Добровольная сертификация
Подборка наиболее важных документов по запросу Добровольная сертификация (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 4 Закона N 223-ФЗВ качестве критерия оценки заявок можно установить наличие сертификата системы добровольной сертификации, если это не ограничивает возможность предложить к закупке не сертифицированный в этой системе товар >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Расходы на обязательную и добровольную сертификацию: бухгалтерский и налоговый учет
(Издательство "Главная книга", 2025)В налоговом учете расходы на сертификацию признают равномерно в течение срока действия сертификата или декларации о соответствии (ст. 264 НК РФ, Письма Минфина от 19.12.2024 N 03-03-06/1/128747, от 04.09.2013 N 03-03-06/1/36419).
(Издательство "Главная книга", 2025)В налоговом учете расходы на сертификацию признают равномерно в течение срока действия сертификата или декларации о соответствии (ст. 264 НК РФ, Письма Минфина от 19.12.2024 N 03-03-06/1/128747, от 04.09.2013 N 03-03-06/1/36419).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О техническом регулировании"Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия
(ред. от 25.12.2023)
"О техническом регулировании"Статья 21. Добровольное подтверждение соответствия
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)2) расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны;
(ред. от 17.11.2025)2) расходы на сертификацию продукции и услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны;
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Каким именно документом подтверждается соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 ПП РФ N 102 не уточняет. Однако ответ на этот вопрос следует непосредственно из содержания данного стандарта: он принят для добровольного применения, а в силу ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Следовательно, участникам закупки необходимо представить в составе заявки сертификат соответствия производства медицинских изделий требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 <106>. В отсутствии такого сертификата заявка приравнивается к предложениям о поставке иностранных товаров <107>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Каким именно документом подтверждается соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 ПП РФ N 102 не уточняет. Однако ответ на этот вопрос следует непосредственно из содержания данного стандарта: он принят для добровольного применения, а в силу ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Следовательно, участникам закупки необходимо представить в составе заявки сертификат соответствия производства медицинских изделий требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 <106>. В отсутствии такого сертификата заявка приравнивается к предложениям о поставке иностранных товаров <107>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Ассоциацией разработаны Стандарты практики управления строительством (обновлены в 2015 г.). На базе этих стандартов Ассоциацией введена система добровольной сертификации, к которой могут присоединиться профессиональные участники управления строительством при соответствии квалификационным требованиям.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Ассоциацией разработаны Стандарты практики управления строительством (обновлены в 2015 г.). На базе этих стандартов Ассоциацией введена система добровольной сертификации, к которой могут присоединиться профессиональные участники управления строительством при соответствии квалификационным требованиям.
Статья: Регулирование и направления развития рынка центров обработки данных в Российской Федерации
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Стратегические ориентиры отрасли заданы программными документами. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утверждена в 2017 г.) прямо предусматривает развитие сети ЦОД как ключевого элемента цифровой инфраструктуры. В материалах нацпроекта разработаны меры по стандартизации отрасли: к 2019 г. был создан национальный стандарт классификации дата-центров и система их сертификации. В дальнейшем были приняты государственные стандарты (ГОСТ), регламентирующие проектирование, строительство и эксплуатацию ЦОД. Например, в 2024 г. введен новый свод правил строительства зданий и сооружений ЦОД, а также запущена отечественная система добровольной сертификации "РосЦОД", присваивающая дата-центрам уровни надежности по российским нормам. Наличие национальных стандартов и сертификации повышает доверие к коммерческим ЦОД, особенно при их использовании для государственных информационных систем.
(Новиков А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 9)Стратегические ориентиры отрасли заданы программными документами. Национальная программа "Цифровая экономика Российской Федерации" (утверждена в 2017 г.) прямо предусматривает развитие сети ЦОД как ключевого элемента цифровой инфраструктуры. В материалах нацпроекта разработаны меры по стандартизации отрасли: к 2019 г. был создан национальный стандарт классификации дата-центров и система их сертификации. В дальнейшем были приняты государственные стандарты (ГОСТ), регламентирующие проектирование, строительство и эксплуатацию ЦОД. Например, в 2024 г. введен новый свод правил строительства зданий и сооружений ЦОД, а также запущена отечественная система добровольной сертификации "РосЦОД", присваивающая дата-центрам уровни надежности по российским нормам. Наличие национальных стандартов и сертификации повышает доверие к коммерческим ЦОД, особенно при их использовании для государственных информационных систем.
Готовое решение: Кто может оказывать риелторские услуги и чем они регулируются
(КонсультантПлюс, 2025)Аттестация риелторов осуществляется в рамках Системы добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости Российской Федерации Российской гильдии риэлторов (см. Постановление Госстандарта России от 08.02.2002 N 14 о регистрации Системы). С нормативными документами указанной Системы сертификации можно ознакомиться на сайте гильдии - https://rgr.ru/. В рамках данной Системы специалисты по недвижимости могут быть аттестованы по квалификации агент, эксперт или брокер. При этом в отличие от агентов и экспертов лица, имеющие квалификацию "Специалист по недвижимости - брокер", могут выполнять административные функции в отношении подчиненных сотрудников, имеющих квалификацию Агент/Эксперт, и (или) иметь право подписи договоров на оказание брокерских услуг. Кроме того, в Профессиональном стандарте "Специалист по операциям с недвижимостью", утвержденном Приказом Минтруда России от 10.09.2019 N 611н, брокер по недвижимости назван в числе одного из возможных наименований профессии (должности), обобщенной трудовой функцией для которой является руководство агентством недвижимости (структурным подразделением) (п. 3.3 данного Стандарта). Таким образом, представляется, что брокер по недвижимости - это одна из возможных профессиональных квалификаций риелтора.
(КонсультантПлюс, 2025)Аттестация риелторов осуществляется в рамках Системы добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости Российской Федерации Российской гильдии риэлторов (см. Постановление Госстандарта России от 08.02.2002 N 14 о регистрации Системы). С нормативными документами указанной Системы сертификации можно ознакомиться на сайте гильдии - https://rgr.ru/. В рамках данной Системы специалисты по недвижимости могут быть аттестованы по квалификации агент, эксперт или брокер. При этом в отличие от агентов и экспертов лица, имеющие квалификацию "Специалист по недвижимости - брокер", могут выполнять административные функции в отношении подчиненных сотрудников, имеющих квалификацию Агент/Эксперт, и (или) иметь право подписи договоров на оказание брокерских услуг. Кроме того, в Профессиональном стандарте "Специалист по операциям с недвижимостью", утвержденном Приказом Минтруда России от 10.09.2019 N 611н, брокер по недвижимости назван в числе одного из возможных наименований профессии (должности), обобщенной трудовой функцией для которой является руководство агентством недвижимости (структурным подразделением) (п. 3.3 данного Стандарта). Таким образом, представляется, что брокер по недвижимости - это одна из возможных профессиональных квалификаций риелтора.
Статья: Добровольная сертификация: ожидание и реальность
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2024, N 4)"Современный юрист", 2024, N 4
(Ткаченко В.С.)
("Современный юрист", 2024, N 4)"Современный юрист", 2024, N 4
Статья: Международная торговля минеральными удобрениями и экологические барьеры: влияние на таможенно-логистические процессы и пути адаптации
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Новые экологические требования напрямую влияют и на внешнеэкономическую деятельность. Они меняют правила таможенного оформления и логистики, в связи с этим приходится по-новому формировать пакет документов, пересматривать маршруты и учитывать рост издержек. Все чаще обязательным становится предоставление экологических деклараций и сертификатов, которые подтверждают, что продукция соответствует международным стандартам. Компании обязаны ежегодно вести экологические паспорта объектов и отчитываться об оплате за негативное воздействие. Важную роль играет и добровольная сертификация по международным стандартам, например ISO 14001. Наличие такого сертификата значительно повышает доверие иностранных партнеров и упрощает выход на новые рынки.
(Арабян М.С., Фролова А.В.)
("Таможенное дело", 2025, N 3)Новые экологические требования напрямую влияют и на внешнеэкономическую деятельность. Они меняют правила таможенного оформления и логистики, в связи с этим приходится по-новому формировать пакет документов, пересматривать маршруты и учитывать рост издержек. Все чаще обязательным становится предоставление экологических деклараций и сертификатов, которые подтверждают, что продукция соответствует международным стандартам. Компании обязаны ежегодно вести экологические паспорта объектов и отчитываться об оплате за негативное воздействие. Важную роль играет и добровольная сертификация по международным стандартам, например ISO 14001. Наличие такого сертификата значительно повышает доверие иностранных партнеров и упрощает выход на новые рынки.
Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль9.1. Учитываются ли для целей налога на прибыль расходы на добровольную сертификацию продукции и услуг?
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)4. Устанавливая обязательные требования, органы государственной власти должны оценить наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом комментируемый Федеральный закон не раскрывает ни понятие "альтернативные меры", ни порядок их оценки, а соответственно, и необходимости учета результатов оценки наличия указанных альтернативных мер на возможность установления обязательных требований. Следует согласиться с мнение, высказанным в литературе, что "процедура, направленная на выявление альтернативных обязательным требованиям мер, введена ради самой процедуры" <1>. Сам принцип обоснованности обязательных требований подразумевает, что они должны иметь "надлежащую научно-теоретическую или экспертную основу, что обеспечивает их обоснованность и эффективность в выполнении отведенных им задач", а соответственно, при их установлении должны учитываться все способы воздействия государства на регулируемые общественные отношения. Так, согласно п. 7.2 Методики исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" при анализе и описании текущей структуры нормативного регулирования в соответствующей сфере должны были быть отражены применяемые способы государственного регулирования в данной сфере (включая лицензирование и другие разрешительные режимы; мониторинг; добровольную сертификацию, аудит и иное подтверждение качества процессов, услуг или продукции; государственный контроль (надзор) с указанием типов контролируемых требований) с описанием значимых рисков, на минимизацию которых направлен каждый из них.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)4. Устанавливая обязательные требования, органы государственной власти должны оценить наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. При этом комментируемый Федеральный закон не раскрывает ни понятие "альтернативные меры", ни порядок их оценки, а соответственно, и необходимости учета результатов оценки наличия указанных альтернативных мер на возможность установления обязательных требований. Следует согласиться с мнение, высказанным в литературе, что "процедура, направленная на выявление альтернативных обязательным требованиям мер, введена ради самой процедуры" <1>. Сам принцип обоснованности обязательных требований подразумевает, что они должны иметь "надлежащую научно-теоретическую или экспертную основу, что обеспечивает их обоснованность и эффективность в выполнении отведенных им задач", а соответственно, при их установлении должны учитываться все способы воздействия государства на регулируемые общественные отношения. Так, согласно п. 7.2 Методики исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" при анализе и описании текущей структуры нормативного регулирования в соответствующей сфере должны были быть отражены применяемые способы государственного регулирования в данной сфере (включая лицензирование и другие разрешительные режимы; мониторинг; добровольную сертификацию, аудит и иное подтверждение качества процессов, услуг или продукции; государственный контроль (надзор) с указанием типов контролируемых требований) с описанием значимых рисков, на минимизацию которых направлен каждый из них.
Статья: Пробелы и проблемы в правовом регулировании негосударственной судебно-экспертной деятельности
(Осинцев Д.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)В целях обеспечения качества судебно-экспертной деятельности и повышения эффективности функционирования Системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России утвержден Перечень специальностей высшего профильного образования для заявителей на сертификацию по конкретным экспертным специальностям <13>, а также установлены ограничения по видам проводимых экспертиз в зависимости от систем сертификации экспертной деятельности: например, по направлению "Архитектура" уровни профильного образования "Бакалавриат", "Магистратура" допустимы при проведении следующих видов экспертиз: 16.1 "Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки", 27.1 "Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности".
(Осинцев Д.В.)
("Российская юстиция", 2025, N 1)В целях обеспечения качества судебно-экспертной деятельности и повышения эффективности функционирования Системы добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России утвержден Перечень специальностей высшего профильного образования для заявителей на сертификацию по конкретным экспертным специальностям <13>, а также установлены ограничения по видам проводимых экспертиз в зависимости от систем сертификации экспертной деятельности: например, по направлению "Архитектура" уровни профильного образования "Бакалавриат", "Магистратура" допустимы при проведении следующих видов экспертиз: 16.1 "Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки", 27.1 "Исследование объектов землеустройства, в том числе с определением их границ на местности".