верховный Суд РФ. В период с 2021 по 2023 г. Верховный Суд РФ рассмотрел несколько дел и отменил судебные решения нижестоящих судов Северо-Западного федерального округа по искам получателей социальных услуг о взыскании неосновательного обогащения со стационарных учреждений социального обслуживания, с которыми граждане состояли в договорных отношениях. В качестве основания для взыскания денежных средств истцы ссылались на незаконное изменение учреждением существенных условий договора о предоставлении социальных услуг в части оплаты в сторону ее увеличения и, как следствие - неправомерное получение ответчиком денежных средств в качестве оплаты за оказанные услуги. Суды отказывали в удовлетворении требований, руководствуясь нормами Федерального закона N 442-ФЗ о порядке расчета размера оплаты за услуги. Верховный Суд РФ, отменяя судебные решения, посчитал, что в оспариваемых случаях, где имели место длящиеся правоотношения, применению подлежала ч. 2 ст. 35 Закона. Далее, признав изменение условий договора не соответствующими требованиям закона, Верховный Суд РФ указал на необходимость обращения к нормам гражданского законодательства, регулирующим последствия признания сделок недействительными и обязательства вследствие неосновательного обогащения, то есть фактически исходил из комплексного правового регулирования сложившихся правоотношений и координационных (то есть причинно-следственных) связей отраслевых норм <13>.
(Казакова М.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)Пример того, в каком порядке должно происходить межотраслевое взаимодействие, демонстрирует Верховный Суд РФ. В период с 2021 по 2023 г. Верховный Суд РФ рассмотрел несколько дел и отменил судебные решения нижестоящих судов Северо-Западного федерального округа по искам получателей социальных услуг о взыскании неосновательного обогащения со стационарных учреждений социального обслуживания, с которыми граждане состояли в договорных отношениях. В качестве основания для взыскания денежных средств истцы ссылались на незаконное изменение учреждением существенных условий договора о предоставлении социальных услуг в части оплаты в сторону ее увеличения и, как следствие - неправомерное получение ответчиком денежных средств в качестве оплаты за оказанные услуги. Суды отказывали в удовлетворении требований, руководствуясь нормами Федерального закона N 442-ФЗ о порядке расчета размера оплаты за услуги. Верховный Суд РФ, отменяя судебные решения, посчитал, что в оспариваемых случаях, где имели место длящиеся правоотношения, применению подлежала ч. 2 ст. 35 Закона. Далее, признав изменение условий договора не соответствующими требованиям закона, Верховный Суд РФ указал на необходимость обращения к нормам гражданского законодательства, регулирующим последствия признания сделок недействительными и обязательства вследствие неосновательного обогащения, то есть фактически исходил из комплексного правового регулирования сложившихся правоотношений и координационных (то есть причинно-следственных) связей отраслевых норм <13>.
Статья: Гражданско-правовые конструкции в законодательстве о социальном обслуживании
(Григорьев И.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Отметим, что договорные конструкции в сфере социального обслуживания были известны и ранее действовавшему законодательству. Так, в ст. 5 Закона N 122-ФЗ содержалось положение, согласно которому социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Примечательно, что одной из сторон в таких договорах выступал орган социальной защиты, за счет чего обеспечивалась гарантированность предоставления социального обслуживания. Кроме того, возможность получения социального обслуживания на договорных началах была ограничена и предусматривалась только в определенных законодательством случаях [11, с. 40].
(Григорьев И.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2020, N 4)Отметим, что договорные конструкции в сфере социального обслуживания были известны и ранее действовавшему законодательству. Так, в ст. 5 Закона N 122-ФЗ содержалось положение, согласно которому социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Примечательно, что одной из сторон в таких договорах выступал орган социальной защиты, за счет чего обеспечивалась гарантированность предоставления социального обслуживания. Кроме того, возможность получения социального обслуживания на договорных началах была ограничена и предусматривалась только в определенных законодательством случаях [11, с. 40].
Статья: Признаки, характеризующие арендатора арендного жилья по законодательству Республики Беларусь
(Андрияшко М.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)9) медицинских и педагогических работников учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, и организаций здравоохранения, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях;
(Андрияшко М.В.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 1)9) медицинских и педагогических работников учреждений социального обслуживания, осуществляющих стационарное социальное обслуживание, и организаций здравоохранения, оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях;
Ситуация: Как оформить пожилого родственника в дом для престарелых?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются на платной основе. Исключение составляют бесплатно оказываемые услуги отдельным категориям граждан (в частности, инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам боевых действий, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов). Законодательством субъектов РФ могут предусматриваться и другие категории лиц, которым указанные услуги предоставляются бесплатно (ч. 1, 3 ст. 31, ч. 3 ст. 32 Закона N 442-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Социальные услуги в стационарной форме социального обслуживания предоставляются на платной основе. Исключение составляют бесплатно оказываемые услуги отдельным категориям граждан (в частности, инвалидам и участникам ВОВ, инвалидам боевых действий, лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов). Законодательством субъектов РФ могут предусматриваться и другие категории лиц, которым указанные услуги предоставляются бесплатно (ч. 1, 3 ст. 31, ч. 3 ст. 32 Закона N 442-ФЗ).
Вопрос: О подтверждении необходимости ухода за престарелыми и инвалидами в целях применения освобождения от НДС при оказании услуг по такому уходу.
(Письмо Минфина России от 09.03.2023 N 03-07-07/19880)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью осуществляет в негосударственном пансионате для пожилых деятельность по предоставлению платных услуг по уходу за престарелыми и инвалидами в форме стационарного социального обслуживания на основании заключенных с получателями услуг договоров о предоставлении социальных услуг.
(Письмо Минфина России от 09.03.2023 N 03-07-07/19880)Вопрос: Общество с ограниченной ответственностью осуществляет в негосударственном пансионате для пожилых деятельность по предоставлению платных услуг по уходу за престарелыми и инвалидами в форме стационарного социального обслуживания на основании заключенных с получателями услуг договоров о предоставлении социальных услуг.
"Жилищный кодекс Российской Федерации: постатейный научно-практический комментарий: учебное пособие"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Так, например, в г. Москве право на получение жилых помещений в безвозмездное пользование имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий пожилые граждане и инвалиды, ранее безвозмездно и в установленном порядке передавшие городу жилое помещение в связи с их помещением в организации стационарного социального обслуживания, в случае отказа от получения социальных услуг в стационарной форме, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. В целях социальной защиты отдельных категорий граждан в г. Москве также заключается договор безвозмездного пользования жилыми помещениями с многодетными семьями (ст. 27 Закона г. Москвы от 27 января 2010 г. N 2).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Гришаев С.П.)
("Проспект", 2024)Так, например, в г. Москве право на получение жилых помещений в безвозмездное пользование имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий пожилые граждане и инвалиды, ранее безвозмездно и в установленном порядке передавшие городу жилое помещение в связи с их помещением в организации стационарного социального обслуживания, в случае отказа от получения социальных услуг в стационарной форме, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. В целях социальной защиты отдельных категорий граждан в г. Москве также заключается договор безвозмездного пользования жилыми помещениями с многодетными семьями (ст. 27 Закона г. Москвы от 27 января 2010 г. N 2).
Статья: Жилище как вид социального обеспечения
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В статье рассматриваются особенности применения материального блага в виде жилища в сфере социального обеспечения. Выявлено, что жилище как объект социально-обеспечительных отношений активно используется при возникновении у граждан социальных рисков, вследствие которых происходит утрата жилья или требуется постоянный посторонний уход (для инвалидов, престарелых, детей), в целях временного проживания, временного поселения, временного пребывания или временного содержания граждан. В некоторых таких случаях предоставление жилища представляет собой один из элементов некоторых иных видов социального обеспечения - в основном социального обслуживания, предоставляемого в форме стационара или полустационара. Кроме того, отношения по предоставлению малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений по договорам социального найма, а также для бедных слоев населения - по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (в так называемых наемных домах социального использования) при отсутствии у указанных граждан какого-либо жилья также, по мнению автора, в полной мере отвечают основным критериям социально-обеспечительных отношений. Сделан вывод, что отношения по предоставлению жилищных субсидий некоторым категориям работников, которые должны быть такими работниками отработаны по определенной профессии и нередко в определенной местности (например, сельской), должны рассматриваться как имеющие смешанную отраслевую принадлежность (включая право социального обеспечения).
(Аверьянова М.И.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)В статье рассматриваются особенности применения материального блага в виде жилища в сфере социального обеспечения. Выявлено, что жилище как объект социально-обеспечительных отношений активно используется при возникновении у граждан социальных рисков, вследствие которых происходит утрата жилья или требуется постоянный посторонний уход (для инвалидов, престарелых, детей), в целях временного проживания, временного поселения, временного пребывания или временного содержания граждан. В некоторых таких случаях предоставление жилища представляет собой один из элементов некоторых иных видов социального обеспечения - в основном социального обслуживания, предоставляемого в форме стационара или полустационара. Кроме того, отношения по предоставлению малоимущим гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилых помещений по договорам социального найма, а также для бедных слоев населения - по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (в так называемых наемных домах социального использования) при отсутствии у указанных граждан какого-либо жилья также, по мнению автора, в полной мере отвечают основным критериям социально-обеспечительных отношений. Сделан вывод, что отношения по предоставлению жилищных субсидий некоторым категориям работников, которые должны быть такими работниками отработаны по определенной профессии и нередко в определенной местности (например, сельской), должны рассматриваться как имеющие смешанную отраслевую принадлежность (включая право социального обеспечения).
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены руководителями (их заместителями) таких организаций.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)4) доверенности совершеннолетних дееспособных граждан, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, которые удостоверены руководителями (их заместителями) таких организаций.
"Личные и имущественные правоотношения супругов: учебное пособие"
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)Основанием освобождения должника от уплаты алиментов может быть помещение супруга, получающего алименты от другого супруга, в дом инвалидов или заключение им договора пожизненного содержания с иждивением. Верховный Суд России разъясняет этот вопрос следующим образом: "Если совершеннолетним лицам, получающим алименты, предоставлены социальные услуги в стационарной форме в организациях социального обслуживания бесплатно (например, когда они проживают в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в иных организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание) либо такие лица переданы на обеспечение (попечение) общественной или других организаций или граждан (в частности, в случае заключения с ними договоров пожизненного содержания с иждивением), то указанные обстоятельства могут явиться основаниями для освобождения плательщика алиментов от их уплаты, если отсутствуют исключительные обстоятельства, делающие необходимыми дополнительные расходы (особый уход, лечение, питание и т.п.), поскольку в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 120 СК РФ право на получение содержания утрачивается в случае прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов" (п. 59 ППВС РФ N 56).
(отв. ред. О.Н. Низамиева)
("Проспект", 2023)Основанием освобождения должника от уплаты алиментов может быть помещение супруга, получающего алименты от другого супруга, в дом инвалидов или заключение им договора пожизненного содержания с иждивением. Верховный Суд России разъясняет этот вопрос следующим образом: "Если совершеннолетним лицам, получающим алименты, предоставлены социальные услуги в стационарной форме в организациях социального обслуживания бесплатно (например, когда они проживают в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, ветеранов войны и труда, в иных организациях, осуществляющих стационарное социальное обслуживание) либо такие лица переданы на обеспечение (попечение) общественной или других организаций или граждан (в частности, в случае заключения с ними договоров пожизненного содержания с иждивением), то указанные обстоятельства могут явиться основаниями для освобождения плательщика алиментов от их уплаты, если отсутствуют исключительные обстоятельства, делающие необходимыми дополнительные расходы (особый уход, лечение, питание и т.п.), поскольку в силу абзаца 4 пункта 2 статьи 120 СК РФ право на получение содержания утрачивается в случае прекращения нуждаемости в помощи получателя алиментов" (п. 59 ППВС РФ N 56).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, в Москве право на получение жилых помещений в безвозмездное пользование имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий пожилые граждане и инвалиды, ранее безвозмездно и в установленном порядке передавшие городу жилое помещение в связи с их помещением в организации стационарного социального обслуживания, в случае отказа от получения социальных услуг в стационарной форме, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. В целях социальной защиты отдельных категорий граждан в г. Москве также заключается договор безвозмездного пользования жилыми помещениями с многодетными семьями (ст. 27 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2; ст. ст. 25, 26 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29; п. 1.1.3 Постановления Правительства Москвы от 21.09.2016 N 588-ПП; п. 11.2 Постановления Правительства Москвы от 01.04.2008 N 248-ПП).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Например, в Москве право на получение жилых помещений в безвозмездное пользование имеют признанные нуждающимися в жилых помещениях или улучшении жилищных условий пожилые граждане и инвалиды, ранее безвозмездно и в установленном порядке передавшие городу жилое помещение в связи с их помещением в организации стационарного социального обслуживания, в случае отказа от получения социальных услуг в стационарной форме, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. В целях социальной защиты отдельных категорий граждан в г. Москве также заключается договор безвозмездного пользования жилыми помещениями с многодетными семьями (ст. 27 Закона г. Москвы от 27.01.2010 N 2; ст. ст. 25, 26 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29; п. 1.1.3 Постановления Правительства Москвы от 21.09.2016 N 588-ПП; п. 11.2 Постановления Правительства Москвы от 01.04.2008 N 248-ПП).