Договор о космосе 1967
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор о космосе 1967 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Международно-правовые аспекты управления космическим движением
(Мунтян М.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Договорно-правовая основа международного космического права включает в себя пять соглашений по вопросам космической деятельности, принятых под эгидой ООН, а именно: Договор по космосу 1967 года, Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года - Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами - 1972 года, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (далее - Соглашение о Луне) [1, с. 6]. При этом даже относительно широкого свода правил, которые могли бы сформировать международно-правовой режим управления космическим движением, пока что не существует ни на договорном, ни на рекомендательном уровне. Тем не менее актуальная договорно-правовая база международного космического права содержит все необходимые начала для последующего формирования соответствующего режима в современных технических и политических реалиях.
(Мунтян М.Е.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Договорно-правовая основа международного космического права включает в себя пять соглашений по вопросам космической деятельности, принятых под эгидой ООН, а именно: Договор по космосу 1967 года, Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 года - Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами - 1972 года, Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1975 года и Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 года (далее - Соглашение о Луне) [1, с. 6]. При этом даже относительно широкого свода правил, которые могли бы сформировать международно-правовой режим управления космическим движением, пока что не существует ни на договорном, ни на рекомендательном уровне. Тем не менее актуальная договорно-правовая база международного космического права содержит все необходимые начала для последующего формирования соответствующего режима в современных технических и политических реалиях.
Статья: Национальное право Соединенных Штатов Америки о коммерциализации космической деятельности и его соотношение с нормами международного космического права
(Агапова М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Сегодня, после закрытия большого количества международных космических проектов, государства ориентируются на развитие национальной космической отрасли, в связи с чем возникает потребность в формировании национального космического права, наличие которого особенно актуально при создании условий для функционирования частной космической деятельности. В статье анализируется внутригосударственное право Соединенных Штатов Америки в области космической деятельности вообще и коммерческого использования космоса в частности в качестве примера наиболее развитого и всеобъемлющего кодифицированного национального законодательства, которое складывалось в США постепенно, начиная с 80-х гг. XX в. Рассматривается система источников национального космического права США, а также отдельные нормативные правовые акты, непосредственно направленные на создание благоприятных условий для участия частного сектора в космических проектах, среди которых Закон о конкурентоспособности коммерческих космических запусков 2015 г., Закон о свободе предпринимательства американских компаний в космосе 2018 г. Далее анализируется соотношение норм внутригосударственного законодательства США о космосе с их международно-правовыми обязательствами, в частности с положениями Договора по космосу 1967 г., посредством определения места международных договоров в правовой системе США и способа разрешения коллизий между статутами и международными договорами. Спорными с международно-правовой точки зрения остаются прочно укоренившиеся в национальной политике и законодательстве США вопросы добычи космических ресурсов и военного использования космоса.
(Агапова М.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 4)Сегодня, после закрытия большого количества международных космических проектов, государства ориентируются на развитие национальной космической отрасли, в связи с чем возникает потребность в формировании национального космического права, наличие которого особенно актуально при создании условий для функционирования частной космической деятельности. В статье анализируется внутригосударственное право Соединенных Штатов Америки в области космической деятельности вообще и коммерческого использования космоса в частности в качестве примера наиболее развитого и всеобъемлющего кодифицированного национального законодательства, которое складывалось в США постепенно, начиная с 80-х гг. XX в. Рассматривается система источников национального космического права США, а также отдельные нормативные правовые акты, непосредственно направленные на создание благоприятных условий для участия частного сектора в космических проектах, среди которых Закон о конкурентоспособности коммерческих космических запусков 2015 г., Закон о свободе предпринимательства американских компаний в космосе 2018 г. Далее анализируется соотношение норм внутригосударственного законодательства США о космосе с их международно-правовыми обязательствами, в частности с положениями Договора по космосу 1967 г., посредством определения места международных договоров в правовой системе США и способа разрешения коллизий между статутами и международными договорами. Спорными с международно-правовой точки зрения остаются прочно укоренившиеся в национальной политике и законодательстве США вопросы добычи космических ресурсов и военного использования космоса.
Нормативные акты
Приказ Роскосмоса от 22.03.2010 N 44
"Об утверждении Административного регламента Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по ведению Регистра космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.09.2010 N 18508)В рамках исполнения государственной функции по ведению Регистра обеспечивается надлежащее выполнение Российской Федерацией ее международных обязательств, в частности, в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г. и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.
"Об утверждении Административного регламента Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по ведению Регистра космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 22.09.2010 N 18508)В рамках исполнения государственной функции по ведению Регистра обеспечивается надлежащее выполнение Российской Федерацией ее международных обязательств, в частности, в соответствии с Конвенцией о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14 января 1975 г. и Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, от 27 января 1967 г.
Статья: Концепция "общего интереса" как основа для формирования норм erga omnes
(Вереина Л.В., Синякин И.И., Скуратова А.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)<30> Конвенция об открытом море 1958 г.; Договор об Антарктике 1959 г.; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. См. также: Kadelbach S., Kleinlein T. Op. cit. P. 11; Лукашук И.И. Указ. соч. С. 262; Талалаев А.Н. Право международных договоров. Общие вопросы. М.: Международные отношения, 1980. С. 103. Режим, схожий с установленным для Антарктики, благоприятный для всех заинтересованных государств, предусматривался Соглашением 1872 г. в отношении архипелага Шпицберген.
(Вереина Л.В., Синякин И.И., Скуратова А.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)<30> Конвенция об открытом море 1958 г.; Договор об Антарктике 1959 г.; Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г.; Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. См. также: Kadelbach S., Kleinlein T. Op. cit. P. 11; Лукашук И.И. Указ. соч. С. 262; Талалаев А.Н. Право международных договоров. Общие вопросы. М.: Международные отношения, 1980. С. 103. Режим, схожий с установленным для Антарктики, благоприятный для всех заинтересованных государств, предусматривался Соглашением 1872 г. в отношении архипелага Шпицберген.
Статья: Космос: освоение правом
(Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Для становления международного космического права наиболее важным стало подписание в 1967 г. Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее - Договор о космосе) <4>. Его участники - более 100 государств <5>, среди которых - ведущие космические державы. Было провозглашено, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами (ст. II Договора о космосе). Э.Г. Василевская отмечала, что "решающую роль в формулировании принципа "неприсвоения" сыграла советская доктрина космического права" <6>.
(Хаванова И.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 4)Для становления международного космического права наиболее важным стало подписание в 1967 г. Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (далее - Договор о космосе) <4>. Его участники - более 100 государств <5>, среди которых - ведущие космические державы. Было провозглашено, что космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами (ст. II Договора о космосе). Э.Г. Василевская отмечала, что "решающую роль в формулировании принципа "неприсвоения" сыграла советская доктрина космического права" <6>.
Вопрос: Возможно ли купить участок на Луне?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 2 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в гг. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967), космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии со ст. 2 Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в гг. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967), космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами.
Вопрос: Какой правовой статус Международной космической станции (МКС)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Космическая станция создается, эксплуатируется и используется в соответствии с международным правом, включая Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в гг. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) (далее - Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (заключено в гг. Москве, Лондоне, Вашингтоне 22.04.1968), Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (заключена в гг. Москве, Лондоне, Вашингтоне 29.03.1972) и Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (заключена 12.11.1974) (далее - Конвенция о регистрации) (п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Канады, правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (заключено в г. Вашингтоне 29.01.1998) (далее - Соглашение о сотрудничестве по МКС)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Космическая станция создается, эксплуатируется и используется в соответствии с международным правом, включая Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (подписан в гг. Вашингтоне, Лондоне, Москве 27.01.1967) (далее - Договор по космосу), Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (заключено в гг. Москве, Лондоне, Вашингтоне 22.04.1968), Конвенцию о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (заключена в гг. Москве, Лондоне, Вашингтоне 29.03.1972) и Конвенцию о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (заключена 12.11.1974) (далее - Конвенция о регистрации) (п. 1 ст. 2 Соглашения между Правительством Канады, правительствами государств - членов Европейского космического агентства, Правительством Японии, Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки относительно сотрудничества по международной космической станции гражданского назначения (заключено в г. Вашингтоне 29.01.1998) (далее - Соглашение о сотрудничестве по МКС)).
Статья: Реформа космического права
(Толстых В.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Правовой режим космоса определяется в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г., Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1974 г. и Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. <1> (далее - Соглашение о Луне).
(Толстых В.Л.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 5)Правовой режим космоса определяется в Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, 1963 г., Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. (далее - Договор о космосе), Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г., Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972 г., Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, 1974 г. и Соглашении о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г. <1> (далее - Соглашение о Луне).
Статья: Иностранное юридическое лицо как субъект административной ответственности
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)В космическом пространстве КоАП РФ напрямую не предусматривает возможности российской административной юрисдикции. Между тем в ст. VIII Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (заключен в 1967 г.), провозглашено, что государство - участник этого договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 3)В космическом пространстве КоАП РФ напрямую не предусматривает возможности российской административной юрисдикции. Между тем в ст. VIII Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (заключен в 1967 г.), провозглашено, что государство - участник этого договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле.
Статья: Правовые вопросы режима использования пространств международного пользования на примере космического пространства
(Штодина И.Ю.)
("Мировой судья", 2023, N 9)Однако сегодня, когда битва за ресурсы перемещается и в космос, активно продвигается идея о том, что в связи с обнаружением некоторых, весьма перспективных с экономической и военной точек зрения ресурсов в космосе, положения Договора 1967 г. не распространяются на таковые. Кроме того, приводятся рассуждения о том, что Договор несколько устарел и имеет неопределенность в формулировках, что пришла пора подкорректировать их, например, путем одностороннего расширительного толкования или восполнения пробелов соглашения путем применения национального законодательства. Однако положения Договора 1967 г. хотя и носят максимально общий характер и зачастую требуют конкретизации, но это никак не может подразумевать их корректировки в одностороннем порядке указанным выше способом. Собственно, именно с этой проблемой международное сообщество уже столкнулось при попытках расширения национальных притязаний на части геостационарной орбиты.
(Штодина И.Ю.)
("Мировой судья", 2023, N 9)Однако сегодня, когда битва за ресурсы перемещается и в космос, активно продвигается идея о том, что в связи с обнаружением некоторых, весьма перспективных с экономической и военной точек зрения ресурсов в космосе, положения Договора 1967 г. не распространяются на таковые. Кроме того, приводятся рассуждения о том, что Договор несколько устарел и имеет неопределенность в формулировках, что пришла пора подкорректировать их, например, путем одностороннего расширительного толкования или восполнения пробелов соглашения путем применения национального законодательства. Однако положения Договора 1967 г. хотя и носят максимально общий характер и зачастую требуют конкретизации, но это никак не может подразумевать их корректировки в одностороннем порядке указанным выше способом. Собственно, именно с этой проблемой международное сообщество уже столкнулось при попытках расширения национальных притязаний на части геостационарной орбиты.
Статья: Ответственность в международном космическом праве
(Холиков И.В., Гранина Е.Д.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6)Как уже говорилось, космическое право как на национальном, так и на международном уровнях появилось позже, чем началось осуществление космической деятельности <4>. В связи с этим правовые нормы появлялись по мере необходимости, т.е. после возникновения отношений, которым необходимо правовое регулирование. Следовательно, и нормы ответственности закреплены в разных международных договорах, которые были приняты после осуществления каких-либо действий, связанных с нарушением прав участников космических отношений. К таким договорам относятся: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам <5>, 1972 г. и др.
(Холиков И.В., Гранина Е.Д.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6)Как уже говорилось, космическое право как на национальном, так и на международном уровнях появилось позже, чем началось осуществление космической деятельности <4>. В связи с этим правовые нормы появлялись по мере необходимости, т.е. после возникновения отношений, которым необходимо правовое регулирование. Следовательно, и нормы ответственности закреплены в разных международных договорах, которые были приняты после осуществления каких-либо действий, связанных с нарушением прав участников космических отношений. К таким договорам относятся: Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г., Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам <5>, 1972 г. и др.
Статья: Ключевые вопросы развития механизма коммерциализации космической деятельности
(Чулков И.К.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)<7> Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела // Ведомости ВС СССР. 1967. N 44. Ст. 588.
(Чулков И.К.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 2)<7> Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела // Ведомости ВС СССР. 1967. N 44. Ст. 588.
Статья: Правовой статус космических туристов
(Попова С.С., Боровкова Ю.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)В ст. 10 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято Резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 г.) лица, находящиеся на Луне, рассматриваются как космонавты в смысле ст. V Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, или как члены экипажа в смысле Соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (принято Резолюцией 2345 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1967 г.). Приведенная норма не проясняет содержание правового статуса космических туристов, что еще раз подтверждает необходимость его определения <6>.
(Попова С.С., Боровкова Ю.О.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 2)В ст. 10 Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято Резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 5 декабря 1979 г.) лица, находящиеся на Луне, рассматриваются как космонавты в смысле ст. V Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, или как члены экипажа в смысле Соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (принято Резолюцией 2345 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1967 г.). Приведенная норма не проясняет содержание правового статуса космических туристов, что еще раз подтверждает необходимость его определения <6>.