Добровольное членство в сро
Подборка наиболее важных документов по запросу Добровольное членство в сро (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 60 "Возмещение вреда, причиненного вследствие разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве, сносе объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения" Градостроительного кодекса РФ"Согласно переходным положениям Закона N 191-ФЗ подача в установленный срок уведомления о намерении добровольно прекратить членство в саморегулируемой организации без перехода в другую СРО влечет корреспондирующую данному правомочию обязанность СРО в течение десяти дней со дня поступления соответствующего заявления осуществить возврат ранее уплаченного взноса; в качестве исключения законодателем указано лишь на случаи, когда в соответствии со статьей 60 ГрК РФ из компенсационного фонда осуществлялись выплаты в результате наступления солидарной ответственности за причиненный вред."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Членство в саморегулируемой организации (СРО)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вступление в СРО на добровольной основе может быть обусловлено совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных для СРО соответствующего вида, включающих содействие членам СРО в осуществлении ими предпринимательской и хозяйственной деятельности и др., например, вступление в СРО медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и/или организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Вступление в СРО на добровольной основе может быть обусловлено совокупностью прав и обязанностей, предусмотренных для СРО соответствующего вида, включающих содействие членам СРО в осуществлении ими предпринимательской и хозяйственной деятельности и др., например, вступление в СРО медиаторов, осуществляющих деятельность на профессиональной основе, и/или организаций, осуществляющих деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации (ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 27.07.2010 N 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)").
Вопрос: Об использовании для определения стоимости актива инвестиционных фондов отчета оценщика, который добровольно приостановил право осуществления оценочной деятельности, сохраняя при этом членство в СРО.
(Письмо Банка России от 10.09.2025 N 38-1-3/5560)Вопрос: Допускают ли требования п. 1.7 Указания Банка России от 25.08.2015 N 3758-У <1> использовать для определения стоимости актива отчет оценщика, который в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ <2> добровольно приостановил право осуществления оценочной деятельности, сохраняя при этом членство в саморегулируемой организации?
(Письмо Банка России от 10.09.2025 N 38-1-3/5560)Вопрос: Допускают ли требования п. 1.7 Указания Банка России от 25.08.2015 N 3758-У <1> использовать для определения стоимости актива отчет оценщика, который в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ <2> добровольно приостановил право осуществления оценочной деятельности, сохраняя при этом членство в саморегулируемой организации?
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ
(ред. от 02.07.2021)
"О саморегулируемых организациях"1. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.
(ред. от 02.07.2021)
"О саморегулируемых организациях"1. Членство субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях является добровольным.
"Доктринальные основы практики Верховного Суда Российской Федерации: монография"
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В период реформы градостроительного саморегулирования возникал и вопрос о том, можно ли перейти из одного СРО в другое в рамках одного региона с переводом средств компенсационного фонда. Практика Верховного Суда РФ по такому вопросу подтвердила императивный характер действия положений ГрК РФ. Так, в Определении от 16.01.2019 N 305-ЭС18-22700 по делу N А41-70347/2017 отмечено: "...исходя из императивной нормы части 13 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ, перечисление взноса в компенсационный фонд из одной саморегулируемой организации в другую осуществляется в случае добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации ее члена. Переход в саморегулируемую организацию в иных целях, не связанных с переходом по месту регистрации, не влечет для Организации обязанности по перечислению уплаченного в компенсационный фонд взноса, поскольку все заинтересованные лица находятся в одном регионе".
(Хабриева Т.Я., Ковлер А.И., Курбанов Р.А.)
(отв. ред. Т.Я. Хабриева)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)В период реформы градостроительного саморегулирования возникал и вопрос о том, можно ли перейти из одного СРО в другое в рамках одного региона с переводом средств компенсационного фонда. Практика Верховного Суда РФ по такому вопросу подтвердила императивный характер действия положений ГрК РФ. Так, в Определении от 16.01.2019 N 305-ЭС18-22700 по делу N А41-70347/2017 отмечено: "...исходя из императивной нормы части 13 статьи 3.3 Закона N 191-ФЗ, перечисление взноса в компенсационный фонд из одной саморегулируемой организации в другую осуществляется в случае добровольного прекращения членства в саморегулируемой организации в целях перехода в другую саморегулируемую организацию по месту регистрации ее члена. Переход в саморегулируемую организацию в иных целях, не связанных с переходом по месту регистрации, не влечет для Организации обязанности по перечислению уплаченного в компенсационный фонд взноса, поскольку все заинтересованные лица находятся в одном регионе".
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Указанный цикл не исчерпывается названными пятью стадиями. Задавшись целью изучения государственного регулирования в какой-либо сфере общественных отношений, исследователь вынужден будет рассматривать не только административно-правовые, но и иные отраслевые средства правового регулирования, учитывать действие иных социальных, а также экономических регуляторов. Без них, а также без учета имеющихся организационных и экономических гарантий невозможно обеспечить эффективность правового регулирования. А в некоторых случаях неправовые средства регулирования могут быть даже более эффективными. Не случайно в последние десятилетия мировая практика обращается к использованию таких средств регулирования, как репутационная ответственность, согласительные процедуры, саморегулирование (как принятие мер самим регулируемым лицом в добровольном порядке, а не в смысле членства в саморегулируемой организации). Возможно, стоило бы указать стадию профилактики правонарушений в качестве самостоятельной третьей стадии и увеличить их общее число до шести. Для этого есть формальные основания, поскольку профилактика нарушений обязательных требований выделена в Законе N 294-ФЗ. Однако выше уже отмечалось, что в действительности профилактика должна осуществляться на всех стадиях регуляторного цикла, где возникает возможность взаимодействия субъекта регулирования с контролируемыми лицами. Кроме того, можно найти обоснование объединению стадий правонаделения, контроля (надзора) и правоприменения, сославшись на упоминавшийся выше Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, в котором под функциями по контролю и надзору понимаются в том числе выдача лицензий и иных разрешений, регистрация прав, издание правоприменительных актов.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Указанный цикл не исчерпывается названными пятью стадиями. Задавшись целью изучения государственного регулирования в какой-либо сфере общественных отношений, исследователь вынужден будет рассматривать не только административно-правовые, но и иные отраслевые средства правового регулирования, учитывать действие иных социальных, а также экономических регуляторов. Без них, а также без учета имеющихся организационных и экономических гарантий невозможно обеспечить эффективность правового регулирования. А в некоторых случаях неправовые средства регулирования могут быть даже более эффективными. Не случайно в последние десятилетия мировая практика обращается к использованию таких средств регулирования, как репутационная ответственность, согласительные процедуры, саморегулирование (как принятие мер самим регулируемым лицом в добровольном порядке, а не в смысле членства в саморегулируемой организации). Возможно, стоило бы указать стадию профилактики правонарушений в качестве самостоятельной третьей стадии и увеличить их общее число до шести. Для этого есть формальные основания, поскольку профилактика нарушений обязательных требований выделена в Законе N 294-ФЗ. Однако выше уже отмечалось, что в действительности профилактика должна осуществляться на всех стадиях регуляторного цикла, где возникает возможность взаимодействия субъекта регулирования с контролируемыми лицами. Кроме того, можно найти обоснование объединению стадий правонаделения, контроля (надзора) и правоприменения, сославшись на упоминавшийся выше Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314, в котором под функциями по контролю и надзору понимаются в том числе выдача лицензий и иных разрешений, регистрация прав, издание правоприменительных актов.
Статья: Сравнительно-правовой анализ защиты прав инвесторов в ценных бумагах и ЦФА: история вопроса, текущий статус и эволюция
(Темчук М.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 3)Что касается СРО и базовых стандартов в отношении деятельности, связанной с ЦФА, на сегодняшний день на ОИС и операторов обмена не распространяется Закон N 223-ФЗ. Как подчеркивается в Письме Банка России, создание СРО в отношении новых участников рынка целесообразно при наличии большого количества участников инфраструктуры <20>. При этом текущее законодательство допускает создание СРО на добровольном членстве <21>. Такой подход представляется разумным и соотносится со стратегией поэтапного регулирования финансового рынка, применимой также к рынку ценных бумаг.
(Темчук М.И.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 3)Что касается СРО и базовых стандартов в отношении деятельности, связанной с ЦФА, на сегодняшний день на ОИС и операторов обмена не распространяется Закон N 223-ФЗ. Как подчеркивается в Письме Банка России, создание СРО в отношении новых участников рынка целесообразно при наличии большого количества участников инфраструктуры <20>. При этом текущее законодательство допускает создание СРО на добровольном членстве <21>. Такой подход представляется разумным и соотносится со стратегией поэтапного регулирования финансового рынка, применимой также к рынку ценных бумаг.
Статья: Корпоративная социальная ответственность членов саморегулируемых организаций в сфере строительства при распределении корпоративных рисков
(Васючкова О.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Для членов СРО такие корпоративные риски характеризуются в первую очередь финансовыми потерями в форме убытков, которые СРО принудительно может взыскать в судебном порядке на основании принятого решения членами СРО (внутреннего документа корпорации). Корпоративные риски, при которых члены СРО в сфере строительства несут дополнительное материальное бремя расходов при отсутствии противоправного поведения с их стороны, следует обозначить в качестве финансовых потерь, добровольно принятых всеми членами СРО на условиях обязательных корпоративных правил поведения, которые мы излагали выше. Такое поведение, где членами СРО на будущее добровольно принимается обязательство своевременно и добровольно вносить дополнительные взносы с целью восполнения средств КФ СРО, определяет правовую природу их ответственности.
(Васючкова О.А.)
("Конкурентное право", 2021, N 4)Для членов СРО такие корпоративные риски характеризуются в первую очередь финансовыми потерями в форме убытков, которые СРО принудительно может взыскать в судебном порядке на основании принятого решения членами СРО (внутреннего документа корпорации). Корпоративные риски, при которых члены СРО в сфере строительства несут дополнительное материальное бремя расходов при отсутствии противоправного поведения с их стороны, следует обозначить в качестве финансовых потерь, добровольно принятых всеми членами СРО на условиях обязательных корпоративных правил поведения, которые мы излагали выше. Такое поведение, где членами СРО на будущее добровольно принимается обязательство своевременно и добровольно вносить дополнительные взносы с целью восполнения средств КФ СРО, определяет правовую природу их ответственности.
Статья: Институт превенции в законодательстве о контроле (надзоре)
(Переседов А.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Добровольное членство в саморегулируемых организациях также стало обладать определенными преимуществами. Контролируемые лица, состоящие в саморегулируемых организациях, которые контролируют соблюдение своими членами требований законодательства, могут быть освобождены от контрольных (надзорных) мероприятий со стороны контрольных (надзорных) органов. Однако, как и в случае с независимой оценкой соблюдения обязательных требований, освобождение от контроля (надзора) имеет ряд условий: 1) такая возможность должна быть предусмотрена федеральным законом о виде контроля; 2) предмет контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов идентичен предмету вида контроля либо охватывает более широкий круг вопросов; 3) между саморегулируемой организаций и контрольным (надзорным) органом должно быть заключено соглашение о признании результатов деятельности <12>.
(Переседов А.М.)
("Административное право и процесс", 2021, N 12)Добровольное членство в саморегулируемых организациях также стало обладать определенными преимуществами. Контролируемые лица, состоящие в саморегулируемых организациях, которые контролируют соблюдение своими членами требований законодательства, могут быть освобождены от контрольных (надзорных) мероприятий со стороны контрольных (надзорных) органов. Однако, как и в случае с независимой оценкой соблюдения обязательных требований, освобождение от контроля (надзора) имеет ряд условий: 1) такая возможность должна быть предусмотрена федеральным законом о виде контроля; 2) предмет контроля саморегулируемой организации за деятельностью своих членов идентичен предмету вида контроля либо охватывает более широкий круг вопросов; 3) между саморегулируемой организаций и контрольным (надзорным) органом должно быть заключено соглашение о признании результатов деятельности <12>.