Договор мОрского страхования
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор мОрского страхования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" от 30.04.1999 N 81-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Глава XV. ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ
(ред. от 24.06.2025)Глава XV. ДОГОВОР МОРСКОГО СТРАХОВАНИЯ
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к отношениям по страхованию иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морскому страхованию, медицинскому страхованию, страхованию банковских вкладов, страхованию пенсий и страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков постольку, поскольку законами об этих видах страхования и Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" не установлено иное.
(ред. от 24.06.2025)Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются к отношениям по страхованию иностранных инвестиций от некоммерческих рисков, морскому страхованию, медицинскому страхованию, страхованию банковских вкладов, страхованию пенсий и страхованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков постольку, поскольку законами об этих видах страхования и Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития" не установлено иное.
Статья: Информационные обязанности как проявление принципа добросовестности в договорах страхования и перестрахования в праве Англии и России
(Драгунова Т.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 6)Именно в таком объеме обязанности страхователя по раскрытию информации и последствия их нарушения были включены в Акт о морском страховании 1906 года, согласно которому договор морского страхования основывается на принципе наивысшего доверия сторон. Если принцип наивысшего доверия не соблюдается одной из сторон, договор может быть расторгнут другой стороной. Это положение до недавнего времени применялось ко всем договорам страхования <25>.
(Драгунова Т.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 6)Именно в таком объеме обязанности страхователя по раскрытию информации и последствия их нарушения были включены в Акт о морском страховании 1906 года, согласно которому договор морского страхования основывается на принципе наивысшего доверия сторон. Если принцип наивысшего доверия не соблюдается одной из сторон, договор может быть расторгнут другой стороной. Это положение до недавнего времени применялось ко всем договорам страхования <25>.
Статья: Заключение, изменение и исполнение узлового соглашения
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<22> См.: подробнее: Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Исполнение договора морского страхования в сфере эксплуатации транспорта при перевозке груза в России и Великобритании // Транспортное право. 2022. N 4. С. 71; Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Правовая природа и объект договора морского страхования в транспортных правоотношениях // Транспортное право. 2022. N 2. С. 25 - 29.
(Левушкин А.Н., Кузьмина И.К.)
("Транспортное право", 2023, N 4)<22> См.: подробнее: Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Исполнение договора морского страхования в сфере эксплуатации транспорта при перевозке груза в России и Великобритании // Транспортное право. 2022. N 4. С. 71; Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Правовая природа и объект договора морского страхования в транспортных правоотношениях // Транспортное право. 2022. N 2. С. 25 - 29.
Статья: Экономическая основа транспортных правоотношений
(Муратова А.Р.)
("Гражданское право", 2025, N 1)<3> См., например: Зайкова С.Н. Международно-правовые основания и условия формирования российской системы административно-правового обеспечения авиационной безопасности // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 2. С. 53 - 62; Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Правовая природа и объект договора морского страхования в транспортных правоотношениях // Транспортное право. 2022. N 2. С. 25 - 29; Бажина М.А. Основные закономерности становления правового регулирования статуса перевозчика // Российский юридический журнал. 2021. N 2. С. 142 - 151; Ульянов А.В. Об ответственности отправителя за неисполнение заявки на железнодорожную перевозку грузов // Транспортное право. 2021. N 1. С. 18 - 22 и др.
(Муратова А.Р.)
("Гражданское право", 2025, N 1)<3> См., например: Зайкова С.Н. Международно-правовые основания и условия формирования российской системы административно-правового обеспечения авиационной безопасности // Актуальные проблемы российского права. 2022. N 2. С. 53 - 62; Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Правовая природа и объект договора морского страхования в транспортных правоотношениях // Транспортное право. 2022. N 2. С. 25 - 29; Бажина М.А. Основные закономерности становления правового регулирования статуса перевозчика // Российский юридический журнал. 2021. N 2. С. 142 - 151; Ульянов А.В. Об ответственности отправителя за неисполнение заявки на железнодорожную перевозку грузов // Транспортное право. 2021. N 1. С. 18 - 22 и др.
"Субъективный фактор в частном праве: монография"
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Обязанность субъектов гражданских правоотношений действовать добросовестно частично вошла в английское право посредством использования некоторых европейских директив. Попытки гармонизировать договорное право государств - членов ЕС, в том числе посредством принятия таких актов, как Принципы европейского договорного права и предложенное Европейской комиссией Положение об общем европейском законе о продажах, также включают общую обязанность действовать в соответствии с принципами добросовестности и честности. В Законе о морском страховании <1> прямо предусмотрена обязательность предельной добросовестности как условие заключения договора морского страхования, нарушение которого приводит к расторжению договора. В Положении о коммерческих агентах <2> содержится обязанность агента действовать добросовестно, такая же логика заложена в положениях о недобросовестных условиях в потребительских договорах и т.д.
(Зайцева Н.В.)
("Статут", 2023)Обязанность субъектов гражданских правоотношений действовать добросовестно частично вошла в английское право посредством использования некоторых европейских директив. Попытки гармонизировать договорное право государств - членов ЕС, в том числе посредством принятия таких актов, как Принципы европейского договорного права и предложенное Европейской комиссией Положение об общем европейском законе о продажах, также включают общую обязанность действовать в соответствии с принципами добросовестности и честности. В Законе о морском страховании <1> прямо предусмотрена обязательность предельной добросовестности как условие заключения договора морского страхования, нарушение которого приводит к расторжению договора. В Положении о коммерческих агентах <2> содержится обязанность агента действовать добросовестно, такая же логика заложена в положениях о недобросовестных условиях в потребительских договорах и т.д.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)С точки зрения морского права можно отметить два вида залога, которые традиционно принято называть залогом на основании закона. Во-первых, это перечисленные в ст. 367 КТМ РФ случаи морского залога. Во-вторых, это положения об ипотеке судна или строящегося судна. Это ипотека договорная, и возникает она на основании заключаемого договора. Но интересно, что залог на основании закона в этой договорной ипотеке все-таки есть. Ипотека распространяется по общему правилу на принадлежности судна, страховое возмещение, а также на материалы и оборудование, которые предназначены для его постройки, находятся в месте расположения судостроительной организации и четко идентифицированы посредством маркировки или иным способом, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования строящегося судна на условиях ответственности за гибель и повреждение строящегося судна (ст. 375 КТМ РФ).
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)С точки зрения морского права можно отметить два вида залога, которые традиционно принято называть залогом на основании закона. Во-первых, это перечисленные в ст. 367 КТМ РФ случаи морского залога. Во-вторых, это положения об ипотеке судна или строящегося судна. Это ипотека договорная, и возникает она на основании заключаемого договора. Но интересно, что залог на основании закона в этой договорной ипотеке все-таки есть. Ипотека распространяется по общему правилу на принадлежности судна, страховое возмещение, а также на материалы и оборудование, которые предназначены для его постройки, находятся в месте расположения судостроительной организации и четко идентифицированы посредством маркировки или иным способом, а также на страховое возмещение, причитающееся по договору морского страхования строящегося судна на условиях ответственности за гибель и повреждение строящегося судна (ст. 375 КТМ РФ).
Статья: Трубопроводный транспорт: правовая природа и проблемы правоприменения
(Левушкин А.Н., Зайцев Е.О.)
("Транспортное право", 2024, N 2)<16> См.: подробнее: Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Исполнение договора морского страхования в сфере эксплуатации транспорта при перевозке груза в России и Великобритании // Транспортное право. 2022. N 4. С. 71; Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Правовая природа и объект договора морского страхования в транспортных правоотношениях // Транспортное право. 2022. N 2. С. 25 - 29.
(Левушкин А.Н., Зайцев Е.О.)
("Транспортное право", 2024, N 2)<16> См.: подробнее: Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Исполнение договора морского страхования в сфере эксплуатации транспорта при перевозке груза в России и Великобритании // Транспортное право. 2022. N 4. С. 71; Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Правовая природа и объект договора морского страхования в транспортных правоотношениях // Транспортное право. 2022. N 2. С. 25 - 29.
Статья: Некоторые аспекты порядка заключения, исполнения и прекращения договоров перевозки автомобильным транспортом
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)<3> См. подробнее: Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Исполнение договора морского страхования в сфере эксплуатации транспорта при перевозке груза в России и Великобритании // Транспортное право. 2022. N 4. С. 70; Левушкин А.Н. Организационные предпринимательские договоры в системе норм обязательственного права и судебной практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 8. С. 31.
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 3)<3> См. подробнее: Левушкин А.Н., Кузьмина И.К. Исполнение договора морского страхования в сфере эксплуатации транспорта при перевозке груза в России и Великобритании // Транспортное право. 2022. N 4. С. 70; Левушкин А.Н. Организационные предпринимательские договоры в системе норм обязательственного права и судебной практики // Законы России: опыт, анализ, практика. 2018. N 8. С. 31.
Статья: Д.М. Генкин, дискуссия об абсолютных правах вне правоотношений и некоторые вопросы классификации субъективных гражданских прав
(Третьяков С.В.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 4)Такая попытка критики позиции Д.М. Генкина именно с позиций правовой формы была предпринята Е.А. Флейшиц. Она, в частности, указывала, что неопределенный характер субъектного состава в абсолютном правоотношении, который, по мнению Д.М. Генкина, является верным признаком отсутствия в данном случае самого правоотношения, вообще-то не так редко встречается и в относительных правоотношениях, которым в качестве правоотношений Д.М. Генкин не отказывал. Соответственно, полагала Е.А. Флейшиц, связь с неопределенным кругом лиц можно рассматривать в качестве полноценного правоотношения <49>. В качестве примеров она называла, в частности, публичную оферту, выдачу ценной бумаги на предъявителя, обязательство, возникающее из договора страхования жизни без указания выгодоприобретателя, обязательство, возникающее из договора морского страхования, "за счет кого следовать будет", а также обязательства из объявления конкурса и публичного объявления награды <50>.
(Третьяков С.В.)
("Вестник гражданского права", 2022, N 4)Такая попытка критики позиции Д.М. Генкина именно с позиций правовой формы была предпринята Е.А. Флейшиц. Она, в частности, указывала, что неопределенный характер субъектного состава в абсолютном правоотношении, который, по мнению Д.М. Генкина, является верным признаком отсутствия в данном случае самого правоотношения, вообще-то не так редко встречается и в относительных правоотношениях, которым в качестве правоотношений Д.М. Генкин не отказывал. Соответственно, полагала Е.А. Флейшиц, связь с неопределенным кругом лиц можно рассматривать в качестве полноценного правоотношения <49>. В качестве примеров она называла, в частности, публичную оферту, выдачу ценной бумаги на предъявителя, обязательство, возникающее из договора страхования жизни без указания выгодоприобретателя, обязательство, возникающее из договора морского страхования, "за счет кого следовать будет", а также обязательства из объявления конкурса и публичного объявления награды <50>.
Статья: Морской арбитраж в России: прошлое, настоящее, будущее
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Исключение дел определенных категорий из юрисдикции морских арбитражей, как правило, обусловлено особенностями правоотношений, лежащих в их основе, наличием в них общественного (публичного) интереса. Заглядывая далеко за горизонт современного морского арбитража, некоторые российские ученые выражают обеспокоенность "публицизацией" морских споров, отмечая при этом тенденцию "создания предпосылок для того, чтобы судебная доктрина концентрации публичных элементов выступила основой для признания неарбитрабельными отдельных категорий морских споров либо для отказа в признании и приведении в исполнение принимаемых по этим спорам арбитражных решений вследствие их противоречия публичному порядку" <34>. В настоящее время в России федеральными законами прямо определены споры, не подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда. Так, не могут передаваться на рассмотрение в морской арбитраж (ст. 33 АПК РФ): дела о несостоятельности (банкротстве); споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений; дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; дела о защите прав и законных интересов группы лиц; некоторые дела из корпоративных споров (предусмотренные п. 1 - 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ); споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (в том числе морских судов); споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде. Стоит подчеркнуть, что законодательные ограничения не должны толковаться расширительно. Так, например, требование о признании наличия страхового случая может быть передано на рассмотрение морского арбитража, поскольку такое требование связано с исполнением договора морского страхования. Рассматривая дело по иску судовладельца к российскому страховщику, МАК указала, что требование признать наличие страхового случая не может быть квалифицировано как требование об установлении факта, имеющего юридическое значение <35>.
(Курочкин С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 4)Исключение дел определенных категорий из юрисдикции морских арбитражей, как правило, обусловлено особенностями правоотношений, лежащих в их основе, наличием в них общественного (публичного) интереса. Заглядывая далеко за горизонт современного морского арбитража, некоторые российские ученые выражают обеспокоенность "публицизацией" морских споров, отмечая при этом тенденцию "создания предпосылок для того, чтобы судебная доктрина концентрации публичных элементов выступила основой для признания неарбитрабельными отдельных категорий морских споров либо для отказа в признании и приведении в исполнение принимаемых по этим спорам арбитражных решений вследствие их противоречия публичному порядку" <34>. В настоящее время в России федеральными законами прямо определены споры, не подлежащие передаче на рассмотрение третейского суда. Так, не могут передаваться на рассмотрение в морской арбитраж (ст. 33 АПК РФ): дела о несостоятельности (банкротстве); споры об отказе в государственной регистрации, уклонении от государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей; дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений; дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; дела о защите прав и законных интересов группы лиц; некоторые дела из корпоративных споров (предусмотренные п. 1 - 5 ч. 2 ст. 225.1 АПК РФ); споры, возникающие из отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества (в том числе морских судов); споры, возникающие из отношений, связанных с возмещением вреда, причиненного окружающей среде. Стоит подчеркнуть, что законодательные ограничения не должны толковаться расширительно. Так, например, требование о признании наличия страхового случая может быть передано на рассмотрение морского арбитража, поскольку такое требование связано с исполнением договора морского страхования. Рассматривая дело по иску судовладельца к российскому страховщику, МАК указала, что требование признать наличие страхового случая не может быть квалифицировано как требование об установлении факта, имеющего юридическое значение <35>.
Статья: Страховое публичное право как институт финансового права
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Первый известный документ, считающийся страховым полисом, был выдан в Генуе в 1347 г. на корабль "Санта Клара", отправлявшийся из Генуи на Майорку. Этот полис был составлен в виде заемного письма на сумму 107 фунтов, по которому заемщик (страхователь) обязывался возвратить заем, если "Санта Клара" не прибудет на Майорку в течение шести месяцев. В этом документе получатель займа "лично брал ответственность за вышеуказанную сумму денег, пока названное судно не придет на Майорку" <2>. Итальянский опыт перенимают и другие страны, вовлеченные в международную торговлю, - Испания, Португалия, Голландия, затем и Англия. Позднее морское страхование проникает во Францию и Германию. Так, в Гамбурге в 1588 г. был заключен первый договор морского страхования. Сделка заключалась обычно просто между отдельными лицами; участие в исполнении сделок иногда принимали посредники - страховые маклеры. В Гамбурге морское страхование достигло широкого применения, но в отличие от Италии организации страхового дела в значительной степени способствовало государство <3>. Также в Италии зарождаются другие виды коммерческого страхования: страховое пари, ренты, страхование ссуд через ссудные кассы, страхование ренты через государственные займы, именуемые "тонтины".
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 2)Первый известный документ, считающийся страховым полисом, был выдан в Генуе в 1347 г. на корабль "Санта Клара", отправлявшийся из Генуи на Майорку. Этот полис был составлен в виде заемного письма на сумму 107 фунтов, по которому заемщик (страхователь) обязывался возвратить заем, если "Санта Клара" не прибудет на Майорку в течение шести месяцев. В этом документе получатель займа "лично брал ответственность за вышеуказанную сумму денег, пока названное судно не придет на Майорку" <2>. Итальянский опыт перенимают и другие страны, вовлеченные в международную торговлю, - Испания, Португалия, Голландия, затем и Англия. Позднее морское страхование проникает во Францию и Германию. Так, в Гамбурге в 1588 г. был заключен первый договор морского страхования. Сделка заключалась обычно просто между отдельными лицами; участие в исполнении сделок иногда принимали посредники - страховые маклеры. В Гамбурге морское страхование достигло широкого применения, но в отличие от Италии организации страхового дела в значительной степени способствовало государство <3>. Также в Италии зарождаются другие виды коммерческого страхования: страховое пари, ренты, страхование ссуд через ссудные кассы, страхование ренты через государственные займы, именуемые "тонтины".