Договор о комплексном освоении территории
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор о комплексном освоении территории (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с договорами в сфере градостроительной деятельности: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2. Споры, связанные с договором о комплексном освоении территории
(КонсультантПлюс, 2025)2. Споры, связанные с договором о комплексном освоении территории
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Соответствует ли антимонопольному законодательству передача прав и обязанностей по договору о комплексном освоении территории, заключенному по результатам торгов?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Можно ли взыскать с арендодателя платежи по договору аренды при невозможности использования имущества по причинам, не связанным с действиями арендатора
(КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении дела N А60-7084/2017 судами установлено, что в силу договора комплексного освоения территории общество "Производственная компания Ялунино" должно было обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории, в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в соответствии с графиками, содержащимися в договоре о комплексном освоении территории, в отношении каждого предусмотренного мероприятия, следовательно, площадь переданного в аренду земельного участка, установленный вид разрешенного использования, срок аренды свидетельствовали о долгосрочном использовании земельного участка с целью комплексного освоения территории и строительства как жилых объектов, так и объектов социально-культурного назначения и инженерно-технического обеспечения в соответствии с графиками, указанными в договоре. В связи с чем общество "Производственная компания Ялунино" обратилось о согласовании и утверждении проекта планировки территории земельного участка с кадастровым номером 66:42:0102011:1217 площадью 346 156 кв. м в администрацию городского округа город Заречный Свердловской области, однако в утверждении проекта планировки территории названного земельного участка администрацией городского округа Заречный отказано по причине ограничения прав на земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
Можно ли взыскать с арендодателя платежи по договору аренды при невозможности использования имущества по причинам, не связанным с действиями арендатора
(КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении дела N А60-7084/2017 судами установлено, что в силу договора комплексного освоения территории общество "Производственная компания Ялунино" должно было обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории, в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства в соответствии с графиками, содержащимися в договоре о комплексном освоении территории, в отношении каждого предусмотренного мероприятия, следовательно, площадь переданного в аренду земельного участка, установленный вид разрешенного использования, срок аренды свидетельствовали о долгосрочном использовании земельного участка с целью комплексного освоения территории и строительства как жилых объектов, так и объектов социально-культурного назначения и инженерно-технического обеспечения в соответствии с графиками, указанными в договоре. В связи с чем общество "Производственная компания Ялунино" обратилось о согласовании и утверждении проекта планировки территории земельного участка с кадастровым номером 66:42:0102011:1217 площадью 346 156 кв. м в администрацию городского округа город Заречный Свердловской области, однако в утверждении проекта планировки территории названного земельного участка администрацией городского округа Заречный отказано по причине ограничения прав на земельный участок в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2014 N 405 "Об установлении запретных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны".
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2008 N 161-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"Статья 16.1. Особенности продажи земельных участков единого института развития, передачи земельных участков единого института развития в аренду или безвозмездное пользование по результатам аукционов на право заключения соответствующих договоров, особенности заключения единым институтом развития договоров о комплексном освоении территории, особенности отказа от договоров (исполнения договоров) аренды земельных участков единого института развития
(ред. от 13.12.2024)
"О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий"Статья 16.1. Особенности продажи земельных участков единого института развития, передачи земельных участков единого института развития в аренду или безвозмездное пользование по результатам аукционов на право заключения соответствующих договоров, особенности заключения единым институтом развития договоров о комплексном освоении территории, особенности отказа от договоров (исполнения договоров) аренды земельных участков единого института развития
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"5) со дня получения уведомления единого института развития в жилищной сфере об образовании земельных участков из земельного участка, в отношении которого единым институтом развития в жилищной сфере заключен договор комплексного освоения территории, и у лица, с которым единым институтом развития в жилищной сфере заключен этот договор, в отношении таких земельных участков в соответствии с этим договором не возникают обязательства по строительству и иному освоению территории в соответствии с проектом планировки территории.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"5) со дня получения уведомления единого института развития в жилищной сфере об образовании земельных участков из земельного участка, в отношении которого единым институтом развития в жилищной сфере заключен договор комплексного освоения территории, и у лица, с которым единым институтом развития в жилищной сфере заключен этот договор, в отношении таких земельных участков в соответствии с этим договором не возникают обязательства по строительству и иному освоению территории в соответствии с проектом планировки территории.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в случае заключения лицом, заключившим в соответствии с ГсК РФ договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора участия в долевом строительстве в отношении жилого помещения, соответствующего условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (далее также - жилье экономического класса), с гражданином, имеющим в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ право на приобретение жилья экономического класса (далее - гражданин, имеющий право на приобретение жилья экономического класса), по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, для государственной регистрации данного договора участия в долевом строительстве представляется также выписка из утвержденного органом местного самоуправления списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, подтверждающая включение этого гражданина в такой список. Застройщик или участник долевого строительства вправе не представлять указанную выписку. В этом случае орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, запрашивает выписку в органе местного самоуправления, который обязан предоставить ее в срок не более чем пять дней с даты получения запроса (п. 1.1);
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)в случае заключения лицом, заключившим в соответствии с ГсК РФ договор об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договор о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, договора участия в долевом строительстве в отношении жилого помещения, соответствующего условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (далее также - жилье экономического класса), с гражданином, имеющим в соответствии с законодательством РФ, нормативными правовыми актами субъекта РФ право на приобретение жилья экономического класса (далее - гражданин, имеющий право на приобретение жилья экономического класса), по цене и в сроки, которые определены договором об освоении территории в целях строительства жилья экономического класса или договором о комплексном освоении территории в целях строительства жилья экономического класса, для государственной регистрации данного договора участия в долевом строительстве представляется также выписка из утвержденного органом местного самоуправления списка граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса, подтверждающая включение этого гражданина в такой список. Застройщик или участник долевого строительства вправе не представлять указанную выписку. В этом случае орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, запрашивает выписку в органе местного самоуправления, который обязан предоставить ее в срок не более чем пять дней с даты получения запроса (п. 1.1);
Статья: Освоение земельного участка
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 1, 3.2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий" (далее - Закон о содействии развитию жилищного строительства) функции по проведению аукционов на право заключения договоров аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков для комплексного освоения территории, а также по заключению договоров о комплексном освоении территории возложены на единый институт развития в жилищной сфере. Данные полномочия возложены на АО "ДОМ.РФ".
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с п. п. 1, 3.2 ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2008 N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий" (далее - Закон о содействии развитию жилищного строительства) функции по проведению аукционов на право заключения договоров аренды находящихся в федеральной собственности земельных участков для комплексного освоения территории, а также по заключению договоров о комплексном освоении территории возложены на единый институт развития в жилищной сфере. Данные полномочия возложены на АО "ДОМ.РФ".
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с этими требованиями Программа должна устанавливать перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. В п. 29 комментируемой статьи дано определение машино-места как предназначенной исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенной части здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Существуют и другие легальные определения машино-места. Так, ГК РФ определяет машино-места как предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (абз. 3 п. 1 ст. 130 ГК РФ).
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В соответствии с этими требованиями Программа должна устанавливать перечень мероприятий (инвестиционных проектов) по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры поселения, городского округа, которые предусмотрены государственными и муниципальными программами, стратегией социально-экономического развития муниципального образования и планом мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования (при наличии данных стратегии и плана), планом и программой комплексного социально-экономического развития поселения, городского округа, инвестиционными программами субъектов естественных монополий, договорами о развитии застроенных территорий, договорами о комплексном освоении территорий, иными инвестиционными программами и договорами, предусматривающими обязательства застройщиков по завершению в установленные сроки мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции объектов социальной инфраструктуры. В п. 29 комментируемой статьи дано определение машино-места как предназначенной исключительно для размещения транспортного средства индивидуально-определенной части здания или сооружения, которая не ограничена либо частично ограничена строительной или иной ограждающей конструкцией и границы которой описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке. Существуют и другие легальные определения машино-места. Так, ГК РФ определяет машино-места как предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке (абз. 3 п. 1 ст. 130 ГК РФ).
Статья: Комплексное развитие территорий населенных пунктов: правовые механизмы реализации
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Одно из таких изменений касается процедуры принятия и реализации решений о КРТ. Ранее действовавшими нормами предусматривалось принятие органом управления решения только о проведении аукциона на права заключения договора о комплексном освоении территории, в котором содержалась информация, необходимая для организации торгов. Лишь в случае развития застроенных территорий сначала выносилось решение органом местного самоуправления. Согласно действующим нормам ГрК РФ, кроме решения о проведении торгов, предусматривается вынесение компетентным органом управления решения о комплексном развитии территория, на основании которого заключается соответствующий договор. В решении содержатся сведения не только о территории, подлежащей комплексному развитию, но об объектах капитального строительства, которые на этой территории должны быть размещены, а также о публичном образовании или юридическом лице, определенным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, которыми будет осуществляться комплексное развитие. Такой подход к регулированию рассматриваемых отношений показывает усиление императивного метода в реализации механизмов комплексного развития, что должно повысить уровень гарантий прав всех субъектов градостроительной деятельности, участвующих в реализации таких проектов.
(Чмыхало Е.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 12)Одно из таких изменений касается процедуры принятия и реализации решений о КРТ. Ранее действовавшими нормами предусматривалось принятие органом управления решения только о проведении аукциона на права заключения договора о комплексном освоении территории, в котором содержалась информация, необходимая для организации торгов. Лишь в случае развития застроенных территорий сначала выносилось решение органом местного самоуправления. Согласно действующим нормам ГрК РФ, кроме решения о проведении торгов, предусматривается вынесение компетентным органом управления решения о комплексном развитии территория, на основании которого заключается соответствующий договор. В решении содержатся сведения не только о территории, подлежащей комплексному развитию, но об объектах капитального строительства, которые на этой территории должны быть размещены, а также о публичном образовании или юридическом лице, определенным Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, которыми будет осуществляться комплексное развитие. Такой подход к регулированию рассматриваемых отношений показывает усиление императивного метода в реализации механизмов комплексного развития, что должно повысить уровень гарантий прав всех субъектов градостроительной деятельности, участвующих в реализации таких проектов.
Статья: Развитие градостроительного законодательства России в части регулирования договорных отношений
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)В 2014 году появился договор о комплексном освоении территории, который предполагал подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах конкретной территории, строительство объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории. Договор комплексного освоения территории был непосредственно связан с землепользованием и заключался по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставляющими земельный участок для комплексного освоения территории, и юридическим лицом.
(Болтанова Е.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 8)В 2014 году появился договор о комплексном освоении территории, который предполагал подготовку документации по планировке территории, образование земельных участков в границах конкретной территории, строительство объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, а также иных объектов в соответствии с документацией по планировке территории. Договор комплексного освоения территории был непосредственно связан с землепользованием и заключался по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предоставляющими земельный участок для комплексного освоения территории, и юридическим лицом.
"Учетная политика 2023: бухгалтерская и налоговая"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- расходы на создание объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур (не более 80% суммы расходов), в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями глав 21 и 22 НК РФ. При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ;
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)- расходы на создание объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур (не более 80% суммы расходов), в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями глав 21 и 22 НК РФ. При этом создание указанных объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур является обязательством, предусмотренным условиями договора о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, заключенного с налогоплательщиком в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ;
Готовое решение: Инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур по договору о комплексном развитии территории, предусматривающему строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, или комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (по договору, заключенному до 30.12.2020) (далее - расходы по договору о комплексном развитии территории) (пп. 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)расходы на создание объектов транспортной, коммунальной, социальной инфраструктур по договору о комплексном развитии территории, предусматривающему строительство многоквартирного дома (домов) или дома (домов) блокированной застройки, или комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья (по договору, заключенному до 30.12.2020) (далее - расходы по договору о комплексном развитии территории) (пп. 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ);
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) определяет параметры строительства, если проект реализуется в рамках договора о развитии застроенной территории или договора комплексного освоения территории;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)4) определяет параметры строительства, если проект реализуется в рамках договора о развитии застроенной территории или договора комплексного освоения территории;
Статья: Исследовательский центр и развитие отечественной цивилистики
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Между тем чрезмерное увлечение правовым оформлением предпринимательского оборота может вести к ошибочным общим выводам и подходам. Например, ставшее едва ли не общепринятым ограничение анализа статуса корпораций исключительно коммерческими корпорациями (хозяйственными обществами), из числа которых "выпали" даже производственные кооперативы, не говоря уже о многообразных некоммерческих объединениях лиц, в конечном счете содействует формированию неправильных представлений о юридической сущности и целях корпораций и искаженному формированию корпоративного права. Недостаток внимания договорным отношениям с участием граждан-потребителей очевидно противоречит европейской и общемировой тенденции формирования "потребительского права" (или "права защиты потребителей"), которое во многих зарубежных правопорядках рассматривается как одна из важнейших составных частей частного права. Стремление к максимальному учету интересов крупного предпринимательства вызвало к жизни такие, мягко говоря, странные юридические конструкции в области землепользования, как "публичный сервитут", "инвестиционный контракт" и "договор на комплексное освоение территории" (список которых не исчерпывается сказанным и может быть продолжен).
(Суханов Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 1)Между тем чрезмерное увлечение правовым оформлением предпринимательского оборота может вести к ошибочным общим выводам и подходам. Например, ставшее едва ли не общепринятым ограничение анализа статуса корпораций исключительно коммерческими корпорациями (хозяйственными обществами), из числа которых "выпали" даже производственные кооперативы, не говоря уже о многообразных некоммерческих объединениях лиц, в конечном счете содействует формированию неправильных представлений о юридической сущности и целях корпораций и искаженному формированию корпоративного права. Недостаток внимания договорным отношениям с участием граждан-потребителей очевидно противоречит европейской и общемировой тенденции формирования "потребительского права" (или "права защиты потребителей"), которое во многих зарубежных правопорядках рассматривается как одна из важнейших составных частей частного права. Стремление к максимальному учету интересов крупного предпринимательства вызвало к жизни такие, мягко говоря, странные юридические конструкции в области землепользования, как "публичный сервитут", "инвестиционный контракт" и "договор на комплексное освоение территории" (список которых не исчерпывается сказанным и может быть продолжен).
Готовое решение: Как организации поставить на кадастровый учет недвижимость в виде земельного участка
(КонсультантПлюс, 2025)при заключении договора о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья - сторона этого договора (п. 5 ч. 4 ст. 46.6 ГрК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)при заключении договора о комплексном освоении территории для строительства стандартного жилья - сторона этого договора (п. 5 ч. 4 ст. 46.6 ГрК РФ);