Добровольное исполнение исполнительного листа
Подборка наиболее важных документов по запросу Добровольное исполнение исполнительного листа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 401 ГК РФ "Основания ответственности за нарушение обязательства"2.1.9. Должник может быть освобожден судом от взыскания исполнительского сбора, если сроки, установленные для добровольного исполнения требований исполнительного документа, нарушены не по его вине (позиция КС РФ, ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ответы на часто задаваемые вопросы к ст. 30 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как исчисляется срок добровольного исполнения требований исполнительного документа?
(КонсультантПлюс, 2025)1. Как исчисляется срок добровольного исполнения требований исполнительного документа?
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)- истечение срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.04.2025)
(ред. от 19.11.2025)- истечение срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
(ред. от 31.07.2025)
"Об исполнительном производстве"14. Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
Ситуация: Каковы сроки уплаты и сроки давности взыскания штрафов ГИБДД?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанное постановление может быть вынесено также при задолженности свыше 10 000 руб., если она не погашена по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Копия такого постановления направляется должнику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 3 ч. 1, ч. 2, 10 ст. 67 Закона N 229-ФЗ; п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Указанное постановление может быть вынесено также при задолженности свыше 10 000 руб., если она не погашена по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Копия такого постановления направляется должнику не позднее следующего дня после его вынесения (п. 3 ч. 1, ч. 2, 10 ст. 67 Закона N 229-ФЗ; п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50).
Статья: О практике применения ограничительных мер на регистрационные действия в Едином государственном реестре юридических лиц при исполнении исполнительного документа
(Гусаков С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом сходства правовой природы и выполняемых функций указанного исполнительного действия с таким, как арест имущества должника, представляется, что при установлении указанного запрета возможно применение разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50, о том, что исполнительные действия могут совершаться в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.
(Гусаков С.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)С учетом сходства правовой природы и выполняемых функций указанного исполнительного действия с таким, как арест имущества должника, представляется, что при установлении указанного запрета возможно применение разъяснений, содержащихся в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 N 50, о том, что исполнительные действия могут совершаться в том числе и в течение срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения работодателем требования о восстановлении на работе уволенного работника в срок, установленный для добровольного исполнения, или неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Согласно ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае неисполнения работодателем требования о восстановлении на работе уволенного работника в срок, установленный для добровольного исполнения, или неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления о возбуждении исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель:
Готовое решение: Как обжаловать постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства
(КонсультантПлюс, 2025)Если установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, меры принудительного исполнения, включая обращение взыскания на денежные средства должника, применяются только после его истечения.
(КонсультантПлюс, 2025)Если установлен срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, меры принудительного исполнения, включая обращение взыскания на денежные средства должника, применяются только после его истечения.
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере принудительного исполнения исполнительных документов неимущественного характера
(Сенотрусова Е.М., Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 6)До момента истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа взыскание исполнительского сбора, применение мер принудительного исполнения, установление временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и осуществление иных исполнительных действий не допускаются <3>. Так, действия пристава по взысканию сбора признаны незаконными, поскольку копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику простым почтовым отправлением <4>. По другому делу суд отменил постановление о временном ограничении на выезд должника из страны в связи с отсутствием у последнего на момент его принятия сведений о возбуждении исполнительного производства <5>.
(Сенотрусова Е.М., Тугутов Б.А.)
("Законность", 2023, N 6)До момента истечения срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа взыскание исполнительского сбора, применение мер принудительного исполнения, установление временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации и осуществление иных исполнительных действий не допускаются <3>. Так, действия пристава по взысканию сбора признаны незаконными, поскольку копия постановления о возбуждении исполнительного производства направлена должнику простым почтовым отправлением <4>. По другому делу суд отменил постановление о временном ограничении на выезд должника из страны в связи с отсутствием у последнего на момент его принятия сведений о возбуждении исполнительного производства <5>.
Статья: Возбуждение исполнительного производства
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Случаи, в которых срок для добровольного исполнения исполнительного документа не устанавливается, перечислены в ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Случаи, в которых срок для добровольного исполнения исполнительного документа не устанавливается, перечислены в ч. 14 ст. 30 Закона об исполнительном производстве.
Статья: Совершенствование законодательства об исполнительном производстве как способ повышения эффективности механизма принудительного исполнения
(Кузнецов Е.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)В основу проблематики исполнительного производства заложены правовые, экономические, политические и социальные причины. Комплексное совершенствование механизма принудительного исполнения возможно только при условии учета всех возможных факторов, влияющих на высокий уровень исполнимости исполнительных документов. Выделяются основные проблемы в каждом из блоков. К правовым аспектам можно относить недостатки и пробелы в законодательстве, неоднозначность его толкования; несоблюдение при разработке проектов правовых актов объективных требований к специализации и унификации норм цивилистического процессуального права; отсутствие системы добровольного исполнения исполнительных документов и др. К числу экономических факторов относятся несоизмеримость затрат по ведению ряда исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы; объективная невозможность осуществления исполнительного производства в ряде ситуаций; невысокий уровень дохода должника и др. К политическим аспектам следует отнести отсутствие комплексного подхода к вопросу о необходимости системного разрешения проблем исполнительного производства; длительность законотворческих процессов; игнорирование несомненных преимуществ небюджетной модели принудительного исполнения и др. К социальным факторам относятся высокий уровень правового нигилизма, недостаточный уровень уважения к государственным институтам и требованиям законов; существующие у граждан установки на игнорирование требований о беспрекословном исполнении судебных актов; возникающие возможности для коррупционного поведения в сфере принудительного исполнения и др. Анализируются изменения, внесенные в 2021 г. в Закон об исполнительном производстве, направленные на повышение эффективности последнего, однако выявляются существенные трудности в реализации новых положений. Предлагаются отдельные способы решения выявленных трудностей через изменение действующей законодательной регламентации.
(Кузнецов Е.Н.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 4)В основу проблематики исполнительного производства заложены правовые, экономические, политические и социальные причины. Комплексное совершенствование механизма принудительного исполнения возможно только при условии учета всех возможных факторов, влияющих на высокий уровень исполнимости исполнительных документов. Выделяются основные проблемы в каждом из блоков. К правовым аспектам можно относить недостатки и пробелы в законодательстве, неоднозначность его толкования; несоблюдение при разработке проектов правовых актов объективных требований к специализации и унификации норм цивилистического процессуального права; отсутствие системы добровольного исполнения исполнительных документов и др. К числу экономических факторов относятся несоизмеримость затрат по ведению ряда исполнительных производств с размером взыскиваемой суммы; объективная невозможность осуществления исполнительного производства в ряде ситуаций; невысокий уровень дохода должника и др. К политическим аспектам следует отнести отсутствие комплексного подхода к вопросу о необходимости системного разрешения проблем исполнительного производства; длительность законотворческих процессов; игнорирование несомненных преимуществ небюджетной модели принудительного исполнения и др. К социальным факторам относятся высокий уровень правового нигилизма, недостаточный уровень уважения к государственным институтам и требованиям законов; существующие у граждан установки на игнорирование требований о беспрекословном исполнении судебных актов; возникающие возможности для коррупционного поведения в сфере принудительного исполнения и др. Анализируются изменения, внесенные в 2021 г. в Закон об исполнительном производстве, направленные на повышение эффективности последнего, однако выявляются существенные трудности в реализации новых положений. Предлагаются отдельные способы решения выявленных трудностей через изменение действующей законодательной регламентации.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В одном из таких дел, рассмотренных Верховным Судом Российской Федерации, гражданин, являющийся должником по исполнительному производству, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о передаче арестованного имущества на торги. В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что не знал о возбужденном в отношении него исполнительном производстве, копию постановления о возбуждении исполнительного производства не получал, в связи с чем судебный пристав-исполнитель, не убедившись в истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не имел права применять штрафные санкции и меры принудительного исполнения. Решением районного суда, с которым согласились областной суд и кассационный суд общей юрисдикции, в удовлетворении заявленных требований было отказано со ссылкой на то, что административный истец пропустил установленный законом срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)В одном из таких дел, рассмотренных Верховным Судом Российской Федерации, гражданин, являющийся должником по исполнительному производству, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о передаче арестованного имущества на торги. В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что не знал о возбужденном в отношении него исполнительном производстве, копию постановления о возбуждении исполнительного производства не получал, в связи с чем судебный пристав-исполнитель, не убедившись в истечении срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, не имел права применять штрафные санкции и меры принудительного исполнения. Решением районного суда, с которым согласились областной суд и кассационный суд общей юрисдикции, в удовлетворении заявленных требований было отказано со ссылкой на то, что административный истец пропустил установленный законом срок на обращение в суд с административным исковым заявлением.
Статья: Третейское разбирательство (арбитраж) в системе защиты субъективных гражданских прав и законных интересов: основные проблемы
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)Ключевые слова: третейское разбирательство (арбитраж), судебная защита, правосудие, процессуальная форма защиты, альтернативный способ защиты, решение третейского суда (арбитража), добровольное исполнение, исполнительный лист, публичный порядок.
(Михайлова Е.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 10)Ключевые слова: третейское разбирательство (арбитраж), судебная защита, правосудие, процессуальная форма защиты, альтернативный способ защиты, решение третейского суда (арбитража), добровольное исполнение, исполнительный лист, публичный порядок.
"Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1. В части 1 комментируемой статьи определены последствия пропуска срока, установленного комментируемым Законом, иными федеральными законами или СПИ для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В первую очередь, предусмотрено, что пропуск такого срока влечет ответственность, предусмотренную комментируемым Законом и иными федеральными законами. Речь идет, прежде всего, об исполнительском сборе, являющемся согласно ч. 1 ст. 112 комментируемого Закона денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления СПИ о возбуждении исполнительного производства. Кроме того, ч. 1 комментируемой статьи подразумевается возможность наступления административной и уголовной ответственности (см. комментарий к ст. ст. 113 и 114 Закона).
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1. В части 1 комментируемой статьи определены последствия пропуска срока, установленного комментируемым Законом, иными федеральными законами или СПИ для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе. В первую очередь, предусмотрено, что пропуск такого срока влечет ответственность, предусмотренную комментируемым Законом и иными федеральными законами. Речь идет, прежде всего, об исполнительском сборе, являющемся согласно ч. 1 ст. 112 комментируемого Закона денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления СПИ о возбуждении исполнительного производства. Кроме того, ч. 1 комментируемой статьи подразумевается возможность наступления административной и уголовной ответственности (см. комментарий к ст. ст. 113 и 114 Закона).