Добровольное страхование пассажиров
Подборка наиболее важных документов по запросу Добровольное страхование пассажиров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Страхование как правовое средство защиты прав потребителей на железнодорожном транспорте
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Представляет интерес другой аспект проблемы. В частности, пассажиры, которым был причинен вред во время перевозки железнодорожным транспортом, в случае возмещения им части причиненного вреда страховщиком достаточно часто обращаются в суд с исковыми требованиями к перевозчику для возмещения оставшейся части причиненного вреда одновременно по договорам обязательного и добровольного страхования. В связи с этим возникает вопрос: законны ли требования потребителя к перевозчику? Согласно ст. 1 Федерального закона N 67-ФЗ положения данного Закона распространяются исключительно на правоотношения, возникшие между перевозчиком и страховщиком в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, то есть к добровольному страхованию пассажира нормы вышеназванного акта неприменимы <11>. В случае возмещения страховщиком части причиненного вреда пассажиру по договору обязательного страхования пассажир может потребовать возмещения оставшейся части вреда от перевозчика <12>. Аналогичная позиция находит свое отражение в научной литературе <13>. По договору добровольного страхования возмещение подлежит взысканию исключительно со страховщика. Поэтому предъявление пассажиром искового требования к перевозчику для возмещения оставшейся части причиненного вреда одновременно по договорам обязательного и добровольного страхования недопустимо.
(Никитина К.И.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 4)Представляет интерес другой аспект проблемы. В частности, пассажиры, которым был причинен вред во время перевозки железнодорожным транспортом, в случае возмещения им части причиненного вреда страховщиком достаточно часто обращаются в суд с исковыми требованиями к перевозчику для возмещения оставшейся части причиненного вреда одновременно по договорам обязательного и добровольного страхования. В связи с этим возникает вопрос: законны ли требования потребителя к перевозчику? Согласно ст. 1 Федерального закона N 67-ФЗ положения данного Закона распространяются исключительно на правоотношения, возникшие между перевозчиком и страховщиком в рамках обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика, то есть к добровольному страхованию пассажира нормы вышеназванного акта неприменимы <11>. В случае возмещения страховщиком части причиненного вреда пассажиру по договору обязательного страхования пассажир может потребовать возмещения оставшейся части вреда от перевозчика <12>. Аналогичная позиция находит свое отражение в научной литературе <13>. По договору добровольного страхования возмещение подлежит взысканию исключительно со страховщика. Поэтому предъявление пассажиром искового требования к перевозчику для возмещения оставшейся части причиненного вреда одновременно по договорам обязательного и добровольного страхования недопустимо.
Статья: Страхование в сфере туризма
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Страхование багажа пассажиров - это специальная программа добровольного страхования, которая может быть как самостоятельной, так и входить в программу комплексного страхования туристов.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Страхование багажа пассажиров - это специальная программа добровольного страхования, которая может быть как самостоятельной, так и входить в программу комплексного страхования туристов.
Нормативные акты
Федеральный закон от 14.06.2012 N 67-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2. В случае, если указанные в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении им перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров, или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее чем указанные в настоящем Федеральном законе, обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками.
(ред. от 24.06.2023)
"Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)2. В случае, если указанные в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона имущественные интересы перевозчика при осуществлении им международных перевозок, а также перевозчика, являющегося владельцем судна, зарегистрированного в Российском международном реестре судов, при осуществлении им перевозок в сообщении между морскими портами Российской Федерации (каботаж) и перевозчика при осуществлении им международных и (или) внутренних воздушных перевозок застрахованы по договорам страхования, заключенным в соответствии с требованиями международных договоров Российской Федерации, национальными требованиями иных государств или их союзов, являющимися условием осуществления деятельности по перевозкам пассажиров, или в добровольном порядке (в том числе в соответствии с договорами страхования, заключенными за пределами Российской Федерации) по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее чем указанные в настоящем Федеральном законе, обязанность, установленная частью 1 настоящей статьи, считается исполненной такими перевозчиками.
Распоряжение Минтранса России от 05.05.2025 N ВТ-91-р
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Методических рекомендаций по расчету плановой себестоимости перевозки пассажиров и (или) грузов автомобильным транспортом, а также плановой себестоимости эксплуатации специальных и специализированных транспортных средств"11. Расходы на добровольное и обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров <6>.
(ред. от 18.09.2025)
"Об утверждении Методических рекомендаций по расчету плановой себестоимости перевозки пассажиров и (или) грузов автомобильным транспортом, а также плановой себестоимости эксплуатации специальных и специализированных транспортных средств"11. Расходы на добровольное и обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров <6>.
Статья: Оплата проезда к месту проведения отпуска сотрудникам МВД и Росгвардии
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Пунктом 2 данного Порядка определено, что указанным лицам при приобретении проездных документов (билетов) за свой счет осуществляется оплата (компенсация) расходов, связанных с проездом, включая плату за пользование постельными принадлежностями, за проезд в вагонах повышенной комфортности, за комплекс услуг, входящих в стоимость плацкарты, взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, в том числе изменение классности билета, расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус, судно).
(Романова Л.)
("Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)Пунктом 2 данного Порядка определено, что указанным лицам при приобретении проездных документов (билетов) за свой счет осуществляется оплата (компенсация) расходов, связанных с проездом, включая плату за пользование постельными принадлежностями, за проезд в вагонах повышенной комфортности, за комплекс услуг, входящих в стоимость плацкарты, взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату установленных на транспорте дополнительных сборов (за исключением добровольного страхового сбора, а также других дополнительных услуг, направленных на повышение комфортности пассажира, в том числе изменение классности билета, расходов, связанных с доставкой билетов, переоформлением билетов по инициативе пассажиров, доставкой багажа, сдачей билета в связи с отказом от поездки (полета) или опозданием на поезд, самолет, автобус, судно).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)59. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2024 г. N 19 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)59. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25 июня 2024 г. N 19 "О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества".
Вопрос: Каков порядок налогообложения оплаты полиса добровольного страхования командированного работника, приобретенного при покупке авиа- или железнодорожного билета?
(Консультация эксперта, 2025)Однако следует учесть, что существует судебная практика, согласно которой отнесение в состав командировочных расходов сумм взносов на добровольное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте законодательством не предусмотрено (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 N 17АП-7393/07-АК по делу N А71-4433/2007-А25 (Постановлением ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-401/08-С3 данное Постановление оставлено без изменения)).
(Консультация эксперта, 2025)Однако следует учесть, что существует судебная практика, согласно которой отнесение в состав командировочных расходов сумм взносов на добровольное страхование пассажиров от несчастных случаев на транспорте законодательством не предусмотрено (Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2007 N 17АП-7393/07-АК по делу N А71-4433/2007-А25 (Постановлением ФАС Уральского округа от 05.03.2008 N Ф09-401/08-С3 данное Постановление оставлено без изменения)).
Энциклопедия спорных ситуаций по НДФЛ и страховым взносам.
Облагается ли НДФЛ добровольная страховка, уплаченная при покупке билетов командированному работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Позиция 1. Сумма страхового взноса на добровольное страхование пассажиров, уплаченная при направлении работника в командировку, облагается НДФЛ
Облагается ли НДФЛ добровольная страховка, уплаченная при покупке билетов командированному работнику
(КонсультантПлюс, 2025)Позиция 1. Сумма страхового взноса на добровольное страхование пассажиров, уплаченная при направлении работника в командировку, облагается НДФЛ
Вопрос: Каковы особенности приема на работу граждан Армении?
(Консультация эксперта, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Например, справка и выданный компетентным органом Армении документ (с приложением перевода на русский язык) о наличии (отсутствии) судимости за совершение определенных преступлений и (или) факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям требуются при поступлении на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа (ч. 4 ст. 328.1 ТК РФ, п. 2 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);
(Консультация эксперта, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Например, справка и выданный компетентным органом Армении документ (с приложением перевода на русский язык) о наличии (отсутствии) судимости за совершение определенных преступлений и (или) факта уголовного преследования за эти преступления либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям требуются при поступлении на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа (ч. 4 ст. 328.1 ТК РФ, п. 2 Административного регламента, утв. Приказом МВД России от 27.09.2019 N 660);
Вопрос: Как отразить в налоговом учете расходы на добровольное страхование работника на время авиаперелета?
(Консультация эксперта, 2025)В целях налога на прибыль могут быть учтены расходы по договору добровольного личного страхования, предусматривающему выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью работника, при условии, что страхователем является сама организация.
(Консультация эксперта, 2025)В целях налога на прибыль могут быть учтены расходы по договору добровольного личного страхования, предусматривающему выплаты исключительно в случаях смерти и (или) причинения вреда здоровью работника, при условии, что страхователем является сама организация.
Статья: Ограничение предоставления доказательств по соглашению сторон в гражданском процессе
(Светличный А.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)Однако в одном из дел Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации <13> фактически пошла по иному пути. В этом деле речь шла о договоре добровольного страхования транспортного средства (каско), где было предусмотрено исключение из страхового покрытия случаев, когда застрахованное транспортное средство использовалось в качестве такси. Согласно условиям договора, получение соответствующего разрешения (из реестра разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси) является однозначным и безусловным доказательством использования автомобиля в качестве такси. Истец в деле приводил доказательства того, что хотя разрешение и было получено, но транспортное средство как такси не использовалось. Нижестоящие суды учли эти доказательства и разрешили дело в пользу истца, но гражданская коллегия ВС РФ не согласилась с таким подходом. Логика рассуждений коллегии свелась к следующему. Страховая компания и страхователь в договоре каско согласовали условие о получении разрешения на использование транспортного средства такси в качестве безусловного подтверждения того, что машина использовалась в этом качестве. А поскольку это так, то стороны в своем соглашении исключили право на возможность оспаривания этого факта в суде с привлечением иных доказательств. Поэтому коллегия сказала, что иные доказательства, кроме самого разрешения на использование автомобиля в качестве такси, суды принимать во внимание не должны.
(Светличный А.Д.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 12)Однако в одном из дел Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации <13> фактически пошла по иному пути. В этом деле речь шла о договоре добровольного страхования транспортного средства (каско), где было предусмотрено исключение из страхового покрытия случаев, когда застрахованное транспортное средство использовалось в качестве такси. Согласно условиям договора, получение соответствующего разрешения (из реестра разрешений на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси) является однозначным и безусловным доказательством использования автомобиля в качестве такси. Истец в деле приводил доказательства того, что хотя разрешение и было получено, но транспортное средство как такси не использовалось. Нижестоящие суды учли эти доказательства и разрешили дело в пользу истца, но гражданская коллегия ВС РФ не согласилась с таким подходом. Логика рассуждений коллегии свелась к следующему. Страховая компания и страхователь в договоре каско согласовали условие о получении разрешения на использование транспортного средства такси в качестве безусловного подтверждения того, что машина использовалась в этом качестве. А поскольку это так, то стороны в своем соглашении исключили право на возможность оспаривания этого факта в суде с привлечением иных доказательств. Поэтому коллегия сказала, что иные доказательства, кроме самого разрешения на использование автомобиля в качестве такси, суды принимать во внимание не должны.
Статья: Проблемы компенсации вреда жизни и здоровью пассажиров легкового такси
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 2)О потребности клиентов таксомоторных перевозок в страховой защите свидетельствует заключение договоров страхования основными игроками рынка. Так, лидер среди организаций заказа такси ООО "Яндекс.Такси" на своем официальном сайте заявляет о том, что все поездки застрахованы по программе добровольного страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров, и дает ссылки на правила страхования трех крупных страховщиков (АО СК "Альянс", СПАО "Ингосстрах", АО "Группа Ренессанс Страхование") <10>. Также необходимо отметить, что на сегодняшний день перевозчики пассажиров легковыми такси не могут воспользоваться механизмом добровольного страхования ответственности перевозчика в силу нормативного запрета данного вида страхования. Так, п. 1 ст. 932 ГК РФ допускает существование отдельных видов договора страхования ответственности по договору (к коим и относится страхование ответственности перевозчика) только в случаях, предусмотренных законом. Поэтому для обхода названной нормы участники страхового рынка используют другие схожие виды страхования (страхование пассажиров от несчастных случаев), максимально приближая условия страхования по определению размера страхового возмещения к нормативам страховых выплат по ОСГОП.
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 2)О потребности клиентов таксомоторных перевозок в страховой защите свидетельствует заключение договоров страхования основными игроками рынка. Так, лидер среди организаций заказа такси ООО "Яндекс.Такси" на своем официальном сайте заявляет о том, что все поездки застрахованы по программе добровольного страхования жизни и здоровья водителей и пассажиров, и дает ссылки на правила страхования трех крупных страховщиков (АО СК "Альянс", СПАО "Ингосстрах", АО "Группа Ренессанс Страхование") <10>. Также необходимо отметить, что на сегодняшний день перевозчики пассажиров легковыми такси не могут воспользоваться механизмом добровольного страхования ответственности перевозчика в силу нормативного запрета данного вида страхования. Так, п. 1 ст. 932 ГК РФ допускает существование отдельных видов договора страхования ответственности по договору (к коим и относится страхование ответственности перевозчика) только в случаях, предусмотренных законом. Поэтому для обхода названной нормы участники страхового рынка используют другие схожие виды страхования (страхование пассажиров от несчастных случаев), максимально приближая условия страхования по определению размера страхового возмещения к нормативам страховых выплат по ОСГОП.
Статья: Полная гибель имущества в транспортном страховании
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Рассмотрим данную ситуацию на примере договора каско, который комбинирует следующие виды страхования: страхование имущества (автомобиля) на случай повреждения либо хищения, страхование водителя и пассажиров от несчастных случаев (далее - страхование от НС), добровольное страхование гражданской ответственности (далее - ДСАГО). Если произошла фактическая гибель транспортного средства, то в связи с его уничтожением происходит прекращение всего смешанного договора страхования, в том числе прекращается страховая защита по страхованию от НС и ДСАГО, хотя последние виды страхования и наделены собственными предметами страхования (жизнь и здоровье водителя и пассажиров, гражданская ответственность водителя соответственно). В таком случае страховщик кроме осуществления страховой выплаты по страхованию имущества также должен будет вернуть остаток страховой премии по страхованию от НС и ДСАГО за период, в течение которого страхование не действовало (абз. 1 п. 3 ст. 958 ГК РФ).
(Каримуллина А.Э.)
("Транспортное право", 2023, N 3)Рассмотрим данную ситуацию на примере договора каско, который комбинирует следующие виды страхования: страхование имущества (автомобиля) на случай повреждения либо хищения, страхование водителя и пассажиров от несчастных случаев (далее - страхование от НС), добровольное страхование гражданской ответственности (далее - ДСАГО). Если произошла фактическая гибель транспортного средства, то в связи с его уничтожением происходит прекращение всего смешанного договора страхования, в том числе прекращается страховая защита по страхованию от НС и ДСАГО, хотя последние виды страхования и наделены собственными предметами страхования (жизнь и здоровье водителя и пассажиров, гражданская ответственность водителя соответственно). В таком случае страховщик кроме осуществления страховой выплаты по страхованию имущества также должен будет вернуть остаток страховой премии по страхованию от НС и ДСАГО за период, в течение которого страхование не действовало (абз. 1 п. 3 ст. 958 ГК РФ).
Тематический выпуск: Корпоративные отношения, договоры: из практики гражданско-правового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Во втором примере какая-либо логика отсутствует, поскольку перевозка пассажиров не имеет никакого отношения к деятельности по страхованию имущества, не является разновидностью этой деятельности и, как следствие, не может быть исключением из нее.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 12)Во втором примере какая-либо логика отсутствует, поскольку перевозка пассажиров не имеет никакого отношения к деятельности по страхованию имущества, не является разновидностью этой деятельности и, как следствие, не может быть исключением из нее.