Договор бункеровки
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор бункеровки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 201 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик в 2021 году приобрел топливо, использовал его для бункеровки судов. Налогоплательщик отразил операции по приобретению забункерованных средних дистиллятов в налоговой декларации по акцизам за май 2021 года, так в декларации заявлены вычеты по акцизам с применением коэффициента 2 в отношении средних дистиллятов, забункерованных до 31.05.2021. Налоговый орган признал неправомерным заявление акцизов к вычету, поскольку налогоплательщик в нарушение подп. 3 п. 22 ст. 201 НК РФ (в редакции Федерального закона от 15.10.2020 N 321-ФЗ, действующей с 01.01.2021) не представил документы, в которых исчисленная сумма акциза в отношении топлива его производителем выделена отдельной строкой. Суд признал доначисление акциза неправомерным. Суд отметил, что поставщик налогоплательщика приобрел топливо до 01.01.2021, когда обязанность раскрывать всю цепочку поставщиков и получать документы от производителя топлива об уплате акциза не была установлена. Для подтверждения права на вычет налогоплательщик представил документы, предусмотренные п. 22 ст. 201 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2021, а именно: реестры на поставку топлива за май 2021 года, реестр бункеровочных накладных 2021 года, накладные на отгрузку, договор поставки и бункеровки нефтепродуктов, паспорта качества, свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, универсальные передаточные документы, оборотно-сальдовые ведомости, выписки из государственного судоходного реестра теплоходов, акты освидетельствования теплоходов, нормы 588 двигателя, договоры аренды. Суд принял во внимание, что общество, поставившее топливо контрагенту налогоплательщику, отказало налогоплательщику в представлении реестра договоров поставки, сославшись на коммерческую тайну. Суд указал, что в отношении нефтепродуктов, выпущенных производителем в обращение до 01.01.2021, налогоплательщик, заявляющей к вычету после 01.01.2021 ранее правомерно уплаченный акциз, при доказанности факта получения и реализации топлива, не обязан в целях подтверждения права на вычет представлять документы, которые оформляются иными лицами и без участия самого налогоплательщика (в частности, реестр счетов-фактур). Также суд принял во внимание, что по запросу суда производитель топлива представил доказательства исчисления акциза, а налогоплательщик в ходе судебного разбирательства представил реестр счетов-фактур в соответствии с требованиями ст. 201 НК РФ.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик в 2021 году приобрел топливо, использовал его для бункеровки судов. Налогоплательщик отразил операции по приобретению забункерованных средних дистиллятов в налоговой декларации по акцизам за май 2021 года, так в декларации заявлены вычеты по акцизам с применением коэффициента 2 в отношении средних дистиллятов, забункерованных до 31.05.2021. Налоговый орган признал неправомерным заявление акцизов к вычету, поскольку налогоплательщик в нарушение подп. 3 п. 22 ст. 201 НК РФ (в редакции Федерального закона от 15.10.2020 N 321-ФЗ, действующей с 01.01.2021) не представил документы, в которых исчисленная сумма акциза в отношении топлива его производителем выделена отдельной строкой. Суд признал доначисление акциза неправомерным. Суд отметил, что поставщик налогоплательщика приобрел топливо до 01.01.2021, когда обязанность раскрывать всю цепочку поставщиков и получать документы от производителя топлива об уплате акциза не была установлена. Для подтверждения права на вычет налогоплательщик представил документы, предусмотренные п. 22 ст. 201 НК РФ в редакции, действовавшей до 01.01.2021, а именно: реестры на поставку топлива за май 2021 года, реестр бункеровочных накладных 2021 года, накладные на отгрузку, договор поставки и бункеровки нефтепродуктов, паспорта качества, свидетельство о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, универсальные передаточные документы, оборотно-сальдовые ведомости, выписки из государственного судоходного реестра теплоходов, акты освидетельствования теплоходов, нормы 588 двигателя, договоры аренды. Суд принял во внимание, что общество, поставившее топливо контрагенту налогоплательщику, отказало налогоплательщику в представлении реестра договоров поставки, сославшись на коммерческую тайну. Суд указал, что в отношении нефтепродуктов, выпущенных производителем в обращение до 01.01.2021, налогоплательщик, заявляющей к вычету после 01.01.2021 ранее правомерно уплаченный акциз, при доказанности факта получения и реализации топлива, не обязан в целях подтверждения права на вычет представлять документы, которые оформляются иными лицами и без участия самого налогоплательщика (в частности, реестр счетов-фактур). Также суд принял во внимание, что по запросу суда производитель топлива представил доказательства исчисления акциза, а налогоплательщик в ходе судебного разбирательства представил реестр счетов-фактур в соответствии с требованиями ст. 201 НК РФ.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 147 "Место реализации товаров" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал в вычете по НДС, заявленному к возмещению по операции, связанной с приобретением судового топлива, указав, что в данном случае в целях уплаты НДС место реализации топлива определяется по месту его нахождения в момент отгрузки (в момент получения топлива покупателем - обществом), но не с момента помещения топлива на судно, выходящее из российского порта. Операции по реализации товаров, находящихся в момент начала отгрузки и транспортировки в пределах исключительной экономической зоны (ИЭЗ) РФ, в соответствии со ст. ст. 146, 147 НК РФ не признаются объектом обложения НДС. Суд отметил, что, если реализация товаров происходит не на территории РФ, объекта обложения НДС не возникает, соответственно, не возникает право на налоговый вычет и возмещение сумм НДС. Морская акватория, находящаяся за пределами 12-мильной зоны (ИЭЗ РФ), не является территорией РФ, а также не подпадает для целей применения НК РФ под категорию "иных территорий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации". Из перевозочных документов следует, что в соответствии с коносаментом судно контрагента общества приняло в порту Владивосток груз, который частично был перегружен в Охотском море на борт другого судна контрагента (с открытой границей). Впоследствии в соответствии с судовыми бункерными расписками груз был поставлен на борт судна общества в географических координатах в Охотском море, в ИЭЗ РФ. Суд указал, что несмотря на то, что реализация товара происходила за пределами территории России (в ИЭЗ РФ), в момент начала отгрузки и транспортировки товара для последующей продажи топливо находилось на территории РФ, соответственно, местом реализации этого товара признается территория РФ, такая реализация в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом налогообложения по НДС. Также суд принял во внимание, что заключенный между сторонами договор на поставку нефтепродуктов носит долгосрочный характер; перегрузка топлива с одного танкера на другой с целью доставки в ИЭЗ и бункеровки судов, осуществляющих промысел, - это последовательные этапы доставки топлива до конечного покупателя; при этом товар (топливо) не утрачивает статуса "товара, вывезенного (доставленного) с территории Российской Федерации"; нарушение таможенного оформления не может являться основанием для отказа в применении вычета по НДС при наличии документов, подтверждающих транспортировку груза с территории Российской Федерации; НК РФ не устанавливает какие-либо требования к форме и содержанию документов, подтверждающих такой факт.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган отказал в вычете по НДС, заявленному к возмещению по операции, связанной с приобретением судового топлива, указав, что в данном случае в целях уплаты НДС место реализации топлива определяется по месту его нахождения в момент отгрузки (в момент получения топлива покупателем - обществом), но не с момента помещения топлива на судно, выходящее из российского порта. Операции по реализации товаров, находящихся в момент начала отгрузки и транспортировки в пределах исключительной экономической зоны (ИЭЗ) РФ, в соответствии со ст. ст. 146, 147 НК РФ не признаются объектом обложения НДС. Суд отметил, что, если реализация товаров происходит не на территории РФ, объекта обложения НДС не возникает, соответственно, не возникает право на налоговый вычет и возмещение сумм НДС. Морская акватория, находящаяся за пределами 12-мильной зоны (ИЭЗ РФ), не является территорией РФ, а также не подпадает для целей применения НК РФ под категорию "иных территорий, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации". Из перевозочных документов следует, что в соответствии с коносаментом судно контрагента общества приняло в порту Владивосток груз, который частично был перегружен в Охотском море на борт другого судна контрагента (с открытой границей). Впоследствии в соответствии с судовыми бункерными расписками груз был поставлен на борт судна общества в географических координатах в Охотском море, в ИЭЗ РФ. Суд указал, что несмотря на то, что реализация товара происходила за пределами территории России (в ИЭЗ РФ), в момент начала отгрузки и транспортировки товара для последующей продажи топливо находилось на территории РФ, соответственно, местом реализации этого товара признается территория РФ, такая реализация в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ признается объектом налогообложения по НДС. Также суд принял во внимание, что заключенный между сторонами договор на поставку нефтепродуктов носит долгосрочный характер; перегрузка топлива с одного танкера на другой с целью доставки в ИЭЗ и бункеровки судов, осуществляющих промысел, - это последовательные этапы доставки топлива до конечного покупателя; при этом товар (топливо) не утрачивает статуса "товара, вывезенного (доставленного) с территории Российской Федерации"; нарушение таможенного оформления не может являться основанием для отказа в применении вычета по НДС при наличии документов, подтверждающих транспортировку груза с территории Российской Федерации; НК РФ не устанавливает какие-либо требования к форме и содержанию документов, подтверждающих такой факт.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Разъяснения, связанные с применением положений Указания Банка России от 18.06.2025 N 7089-У
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: В какой графе следует отражать задолженность по договорам бункеровки топлива (графа 2, 3 или графа 5)?
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: В какой графе следует отражать задолженность по договорам бункеровки топлива (графа 2, 3 или графа 5)?
Статья: Разъяснения, связанные с применением положений Указания Банка России от 05.02.2024 N 6677-У "О составе, форме, сроках и о порядке составления и представления резидентами в Банк России информации об активах и обязательствах, номинированных в иностранной валюте и (или) подлежащих оплате в валюте Российской Федерации и (или) иностранной валюте в пользу нерезидентов резидентами и (или) юридическими лицами, которые являются дочерними хозяйственными обществами указанных резидентов, об обязательствах нерезидентов перед такими резидентами и (или) юридическими лицами"
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: В какой графе следует отражать задолженность по договорам бункеровки топлива (графы 2, 3 или графа 5)?
("Официальный сайт Банка России", 2025)Вопрос: В какой графе следует отражать задолженность по договорам бункеровки топлива (графы 2, 3 или графа 5)?
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)30) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, приобретенных у российской организации (оприходованных в результате оказания налогоплательщику услуг по переработке сырья (материалов) российской организацией) и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза;
(ред. от 17.11.2025)30) реализация (в том числе на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров) на территории Российской Федерации российскими организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, и (или) российскими организациями, имеющими лицензию на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности (применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, внутреннем водном транспорте, в морских портах), и (или) российскими организациями, заключившими с организациями, включенными в реестр поставщиков бункерного топлива, договоры, на основании которых используются объекты, посредством которых осуществляется бункеровка (заправка) водных судов, иностранным организациям средних дистиллятов, приобретенных у российской организации (оприходованных в результате оказания налогоплательщику услуг по переработке сырья (материалов) российской организацией) и вывезенных за пределы территории Российской Федерации в качестве припасов на водных судах в соответствии с правом Евразийского экономического союза;