Договор, предусматривающий оказание финансовых услуг
Подборка наиболее важных документов по запросу Договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие предусмотрены налоговые правонарушения и ответственность за них для организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф накладывается за каждый факт такого нарушения в отношении каждого заключенного между клиентом и организацией финансового рынка договора, предусматривающего оказание финансовых услуг (п. 1 ст. 129.7-1 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)Штраф накладывается за каждый факт такого нарушения в отношении каждого заключенного между клиентом и организацией финансового рынка договора, предусматривающего оказание финансовых услуг (п. 1 ст. 129.7-1 НК РФ);
Статья: О каких спецсчетах нужно подавать сведения в соответствии с главой 20.1 НК РФ
(Фимина Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 1)Типичный пример опять же рассмотрен в Обзоре типичных вопросов. В частности, в ответе на вопрос 1 ФНС России указывает, что кредитные договоры, договоры аренды банковской ячейки или сейфа, договоры банковской гарантии, договоры репо не относятся к договорам, в отношении которых требуется представление финансовой информации. Притом ни один из этих договоров не входит в утвержденный Постановлением N 693 список видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 НК РФ. Этот список в соответствии с указаниями ФНС России (вопрос 1.1) является исчерпывающим. На практике кредитный договор может предполагать перечисление клиенту средств на счет, открытый в том же банке (то есть одновременно заключается договор банковского счета), и может возникнуть вопрос: отделять ли в данном случае понятие "договор" от понятия "счет" и нужно ли "репортить" такие счета?
(Фимина Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 1)Типичный пример опять же рассмотрен в Обзоре типичных вопросов. В частности, в ответе на вопрос 1 ФНС России указывает, что кредитные договоры, договоры аренды банковской ячейки или сейфа, договоры банковской гарантии, договоры репо не относятся к договорам, в отношении которых требуется представление финансовой информации. Притом ни один из этих договоров не входит в утвержденный Постановлением N 693 список видов договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг, в отношении которых не применяются положения главы 20.1 НК РФ. Этот список в соответствии с указаниями ФНС России (вопрос 1.1) является исчерпывающим. На практике кредитный договор может предполагать перечисление клиенту средств на счет, открытый в том же банке (то есть одновременно заключается договор банковского счета), и может возникнуть вопрос: отделять ли в данном случае понятие "договор" от понятия "счет" и нужно ли "репортить" такие счета?
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.06.2014 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"1. Организации финансового рынка принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (далее - клиент), лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее - клиент - иностранный налогоплательщик).
(ред. от 28.12.2024)
"Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"1. Организации финансового рынка принимают обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди лиц, заключающих (заключивших) с организацией финансового рынка договор, предусматривающий оказание финансовых услуг (далее - клиент), лиц, на которых распространяется законодательство иностранного государства о налогообложении иностранных счетов (далее - клиент - иностранный налогоплательщик).
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Дополнительно отмечаем, что установленное ограничение <223> не применялось к контрактам (договорам), предусматривающим оказание нерезидентами резидентам финансовых услуг, в том числе договорам страхования, перестрахования.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Дополнительно отмечаем, что установленное ограничение <223> не применялось к контрактам (договорам), предусматривающим оказание нерезидентами резидентам финансовых услуг, в том числе договорам страхования, перестрахования.
Статья: Пути преодоления информационной диспропорции в правоотношениях с потребителем финансовых услуг в условиях перехода к цифровой экономике
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 3)Первая причина - крайне спорное решение законодателя. Закон о порядке информирования распространяет свое действие только на отдельные, прямо упомянутые в этом Законе договоры с физическим лицом. При этом выбор договоров также объяснить непросто - например, для СКПК указан договор о привлечении денежных средств от физических лиц, но отсутствует договор потребительского займа, который является второй договорной конструкцией, связанной с их основной деятельностью. Без установления правил предоставления и раскрытия информации для всех договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг физическим лицам, эффект от Закона об информировании, как представляется, будет очень ограниченным.
(Чирков А.В.)
("Предпринимательское право", 2021, N 3)Первая причина - крайне спорное решение законодателя. Закон о порядке информирования распространяет свое действие только на отдельные, прямо упомянутые в этом Законе договоры с физическим лицом. При этом выбор договоров также объяснить непросто - например, для СКПК указан договор о привлечении денежных средств от физических лиц, но отсутствует договор потребительского займа, который является второй договорной конструкцией, связанной с их основной деятельностью. Без установления правил предоставления и раскрытия информации для всех договоров, предусматривающих оказание финансовых услуг физическим лицам, эффект от Закона об информировании, как представляется, будет очень ограниченным.
Статья: Валютный контроль за операциями участников ВЭД после принятия особых экономических мер
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)- контрактам (договорам), предусматривающим оказание нерезидентами резидентам финансовых услуг, в том числе по договорам страхования, перестрахования;
(Николаева И.Г.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)- контрактам (договорам), предусматривающим оказание нерезидентами резидентам финансовых услуг, в том числе по договорам страхования, перестрахования;
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Согласно п. 3 комментируемой статьи банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных отдельными законами, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. В качестве примера можно привести п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обязывающий кредитную организацию расторгнуть договор банковского счета, если возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также ст. 4 Федерального закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которой в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней после дня принятия решения об отказе от совершения операций информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе расторгнуть заключенный с ним договор банковского счета (вклада) или иной договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента - иностранного налогоплательщика не ранее чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения договора.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Согласно п. 3 комментируемой статьи банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных отдельными законами, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента. В качестве примера можно привести п. 5.2 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обязывающий кредитную организацию расторгнуть договор банковского счета, если возникают подозрения, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также ст. 4 Федерального закона от 28.06.2014 N 173-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об особенностях осуществления финансовых операций с иностранными гражданами и юридическими лицами, о внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации", согласно которой в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком в течение пятнадцати рабочих дней после дня принятия решения об отказе от совершения операций информации, необходимой для его идентификации в качестве клиента - иностранного налогоплательщика, и (или) в случае непредоставления клиентом - иностранным налогоплательщиком согласия (отказа от предоставления согласия) на передачу информации в иностранный налоговый орган кредитная организация вправе расторгнуть заключенный с ним договор банковского счета (вклада) или иной договор, предусматривающий оказание финансовых услуг, уведомив об этом клиента - иностранного налогоплательщика не ранее чем за тридцать рабочих дней до дня расторжения договора.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Например, между двумя российскими организациями заключен договор транспортной экспедиции на оказание услуг, связанных с транспортировкой товаров от границы РФ по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Договор предусматривает оказание финансово-платежных услуг, связанных с оплатой провозных платежей за транспортировку товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается, поэтому они не являются объектом налогообложения по НДС в Российской Федерации (письма Минфина России от 16.11.2021 N 03-07-13/1/92479, от 26.02.2013 N 03-07-08/5469).
(8-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2023)Например, между двумя российскими организациями заключен договор транспортной экспедиции на оказание услуг, связанных с транспортировкой товаров от границы РФ по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Договор предусматривает оказание финансово-платежных услуг, связанных с оплатой провозных платежей за транспортировку товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается, поэтому они не являются объектом налогообложения по НДС в Российской Федерации (письма Минфина России от 16.11.2021 N 03-07-13/1/92479, от 26.02.2013 N 03-07-08/5469).
Статья: Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)Правовой базой функционирования СПФС послужили указание Банка России от 05.10.2015 N 3814-У "О порядке оказания Банком России услуг по передаче финансовых сообщений кредитным организациям и их клиентам - юридическим лицам" <79>, а также п. 5.2 положения Банка России от 06.07.2017 N 595-П "О платежной системе Банка России", урегулировавшие в том числе полномочия Банка России при оказании услуг по передаче финансовых сообщений, порядок и особенности заключения договоров, предусматривающих условия оказания услуг по передаче финансовых сообщений и заключаемых Банком России с российскими юридическими лицами.
(Старженецкий В.В., Бутырина В.А., Курицына К.С.)
("Закон", 2021, N 3)Правовой базой функционирования СПФС послужили указание Банка России от 05.10.2015 N 3814-У "О порядке оказания Банком России услуг по передаче финансовых сообщений кредитным организациям и их клиентам - юридическим лицам" <79>, а также п. 5.2 положения Банка России от 06.07.2017 N 595-П "О платежной системе Банка России", урегулировавшие в том числе полномочия Банка России при оказании услуг по передаче финансовых сообщений, порядок и особенности заключения договоров, предусматривающих условия оказания услуг по передаче финансовых сообщений и заключаемых Банком России с российскими юридическими лицами.
"НДС: практика исчисления и уплаты"
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, между двумя российскими организациями заключен договор транспортной экспедиции на оказание услуг, связанных с транспортировкой товаров от границы РФ по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Договор предусматривает оказание финансово-платежных услуг, связанных с оплатой провозных платежей за транспортировку товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается, поэтому они не являются объектом налогообложения по НДС в Российской Федерации (Письма Минфина России от 16.11.2021 N 03-07-13/1/92479, от 26.02.2013 N 03-07-08/5469).
(9-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Например, между двумя российскими организациями заключен договор транспортной экспедиции на оказание услуг, связанных с транспортировкой товаров от границы РФ по территории Республики Казахстан и Республики Узбекистан. Договор предусматривает оказание финансово-платежных услуг, связанных с оплатой провозных платежей за транспортировку товаров между пунктами отправления и назначения, расположенными за пределами Российской Федерации. Местом реализации таких услуг территория Российской Федерации не признается, поэтому они не являются объектом налогообложения по НДС в Российской Федерации (Письма Минфина России от 16.11.2021 N 03-07-13/1/92479, от 26.02.2013 N 03-07-08/5469).
Статья: О некоторых вопросах теории публичного права финансового рынка
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Во-вторых, финансовые организации, помимо собственно налоговых обязанностей, несут обязанности информационного характера, точнее, обязанности по передаче налоговым органам сведений об операциях своих клиентов. Так, согласно ст. 142.2 НК РФ "организации финансового рынка обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых на основании мероприятий, установленных пунктом 1 статьи 142.4 настоящего Кодекса, или имеющейся у организации финансового рынка информации выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), а также иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией финансового рынка договору, предусматривающему оказание финансовых услуг" <27>.
(Тропская С.С.)
("Финансовое право", 2022, N 6)Во-вторых, финансовые организации, помимо собственно налоговых обязанностей, несут обязанности информационного характера, точнее, обязанности по передаче налоговым органам сведений об операциях своих клиентов. Так, согласно ст. 142.2 НК РФ "организации финансового рынка обязаны представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, финансовую информацию о клиентах, выгодоприобретателях и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в отношении которых на основании мероприятий, установленных пунктом 1 статьи 142.4 настоящего Кодекса, или имеющейся у организации финансового рынка информации выявлено, что они являются налоговыми резидентами иностранных государств (территорий), а также иную информацию, относящуюся к заключенному между клиентом и организацией финансового рынка договору, предусматривающему оказание финансовых услуг" <27>.