Договор гчп
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор гчп (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Об одностороннем отказе от исполнения договора государственно-частного партнерства
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3
(Фроловский Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, установлено, что положения регламента проведения проверки, установленные для договоров (соглашений), государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), распространяются на отношения по концессионным соглашениям, соглашениям о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым бюджетными и автономными учреждениями, контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются указанные соглашения, договоры (контракты), в случаях, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2021 N 2024.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В частности, установлено, что положения регламента проведения проверки, установленные для договоров (соглашений), государственных (муниципальных) контрактов, контрактов (договоров), распространяются на отношения по концессионным соглашениям, соглашениям о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), договорам (контрактам) о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг, заключаемым бюджетными и автономными учреждениями, контрактам (договорам), источником финансового обеспечения которых являются указанные соглашения, договоры (контракты), в случаях, установленных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2021 N 2024.
Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) с организацией, которой в случаях и на основаниях, определенных федеральным законом или актом Правительства Российской Федерации, на срок до заключения соглашения о государственно-частном партнерстве переданы на основании договора об отчуждении исключительного права или предоставлены на основании соглашения (соглашений) права использования программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ) и баз данных, входящих в состав информационной системы, а также передана информация, входящая в ее состав.
(ред. от 31.07.2025)
"О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"5) с организацией, которой в случаях и на основаниях, определенных федеральным законом или актом Правительства Российской Федерации, на срок до заключения соглашения о государственно-частном партнерстве переданы на основании договора об отчуждении исключительного права или предоставлены на основании соглашения (соглашений) права использования программ для электронных вычислительных машин (программ для ЭВМ) и баз данных, входящих в состав информационной системы, а также передана информация, входящая в ее состав.
Статья: Совершенствование механизмов ГЧП в сфере образования стран интеграционного объединения ЕАЭС
(Пурен К.А., Живалов В.Н., Чимирис Е.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)При реализации проектов ГЧП в сфере образования правительства стран ЕАЭС часто сталкиваются со значительными проблемами, такими как нехватка квалифицированных операторов (частных партнеров), проблемы с реализацией проектов, недостаточные или отсроченные финансовые компенсации, проблемы с управлением учреждениями, пробелы в законодательстве и отсутствие механизмов регулирования и т.д., которые зачастую становятся причиной провала всего проекта. Поэтому необходимо иметь четкое представление о возможных рисках и методах управления ими на этапе разработки проектов и договоров ГЧП.
(Пурен К.А., Живалов В.Н., Чимирис Е.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)При реализации проектов ГЧП в сфере образования правительства стран ЕАЭС часто сталкиваются со значительными проблемами, такими как нехватка квалифицированных операторов (частных партнеров), проблемы с реализацией проектов, недостаточные или отсроченные финансовые компенсации, проблемы с управлением учреждениями, пробелы в законодательстве и отсутствие механизмов регулирования и т.д., которые зачастую становятся причиной провала всего проекта. Поэтому необходимо иметь четкое представление о возможных рисках и методах управления ими на этапе разработки проектов и договоров ГЧП.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Австралии существуют инструменты налогового стимулирования для исследователей, разработчиков, новых инновационных стартапов [430]. Такая политика обосновывается тем, что компании часто не инвестируют в НИОКР, поскольку точно не знают, когда удастся получить прибыль от реализации той или иной разработки. Меры налоговой поддержки позволяют компаниям снизить расходы на исследования. Организации могут получить налоговый вычет в зависимости от оборота компании. Отдельное законодательство в сфере ГЧП в Австралии отсутствует. Регулирование ГЧП основывается на Законе "О регулировании инфраструктуры" (Infrastructure Australia Act 2008) [431] и Руководстве о государственно-частном партнерстве (Guidelines for Public Private Partnerships) [432]. Так, в Руководстве указано, что Правительство стремится поддерживать надлежащий уровень инвестиций в целях развития сильной и устойчивой экономики. Дополнительно к акту были разработаны формы документов, упрощающих процедуру подачи заявлений на заключение договора ГЧП.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В Австралии существуют инструменты налогового стимулирования для исследователей, разработчиков, новых инновационных стартапов [430]. Такая политика обосновывается тем, что компании часто не инвестируют в НИОКР, поскольку точно не знают, когда удастся получить прибыль от реализации той или иной разработки. Меры налоговой поддержки позволяют компаниям снизить расходы на исследования. Организации могут получить налоговый вычет в зависимости от оборота компании. Отдельное законодательство в сфере ГЧП в Австралии отсутствует. Регулирование ГЧП основывается на Законе "О регулировании инфраструктуры" (Infrastructure Australia Act 2008) [431] и Руководстве о государственно-частном партнерстве (Guidelines for Public Private Partnerships) [432]. Так, в Руководстве указано, что Правительство стремится поддерживать надлежащий уровень инвестиций в целях развития сильной и устойчивой экономики. Дополнительно к акту были разработаны формы документов, упрощающих процедуру подачи заявлений на заключение договора ГЧП.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Кроме того, указанное касалось только ситуаций синхронизации КРТ с ГЧП, когда по договору о КРТ обязательства по созданию инфраструктуры возлагаются на частного инвестора. В связи с этим было подчеркнуто отсутствие необходимости предоставления возможности заключения концессионного соглашения частному лицу, реализующему проект КРТ с высокой ожидаемой доходностью. В остальных случаях надо отметить, что создание инфраструктуры может вовсе не возлагаться на частное лицо, реализующее проект КРТ, которое, как правило, не заинтересовано в последующей эксплуатации и (или) осуществлении технического обслуживания <1> таких объектов. Поэтому, вероятно, вовсе стоит сосредоточиться не на синхронизации КРТ с ГЧП, а на выработке государственных мер поддержки и (или) льгот лицам, реализующим малорентабельные проекты КРТ, в рамках которых на них возлагаются обязанности по созданию объектов инфраструктуры.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Кроме того, указанное касалось только ситуаций синхронизации КРТ с ГЧП, когда по договору о КРТ обязательства по созданию инфраструктуры возлагаются на частного инвестора. В связи с этим было подчеркнуто отсутствие необходимости предоставления возможности заключения концессионного соглашения частному лицу, реализующему проект КРТ с высокой ожидаемой доходностью. В остальных случаях надо отметить, что создание инфраструктуры может вовсе не возлагаться на частное лицо, реализующее проект КРТ, которое, как правило, не заинтересовано в последующей эксплуатации и (или) осуществлении технического обслуживания <1> таких объектов. Поэтому, вероятно, вовсе стоит сосредоточиться не на синхронизации КРТ с ГЧП, а на выработке государственных мер поддержки и (или) льгот лицам, реализующим малорентабельные проекты КРТ, в рамках которых на них возлагаются обязанности по созданию объектов инфраструктуры.
Статья: Практика разрешения споров в сфере государственно-частного партнерства как фактор формирования конкурентной среды (мониторинг судебной практики)
(Скворцов О.Ю., Деркач Н.Г., Голубева В.М., Нам К.И., Чумаченко В.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)2. Связь соглашений о государственно-частном партнерстве с договорами аренды, заключаемыми между партнерами во исполнение СГЧП.
(Скворцов О.Ю., Деркач Н.Г., Голубева В.М., Нам К.И., Чумаченко В.А.)
("Конкурентное право", 2022, N 4; 2023, N 1)2. Связь соглашений о государственно-частном партнерстве с договорами аренды, заключаемыми между партнерами во исполнение СГЧП.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- казначейское сопровождение средств в рамках реализации договоров государственно-частного партнерства;
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)- казначейское сопровождение средств в рамках реализации договоров государственно-частного партнерства;
"Современное гражданское и семейное право: перспективы развития доктрины, законодательства и правоприменительной практики: монография"
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Думается, что вовлечение в правовой режим объекта здравоохранения как объекта ГЧП-обязательства практико-ориентированного образовательного элемента прежде всего зависит от условий ГЧП-договора. Если в нем прямо предусматривается возможность организации на базе такого объекта практической подготовки обучающихся, то все вопросы снимаются.
(отв. ред. Е.В. Вавилин, О.М. Родионова)
("Статут", 2024)Думается, что вовлечение в правовой режим объекта здравоохранения как объекта ГЧП-обязательства практико-ориентированного образовательного элемента прежде всего зависит от условий ГЧП-договора. Если в нем прямо предусматривается возможность организации на базе такого объекта практической подготовки обучающихся, то все вопросы снимаются.
Статья: Концессии и соглашения о публично-частном партнерстве: сравнительный анализ и вопросы права собственности
(Баженов А.Ю.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)Основные признаки ГЧП хорошо изучены в научной литературе. Большинство исследователей относят к ним, в частности, долгосрочность проекта, его софинансирование сторонами и распределение рисков <4>. Наличие полного набора данных признаков ГЧП позволяет отнести рассматриваемые в настоящей статье соглашения к отдельной группе договоров (типичные договоры ГЧП), отличающейся от иных гражданско-правовых договоров инвестиционного характера (квази-ГЧП) <5>. Данный вывод поддерживается, например, тем, что оба соглашения в Рекомендациях по реализации проектов государственно-частного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации названы формами (моделями) ГЧП и рассматриваются совместно <6>. Кроме того, обе формы изначально подпадали под единое регулирование одного из лучших примеров регионального законодательства в сфере ГЧП - Закона Санкт-Петербурга от 20 декабря 2006 г. "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" <7>, действовавшего с конца 2006 по 2025 г.
(Баженов А.Ю.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 2)Основные признаки ГЧП хорошо изучены в научной литературе. Большинство исследователей относят к ним, в частности, долгосрочность проекта, его софинансирование сторонами и распределение рисков <4>. Наличие полного набора данных признаков ГЧП позволяет отнести рассматриваемые в настоящей статье соглашения к отдельной группе договоров (типичные договоры ГЧП), отличающейся от иных гражданско-правовых договоров инвестиционного характера (квази-ГЧП) <5>. Данный вывод поддерживается, например, тем, что оба соглашения в Рекомендациях по реализации проектов государственно-частного партнерства Министерства экономического развития Российской Федерации названы формами (моделями) ГЧП и рассматриваются совместно <6>. Кроме того, обе формы изначально подпадали под единое регулирование одного из лучших примеров регионального законодательства в сфере ГЧП - Закона Санкт-Петербурга от 20 декабря 2006 г. "Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах" <7>, действовавшего с конца 2006 по 2025 г.
Статья: О мерах экономического стимулирования инвесторов в комплексном развитии территории
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Договор о государственно-частном партнерстве
(Максимкина Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 2)Договор о государственно-частном партнерстве