Договор на использование охотничьих ресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор на использование охотничьих ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 17.06.2025 по делу N А60-10257/2025
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесных участков, обязании предоставить участки в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения.
Решение: Требование удовлетворено.Частью 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении в аренду лесных участков, обязании предоставить участки в аренду на срок действия охотхозяйственного соглашения.
Решение: Требование удовлетворено.Частью 2 статьи 36 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лесные участки предоставляются юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с Федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, и договоров аренды лесных участков. Использование лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства без предоставления лесных участков допускается, если осуществление указанных видов деятельности не влечет за собой создание объектов охотничьей инфраструктуры.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.11.2023 N 88-18652/2023 (УИД 74RS0043-01-2022-001721-21)
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) О признании недействительным в части охотхозяйственного соглашения.
Обстоятельства: Истцы указали, что являются собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, охотхозяйственное соглашение предусматривает включение участков в состав охотничьего угодья, что является незаконным, поскольку участки находятся на расстоянии не более 5 - 10 км от населенных пунктов, их использование как части охотничьего угодья противоречит целевому использованию участков, на включение участков в состав охотничьего угодья истцы согласия не давали.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, федеральный законодатель, принимая новое правовое регулирование в области охотпользования, одновременно предусмотрел неизменность до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром границ охотничьих угодий, описанных в долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов и договоре о предоставлении в пользование территорий или акваторий. Аналогичная правовая позиция выражена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2023 года N 41-КАД23-4-К4.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) О признании недействительным в части охотхозяйственного соглашения.
Обстоятельства: Истцы указали, что являются собственниками земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, охотхозяйственное соглашение предусматривает включение участков в состав охотничьего угодья, что является незаконным, поскольку участки находятся на расстоянии не более 5 - 10 км от населенных пунктов, их использование как части охотничьего угодья противоречит целевому использованию участков, на включение участков в состав охотничьего угодья истцы согласия не давали.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение.Таким образом, федеральный законодатель, принимая новое правовое регулирование в области охотпользования, одновременно предусмотрел неизменность до истечения срока действия долгосрочных лицензий на пользование животным миром границ охотничьих угодий, описанных в долгосрочной лицензии на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов и договоре о предоставлении в пользование территорий или акваторий. Аналогичная правовая позиция выражена в кассационном определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 июня 2023 года N 41-КАД23-4-К4.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Использование судебного понуждения с целью обеспечения предоставления государственных услуг в электронной форме
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)Так, в 2022 г. проведена проверка исполнения Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проверкой установлено, что государственный орган не обеспечил предоставления через официальный сайт государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Притом проверка показала, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан на основании письменных заявлений предоставляет различные государственные услуги, к числу которых в том числе отнесены: выдача разрешений на добычу объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается; подготовка и заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий; утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Башкортостан, и другие.
(Гуслов Е.А.)
("Законность", 2023, N 6)Так, в 2022 г. проведена проверка исполнения Министерством природопользования и экологии Республики Башкортостан законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Проверкой установлено, что государственный орган не обеспечил предоставления через официальный сайт государственных услуг в электронной форме посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Притом проверка показала, что Министерство природопользования и экологии Республики Башкортостан на основании письменных заявлений предоставляет различные государственные услуги, к числу которых в том числе отнесены: выдача разрешений на добычу объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам; заключение с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями договоров пользования водными биологическими ресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается; подготовка и заключение договора о предоставлении рыбопромыслового участка для осуществления промышленного рыболовства; согласование планов мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды неблагоприятных метеорологических условий; утверждение проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения на территории Республики Башкортостан, и другие.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6) договоры на право пользования объектами (ресурсами), находящимися в государственной собственности (недрами, лесами, водными ресурсами, охотничьими ресурсами, объектами культурного наследия), заключаемые между уполномоченными органами исполнительной власти и пользователями, предусматривающие публично-правовые обязательства, связанные с условиями пользования указанными объектами (ресурсами) (по охране и воспроизводству соответствующих ресурсов, охране окружающей среды, обеспечению пожарной, промышленной безопасности, охране объектов культурного наследия и т.п.);
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)6) договоры на право пользования объектами (ресурсами), находящимися в государственной собственности (недрами, лесами, водными ресурсами, охотничьими ресурсами, объектами культурного наследия), заключаемые между уполномоченными органами исполнительной власти и пользователями, предусматривающие публично-правовые обязательства, связанные с условиями пользования указанными объектами (ресурсами) (по охране и воспроизводству соответствующих ресурсов, охране окружающей среды, обеспечению пожарной, промышленной безопасности, охране объектов культурного наследия и т.п.);
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене права на заключение охотхозяйственного соглашения), которая определяется как сумма годового размера арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки и лесные участки, рассчитанного исходя из минимальных размеров арендной платы по договорам аренды земельных участков и лесных участков, и произведения ставок сбора за пользование объектами животного мира и квот добычи охотничьих ресурсов за предшествующий год, а в случае их отсутствия - нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов за предшествующий год или норм допустимой добычи охотничьих ресурсов за предшествующий год;
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"6) о начальной цене предмета аукциона (начальной цене права на заключение охотхозяйственного соглашения), которая определяется как сумма годового размера арендной платы за предоставляемые в аренду земельные участки и лесные участки, рассчитанного исходя из минимальных размеров арендной платы по договорам аренды земельных участков и лесных участков, и произведения ставок сбора за пользование объектами животного мира и квот добычи охотничьих ресурсов за предшествующий год, а в случае их отсутствия - нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов за предшествующий год или норм допустимой добычи охотничьих ресурсов за предшествующий год;
Приказ Росстата от 22.07.2025 N 346
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")11. Источником формирования данных по форме являются первичные учетные документы, определенные руководителем экономического субъекта по предоставлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а также охотхозяйственные соглашения, договоры об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (путевки), договоры о предоставлении территории, акватории, необходимой для пользования охотничьими животными, разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, разрешения на акклиматизацию, переселение и гибридизацию охотничьих ресурсов; акты, наряды, ведомости приемки работ; документы по учету материально-производственных запасов (например, договоры, накладные по приобретению, приемке и реализации (использованию) кормов, других товарно-материальных ценностей); материалы по ежегодному (текущему) учету численности охотничьих ресурсов и другие документы.
(ред. от 10.10.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения и указаний по их заполнению для организации федерального статистического наблюдения за сельским хозяйством и окружающей природной средой"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N 2 "Сведения о производстве сельскохозяйственной продукции в личных подсобных и других индивидуальных хозяйствах граждан")11. Источником формирования данных по форме являются первичные учетные документы, определенные руководителем экономического субъекта по предоставлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, а также охотхозяйственные соглашения, договоры об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства (путевки), договоры о предоставлении территории, акватории, необходимой для пользования охотничьими животными, разрешения на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, разрешения на акклиматизацию, переселение и гибридизацию охотничьих ресурсов; акты, наряды, ведомости приемки работ; документы по учету материально-производственных запасов (например, договоры, накладные по приобретению, приемке и реализации (использованию) кормов, других товарно-материальных ценностей); материалы по ежегодному (текущему) учету численности охотничьих ресурсов и другие документы.
Статья: Охотхозяйственное соглашение как гражданско-правовой договор
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)<5> Краева В.Н. Правовое регулирование пользования охотничьими ресурсами на закрепленных охотничьих ресурсах: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 133.
(Нетишинская Л.Ф.)
("Гражданское право", 2024, N 5)<5> Краева В.Н. Правовое регулирование пользования охотничьими ресурсами на закрепленных охотничьих ресурсах: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 133.
Ситуация: Каковы правила охоты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)разрешение на хранение, либо хранение и ношение, либо хранение и использование оружия или на ношение и использование охотничьего оружия, а также акт приема-передачи охотничьего оружия, если охота осуществляется с использованием охотничьего оружия, переданного гражданину в соответствии с законодательством об оружии;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)разрешение на хранение, либо хранение и ношение, либо хранение и использование оружия или на ношение и использование охотничьего оружия, а также акт приема-передачи охотничьего оружия, если охота осуществляется с использованием охотничьего оружия, переданного гражданину в соответствии с законодательством об оружии;
Вопрос: Каковы особенности заключения организацией договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности?
(Консультация эксперта, 2025)По общему правилу договор заключается на срок от 10 до 49 лет. В некоторых случаях данный срок может быть изменен. Например, при использовании лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства или рыболовства срок аренды равен сроку охотхозяйственного соглашения или, соответственно, сроку действия решения о предоставлении в пользование водных биологических ресурсов; при аренде лесного участка для строительства и использования водохранилищ и гидросооружений, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов срок аренды составляет от 1 года до 49 лет; при аренде земельного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов договор заключается на срок до 49 лет. Конкретный срок договора определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
(Консультация эксперта, 2025)По общему правилу договор заключается на срок от 10 до 49 лет. В некоторых случаях данный срок может быть изменен. Например, при использовании лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства или рыболовства срок аренды равен сроку охотхозяйственного соглашения или, соответственно, сроку действия решения о предоставлении в пользование водных биологических ресурсов; при аренде лесного участка для строительства и использования водохранилищ и гидросооружений, а также для переработки древесины и иных лесных ресурсов срок аренды составляет от 1 года до 49 лет; при аренде земельного участка для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов договор заключается на срок до 49 лет. Конкретный срок договора определяется в соответствии со сроком разрешенного использования лесов, предусмотренным лесохозяйственным регламентом.
Статья: УАЗом по браконьеру: Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ не без повода усомнилась в законности и обоснованности приговора, постановленного мировым судьей по ч. 2 ст. 114 УК РФ в отношении егеря
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рассматриваемый период времени государственный инспектор был наделен правом: а) проверки документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); б) осмотра орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализа и оценки способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверки сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осмотра отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции; г) проверки соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания <8>.
(Колоколов Н.А.)
("Мировой судья", 2023, N 1)В рассматриваемый период времени государственный инспектор был наделен правом: а) проверки документов, подтверждающих право граждан на добычу охотничьих ресурсов (охотничьего билета, разрешения на добычу охотничьих ресурсов, разрешения на хранение и ношение охотничьего оружия, путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства)); б) осмотра орудий охоты, транспортных средств, собак охотничьих пород и ловчих птиц, используемых при осуществлении охоты, а также анализа и оценки способов охоты, применяемых при осуществлении охоты, проверки сроков охоты на соответствие срокам охоты, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) осмотра отловленных или отстрелянных диких животных, их мяса, пушнины и иной продукции; г) проверки соблюдения правил охоты, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лимитов добычи охотничьих ресурсов и квоты их добычи, нормативов и норм в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов (нормативы численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях, нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов, нормативы биотехнических мероприятий, нормы допустимой добычи охотничьих ресурсов, нормы пропускной способности охотничьих угодий), требований по использованию орудий охоты (огнестрельное, пневматическое и холодное клинковое оружие, отнесенное к охотничьему оружию в соответствии с Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии", боеприпасы, капканы и другие устройства, приборы, оборудование), используемых при осуществлении охоты, а также требований к проведению биотехнических и иных мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания <8>.