Добровольный аудит
Подборка наиболее важных документов по запросу Добровольный аудит (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учитывать расходы на аудиторские услуги
(КонсультантПлюс, 2025)инициативного (добровольного) аудита по требованию участника ООО, по решению общего собрания его участников общества или совета директоров;
(КонсультантПлюс, 2025)инициативного (добровольного) аудита по требованию участника ООО, по решению общего собрания его участников общества или совета директоров;
Готовое решение: Каковы особенности налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний
(КонсультантПлюс, 2025)аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК (при обязательном или добровольном аудите). Если невозможно представить заключение одновременно с декларацией, то нужно исполнить эту обязанность не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о КИК.
(КонсультантПлюс, 2025)аудиторское заключение по финансовой отчетности КИК (при обязательном или добровольном аудите). Если невозможно представить заключение одновременно с декларацией, то нужно исполнить эту обязанность не позднее одного месяца со дня, отраженного в уведомлении о КИК.
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика за последний отчетный период (если налогоплательщик подлежит обязательному аудиту или проводил добровольный аудит).
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)аудиторское заключение в отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности налогоплательщика за последний отчетный период (если налогоплательщик подлежит обязательному аудиту или проводил добровольный аудит).
Статья: Стратегия развития государственного аудита в цифровой экономике России
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)3) для обеспечения полноты поступления доходов в бюджеты и повышения эффективности бюджетных расходов развивать единую систему внешнего и внутреннего финансового контроля, повышать его эффективность за счет взаимодействия государственных аудиторов с добровольным аудитом, разработав совместно стандарт "Взаимодействие независимых аудиторов с государственными контролерами" <4>.
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2022, N 4)3) для обеспечения полноты поступления доходов в бюджеты и повышения эффективности бюджетных расходов развивать единую систему внешнего и внутреннего финансового контроля, повышать его эффективность за счет взаимодействия государственных аудиторов с добровольным аудитом, разработав совместно стандарт "Взаимодействие независимых аудиторов с государственными контролерами" <4>.
Статья: Формирование "цифрового портрета" компании как направление развития таможенного контроля после выпуска товаров
(Логинова А.С.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Отметим, что идея таможенного аудита принадлежит бизнес-сообществу, но таможенные органы неоднозначно относятся к данному предложению от бизнеса. Таможенные органы высказывают мнение о том, что таможенный аудит - это добровольная история и таможенные органы готовы учитывать итоги таможенного аудита, которые имеют значение для определения "цифрового портрета" компании. То есть таможенный аудит рассматривается таможенными органами как некое подспорье в их работе по определению характеристик компании, осуществляющей ВЭД.
(Логинова А.С.)
("Таможенное дело", 2022, N 2)Отметим, что идея таможенного аудита принадлежит бизнес-сообществу, но таможенные органы неоднозначно относятся к данному предложению от бизнеса. Таможенные органы высказывают мнение о том, что таможенный аудит - это добровольная история и таможенные органы готовы учитывать итоги таможенного аудита, которые имеют значение для определения "цифрового портрета" компании. То есть таможенный аудит рассматривается таможенными органами как некое подспорье в их работе по определению характеристик компании, осуществляющей ВЭД.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)4. Устанавливая обязательные требования, органы государственной власти должны оценить наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом комментируемый Федеральный закон не раскрывает ни понятие "альтернативные меры", ни порядок их оценки, а соответственно, и необходимости учета результатов оценки наличия указанных альтернативных мер на возможность установления обязательных требований. Следует согласиться с мнение, высказанным в литературе, что "процедура, направленная на выявление альтернативных обязательным требованиям мер, введена ради самой процедуры" <1>. Сам принцип обоснованности обязательных требований подразумевает, что они должны иметь "надлежащую научно-теоретическую или экспертную основу, что обеспечивает их обоснованность и эффективность в выполнении отведенных им задач", а соответственно, при их установлении должны учитываться все способы воздействия государства на регулируемые общественные отношения. Так, согласно п. 7.2 Методики исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" при анализе и описании текущей структуры нормативного регулирования в соответствующей сфере должны были быть отражены применяемые способы государственного регулирования в данной сфере (включая лицензирование и другие разрешительные режимы; мониторинг; добровольную сертификацию, аудит и иное подтверждение качества процессов, услуг или продукции; государственный контроль (надзор) с указанием типов контролируемых требований) с описанием значимых рисков, на минимизацию которых направлен каждый из них.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)4. Устанавливая обязательные требования, органы государственной власти должны оценить наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом комментируемый Федеральный закон не раскрывает ни понятие "альтернативные меры", ни порядок их оценки, а соответственно, и необходимости учета результатов оценки наличия указанных альтернативных мер на возможность установления обязательных требований. Следует согласиться с мнение, высказанным в литературе, что "процедура, направленная на выявление альтернативных обязательным требованиям мер, введена ради самой процедуры" <1>. Сам принцип обоснованности обязательных требований подразумевает, что они должны иметь "надлежащую научно-теоретическую или экспертную основу, что обеспечивает их обоснованность и эффективность в выполнении отведенных им задач", а соответственно, при их установлении должны учитываться все способы воздействия государства на регулируемые общественные отношения. Так, согласно п. 7.2 Методики исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" при анализе и описании текущей структуры нормативного регулирования в соответствующей сфере должны были быть отражены применяемые способы государственного регулирования в данной сфере (включая лицензирование и другие разрешительные режимы; мониторинг; добровольную сертификацию, аудит и иное подтверждение качества процессов, услуг или продукции; государственный контроль (надзор) с указанием типов контролируемых требований) с описанием значимых рисков, на минимизацию которых направлен каждый из них.
Готовое решение: Какие есть виды аудиторских заключений и какие сведения они содержат
(КонсультантПлюс, 2025)Аудиторское заключение составляется по итогам обязательного или добровольного (инициативного) аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. В нем аудитор дает оценку достоверности показателей отчетности.
(КонсультантПлюс, 2025)Аудиторское заключение составляется по итогам обязательного или добровольного (инициативного) аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. В нем аудитор дает оценку достоверности показателей отчетности.
Статья: Оценка эффективности бюджетного контроля в условиях цифровой экономики
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)3) для обеспечения полноты поступления доходов в бюджеты и повышения эффективности бюджетных расходов развивать единую систему внешнего и внутреннего финансового контроля, повысить его эффективность за счет взаимодействия государственных финансовых аудиторов с добровольным аудитом, разработав совместно Стандарт "Взаимодействие независимых аудиторов с государственными контролерами".
(Чхутиашвили Л.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 3)3) для обеспечения полноты поступления доходов в бюджеты и повышения эффективности бюджетных расходов развивать единую систему внешнего и внутреннего финансового контроля, повысить его эффективность за счет взаимодействия государственных финансовых аудиторов с добровольным аудитом, разработав совместно Стандарт "Взаимодействие независимых аудиторов с государственными контролерами".
Статья: Экологический договор: понятие и место в системе гражданско-правовых договоров
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Второй разновидностью экологических договоров является договор экологического аудита. Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов, а также подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Сегодня в России обязательного экологического аудита нет, но может быть заключен договор добровольного экологического аудита. Необходимость заключения такого договора может быть обусловлена требованиями иностранных инвесторов и банков при предоставлении инвестиций или кредитных средств на развитие производства либо продвижение российской продукции на зарубежных рынках, которая должна быть сертифицирована по международным стандартам. Предметом договора обычно называется "природоохранная документация субъекта хозяйственной и иной деятельности" [4, с. 93], хотя есть основания говорить и о необходимости включения в экоаудит проверки фактического состояния очистных и иных природоохранных объектов, соблюдения экологических требований в ходе осуществления производственных процессов. Существенные условия договора законом не определены, но кроме предмета к ним можно отнести также цену и срок.
(Анисимов А.П., Исакова Ю.И.)
("Современное право", 2024, N 3)Второй разновидностью экологических договоров является договор экологического аудита. Экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, федеральных норм и правил в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов, а также подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности (ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"). Сегодня в России обязательного экологического аудита нет, но может быть заключен договор добровольного экологического аудита. Необходимость заключения такого договора может быть обусловлена требованиями иностранных инвесторов и банков при предоставлении инвестиций или кредитных средств на развитие производства либо продвижение российской продукции на зарубежных рынках, которая должна быть сертифицирована по международным стандартам. Предметом договора обычно называется "природоохранная документация субъекта хозяйственной и иной деятельности" [4, с. 93], хотя есть основания говорить и о необходимости включения в экоаудит проверки фактического состояния очистных и иных природоохранных объектов, соблюдения экологических требований в ходе осуществления производственных процессов. Существенные условия договора законом не определены, но кроме предмета к ним можно отнести также цену и срок.
Статья: Обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Добровольный (инициативный) аудит проводится по решению руководителей или собственников организации. Периодичность и сроки проведения инициативного аудита законодательно не установлены. Он может быть проведен, например, при смене собственника, назначении нового руководителя организации, получении банковского кредита и в других случаях.
(Данченко С.П.)
("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2023, N 2)Добровольный (инициативный) аудит проводится по решению руководителей или собственников организации. Периодичность и сроки проведения инициативного аудита законодательно не установлены. Он может быть проведен, например, при смене собственника, назначении нового руководителя организации, получении банковского кредита и в других случаях.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Общая характеристика. Как обязательный, так и добровольный аудит проводятся на основании договора аудируемого субъекта с аудиторской организацией либо с индивидуальным аудитором. Договор об оказании аудиторских услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг <1>.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Общая характеристика. Как обязательный, так и добровольный аудит проводятся на основании договора аудируемого субъекта с аудиторской организацией либо с индивидуальным аудитором. Договор об оказании аудиторских услуг является разновидностью договора возмездного оказания услуг <1>.