Договор на контекстную рекламу
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор на контекстную рекламу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор продажи предприятия
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем указание в договоре, что продается предприятие, само по себе не свидетельствует, что данный договор регламентирует продажу предприятия, поскольку передаваемые ответчиком истцу материальные активы согласно договору представляли собой: 2 компьютера, 1 планшет Apple, 1 МФУ Kyocera, 1 кулер, 4 маркерные доски, 6 столов, 19 стульев, 2 кресла, 4 вешалки, шкаф, учебная литература, словари, мягкие кресла 5 штук, люстра, 3 дивана, роутер, 2 страницы в социальной сети ВКонтакте, 1 аккаунт в... [социальной сети - ред.], 2 сайта, аккаунты с настроенной контекстной рекламой в Директе и Гугле, управленческие таблицы, шаблоны договоров, заключенные договоры со студентами...
(КонсультантПлюс, 2025)Вместе с тем указание в договоре, что продается предприятие, само по себе не свидетельствует, что данный договор регламентирует продажу предприятия, поскольку передаваемые ответчиком истцу материальные активы согласно договору представляли собой: 2 компьютера, 1 планшет Apple, 1 МФУ Kyocera, 1 кулер, 4 маркерные доски, 6 столов, 19 стульев, 2 кресла, 4 вешалки, шкаф, учебная литература, словари, мягкие кресла 5 штук, люстра, 3 дивана, роутер, 2 страницы в социальной сети ВКонтакте, 1 аккаунт в... [социальной сети - ред.], 2 сайта, аккаунты с настроенной контекстной рекламой в Директе и Гугле, управленческие таблицы, шаблоны договоров, заключенные договоры со студентами...
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 19.09.2023 по делу N 33а-13925/2023
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Истец указал, что участок предоставлен ему в безвозмездное пользование, им подано заявление о предоставлении участка в собственность, в чем ему отказано по причине несоответствия использования участка установленным законом критериям.
Решение: Отказано.Вместе с тем в ходе рассмотрения дела судом не было установлено совершение административным истцом каких-либо действий, направленных на использование (освоение) испрашиваемого в собственность земельного участка в период с 12 июля 2017 года в соответствии с выбранными им видами разрешенного использования. Оценив представленные административным истцом договор на проведение рекламной кампании от 20 марта 2021 года и договор на ведение компании контекстной рекламы в системе Яндекс.Директ от 20 апреля 2021 года N 30, заключенные между административным истцом и <...>11 судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не подтверждают несение административным истцом затрат именно в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами его разрешенного использования, как и не подтверждают наличие результатов деятельности административного истца на земельном участке.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность земельного участка.
Обстоятельства: Истец указал, что участок предоставлен ему в безвозмездное пользование, им подано заявление о предоставлении участка в собственность, в чем ему отказано по причине несоответствия использования участка установленным законом критериям.
Решение: Отказано.Вместе с тем в ходе рассмотрения дела судом не было установлено совершение административным истцом каких-либо действий, направленных на использование (освоение) испрашиваемого в собственность земельного участка в период с 12 июля 2017 года в соответствии с выбранными им видами разрешенного использования. Оценив представленные административным истцом договор на проведение рекламной кампании от 20 марта 2021 года и договор на ведение компании контекстной рекламы в системе Яндекс.Директ от 20 апреля 2021 года N 30, заключенные между административным истцом и <...>11 судебная коллегия приходит к выводу о том, что они не подтверждают несение административным истцом затрат именно в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранными видами его разрешенного использования, как и не подтверждают наличие результатов деятельности административного истца на земельном участке.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конвергенция частноправового регулирования общественных отношений сквозь призму эффективности права: монография"
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) действует свобода договорного регулирования, появились новые формы хозяйствования, страна идет по пути рыночной экономики. Одновременно с этим возникла потребность в новом правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в сфере экономики и договорной практике <354>. Сегодня реклама в интернете имеет разное выражение: контентная, таргетированная, контекстная, скрытая, зависимая, всплывающая и многие другие виды, которые возникают ежегодно.
(отв. ред. А.Н. Левушкин, Э.Х. Надысева)
("Юстицинформ", 2023)В настоящее время в Российской Федерации в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) действует свобода договорного регулирования, появились новые формы хозяйствования, страна идет по пути рыночной экономики. Одновременно с этим возникла потребность в новом правовом регулировании общественных отношений, складывающихся в сфере экономики и договорной практике <354>. Сегодня реклама в интернете имеет разное выражение: контентная, таргетированная, контекстная, скрытая, зависимая, всплывающая и многие другие виды, которые возникают ежегодно.
Статья: Когда рекламные расходы не признают реальными: история одного судебного спора
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 17)- анализ представленных проверяемым обществом документов показал, что медиапланы - заявки к договору идентичны по содержанию: нет сведений о конкретной тематике, интересах, на которые выполнена настройка рекламной кампании, не представлена информация о конкретных местах размещения рекламы в контекстно-медийной сети;
(Катаева Н.Н.)
("Главная книга", 2023, N 17)- анализ представленных проверяемым обществом документов показал, что медиапланы - заявки к договору идентичны по содержанию: нет сведений о конкретной тематике, интересах, на которые выполнена настройка рекламной кампании, не представлена информация о конкретных местах размещения рекламы в контекстно-медийной сети;
Статья: Информирование потребителей как условие обеспечения безопасности и качества товаров и услуг
(Бархатов В.Ю.)
("Юрист", 2024, N 11)Для каждой сферы деятельности могут определяться свои особенности и свой перечень информации, которая должна быть доведена до потребителя, например различная по своему составу информация и различные требования к ней должны применяться в отношении банковских и иных финансовых услуг <7>, особенно при заключении кредитных договоров <8>, при оказании образовательных услуг, медицинских услуг <9>, страховых услуг <10>, транспортных услуг <11>, услуг в сфере туризма <12> и т.д. Правильное и полное информирование потребителей требуется также при осуществлении отдельных видов деятельности, результатом осуществления которой может оказаться введение потребителей в заблуждение, прежде всего, при распространении рекламы <13>.
(Бархатов В.Ю.)
("Юрист", 2024, N 11)Для каждой сферы деятельности могут определяться свои особенности и свой перечень информации, которая должна быть доведена до потребителя, например различная по своему составу информация и различные требования к ней должны применяться в отношении банковских и иных финансовых услуг <7>, особенно при заключении кредитных договоров <8>, при оказании образовательных услуг, медицинских услуг <9>, страховых услуг <10>, транспортных услуг <11>, услуг в сфере туризма <12> и т.д. Правильное и полное информирование потребителей требуется также при осуществлении отдельных видов деятельности, результатом осуществления которой может оказаться введение потребителей в заблуждение, прежде всего, при распространении рекламы <13>.
Статья: Как получить согласие на обработку персональных данных: анализ практики судов
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 3)Судебная практика. Клиент не только отозвал согласие на обработку персональных данных, но и в текст своего заявления включил оферту, согласно которой поступление в его адрес любых рекламных и иных сообщений от банка он рассматривает как принятие банком на себя обязательства выплачивать в пользу этого клиента определенную денежную сумму. Поскольку банк как ни в чем не бывало продолжал рассылать клиенту письма на телефон и электронную почту, последний посчитал, что тем самым тот акцептовал его оферту и задолжал денег. Однако суд вполне ожидаемо с такой трактовкой не согласился, отметив, что между сторонами не возникли договорные правоотношения в контексте их понимания клиентом. Адрес банка, с которого проводилась рассылка электронных писем, не использовался им для акцепта оферт, а сами по себе рассылаемые им письма носили исключительно информационный характер и не были направлены на акцепт оферты.
(Бычков А.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 3)Судебная практика. Клиент не только отозвал согласие на обработку персональных данных, но и в текст своего заявления включил оферту, согласно которой поступление в его адрес любых рекламных и иных сообщений от банка он рассматривает как принятие банком на себя обязательства выплачивать в пользу этого клиента определенную денежную сумму. Поскольку банк как ни в чем не бывало продолжал рассылать клиенту письма на телефон и электронную почту, последний посчитал, что тем самым тот акцептовал его оферту и задолжал денег. Однако суд вполне ожидаемо с такой трактовкой не согласился, отметив, что между сторонами не возникли договорные правоотношения в контексте их понимания клиентом. Адрес банка, с которого проводилась рассылка электронных писем, не использовался им для акцепта оферт, а сами по себе рассылаемые им письма носили исключительно информационный характер и не были направлены на акцепт оферты.
Статья: О договорном механизме приобретения права на использование элементов образа физического лица
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Предоставленное разрешением право следует презюмировать тесно связанным с личностью того, кому дано такое разрешение. Тому, кто дал разрешение на использование того или иного элемента образа, обычно не все равно, кто и в каком контексте использует этот образ. Например, актер, который озвучил закадровый текст в документальном фильме, не соглашался на то, чтобы его голос использовали в рекламе.
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, N 2)Предоставленное разрешением право следует презюмировать тесно связанным с личностью того, кому дано такое разрешение. Тому, кто дал разрешение на использование того или иного элемента образа, обычно не все равно, кто и в каком контексте использует этот образ. Например, актер, который озвучил закадровый текст в документальном фильме, не соглашался на то, чтобы его голос использовали в рекламе.
Статья: Принципы договорного права в судебных делах, осложненных использованием контрагентами цифровых технологий (опыт Нидерландов)
(Волос А.А.)
("Закон", 2024, N 6)Вместе с тем толкование категории "необходимая информация" в контексте реализации принципа добросовестности в договорных отношениях всегда вызывало вопросы, ведь понятно, что в гражданском обороте субъекты не обязаны раскрывать всю имеющуюся у них информацию. Более того, для предпринимателей нормальным считается умолчание о тех или иных фактах. Еще более сложным оказывается вопрос понимания обязанности по раскрытию информации в цифровой среде, где контрагенты по общему правилу не имеют возможности личного взаимодействия. Сделаем некоторые выводы на основании двух дел.
(Волос А.А.)
("Закон", 2024, N 6)Вместе с тем толкование категории "необходимая информация" в контексте реализации принципа добросовестности в договорных отношениях всегда вызывало вопросы, ведь понятно, что в гражданском обороте субъекты не обязаны раскрывать всю имеющуюся у них информацию. Более того, для предпринимателей нормальным считается умолчание о тех или иных фактах. Еще более сложным оказывается вопрос понимания обязанности по раскрытию информации в цифровой среде, где контрагенты по общему правилу не имеют возможности личного взаимодействия. Сделаем некоторые выводы на основании двух дел.
Статья: Критерии разграничения рекламы и органичной интеграции
(Москвитин О.А., Марюхина М.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)При этом рекламная информация не должна скрывать рекламный характер и создавать впечатление о размытии путем смешения с органичной интеграцией. Так, ФАС России в Постановлении от 25.03.2020 по делу N 08/04/14.3-12/2020 <11> подчеркивает явный рекламный характер алкогольной продукции и выделение его из контекста подачи материала, при этом необходимо учитывать, что в соответствии с договором "исполнитель по заданию клиента оказывает услуги по размещению органичной интеграции товарных знаков и знаков клиента, создаваемые в выпуске шоу". ФАС России проанализировала видеоматериал шоу на сайте YouTube.com: "В данном видеоролике на пятой минуте <...> стоит за барной стойкой, за ее спиной расположен стеллаж, на котором стоит множество бутылок с алкогольной продукцией под торговой маркой Jim Beam. Информация о бурбоне под торговой маркой Jim Beam, сообщаемая на канале <...> отвечает всем признакам рекламы и не может быть признана органичной интеграцией" <12>.
(Москвитин О.А., Марюхина М.Р.)
("Российское конкурентное право и экономика", 2024, N 2)При этом рекламная информация не должна скрывать рекламный характер и создавать впечатление о размытии путем смешения с органичной интеграцией. Так, ФАС России в Постановлении от 25.03.2020 по делу N 08/04/14.3-12/2020 <11> подчеркивает явный рекламный характер алкогольной продукции и выделение его из контекста подачи материала, при этом необходимо учитывать, что в соответствии с договором "исполнитель по заданию клиента оказывает услуги по размещению органичной интеграции товарных знаков и знаков клиента, создаваемые в выпуске шоу". ФАС России проанализировала видеоматериал шоу на сайте YouTube.com: "В данном видеоролике на пятой минуте <...> стоит за барной стойкой, за ее спиной расположен стеллаж, на котором стоит множество бутылок с алкогольной продукцией под торговой маркой Jim Beam. Информация о бурбоне под торговой маркой Jim Beam, сообщаемая на канале <...> отвечает всем признакам рекламы и не может быть признана органичной интеграцией" <12>.
Статья: Исчерпание прав на товарный знак: возможности использования в предложении к продаже
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)<6> Орлова В., Алексеев М. Исчерпание исключительного права на товарный знак: можно ли использовать чужой товарный знак в своей рекламе? // Рецепт. 2012. N 4(84). С. 82 - 87.
(Зыков С.В.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 3)<6> Орлова В., Алексеев М. Исчерпание исключительного права на товарный знак: можно ли использовать чужой товарный знак в своей рекламе? // Рецепт. 2012. N 4(84). С. 82 - 87.
Вопрос: Правомерно ли привлечение к ответственности за рекламу финансовых услуг в сети Интернет, не содержащую наименования лица и условий, но содержащую гиперссылку на сайт, содержащий всю информацию?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В действиях банка отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе, если размещенная рекламная информация носит контекстный характер и направлена на предоставление потребителю активной гиперссылки с переходом на следующую страницу Интернета, содержащую подробные условия рекламируемой финансовой услуги и наименование предоставляющего ее юридического лица, и если не доказано искажение смысла рекламы либо введение потребителей в заблуждение относительно условий договора при использовании гиперссылки (Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2023 N 306-ЭС23-4931 по делу N А65-11453/2022).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В действиях банка отсутствуют признаки нарушения законодательства о рекламе, если размещенная рекламная информация носит контекстный характер и направлена на предоставление потребителю активной гиперссылки с переходом на следующую страницу Интернета, содержащую подробные условия рекламируемой финансовой услуги и наименование предоставляющего ее юридического лица, и если не доказано искажение смысла рекламы либо введение потребителей в заблуждение относительно условий договора при использовании гиперссылки (Определение Верховного Суда РФ от 14.04.2023 N 306-ЭС23-4931 по делу N А65-11453/2022).
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Обязанность принять исполнение не выводится в тех случаях, когда не предполагается участие кредитора в процессе исполнения обязательства должника. В таких ситуациях просрочка кредитора в форме уклонения от принятия исполнения возникнуть просто не может (например, обязательство обеспечить конфиденциальность или не конкурировать с кредитором, выпустить рекламное объявление в радиоэфир, заключить с третьим лицом договор от имени кредитора и т.п.).
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Обязанность принять исполнение не выводится в тех случаях, когда не предполагается участие кредитора в процессе исполнения обязательства должника. В таких ситуациях просрочка кредитора в форме уклонения от принятия исполнения возникнуть просто не может (например, обязательство обеспечить конфиденциальность или не конкурировать с кредитором, выпустить рекламное объявление в радиоэфир, заключить с третьим лицом договор от имени кредитора и т.п.).
"Исполнение и прекращение обязательства: комментарий к статьям 307 - 328 и 407 - 419 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)По существу же, как представляется, многое зависит от характера самих услуг. В контексте тех договоров, в которых оказание услуги предполагает тесное взаимодействие с заказчиком и соответствующее поведение исполнителя, входящее в предмет обязательства, немыслимо при уклонении заказчика от такого взаимодействия (например, консультация, аудит, и т.п.), условие договора, блокирующее для заказчика возможность передумать, действительно может показаться несколько сомнительным и противоречить существу отношений. Исполнитель, столкнувшийся с нежеланием заказчика взаимодействовать, не сможет понудить заказчика к принятию исполнения, так как такое принуждение противоречит существу кредиторской обязанности. Но не это главное, ибо и продавец, за, возможно, редкими исключениями, не может понудить покупателя принять товар, что не препятствует продавцу взыскать оплату (п. 4 ст. 486, п. 4 ст. 514, п. 2 ст. 515 ГК РФ) при уклонении покупателя от принятия товара и не дает покупателю право на произвольный отказ от договора. Важнее, видимо, значение самой природы договора на оказание такого типа услуг и соображений доброй совести. Если покупатель, потерявший интерес в товаре, не может отказаться от договора и вынужден его получить, он может его, как правило, перепродать, и хоть таким образом частично возместить свои потери от реализации ставшей невыгодной или ненужной сделки с продавцом. Но результат оказываемых услуг перепродать невозможно, а уступить свои права за деньги третьим лицам в большинстве случаев либо в принципе невозможно в силу неразрывной связи с личностью кредитора (ст. 383 ГК РФ), либо крайне проблематично, поскольку рынки тех или иных прав на оказание услуг, за редкими исключениями (вроде вторичного рынка билетов на спортивные мероприятия или в театр), de facto отсутствуют. В таких условиях блокировка права на отказ действительно консервирует реализацию сделки, которая может оказаться экономически неэффективной (труд исполнителя не принесет никакой пользы заказчику, в то время как могут быть другие контрагенты, которые в таких услугах заинтересованы). Впрочем, все это достаточно убедительно для обоснования установления права на отказ в качестве общего правила. Вопрос о том, достаточны ли эти политико-правовые аргументы для того, чтобы ограничить свободу сугубо коммерческого договора, более спорный. Но как минимум в контексте таких типов договоров оказания услуг императивность правила о праве на произвольный отказ может обсуждаться.
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)По существу же, как представляется, многое зависит от характера самих услуг. В контексте тех договоров, в которых оказание услуги предполагает тесное взаимодействие с заказчиком и соответствующее поведение исполнителя, входящее в предмет обязательства, немыслимо при уклонении заказчика от такого взаимодействия (например, консультация, аудит, и т.п.), условие договора, блокирующее для заказчика возможность передумать, действительно может показаться несколько сомнительным и противоречить существу отношений. Исполнитель, столкнувшийся с нежеланием заказчика взаимодействовать, не сможет понудить заказчика к принятию исполнения, так как такое принуждение противоречит существу кредиторской обязанности. Но не это главное, ибо и продавец, за, возможно, редкими исключениями, не может понудить покупателя принять товар, что не препятствует продавцу взыскать оплату (п. 4 ст. 486, п. 4 ст. 514, п. 2 ст. 515 ГК РФ) при уклонении покупателя от принятия товара и не дает покупателю право на произвольный отказ от договора. Важнее, видимо, значение самой природы договора на оказание такого типа услуг и соображений доброй совести. Если покупатель, потерявший интерес в товаре, не может отказаться от договора и вынужден его получить, он может его, как правило, перепродать, и хоть таким образом частично возместить свои потери от реализации ставшей невыгодной или ненужной сделки с продавцом. Но результат оказываемых услуг перепродать невозможно, а уступить свои права за деньги третьим лицам в большинстве случаев либо в принципе невозможно в силу неразрывной связи с личностью кредитора (ст. 383 ГК РФ), либо крайне проблематично, поскольку рынки тех или иных прав на оказание услуг, за редкими исключениями (вроде вторичного рынка билетов на спортивные мероприятия или в театр), de facto отсутствуют. В таких условиях блокировка права на отказ действительно консервирует реализацию сделки, которая может оказаться экономически неэффективной (труд исполнителя не принесет никакой пользы заказчику, в то время как могут быть другие контрагенты, которые в таких услугах заинтересованы). Впрочем, все это достаточно убедительно для обоснования установления права на отказ в качестве общего правила. Вопрос о том, достаточны ли эти политико-правовые аргументы для того, чтобы ограничить свободу сугубо коммерческого договора, более спорный. Но как минимум в контексте таких типов договоров оказания услуг императивность правила о праве на произвольный отказ может обсуждаться.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Договоры SaaS могут быть и безвозмездными в контексте положений ст. 423 ГК РФ, предусматривающей, что возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление. Конечно, компании, предоставляющие подобного рода бесплатные сервисы, не занимаются благотворительностью и имеют определенную выгоду от них, либо размещая рекламу и получая доход от рекламодателей, либо получая данные пользователей, либо "приучая" пользователей к продуктам своей компании, повышая узнаваемость бренда, и т.д. Но, так или иначе, подобного рода бизнес-выгода, не подпадая ни под один из объектов гражданских прав, указанных в ст. 128 ГК РФ, не может быть квалифицирована в качестве встречного предоставления с точки зрения ст. 423 ГК РФ. Учитывая, что возмездный характер договора оказания услуг является конститутивным признаком договора, указанного в гл. 39 ГК РФ, и Кодекс не содержит специальных норм, посвященных безвозмездному оказанию услуг, не остается ничего иного, как квалифицировать подобные договоры в качестве непоименованных с применением к ним общих положений об обязательствах и договорах, а положений гл. 39 ГК РФ - лишь по аналогии закона. Подробнее о правовом регулировании непоименованных договоров см.: Савельев А.И. Отдельные вопросы правового регулирования смешанных договоров в российском и зарубежном гражданском праве. С. 230; Карапетов А.Г., Савельев А.И. Свобода заключения непоименованных договоров и ее пределы // Вестник ВАС РФ. 2012. N 4.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)<1> Договоры SaaS могут быть и безвозмездными в контексте положений ст. 423 ГК РФ, предусматривающей, что возмездным признается договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление. Конечно, компании, предоставляющие подобного рода бесплатные сервисы, не занимаются благотворительностью и имеют определенную выгоду от них, либо размещая рекламу и получая доход от рекламодателей, либо получая данные пользователей, либо "приучая" пользователей к продуктам своей компании, повышая узнаваемость бренда, и т.д. Но, так или иначе, подобного рода бизнес-выгода, не подпадая ни под один из объектов гражданских прав, указанных в ст. 128 ГК РФ, не может быть квалифицирована в качестве встречного предоставления с точки зрения ст. 423 ГК РФ. Учитывая, что возмездный характер договора оказания услуг является конститутивным признаком договора, указанного в гл. 39 ГК РФ, и Кодекс не содержит специальных норм, посвященных безвозмездному оказанию услуг, не остается ничего иного, как квалифицировать подобные договоры в качестве непоименованных с применением к ним общих положений об обязательствах и договорах, а положений гл. 39 ГК РФ - лишь по аналогии закона. Подробнее о правовом регулировании непоименованных договоров см.: Савельев А.И. Отдельные вопросы правового регулирования смешанных договоров в российском и зарубежном гражданском праве. С. 230; Карапетов А.Г., Савельев А.И. Свобода заключения непоименованных договоров и ее пределы // Вестник ВАС РФ. 2012. N 4.