Добыча охотничьих ресурсов
Подборка наиболее важных документов по запросу Добыча охотничьих ресурсов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с пользованием природными ресурсами: Заинтересованное лицо хочет признать недействительным охотхозяйственное соглашение полностью или в части
(КонсультантПлюс, 2025)Заинтересованное лицо является арендатором лесного участка и приобрело право пользования данным участком, но не право пользования объектами животного мира. Поскольку у Заинтересованного лица отсутствует долгосрочная лицензия на пользование животным миром, предоставление спорного лесного участка Охотпользователю для добычи охотничьих ресурсов в соответствии с охотхозяйственным соглашением правомерно
(КонсультантПлюс, 2025)Заинтересованное лицо является арендатором лесного участка и приобрело право пользования данным участком, но не право пользования объектами животного мира. Поскольку у Заинтересованного лица отсутствует долгосрочная лицензия на пользование животным миром, предоставление спорного лесного участка Охотпользователю для добычи охотничьих ресурсов в соответствии с охотхозяйственным соглашением правомерно
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 258 "Незаконная охота" УК РФ"Действия Х. правильно квалифицированы судом по п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п. п. 8, 10, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации 18 октября 2012 года N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования", согласно которым незаконной является охота с нарушением требований законодательства об охоте, в том числе охота без соответствующего разрешения на добычу охотничьих ресурсов, вне отведенных мест, вне сроков осуществления охоты и др., при этом осуществление незаконной охоты с применением механического транспортного средства, в частности моторной лодки, приводимой в движение двигателем, не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.2 статьи 8.37 КоАП РФ, поскольку ответственность за такое деяние предусмотрена п. "б" ч. 1 ст. 258 УК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об уплате сборов за пользование объектами животного мира и порядке представления в налоговые органы сведений о выданных охотникам разрешениях на добычу охотничьих ресурсов.
(Письмо Минфина России от 23.04.2025 N 03-06-06-03/40950)Вопрос: Об уплате сборов за пользование объектами животного мира и порядке представления в налоговые органы сведений о выданных охотникам разрешениях на добычу охотничьих ресурсов.
(Письмо Минфина России от 23.04.2025 N 03-06-06-03/40950)Вопрос: Об уплате сборов за пользование объектами животного мира и порядке представления в налоговые органы сведений о выданных охотникам разрешениях на добычу охотничьих ресурсов.
Вопрос: О госпошлине за предоставление юрлицам и ИП, заключившим охотхозяйственные соглашения, бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
(Письмо Минфина России от 09.09.2024 N 03-05-04-03/85342)Вопрос: О госпошлине за предоставление юрлицам и ИП, заключившим охотхозяйственные соглашения, бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
(Письмо Минфина России от 09.09.2024 N 03-05-04-03/85342)Вопрос: О госпошлине за предоставление юрлицам и ИП, заключившим охотхозяйственные соглашения, бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.07.2009 N 209-ФЗ
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 5. РАЗРЕШЕНИЕ НА ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ
(ред. от 13.12.2024)
"Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"Глава 5. РАЗРЕШЕНИЕ НА ДОБЫЧУ ОХОТНИЧЬИХ РЕСУРСОВ
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Минприроды России от 8 апреля 2022 г. N 258
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Приказ Минприроды России от 8 апреля 2022 г. N 258
Ситуация: В каких случаях физические лица уплачивают сбор за пользование объектами животного мира и водных ресурсов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Охотники уплачивают сбор за пользование объектами животного мира при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов уплачивают физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Охотники уплачивают сбор за пользование объектами животного мира при получении разрешения на добычу охотничьих ресурсов. Сбор за пользование объектами водных биоресурсов уплачивают физические лица, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов.
Вопрос: О госпошлине за выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов ИП и юрлицам, заключившим охотхозяйственные соглашения.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-05-04-03/83006)Вопрос: О госпошлине за выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов ИП и юрлицам, заключившим охотхозяйственные соглашения.
(Письмо Минфина России от 02.09.2024 N 03-05-04-03/83006)Вопрос: О госпошлине за выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов ИП и юрлицам, заключившим охотхозяйственные соглашения.
Статья: Понятие "охотничьи ресурсы" и критерии их определения
(Рыбинская Е.Т.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности (ст. 15 Закона N 209-ФЗ) осуществляется на основании научных, научно-технических программ и проектов (допускается отлов и отстрел). Особенности осуществления данного вида охоты становились предметом судебного разбирательства даже Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в Конституционный Суд обратился Е.Д. Махнач с жалобой, в которой оспаривал конституционность п. 2 ч. 4 ст. 15 Закона N 209-ФЗ. Из материалов дела видно, что "Е.Д. Махнач обратился в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях в научных целях, но ему было в этом отказано, поскольку представленная им научная программа имела недостатки в оформлении" <7>.
(Рыбинская Е.Т.)
("Экологическое право", 2025, N 5)Охота в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности (ст. 15 Закона N 209-ФЗ) осуществляется на основании научных, научно-технических программ и проектов (допускается отлов и отстрел). Особенности осуществления данного вида охоты становились предметом судебного разбирательства даже Конституционным Судом Российской Федерации. Так, в Конституционный Суд обратился Е.Д. Махнач с жалобой, в которой оспаривал конституционность п. 2 ч. 4 ст. 15 Закона N 209-ФЗ. Из материалов дела видно, что "Е.Д. Махнач обратился в Министерство природных ресурсов Краснодарского края с заявлением о выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов в общедоступных охотничьих угодьях в научных целях, но ему было в этом отказано, поскольку представленная им научная программа имела недостатки в оформлении" <7>.
Ситуация: Каковы правила охоты?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)разрешение на добычу охотничьих ресурсов, которое выдается на добычу копытных животных, медведей, птиц и пушных животных. При этом разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)разрешение на добычу охотничьих ресурсов, которое выдается на добычу копытных животных, медведей, птиц и пушных животных. При этом разрешение на добычу копытных животных и медведей выдается на отлов или отстрел одной особи;
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Практика установления ЭПР началась в марте 2022 г. За время действия законодательства об ЭПР в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации было установлено и реализуется 17 экспериментов <2>, включая: движение беспилотных грузовиков на трассе М-11, эксплуатацию беспилотных авиационных систем, выдачу электронного разрешения на добычу охотничьих ресурсов, по направлению медицинских и телемедицинских технологий и другим направлениям <3>.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)Практика установления ЭПР началась в марте 2022 г. За время действия законодательства об ЭПР в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации было установлено и реализуется 17 экспериментов <2>, включая: движение беспилотных грузовиков на трассе М-11, эксплуатацию беспилотных авиационных систем, выдачу электронного разрешения на добычу охотничьих ресурсов, по направлению медицинских и телемедицинских технологий и другим направлениям <3>.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты; добыча охотничьих ресурсов - отлов или отстрел охотничьих ресурсов; охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты; охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Охота - деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой; охотничьи ресурсы - объекты животного мира, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и (или) законами субъектов РФ используются или могут быть использованы в целях охоты; добыча охотничьих ресурсов - отлов или отстрел охотничьих ресурсов; охотничье хозяйство - сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты; охотничьи угодья - территории, в границах которых допускается осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства.
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Президент местной ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов предложил лицу, уголовное преследование в отношении которого прекращено по нереабилитирующему основанию (далее - лицо N 1), произвести незаконный отстрел дикого северного оленя без разрешительных документов в количестве 152 особей в целях последующей их реализации. Лицо N 1, действуя по предварительному сговору с Г.К. Щукиным, не имея лицензий и разрешений на добычу дикого северного оленя, незаконно добыло 117 особей дикого северного оленя, чем причинило Российской Федерации материальный ущерб в размере 5 265 000 руб., который является крупным. Лицо N 2 и лицо N 3, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, по предложению Щукина также произвели отстрел 28 и 72 особей дикого серверного оленя соответственно. Щукин осужден по ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 258 УК РФ. Президиум приговор и апелляционное постановление по делу отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2019 N 21-П признал, что положения ст. 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не препятствуют членам общины коренных малочисленных народов передавать одному или нескольким ее членам, имеющим статус охотника, свое право на добычу охотничьих ресурсов в объеме, не превышающем сумму приходящихся на каждого члена общины лимитов использования объектов животного мира <923>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Президент местной ассоциации общественных объединений коренных малочисленных народов предложил лицу, уголовное преследование в отношении которого прекращено по нереабилитирующему основанию (далее - лицо N 1), произвести незаконный отстрел дикого северного оленя без разрешительных документов в количестве 152 особей в целях последующей их реализации. Лицо N 1, действуя по предварительному сговору с Г.К. Щукиным, не имея лицензий и разрешений на добычу дикого северного оленя, незаконно добыло 117 особей дикого северного оленя, чем причинило Российской Федерации материальный ущерб в размере 5 265 000 руб., который является крупным. Лицо N 2 и лицо N 3, уголовное преследование в отношении которых прекращено по нереабилитирующим основаниям, по предложению Щукина также произвели отстрел 28 и 72 особей дикого серверного оленя соответственно. Щукин осужден по ч. 4 ст. 33, ч. 2 ст. 258 УК РФ. Президиум приговор и апелляционное постановление по делу отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав следующее. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28.05.2019 N 21-П признал, что положения ст. 19 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не препятствуют членам общины коренных малочисленных народов передавать одному или нескольким ее членам, имеющим статус охотника, свое право на добычу охотничьих ресурсов в объеме, не превышающем сумму приходящихся на каждого члена общины лимитов использования объектов животного мира <923>.