Договор о направлении на обучение
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор о направлении на обучение (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 71.1 "Особенности приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования" Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации""Верно толкуя и применяя приведенные нормы права, суды пришли к обоснованному выводу о наличии оснований для выплаты штрафа, предусмотренного частью 6 статьи 71.1 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", поскольку Я. нарушено условие договора о целевом обучении - он после завершения обучения по направлению Министерства здравоохранения Челябинской области не трудоустроился в государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Городская больница N 1 г. Коркино" по полученной специальности. Определенный истцом размер штрафа 353 399 руб. 99 коп. соответствует приведенным нормативным положениям."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Организация на УСН с объектом "доходы минус расходы" направляет своих штатных юристов на обучение в иностранное учебное заведение. Договор об обучении заключен через агента, который действует от имени организации. Вправе ли организация учесть в целях налогообложения расходы на такое обучение?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация на УСН с объектом "доходы минус расходы" направляет своих штатных юристов на обучение в иностранное учебное заведение. Договор об обучении заключен через агента, который действует от имени организации. Вправе ли организация учесть в целях налогообложения расходы на такое обучение?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Организация на УСН с объектом "доходы минус расходы" направляет своих штатных юристов на обучение в иностранное учебное заведение. Договор об обучении заключен через агента, который действует от имени организации. Вправе ли организация учесть в целях налогообложения расходы на такое обучение?
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
(ред. от 08.12.2020)
"О трудовых пенсиях в Российской Федерации"1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
Готовое решение: Кто является ответственным за обеспечение пожарной безопасности в организации и какие требования к нему предъявляются
(КонсультантПлюс, 2025)Периодичность повышения квалификации Приказом МЧС России от 16.12.2024 N 1120 не установлена. Ее можно закрепить в трудовом договоре. Необходимость направления работника на такое обучение определяет руководитель организации (гражданин) (ч. 1 ст. 196 ТК РФ, п. 13 Разъяснений из Информационного письма МЧС России от 17.04.2025 N ИВ-19-4-710, Письмо МЧС России от 03.07.2025 N ИГ-19-14-908).
(КонсультантПлюс, 2025)Периодичность повышения квалификации Приказом МЧС России от 16.12.2024 N 1120 не установлена. Ее можно закрепить в трудовом договоре. Необходимость направления работника на такое обучение определяет руководитель организации (гражданин) (ч. 1 ст. 196 ТК РФ, п. 13 Разъяснений из Информационного письма МЧС России от 17.04.2025 N ИВ-19-4-710, Письмо МЧС России от 03.07.2025 N ИГ-19-14-908).
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)договор о направлении работника на обучение с полной (частичной) оплатой за счет работодателя;
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)договор о направлении работника на обучение с полной (частичной) оплатой за счет работодателя;
Путеводитель по кадровым вопросам. Ученический договор4) условие об обязанности работника пройти обучение и в соответствии с полученной квалификацией проработать по трудовому договору с направившим его на обучение работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре. Конкретный срок отработки трудовым законодательством не установлен и определяется соглашением сторон (Письмо Государственной инспекции труда в г. Москве от 18.10.2018 N 2-867-18-ПО/1176/1).
Статья: Ученический договор с работником-студентом вместо трудового?
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Кроме всех незаконных или сомнительных моментов таких манипуляций, хочется вернуться к человеческому фактору. Студент, пытаясь во время обучения получить опыт по специальности, которую приобретает, рассчитывает в первую очередь на документальное подтверждение такого опыта для дальнейшей жизни - стаж, зафиксированный в сведениях о трудовой деятельности, с указанием должности, на которой он успел поработать; отчисления для будущей пенсии (это в 20 лет кажется, что она далека, но время пролетает быстро...); на оплату больничного, если случится заболеть; на законный отпуск. А все это он может получить, только заключив с работодателем именно трудовой договор. В направлении на обучение от работодателя он не нуждается - это решение молодой работник - студент давно принял сам, без помощи и поддержки "доброго дяди" - работодателя. А если еще в ученическом договоре есть обязанность студента отрабатывать несколько лет после окончания обучения, вдумчивого человека это просто возмутит, ибо он абсолютно разумно не поймет законности такого требования. Да еще и обязанность вернуть всю стипендию (а по факту заработную плату, если он будет работать) - это фактически бесплатное рабство, на которое мало кто согласится. А следовательно, в этой ситуации рассудительный студент просто может отказаться трудиться у такого работодателя - и работодатель останется без перспективного сотрудника.
(Матвейчук Т.И.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)Кроме всех незаконных или сомнительных моментов таких манипуляций, хочется вернуться к человеческому фактору. Студент, пытаясь во время обучения получить опыт по специальности, которую приобретает, рассчитывает в первую очередь на документальное подтверждение такого опыта для дальнейшей жизни - стаж, зафиксированный в сведениях о трудовой деятельности, с указанием должности, на которой он успел поработать; отчисления для будущей пенсии (это в 20 лет кажется, что она далека, но время пролетает быстро...); на оплату больничного, если случится заболеть; на законный отпуск. А все это он может получить, только заключив с работодателем именно трудовой договор. В направлении на обучение от работодателя он не нуждается - это решение молодой работник - студент давно принял сам, без помощи и поддержки "доброго дяди" - работодателя. А если еще в ученическом договоре есть обязанность студента отрабатывать несколько лет после окончания обучения, вдумчивого человека это просто возмутит, ибо он абсолютно разумно не поймет законности такого требования. Да еще и обязанность вернуть всю стипендию (а по факту заработную плату, если он будет работать) - это фактически бесплатное рабство, на которое мало кто согласится. А следовательно, в этой ситуации рассудительный студент просто может отказаться трудиться у такого работодателя - и работодатель останется без перспективного сотрудника.
Статья: Роль органов местного самоуправления в развитии системы здравоохранения в России
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Несколько в стороне от рассмотренных полномочий, но все же имеющее непосредственное отношение к созданию условий оказания медицинской помощи - кадровое обеспечение. Сегодня нехватка специалистов является одной из основных проблем российской системы здравоохранения. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2023 г. наблюдалась нехватка около 26,5 тыс. врачей и 58,2 тыс. среднего медперсонала <11>. При этом стоит отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция к сокращению дефицита и увеличению числа лиц, зачисленных в медицинские институты, при общем увеличении конкурса на одно место. Однако здесь наблюдается еще одна проблема - внутренняя трудовая миграция, обусловленная существенными различиями условий труда медицинских работников. Это приводит к усугублению проблемы обеспеченности кадров системы здравоохранения в отдельных субъектах, да и внутри самого субъекта. Федеральные программы "Земский фельдшер" и "Земский доктор", несмотря на определенное позитивное влияние, не смогли решить проблему кадрового обеспечения. Сегодня законодатель предусмотрел возможность органов местного самоуправления самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы по привлечению медицинских работников в медицинские организации независимо от форм собственности. Среди методов развития кадрового потенциала муниципального образования - возможность органов местного самоуправления заключать договоры с абитуриентами на осуществление их обучения по целевому направлению. Студент обучается на безвозмездной основе, однако после окончания института уже выпускник обязан работать от 3 до 5 лет в медицинских организациях, находящихся в государственной собственности. Не менее интересным представляется предоставление жилья медицинским работникам или компенсации ее аренды (полностью или в части), проведение мероприятий, направленных на повышение престижа и популяризацию профессии медицинского работника, помощь в получении мест для детей врачей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
(Платонова Н.И.)
("Юрист", 2025, N 5)Несколько в стороне от рассмотренных полномочий, но все же имеющее непосредственное отношение к созданию условий оказания медицинской помощи - кадровое обеспечение. Сегодня нехватка специалистов является одной из основных проблем российской системы здравоохранения. По данным Министерства здравоохранения, в России в 2023 г. наблюдалась нехватка около 26,5 тыс. врачей и 58,2 тыс. среднего медперсонала <11>. При этом стоит отметить, что за последние несколько лет наметилась тенденция к сокращению дефицита и увеличению числа лиц, зачисленных в медицинские институты, при общем увеличении конкурса на одно место. Однако здесь наблюдается еще одна проблема - внутренняя трудовая миграция, обусловленная существенными различиями условий труда медицинских работников. Это приводит к усугублению проблемы обеспеченности кадров системы здравоохранения в отдельных субъектах, да и внутри самого субъекта. Федеральные программы "Земский фельдшер" и "Земский доктор", несмотря на определенное позитивное влияние, не смогли решить проблему кадрового обеспечения. Сегодня законодатель предусмотрел возможность органов местного самоуправления самостоятельно разрабатывать и реализовывать программы по привлечению медицинских работников в медицинские организации независимо от форм собственности. Среди методов развития кадрового потенциала муниципального образования - возможность органов местного самоуправления заключать договоры с абитуриентами на осуществление их обучения по целевому направлению. Студент обучается на безвозмездной основе, однако после окончания института уже выпускник обязан работать от 3 до 5 лет в медицинских организациях, находящихся в государственной собственности. Не менее интересным представляется предоставление жилья медицинским работникам или компенсации ее аренды (полностью или в части), проведение мероприятий, направленных на повышение престижа и популяризацию профессии медицинского работника, помощь в получении мест для детей врачей в дошкольных и школьных образовательных учреждениях.
"Научно-практический комментарий судебной практики по спорам в сфере труда и социального обеспечения медицинских работников"
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)10. Предметом спора может стать и само оформление соответствующего обучения. Согласно первой точке зрения, если обязанность обеспечить повышение квалификации работника возложена на работодателя нормативными актами, договор с работником об обучении не должен заключаться <1>. В этом случае следует лишь издать приказ о направлении работника на обучение <2>. Однако нередко стороны подписывают или ученический договор, или соглашение к трудовому договору о направлении работника на обучение. Полагаем, что договорное оформление отношений, в случае когда работник направляется на обучение в результате исполнения соответствующей обязанности работодателем, нецелесообразно и искажает смысл требований законодателя. Кроме того, не все суды вообще согласны с тем, что повышение квалификации может быть оформлено через ученический договор. Так, в споре Ивановой И.В., палатной медсестры, с ГБУ СО "Сызранский пансионат для инвалидов" было отмечено, что, в отличие от профессионального обучения и переобучения, повышение квалификации определяется как обучение той же профессии, без перемены этим работником трудовой деятельности, направлено на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, обновление теоретических и практических знаний специалистов, оплачивающееся за счет работодателя, и по смыслу ст. 196 и 198 ТК РФ не может служить предметом ученического договора (Определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.04.2023 по делу N 8Г-7028/2023).
(под ред. М.А. Жильцова)
("Проспект", 2024)10. Предметом спора может стать и само оформление соответствующего обучения. Согласно первой точке зрения, если обязанность обеспечить повышение квалификации работника возложена на работодателя нормативными актами, договор с работником об обучении не должен заключаться <1>. В этом случае следует лишь издать приказ о направлении работника на обучение <2>. Однако нередко стороны подписывают или ученический договор, или соглашение к трудовому договору о направлении работника на обучение. Полагаем, что договорное оформление отношений, в случае когда работник направляется на обучение в результате исполнения соответствующей обязанности работодателем, нецелесообразно и искажает смысл требований законодателя. Кроме того, не все суды вообще согласны с тем, что повышение квалификации может быть оформлено через ученический договор. Так, в споре Ивановой И.В., палатной медсестры, с ГБУ СО "Сызранский пансионат для инвалидов" было отмечено, что, в отличие от профессионального обучения и переобучения, повышение квалификации определяется как обучение той же профессии, без перемены этим работником трудовой деятельности, направлено на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, обновление теоретических и практических знаний специалистов, оплачивающееся за счет работодателя, и по смыслу ст. 196 и 198 ТК РФ не может служить предметом ученического договора (Определение судебной коллегии по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.04.2023 по делу N 8Г-7028/2023).
Статья: Расторжение договора о целевом обучении
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если гражданин после истечения указанного в абз. 1 п. 56 Положения срока непредоставления мер поддержки направил заказчику уведомление о расторжении договора о целевом обучении с указанием причины его расторжения, договор о целевом обучении считается расторгнутым со дня получения указанного уведомления, гражданин освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, заказчик несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении (п. 56 Положения).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В случае если гражданин после истечения указанного в абз. 1 п. 56 Положения срока непредоставления мер поддержки направил заказчику уведомление о расторжении договора о целевом обучении с указанием причины его расторжения, договор о целевом обучении считается расторгнутым со дня получения указанного уведомления, гражданин освобождается от ответственности за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении, заказчик несет ответственность за неисполнение обязательств по договору о целевом обучении (п. 56 Положения).
Готовое решение: Какие гарантии предоставляются работнику (тому, кто ищет работу) при обучении по ученическому договору
(КонсультантПлюс, 2025)В период действия ученического договора нельзя направлять работника в командировки, не связанные с ученичеством.
(КонсультантПлюс, 2025)В период действия ученического договора нельзя направлять работника в командировки, не связанные с ученичеством.