Договор о совместном создании произведения
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор о совместном создании произведения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О копродукции в кинематографе и месте сопродюсерского договора в классификации гражданско-правовых договоров
(Бражникова Д.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Договор простого товарищества - гибкая правовая конструкция. Однако очевидно, что положения ГК РФ о договоре простого товарищества не в полной мере охватывают все нюансы совместного производства аудиовизуального произведения. Требуется специальное правовое регулирование вопроса создания и распоряжения правами на совместно созданное кинематографическое произведение по сопродюсерскому договору.
(Бражникова Д.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 1)Договор простого товарищества - гибкая правовая конструкция. Однако очевидно, что положения ГК РФ о договоре простого товарищества не в полной мере охватывают все нюансы совместного производства аудиовизуального произведения. Требуется специальное правовое регулирование вопроса создания и распоряжения правами на совместно созданное кинематографическое произведение по сопродюсерскому договору.
Статья: Институт соавторства в России и Германии: общее и особенное
(Блинова Ю.В., Дворянкин Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)В статье проанализированы положения российского и немецкого законодательства, посвященные регулированию отношений соавторства. В результате исследования выявлены следующие особенности. В силу ГК РФ совместное творчество нескольких лиц может осуществляться в режиме как раздельного, так и нераздельного соавторства, включая промежуточные режимы, выделяемые доктринально; немецкий законодатель называет только нераздельное соавторство в качестве основания для появления соавторов, все иные случаи покрываются режимом связанных произведений. Соавторство может возникнуть только при наличии совместного творческого труда, который предполагает наличие понимания соавторов, что они работают совместно (субъективный критерий), а также единый промежуток времени, нахождение на одной "стадии производства", наличие соглашения между соавторами и др. (объективный критерий). Немецкая судебная практика уточняет: соавторство не исключается в случае поэтапного вклада, но оно предполагает, что каждый участник внес свой творческий вклад, подчиненный общей идее. Не требуется, чтобы соавторы одновременно участвовали во всех стадиях разработки произведения. Соответственно, возможно так называемое вертикальное разделение труда, при котором соавторы опираются на уже созданные предварительные версии произведения, а также горизонтальное разделение труда, когда соавторы параллельно создают отдельные части произведения, сливающиеся затем в единое произведение. Действующая в России презумпция равного вклада соавторов в создание общего произведения применяется в Германии субсидиарно, если объективно невозможно определить этот вклад. Основными регуляторами прав соавторов (авторов) в России и Германии являются закон и договор, иногда - судебное решение. Использование произведения, созданного соавторами, осуществляется совместно с учетом принципа добросовестности, который эксплицитно присутствует в немецком законе и следует из системного толкования ГК РФ.
(Блинова Ю.В., Дворянкин Г.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 1)В статье проанализированы положения российского и немецкого законодательства, посвященные регулированию отношений соавторства. В результате исследования выявлены следующие особенности. В силу ГК РФ совместное творчество нескольких лиц может осуществляться в режиме как раздельного, так и нераздельного соавторства, включая промежуточные режимы, выделяемые доктринально; немецкий законодатель называет только нераздельное соавторство в качестве основания для появления соавторов, все иные случаи покрываются режимом связанных произведений. Соавторство может возникнуть только при наличии совместного творческого труда, который предполагает наличие понимания соавторов, что они работают совместно (субъективный критерий), а также единый промежуток времени, нахождение на одной "стадии производства", наличие соглашения между соавторами и др. (объективный критерий). Немецкая судебная практика уточняет: соавторство не исключается в случае поэтапного вклада, но оно предполагает, что каждый участник внес свой творческий вклад, подчиненный общей идее. Не требуется, чтобы соавторы одновременно участвовали во всех стадиях разработки произведения. Соответственно, возможно так называемое вертикальное разделение труда, при котором соавторы опираются на уже созданные предварительные версии произведения, а также горизонтальное разделение труда, когда соавторы параллельно создают отдельные части произведения, сливающиеся затем в единое произведение. Действующая в России презумпция равного вклада соавторов в создание общего произведения применяется в Германии субсидиарно, если объективно невозможно определить этот вклад. Основными регуляторами прав соавторов (авторов) в России и Германии являются закон и договор, иногда - судебное решение. Использование произведения, созданного соавторами, осуществляется совместно с учетом принципа добросовестности, который эксплицитно присутствует в немецком законе и следует из системного толкования ГК РФ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел, связанных с нарушением авторских и смежных прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции, указав также, что соглашение авторов о совместном использовании музыкальных произведений - песен в суд не представлено. Лицензионные договоры, заключенные между Г. и авторами текстов песен об использовании текста, свидетельствуют о том, что каждый из авторов текста и музыки мог распорядиться своей частью созданного в соавторстве произведения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)Суд апелляционной инстанции оставил без изменения решение суда первой инстанции, указав также, что соглашение авторов о совместном использовании музыкальных произведений - песен в суд не представлено. Лицензионные договоры, заключенные между Г. и авторами текстов песен об использовании текста, свидетельствуют о том, что каждый из авторов текста и музыки мог распорядиться своей частью созданного в соавторстве произведения.
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251н
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835)Должностные обязанности. Создает авторские произведения хореографического искусства, осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых балетных спектаклей, хореографических сцен в представлениях других жанров в количестве, определяемом трудовым договором, обеспечивает их художественный уровень. Представляет руководству организации исполнительских искусств предложения о составах постановочных групп в осуществляемых им постановках. Представляет совместно с художником-постановщиком на утверждение руководству или художественному совету организации эскизы и макеты сценического оформления осуществляемой им постановки. Проводит репетиции, руководит работой постановочной группы и работниками художественно-постановочной части, участвующими в репетициях. Осуществляет плановые, срочные и экстренные вводы новых исполнителей в поставленные ранее балетные спектакли (номера). Обеспечивает соблюдение производственной и творческой дисциплины во время проведения балетных спектаклей, репетиций, занятий. В порядке, установленном в организации, дежурит на спектаклях (концертах, представлениях). Принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организации, в работе по пропаганде хореографического, исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.
"Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.05.2011 N 20835)Должностные обязанности. Создает авторские произведения хореографического искусства, осуществляет выпуск новых и капитально возобновляемых балетных спектаклей, хореографических сцен в представлениях других жанров в количестве, определяемом трудовым договором, обеспечивает их художественный уровень. Представляет руководству организации исполнительских искусств предложения о составах постановочных групп в осуществляемых им постановках. Представляет совместно с художником-постановщиком на утверждение руководству или художественному совету организации эскизы и макеты сценического оформления осуществляемой им постановки. Проводит репетиции, руководит работой постановочной группы и работниками художественно-постановочной части, участвующими в репетициях. Осуществляет плановые, срочные и экстренные вводы новых исполнителей в поставленные ранее балетные спектакли (номера). Обеспечивает соблюдение производственной и творческой дисциплины во время проведения балетных спектаклей, репетиций, занятий. В порядке, установленном в организации, дежурит на спектаклях (концертах, представлениях). Принимает непосредственное участие в организации и проведении мероприятий по повышению профессионального мастерства творческих работников организации, в работе по пропаганде хореографического, исполнительских искусств, направленной на расширение зрительской аудитории.
"Пробелы в праве в условиях цифровизации: сборник научных трудов"
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Пробелом в авторском праве является, однако, отсутствие самой возможности обращения к договору о совместной деятельности в случае проведения научных исследований коллективом из специалистов разных научных дисциплин и передачи исключительного права в качестве доли участия в совместном исследовании, проводимом на условиях договора без образования юридического лица.
(под общ. ред. Д.А. Пашенцева, М.В. Залоило)
("Инфотропик Медиа", 2022)Пробелом в авторском праве является, однако, отсутствие самой возможности обращения к договору о совместной деятельности в случае проведения научных исследований коллективом из специалистов разных научных дисциплин и передачи исключительного права в качестве доли участия в совместном исследовании, проводимом на условиях договора без образования юридического лица.
Ситуация: Как подтвердить стаж для назначения страховой пенсии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды работы по договорам гражданско-правового характера, по авторским и лицензионным договорам подтверждаются этими договорами. Периоды творческой деятельности подтверждаются справкой организации, выплатившей вознаграждение за созданное произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей. Документ работодателя об уплате обязательных платежей необходим также для подтверждения периодов работы по гражданско-правовому договору, предметом которого являлось выполнение работ или оказание услуг (п. п. 13, 14, 23, 46 Правил).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Периоды работы по договорам гражданско-правового характера, по авторским и лицензионным договорам подтверждаются этими договорами. Периоды творческой деятельности подтверждаются справкой организации, выплатившей вознаграждение за созданное произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей. Документ работодателя об уплате обязательных платежей необходим также для подтверждения периодов работы по гражданско-правовому договору, предметом которого являлось выполнение работ или оказание услуг (п. п. 13, 14, 23, 46 Правил).
Статья: Сравнительно-правовой анализ подходов к регулированию совместного обладания авторскими правами
(Туркина А.Е.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 1)Закон не запрещает соавтору необоснованно уклоняться от предоставления согласия. В деле Powell v. Head <108> суд постановил, что все соправообладатели должны объединиться в предоставлении разрешения, прежде чем произведение, защищенное авторским правом, может быть использовано. Суд по делу Cescinsky v. George Routledge & Sons, Ltd. <109> указал, что в противном случае соправообладатели будут находиться во власти друг друга, и каждый из них может разрушить ценность общего права <110>. Тем не менее суды при определенных обстоятельствах прибегают к использованию подразумеваемых лицензий и подразумеваемых договорных условий как способов, позволяющих предотвратить необоснованные препятствия в использовании совместных произведений в случае множественности правообладателей <111>. Недостатком такого решения является непредсказуемость в его применении судами, возможность отзыва лицензии, а также невозможность его применить к способам использования, которые не существовали на момент создания произведения <112>.
(Туркина А.Е.)
("Вестник гражданского права", 2021, N 1)Закон не запрещает соавтору необоснованно уклоняться от предоставления согласия. В деле Powell v. Head <108> суд постановил, что все соправообладатели должны объединиться в предоставлении разрешения, прежде чем произведение, защищенное авторским правом, может быть использовано. Суд по делу Cescinsky v. George Routledge & Sons, Ltd. <109> указал, что в противном случае соправообладатели будут находиться во власти друг друга, и каждый из них может разрушить ценность общего права <110>. Тем не менее суды при определенных обстоятельствах прибегают к использованию подразумеваемых лицензий и подразумеваемых договорных условий как способов, позволяющих предотвратить необоснованные препятствия в использовании совместных произведений в случае множественности правообладателей <111>. Недостатком такого решения является непредсказуемость в его применении судами, возможность отзыва лицензии, а также невозможность его применить к способам использования, которые не существовали на момент создания произведения <112>.
"Юридические факты и иные жизненные обстоятельства: цивилистический очерк: монография"
(Соломин С.К., Соломина Н.Г.)
("Юстицинформ", 2022)Значение некоторых юридических поступков не ограничивается тем функционалом, которым его наделяет позитивное право. Так, квалификация действия, связанного с созданием произведения науки, литературы и искусства, в отечественной цивилистической доктрине уже на протяжении нескольких десятилетий не вызывает каких-либо сложностей: все в один голос утверждают, что перед нами пример юридического поступка <46>. Данная модель поведения ярко просматривается в ситуации, когда произведение создается единолично гражданином, необремененным обязанностью по его созданию, руководствующимся исключительно внутренним творческим порывом: авторское (абсолютное) правоотношение возникает при отсутствии взаимодействия с лицами, которые в указанном правоотношении займут место обязанной стороны и будут противостоять автору произведения в качестве лиц, не являющихся авторами. Однако произведение может быть создано в соавторстве, а также в рамках исполнения договора авторского заказа. Окажет ли это влияние на квалификацию совершенного действия? Очевидно, что нет. В предложенных ситуациях произведение создается автором (соавторами) при отсутствии взаимодействия с лицами, которые в авторском правоотношении займут сторону "не авторов". Вместе с тем произведение, созданное в соавторстве, предполагает наличие соглашения граждан, которые собираются создать произведение совместным творческим трудом. То есть речь идет о договоре, порождающем некое организационное правоотношение, целью которого будет выступать, например, написание монографии. Соответственно, в динамике данного договора факту написания монографии отведена роль основания прекращения договора в силу достижения его цели, то есть роль юридического факта: им будет погашена правовая связь, а именно, договорное организационное правоотношение. При этом существо юридического факта (написание монографии) остается тем же - создание произведения как юридический поступок. В предложенной ситуации наглядно показано, что один и тот же юридический факт может иметь разное назначение: относительно авторского правоотношения создание произведения выступает основанием его возникновения, а относительно договорного организационного правоотношения - основанием его прекращения <47>.
(Соломин С.К., Соломина Н.Г.)
("Юстицинформ", 2022)Значение некоторых юридических поступков не ограничивается тем функционалом, которым его наделяет позитивное право. Так, квалификация действия, связанного с созданием произведения науки, литературы и искусства, в отечественной цивилистической доктрине уже на протяжении нескольких десятилетий не вызывает каких-либо сложностей: все в один голос утверждают, что перед нами пример юридического поступка <46>. Данная модель поведения ярко просматривается в ситуации, когда произведение создается единолично гражданином, необремененным обязанностью по его созданию, руководствующимся исключительно внутренним творческим порывом: авторское (абсолютное) правоотношение возникает при отсутствии взаимодействия с лицами, которые в указанном правоотношении займут место обязанной стороны и будут противостоять автору произведения в качестве лиц, не являющихся авторами. Однако произведение может быть создано в соавторстве, а также в рамках исполнения договора авторского заказа. Окажет ли это влияние на квалификацию совершенного действия? Очевидно, что нет. В предложенных ситуациях произведение создается автором (соавторами) при отсутствии взаимодействия с лицами, которые в авторском правоотношении займут сторону "не авторов". Вместе с тем произведение, созданное в соавторстве, предполагает наличие соглашения граждан, которые собираются создать произведение совместным творческим трудом. То есть речь идет о договоре, порождающем некое организационное правоотношение, целью которого будет выступать, например, написание монографии. Соответственно, в динамике данного договора факту написания монографии отведена роль основания прекращения договора в силу достижения его цели, то есть роль юридического факта: им будет погашена правовая связь, а именно, договорное организационное правоотношение. При этом существо юридического факта (написание монографии) остается тем же - создание произведения как юридический поступок. В предложенной ситуации наглядно показано, что один и тот же юридический факт может иметь разное назначение: относительно авторского правоотношения создание произведения выступает основанием его возникновения, а относительно договорного организационного правоотношения - основанием его прекращения <47>.
"Персонаж как объект авторско-правовой охраны в законодательстве России"
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Также во многих случаях, когда в ГК РФ упоминается только "автор", на самом деле имеются в виду не только непосредственно сами авторы, но и их правопреемники. Данный подход традиционен и для международных договоров в области авторских прав, например: в соответствии с п. 6 ст. 2 Бернской конвенции охрана произведения должна осуществляться "в пользу автора и его правопреемников".
(Близнец И.А., Витко В.С.)
("ЮРИСТ", 2022)Также во многих случаях, когда в ГК РФ упоминается только "автор", на самом деле имеются в виду не только непосредственно сами авторы, но и их правопреемники. Данный подход традиционен и для международных договоров в области авторских прав, например: в соответствии с п. 6 ст. 2 Бернской конвенции охрана произведения должна осуществляться "в пользу автора и его правопреемников".
Вопрос: Вправе ли театр использовать изображения артистов из фрагментов спектаклей в исполняемых ими ролях для видеороликов, фотографий в целях рекламы спектаклей, если такое право в трудовых договорах не предусмотрено?
(Консультация эксперта, 2024)В силу ст. 1320 ГК РФ к правам на исполнение, созданное в пределах установленных для работника (исполнителя) трудовых обязанностей, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, соответственно применяются правила ст. 1295 ГК РФ.
(Консультация эксперта, 2024)В силу ст. 1320 ГК РФ к правам на исполнение, созданное в пределах установленных для работника (исполнителя) трудовых обязанностей, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, соответственно применяются правила ст. 1295 ГК РФ.
"Договоры об оказании информационных услуг: монография"
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)<1> Приказ ГКНТ РФ от 29.01.1997 N 13 "О распределении интеллектуальной собственности в договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и в договорах о совместной научно-технической деятельности, заключаемых между российскими и иностранными организациями" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)<1> Приказ ГКНТ РФ от 29.01.1997 N 13 "О распределении интеллектуальной собственности в договорах на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ и в договорах о совместной научно-технической деятельности, заключаемых между российскими и иностранными организациями" // СПС "КонсультантПлюс": Законодательство.
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Единственное различие между служебными произведениями и служебными исполнениями заключается в предмете правового регулирования. Поэтому к правам на исполнение, созданное в пределах, установленных для работника (исполнителя) трудовых обязанностей, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются в соответствии с комментируемой статьей правила ст. 1295 ГК РФ, регулирующей служебные произведения. Согласно указанной статье под служебными произведениями, понимаются произведения, созданные в рамках установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Трудовые обязанности, в соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, возлагаются на работника трудовым договором. Таким образом, произведение считается служебным, если между организацией и работником (автором) заключен трудовой договор.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Единственное различие между служебными произведениями и служебными исполнениями заключается в предмете правового регулирования. Поэтому к правам на исполнение, созданное в пределах, установленных для работника (исполнителя) трудовых обязанностей, в том числе к правам на созданное в таком порядке совместное исполнение, применяются в соответствии с комментируемой статьей правила ст. 1295 ГК РФ, регулирующей служебные произведения. Согласно указанной статье под служебными произведениями, понимаются произведения, созданные в рамках установленных для работника (автора) трудовых обязанностей. Трудовые обязанности, в соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации, возлагаются на работника трудовым договором. Таким образом, произведение считается служебным, если между организацией и работником (автором) заключен трудовой договор.
Статья: Проблемы использования исключительных прав супругов при банкротстве
(Надтокин А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Если автором результата интеллектуальной деятельности выступает супруг, то данные исключительные права неотделимы от него и не регулируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) в части совместно нажитого имущества супругов. Так, если один из супругов создал произведение искусства или изобретение в рамках своей интеллектуальной деятельности, то это может рассматриваться как личное имущество этого супруга и не включается в общее имущество.
(Надтокин А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Если автором результата интеллектуальной деятельности выступает супруг, то данные исключительные права неотделимы от него и не регулируются нормами Семейного кодекса Российской Федерации (СК РФ) в части совместно нажитого имущества супругов. Так, если один из супругов создал произведение искусства или изобретение в рамках своей интеллектуальной деятельности, то это может рассматриваться как личное имущество этого супруга и не включается в общее имущество.
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Наконец, существует и еще один вид множественности - совместная множественность, которая, в принципе, в ГК РФ не регулируется в общем виде, но, судя по всему, должна также выделяться. Такая множественность характеризуется тем, что все должники обязаны произвести исполнение вместе, и кредитор вправе требовать исполнения только от всех вместе (при пассивной множественности), либо все кредиторы имеют право требования только сообща (при активной множественности). Совместная множественность не поименована специально и не получает развернутой регламентации в рамках гл. 22 ГК РФ, однако признается отечественным правопорядком. Она прежде всего возможна в тех случаях, когда предмет обязательства неделим и при этом немыслимо исполнение обязательства любым из нескольких содолжников (при пассивной множественности) или в пользу лишь одного из нескольких сокредиторов (при активной множественности). Так, например, п. 5 ст. 185 ГК РФ упоминает о совместном представительстве, при котором представители осуществляют предоставленные им полномочия сообща. В рамках внутренних отношений такого добровольного представительства (отношений, возникающих в рамках заключенного между совместными представителями и представляемым договора поручения, агентского договора и т.п.) мы с очевидностью будем иметь пассивную совместную множественность. Равным образом в качестве совместного будет характеризоваться обязательство нескольких авторов создать по договору авторского заказа единое произведение, образующее неразрывное целое, и передать заказчику права на него (п. 3 ст. 1229 ГК РФ). Активная совместная множественность будет, например, иметь место в ситуации, когда пара фигуристов, выступающих на соревнованиях по парному фигурному катанию, нанимает тренера. В такой ситуации обязательство тренера по оказанию услуг предполагает, что тренировать он должен именно обоих заказчиков, и исполнить свое обязательство в адрес лишь одного из заказчиков, тренируя лишь одного из них, при отсутствии соглашения между заказчиками на сей счет, тренер не может, что как раз и отличает активную совместную множественность от ситуации с активной солидарной множественностью лиц, в рамках которой должник может по своему усмотрению исполнить обязательство в адрес любого из солидарных кредиторов (п. 1 ст. 326 ГК РФ).
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Наконец, существует и еще один вид множественности - совместная множественность, которая, в принципе, в ГК РФ не регулируется в общем виде, но, судя по всему, должна также выделяться. Такая множественность характеризуется тем, что все должники обязаны произвести исполнение вместе, и кредитор вправе требовать исполнения только от всех вместе (при пассивной множественности), либо все кредиторы имеют право требования только сообща (при активной множественности). Совместная множественность не поименована специально и не получает развернутой регламентации в рамках гл. 22 ГК РФ, однако признается отечественным правопорядком. Она прежде всего возможна в тех случаях, когда предмет обязательства неделим и при этом немыслимо исполнение обязательства любым из нескольких содолжников (при пассивной множественности) или в пользу лишь одного из нескольких сокредиторов (при активной множественности). Так, например, п. 5 ст. 185 ГК РФ упоминает о совместном представительстве, при котором представители осуществляют предоставленные им полномочия сообща. В рамках внутренних отношений такого добровольного представительства (отношений, возникающих в рамках заключенного между совместными представителями и представляемым договора поручения, агентского договора и т.п.) мы с очевидностью будем иметь пассивную совместную множественность. Равным образом в качестве совместного будет характеризоваться обязательство нескольких авторов создать по договору авторского заказа единое произведение, образующее неразрывное целое, и передать заказчику права на него (п. 3 ст. 1229 ГК РФ). Активная совместная множественность будет, например, иметь место в ситуации, когда пара фигуристов, выступающих на соревнованиях по парному фигурному катанию, нанимает тренера. В такой ситуации обязательство тренера по оказанию услуг предполагает, что тренировать он должен именно обоих заказчиков, и исполнить свое обязательство в адрес лишь одного из заказчиков, тренируя лишь одного из них, при отсутствии соглашения между заказчиками на сей счет, тренер не может, что как раз и отличает активную совместную множественность от ситуации с активной солидарной множественностью лиц, в рамках которой должник может по своему усмотрению исполнить обязательство в адрес любого из солидарных кредиторов (п. 1 ст. 326 ГК РФ).